ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Гонка вооружений в главных империалистических го сударствах, агрессивная война С Ш А и их наемников во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе, израильская агрессия против арабских стран при всесторонней поддержке американского империализма, напряженная внутренняя и внешняя поли тическая обстановка в ряде других районов капиталистиче ского мира — все это вызвало чрезмерный рост непроиз водительных бюджетных расходов внутри капиталистиче ских стран, а также за границей, в том числе на содержание многочисленных военных баз и армий главных империалистических государств на чужих территориях.
«Только за один 1970 год страны Н А Т О |
вложили |
в |
под |
готовку войны 103 миллиарда долларов. Наиболее |
опас |
||
ный характер милитаризация приобрела |
в С Ш А . |
За |
по |
следние пять лет в этой стране истрачено на военные цели около 400 миллиардов долларов» '.
Все это в конечном итоге расшатывает внутреннюю и международную валютно-финансовую систему капита лизма.
Главной особенностью обострения кризиса капитали
стической |
валютной |
системы в настоящее время является |
|||
то, |
что ее |
ключевая |
валюта — доллар С Ш А терпит крах. |
||
За |
последние |
годы |
погоня за долларами сменилась бег |
||
ством от |
него, |
а С Ш А |
вынуждены принимать чрезвычай |
||
ные |
меры |
по его спасению. Многие развитые капиталисти |
|||
ческие страны, особенно |
Ф Р Г , Япония, Франция, накопив |
шие большие резервы долларов, значительную часть их
обменяли на |
золото |
С Ш А . |
В результате американский зо |
лотой запас |
сократился с |
24,4 млрд. долл. в 1948 г. до |
|
10,5 млрд. долл. в |
первой |
половине 1971 г. Американское |
правительство было вынуждено отказаться от обмена дол ларов на золото, ввести дополнительный 10%-ный налог на импорт, «заморозить» повышение заработной платы внутри страны, пытаясь таким путем спасти доллар от пол ного краха, выйти из кризисного состояния за счет других стран и усиления эксплуатации трудящихся масс своей страны.
Кризис капиталистической валютной системы захваты вает все большее число государств этого мира, обостряет конкурентную борьбу между монополиями главных импе-
Материалы X X I V съезда КПСС, с. 16.
13
риалистических стран, находящихся в трясине углубляю щегося общего кризиса капитализма.
Возникновение в послевоенный период в Европе и А з и и ряда новых социалистических государств, рост революци онного рабочего движения в странах Западной Европы, полный распад колониальной системы империализма еще
больше |
обострили противоречия капитализма и борьбу |
между |
капиталистическими странами за рынки сбыта |
своих |
товаров и покупки сырья, за сферы прибыльного |
приложения капитала. Растущие внутренние и внешние противоречия капитализма отрицательно влияют и на со стояние его валютной системы, осложняют вое междуна родные расчеты и усиливают неустойчивость современных платежных средств.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Вусловиях современного капитализма
международные финансово-кредитные организации играют большую роль в функционировании мировой капиталисти ческой валютной системы.
Пытаясь преодолеть послевоенный кризис валютной системы капитализма и в целях использования ее для обес печения экономического порабощения народов бывших ко лоний, правящие круги империалистических стран во главе с С Ш А стали создавать такие финансово-кредитные уч реждения, которые прежде всего способствовали бы сохра нению и укреплению господства монополий этих стран на мировом капиталистическом рынке. Главными финансовокредитными учреждениями капиталистической валютной системы являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития 1 .
Международный валютный фонд ( М В Ф ) юридически представляет собой учреждение, созданное для регулирова ния валютно-расчетных отношений между странами и пре доставления государствам-членам необходимой им ино странной валюты на определенный срок для уравновеши вания их платежных балансов.
За создание М В Ф наиболее, |
активно выступали С Ш А . |
||
Они рассчитывали |
через него |
обеспечить господствующее |
|
положение доллара в капиталистической валютной |
системе. |
||
С Ш А , обладая в то |
время огромными золотыми |
запасами |
и являясь мировым кредитором, добились того, что их дол лар стал международным платежным средством наравне
' Здесь не освещается деятельность Банка международных расче тов (БМР), Международной ассоциации развития ( M A P ) , Междуна родной финансовой корпорации ( М Ф К ) , а также Азиатского банка развития; Африканского банка развития, Европейского инвестицион ного банка и некоторых других финансово-кредитных учреждений, ко торые в сущности являются или филиалами М В Ф и МБРР, или зави симыми от них.
» |
15 |
с золотом. Валюты всех других капиталистических стран
приравнивались к доллару на |
основе их золотого паритета. |
Обеспечив господствующее |
положение доллара, С Ш А |
с помощью Международного валютного фонда стали доби ваться устранения валютных ограничений, вынуждая дру гие государства отказываться от использования своей ва лютной политики как средства защиты от внешнеэкономи
ческого засилия американских |
монополий. |
|
|
||||
Другие наиболее развитые капиталистические государ |
|||||||
ства |
также |
поддерживали создание М В Ф . Они надеялись |
|||||
с помощью |
Фонда преодолеть |
послевоенные |
экономические |
||||
и валютные затруднения, стать более |
конкурентоспособ |
||||||
ными |
на |
мировых |
рынках. |
Капиталистические |
страны |
||
вступили в |
М В Ф еще |
и потому, что все |
они |
были |
заинте |
||
ресованы |
в создании |
более |
устойчивых |
международных |
валютно-финансовых отношений, поскольку в з'словиях по стоянного колебания капиталистических валют невозможна более или менее нормальная международная торговля. Кроме того, многие экономически зависимые страны, всту
пившие |
в М В Ф , надеялись облегчить |
возможность полу |
||||
чения |
необходимых |
им валютных ресурсов для |
развития |
|||
их |
экономики. |
|
|
|
|
|
|
Однако вся деятельность М В Ф |
так |
организована, что |
|||
он |
стал действовать |
исключительно |
в |
интересах |
обеспече |
ния господства монополистического капитализма и усиле ния зависимости экономически слаборазвитых стран. Так,
Соглашение |
о М В Ф предусматривает, |
что |
каждая стра |
н а — член |
Фонда обязана не вступать |
и |
не разрешать |
своим финансовым органам (казначействам, центральным
банкам и др.) |
вступать в какие-либо сделки и |
сотрудничать |
|||
со странами — не членами |
Фонда, |
когда |
это |
противоречит |
|
Соглашению |
о Фонде или |
целям |
Фонда . |
В |
сущности это |
означает, что империалистические страны, занимающие господствующее положение в М В Ф , получили возмож ность диктовать условия валютной политики всем осталь ным странам — членам Фонда .
О господстве кучки империалистических государств в указанной организации свидетельствует также установ
ленный |
порядок образования |
и использования уставного |
капитала |
и других ресурсов |
М В Ф . Первоначально его |
уставный капитал был образован в сумме 20 млрд долл. Капитал и другие ресурсы М В Ф складываются из взносов государств-членов и из доходов, образующихся в резулъ-
тате деятельности Фонда . Каждое государство-член имеет в Фонде квоту, или долю, которая определяет размер его участия в уставном капитале и возможность пользования ресурсами Фонда. Размеры квот стран определяются с уче том экономической мощи каждой страны и ее удельного веса в мировой торговле. Такое распределение квот обеспе
чивает господствующее |
положение в Фонде С Ш А , разви |
тых западноевропейских |
стран и Японии. |
Кначалу 1970 г. была достигнута договоренность об
увеличении |
капитала |
М В Ф |
с 21,3 млрд. до 29,2 млрд. долл., |
||||||
т. е. на 7,2 млрд. долл., что означает общее |
повышение |
||||||||
квот стран-членов в |
среднем |
на 3 5 % . Однако |
их повыше |
||||||
ние |
проведено непропорционально прежнему соотношению. |
||||||||
Т а к , квота |
С Ш А |
была |
повышена на |
3 0 % , |
Англии |
— |
|||
на |
14,8, |
Ф Р Г — на |
33,3, |
Франции — на |
52,3, |
Японии |
— |
||
на |
65,5, |
Канады — на 49, |
Италии — на |
60, |
Швеции |
— |
на 44,4, Голландии — на 34,6, Дании — на 59,5 % . |
|
|
|||||||||||
Взносы стран-членов в счет их квот в капитал |
М В Ф |
||||||||||||
осуществляются частично в золоте и частично |
B j |
националь |
|||||||||||
ных валютах. Для |
государств — учредителей |
Фонда |
мини |
||||||||||
мальный вклад в золоте был установлен в размере |
2 5 % их |
||||||||||||
квоты. С Ш А , имея |
свою долю в Фонде в 6700 |
млн. долл., |
|||||||||||
располагают |
2 3 % ' |
голосов, |
страны |
Западной |
Европы — |
||||||||
члены Е Э С — свыше 2 6 % голосов. Учитывая, |
что |
решения |
|||||||||||
в М В Ф |
принимаются |
большинством |
в |
8 5 % |
голосов, то |
||||||||
С Ш А |
имеют право «вето» (при этом |
С Ш А |
|
распоря |
|||||||||
жаются голосами зависящих от них стран Латинской |
А м е |
||||||||||||
рики) . |
Таким же правом теперь пользуется |
и |
девятка |
||||||||||
стран Общего рынка при условии согласованности |
своих |
||||||||||||
действий. Следовательно, решения всех вопросов в |
М В Ф |
||||||||||||
зависят |
|
от |
десяти |
наиболее |
развитых |
|
капиталистических |
||||||
стран. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Международному валютному фонду формально предо |
|||||||||||||
ставлен |
|
статус специализированного |
учреждения |
|
О О Н . |
||||||||
Однако |
в Соглашение |
о М В Ф , под |
давлением |
С Ш А , |
было |
||||||||
включено |
положение о |
том, что О О Н |
не имеет права де |
||||||||||
лать Фонду рекомендации в отношении |
его действий. |
|
|||||||||||
И з |
Соглашения |
о |
М В Ф |
следует, |
что |
страны-члены |
должны принимать все возможные меры для установления таких коммерческих и финансовых взаимоотношений
сдругими странами-членами, которые будут облегчать
международные |
платежи и |
поддерживать устойчивость |
своих валют. |
Страна — член |
Фонда обязана- -отменить. |
имеющиеся валютные ограничения, как только будет при
знано Директоратом |
М В Ф , |
что данная страна сможет ре |
гулировать свой платежный |
баланс без таких ограничений. |
|
В противном случае |
Ф о н д |
может лишить ее права пользо |
ваться его ресурсами. Каждая страна-член до того, как она
получит право пользования кредитами Фонда, |
должна з а |
явить, желает ли она сохранить валютные |
ограничения |
или согласна принять на себя обязательство не вводить валютных ограничений по текущим операциям без согла сования с М В Ф , а также обязана провести мероприятия, обеспечивающие свободную обратимость своей валюты на
обратимую валюту |
других стран |
или в золото. |
В соответствии |
с указанными |
положениями М В Ф при |
рассмотрении |
вопросов о предоставлении |
кредитов по |
|||
стоянно оказывал нажим на страны-члены, |
требуя |
отмены |
|||
ими валютных |
ограничений. Н о необходимых условий |
для |
|||
такой |
отмены в первое послевоенное десятилетие |
еще |
не |
||
было. |
Поэтому |
страны — члены Фонда длительное |
время |
не выполняли взятых на себя обязательств по отмене ва лютных ограничений и восстановлению обратимости своих валют. Лишь в конце 1958 г., т. е. когда в ряде западно европейских стран улучшилось экономическое и валютное положение, эти страны постепенно начали отменять валют ные ограничения и вводить взаимную обратимость (кон-, вертабельность) своих национальных валют и обратимость
вдоллары.
Вконце 1958 г. вслед за Францией обратимость валют ввели Англия, Бельгия, Дания, Голландия, Норвегия,
Швеция, Италия. Однако следует иметь в виду, что и досих пор нет полной обратимости ни одной капиталистиче ской валюты.
Ограниченная обратимость доллара С Ш А в золото со хранялась до 1971 г. Однако эта обратимость осуществля лась под контролем центрального банка С Ш А и этим правом могли пользоваться лишь казначейства и централь ные банки иностранных государств.
В большинстве других промышленно развитых капита листических стран существует лишь внешняя обратимость национальных валют на другие конвертабельные валюты, т. е. только для той части национальной валюты данной страны, которая находится в банках на счетах иностранных фирм и граждан и образовалась в результате внешнеторго вых, кредитных и других коммерческих операций.
18