ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
валюту |
которой |
банк |
использовал |
для предоставления |
займа. |
Учитывая, что |
страны берут займы главным обра |
||
зом в |
долларах |
С Ш А , |
марках Ф Р Г , |
японских иенах, фун |
тах стерлингов, швейцарских и французских франках и канадских долларах, М Б Р Р способствует сбыту това ров именно этих стран, капиталистические монополии ко торых продают зависимым странам машины и оборудова
ние по |
монопольно высоким ценам, извлекая огромные |
при- |
• были. |
|
|
Банк предоставляет займы по высоким ставкам — |
5,5— |
7,25°/о годовых, мотивируя это тем, что ему приходится платить большие проценты за привлеченные валютные ре сурсы с рынков денежного капитала.
Следует отметить, что займы, предоставляемые М Б Р Р развивающимся странам, являются для них тяжелым бре менем. Кроме уплаты высоких процентов, они несут боль
шие потери |
во внешней |
торговле. |
Развивающиеся страны |
||
.расходуют |
полученные |
займы |
на |
оплату промышленного |
|
оборудования, цены на которое |
из года в год повышаются, |
||||
а цены на сырьевые товары и |
сельскохозяйственные |
про |
|||
дукты, по которым они |
продают |
их |
капиталистическим |
мо |
нополиям, понижаются. Все это приводит к росту дефицита платежных балансов экономически зависимых стран и к
замедлению их экономического |
развития. |
М Б Р Р предоставляет займы |
в первую очередь не тем |
странам, которые нуждаются больше всех в экономической помощи, а тем, которые могут погашать займы и платить
высокие проценты, т. е. среднеразвитым |
и |
некоторым |
раз |
|||||||||||||||||
витым |
капиталистическим |
странам. |
О б |
этом |
свидетельст |
|||||||||||||||
вуют |
и |
данные |
о |
предоставленных |
М Б Р Р |
займах |
за |
|
пе |
|||||||||||
риод |
с |
начала |
его |
деятельности, |
т. |
е. |
с |
|
1946 |
г. |
по |
|||||||||
30 |
июня |
1970 |
г. |
Всего |
было |
предоставлено |
|
704 |
займа |
|||||||||||
86 странам-членам на сумму |
14,1 |
млрд. долл. |
(из |
них |
еще |
|||||||||||||||
не |
использовано |
3,8 |
млрд. долл.). И з числа |
капиталисти |
||||||||||||||||
ческих |
стран |
займы |
от |
М Б Р Р получили |
(млн. |
долл . ): |
||||||||||||||
Австралия — 417,7, |
А в с т р и я — 1 0 4 , 9 , |
Бельгия — |
76, |
Да |
||||||||||||||||
н и я — 85, |
Финляндия — 243,5, Франция — 250, |
Италия — |
||||||||||||||||||
398, |
Япония — 857 |
(за последнее |
время |
Япония |
сама |
пре |
||||||||||||||
доставила |
М Б Р Р |
займы: |
в |
1969 г. — |
160 млн. долл., |
в |
||||||||||||||
феврале и |
марте |
1970 г. — два займа по |
36 млрд. иен каж |
|||||||||||||||||
дый |
из |
7 , 1 4 % |
|
годовых), |
Голландия — 236,4, |
Норвегия—- |
||||||||||||||
145, |
Ю А Р |
— |
241,8. И з |
социалистических |
стран |
|
только |
|||||||||||||
одна |
Югославия |
|
получила |
займов |
на |
475,5 |
|
млн. |
долл. |
28
Большую часть кредитов |
получили |
среднеразвитые |
стра |
|
ны |
|
|
|
|
Как известно, |
М Б Р Р |
направляет |
капитал с капитали |
|
стических финансовых рынков в развивающиеся |
страны |
|||
неравномерно. Его |
приток |
увеличивается в периоды |
эконо |
мического |
подъема в капиталистических странах, но нака |
||
нуне и во |
время экономических |
кризисов |
он резко падает. |
В период |
сокращения вывоза |
капитала |
уплата процентов |
и погашение части прежних займов уже не компенсируется новыми займами. В итоге задолженность по наступившим срокам платежей страны-должники вынуждены покрывать за счет значительной части поступлений от их экспорта товаров. При этом в периоды спада экономической актив ности развитые капиталистические страны сокращают им порт товаров из развивающихся стран, что неизбежно приводит к еще большим финансовым затруднениям по следних. В результате у экономически зависимых стран увеличиваются дефициты платежных балансов; они стано вятся неплатежеспособными.
Нарастание неплатежеспособности стран-должников в свою очередь ведет к усилению финансовых затруднений и стран-кредиторов. Все это в конечном итоге углубляет и
обостряет неустойчивость |
всей |
валютно-финансовой |
си |
|
стемы |
капитализма. |
|
|
|
' По данным «World Bank |
Annual |
Reports, 1969, p. 8 и |
1970, |
|
p. 8, 36, |
112—113. |
|
|
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
Создание принципиально новой междуна родной социалистической валютной системы стало воз можным и необходимым в результате развития и укреп ления экономической мощи социалистических стран и всей мировой системы социализма, совершенствования всех форм экономического сотрудничества, расширения и углубления международного социалистического разделения труда.
Экономические и организационные предпосылки ф о р мирования международной валютной системы социалисти
ческих |
стран сэздавались постепенно. |
|
||
Н а |
первых |
этапах |
экономического |
сотрудничества с о |
циалистических |
стран |
(1949 — 1963 гг.) |
взаимные расчеты |
по их внешнеэкономическим связям осуществлялись на о с нове клиринговой системы. Основной принцип двусторон них клиринговых расчетов заключается в обеспечении ра венства товарных поставок и платежей, выраженных в валюте, принятой договаривающимися сторонами для осу ществления взаимных расчетов. Для балансирования пла тежей использовались предоставляемые странами друг другу технические кредиты на льготных условиях. Эта си стема расчетов обеспечивала двусторонние внешнеэкономи ческие связи, но сдерживала развитие экономического со трудничества на многосторонней основе. В связи с этим страны — члены С Э В в июне 1957 г. в Варшаве подписали Соглашение о многостороннем рублевом клиринге, которое действовало до конца 1963 г. Многосторонний клиринг во взаимных расчетах по всем внешнеэкономическим связям был более рациональным методом валютно-финансовых от ношений между странами социалистического содружества. Эта система расчетов способствовала расширению и уг лублению не только двустороннего, но и многостороннего экономического сотрудничества. Однако и данная система
30
расчетов не отвечала требованиям дальнейшего развития
многосторонних |
межгосударственных |
экономических свя |
зей. |
|
|
Динамичное |
развитие всех форм |
производственного, |
научно-технического и торгового сотрудничества между со циалистическими странами диктовало необходимость со здания более совершенной системы валютно-финансовых и кредитных отношений. В этих целях в 1963 г. правитель ства стран С Э В , руководствуясь интересами развития и углубления международного социалистического разделения труда, дальнейшего расширения и укрепления торговых и экономических связей, совершенствования системы рас четов и усиления валютио-финансового воздействия на выполнение взаимных обязательств, создали коллективную социалистическую валюту (переводный рубль) и Между народный банк экономического сотрудничества ( М В Э С ) , ввели единую систему многосторонних расчетов в пере
водных |
рублях |
(с |
1 января 1964 г . ) . |
Все |
платежи |
и |
расчеты, обусловленные двусторонними |
и многосторонними соглашениями и отдельными контрак тами о взаимных поставках товаров, а также соглаше ниями о кредитных и других платежах между странами — членами С Э В , производятся через Международный банк
экономического сотрудничества в переводных рублях. |
З о |
||
лотое содержание |
переводного рубля |
установлено |
в |
0,987412 г чистого |
золота. Каждая страна — член М В Э С , |
накапливающая средства на счетах в переводных рублях, свободно ими распоряжается.
Переводный рубль в системе многосторонних расчетов действует в качестве международной социалистической валюты и выполняет в экономическом обмене функции меры стоимости, средства платежа и средства накопления. Функционирование данной валюты в двусторонних и мно госторонних экономических связях между странами.— чле нами С Э В через М В Э С осуществляется планомерно. Она бесперебойно обслуживает весь взаимный внешнеторговый оборот и другие межгосударственные расчеты.
Коллективная валюта (переводный рубль) имеет не только золотое содержание, но и реальное товарное обес
печение, основанное на планомерном развитии |
производ |
|||
ства и планово-организационном |
товарном обмене, осу |
|||
ществляемом |
по стабильным |
внешнеторговым |
контракт |
|
ным ценам, |
устанавливаемым |
на |
базе товарных |
цен, дейст- |
31
вующих на мировых капиталистических товарных рынках, но очищенных от вредных спекулятивных и конъюнктур ных влияний. Планомерное развитие производства и вза имного товарооборота по стабильным ценам обеспечивает устойчивую покупательную способность коллективной со циалистической валюты и ее независимость от кризисных явлений капиталистической валютной системы, пагубно
влияющих |
на экономику и на материальное положение |
трудящихся |
масс капиталистических и развивающихся |
стран. |
|
Важным преимуществом коллективной валюты (пере водного рубля) является также то, что покупательная спо собность ее не зависит от изменений покупательной спо
собности |
национальных |
валют, которые |
могут происходить |
|||
в результате динамики |
внутренних |
цен на |
товары и |
|||
услуги. |
Переводный |
рубль |
имеет устойчивый |
реальный |
||
курс в соответствии |
с его золотым содержанием и по от |
|||||
ношению |
к валютам |
третьих |
стран. В |
условиях |
планомер |
ного развития мирового социалистического рынка исклю чена девальвация или ревальвация коллективной валюты (переводного рубля) на этом рынке. Курс коллективной валюты по отношению к валютам третьих стран может быть изменен лишь в тех случаях, когда последние де вальвировали или ревальвировали свои валюты.
Буржуазные экономисты пытаются отрицать функцио нирование переводного рубля в качестве международной валюты социалистических стран. Они голословно утверж дают, что даже уставный капитал М В Э С в переводных рублях является фиктивным, так как он образован, по их мнению, якобы в порядке взаимного кредита, предостав ленного странами друг другу в этой расчетной единице.
Буржуазные экономисты не в состоянии понять, что в условиях планового ведения хозяйства товарно-денежные отношения коренным образом отличаются от капиталисти ческих стихийно-рыночных отношений. В условиях социа лизма устойчивость, присущая социалистическому способу производства, проявляется и в межгосударственных отно шениях социалистических стран. Национальные народно хозяйственные планы во всех отраслях материального про изводства и распределения общественного продукта со ставляются каждой страной с учетом интересов всех стран — членов С Э В . Такие планы по существу представ ляют собой интеграционную систему. Здесь социалистиче-
32