Файл: Живов Л.Г. Привод и автоматика самоходных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в обязательном порядке внести коренные изменения в систему управления электроприводом по тем положениям, которые ука­ заны в гл. I.

3.АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Стреловой самоходный кран имеет четыре движения (пере­ движение крана, подъем — опускание груза, поворот, подъем — опускание стрелы). Основная задача автоматической системы управления электроприводами крана — АСУК — создать опти­ мальный общий цикл для этих движений. Система управления должна найти наиболее оптимальное время включения исполни­ тельных механизмов крана с минимальным рывком, наиболее полной загрузкой двигателей, следить за тем, чтобы выполня­ лись требуемые для данной технологии цикла одновременно од­

на— четыре совмещенных операции, чтобы выбор этих операций

иих выполнение в цикле было наиболее оптимальным. Очевидно, что такая автоматическая система управления подразумевает и автоматическое регулирование— контроль уровня качества па­ раметров процесса на выходе системы. Точность регулирования АСУК можно повышать в результате увеличения коэффициентов усиления, однако это ограничивается устойчивостью работы сис­ темы, поэтому коэффициенты усиления определяют при исследо­ вании динамического поведения системы. Для оптимизации цик­ ла в системе необходимо в сложных случаях включать счетно­ решающие устройства или применять малые ЦВМ для коорди­

нирования перемещений и операций, совершаемых краном в цикле.

Отдельные механизмы крана в синтезе обеспечивают выпол­ нение технологического цикла. Условием синтеза таких машин является получение высокой производительности крана, наилуч­ ших технико-экономических показателей. Для получения опти­ мального синтеза необходимо, чтобы АСУК решило следующие задачи: выбор оптимального графика скорости отдельного ис­ полнительного механизма, выбор таких параметров, как ускоре­ ние, рывок, ощущение, минимизация времени каждой рабочей операции, оптимальное движение исполнительного механизма при переменном приведенном моменте инерции.

АСУК должна избирать оптимальные режимы работы крана как динамической системы с независимыми электроприводами разных механизмов. Для этого АСУК производит поиск опти­ мального соотношения между рабочими скоростями совмещен­ ных движений механизмов (условие: быстродействие или наи­ кратчайший путь); оптимизацию режима в целях ограничения амплитуд колебаний груза на канате и динамических нагрузок в звеньях механизмов крана; поиск наименьшей длительности и рациональной организации цикла работы крана [нахождение

130


оптимальных точек включения и выключения механизмов в цик­ ле работы крана (рис. 76, точки а, б, с, d, е, А)] при наибольшей производительности крана; поиск наивыгоднейшего силового ре­ жима крана при наименьших энергетических затратах и совме­ щенной работе механизмов.

АСУК предусматривает наиболее оптимальную по технологи­ ческим режимам работу группы кранов. Для решения постав­ ленных задач необходимо иметь математическую модель крана, которая представляет собой систему дифференциальных уравне­ ний, определяющую оптимальную работу крана в комплексе для

Рис. 76. Цикл работы электроприводов, включенных в ав­ томатическую систему управления:

/ — подъема; II — вращения; III — вылета стрелы

данного варианта монтажных работ или погрузки-разгрузки. На рис. 76 изображен комплексный режим работы крана, для кото­ рого АСУК должна дать наиболее оптимальные решения. Мате­ матическая модель крана может быть решена рядом уравнений,

распространенных на все механизмы крана.

Оптимальная ско­

рость для подъемной лебедки с учетом обратных связей v —

для двигателя вращения v = ар, для

вылета

стрелы Uc =_f(t)

и для механизма передвижения t/n =

f(t). В правой части этих

зависимостей необходимо написать уравнения переходных режи­ мов (р = 0 при t = 0 и а = 0, см. гл. I). В связи с тем, что век­ торы скоростей перпендикулярны между собой, скорости движе­ ния груза на участках будут выражаться значениями (рис. 74):

v ab = v I е о*. v bc = v2-,

Vcd = V3; vde= V b vek= v 5.

131

Этим значениям будут соответствовать ускорения

а =

f(t) и

нагрузки на канат Qab =

Qi; Qbc =

Q2; Qcd =

Qs]

Qde =

Q*\

Qeh =

= Q5. Функционал, который минимизируется,

 

 

 

 

<k

Ql dt.

 

 

J(р)j* Qi dt + J Q2dt + . . . + I”

 

 

‘a

<b

\

 

 

 

 

Изопериметрическим

условием здесь может

быть прохожде-

ние заданного пути: по высоте Я =

V

 

 

ф =

'*

| v d t ; по углу

^ cod/;

 

 

°

 

 

 

 

по вылету стрелы р2— Р\ = J Udt

или участков

пути, где

 

t

 

 

 

 

 

включаются (оптимум по времени включения) электроприводы,

lb

tc

xl = ^ v l dt\ x2 = ^ v 2 dt\ x5 = J о5dt,

d

 

а также по времени t = J dt

и т. д.

Уравнения Эйлера представляются пятью группами (по чис­

лу слагаемых) функционала,

в каждой группе число уравнений

Эйлера равно числу составляющих скоростей или ускорений. Всего будет девять дифференциальных уравнений, для разреше­ ния которых необходимы соответствующие условия. К ним отно­ сятся равенство ординат в точках включений электроприводов

Vnt) = Vb(t)\ У4< / ) = 05(п

и граничные условия:

и0 = 0;

= 0;

ю(/й) = 0;

®(/с) = 0 ;

^ ( у = 0

и kVA) = °-

Кривая пути груза кусочно-гладкая. Отрезки удовлетворяют уравнению Эйлера и для непрерывности их в точках необходимо выполнение условий Вейерштрасса — Эрдмана:

132


В рассматриваемом случае составляются четыре пары усло­ вий Вейерштрасса — Эрдмана. Следовательно, условий для ре­ шения достаточно.

Математическую модель работы крана можно также соста­ вить по уравнениям Лагранжа.

АСУК решается с точки зрения схемы управления краном (воплощая в схемы более или менее полно условия математиче­ ской модели крана) разными способами. Одним из них является программное управление краном. В основу положена предвари­ тельная запись образцовых циклов работы крана на магнитную ленту методом фазовой модуляции.

Основная идея состоит в том, что для грейферного крана, для которого разработано программирование, командным сигналом служит сигнал рассогласования, являющийся результатом появ­ ления фазного угла между сигналом, считываемым с магнитной ленты, и сигналом обратной связи (от сельсин-датчика), который отображает истинное положение механизма. Сдвиг по фазе равен геометрическому углу ротора относительно статора и является функцией времени 0 (ц = фэ« ) — срщ или 0 = \/i-vF(i), где срэ—эта­ лонный сигнал; ср(ц — рабочий сигнал; i — передаточное отноше­

ние от рабочего органа к вращающему

трансформатору

или

многополюсному сельсину;

JF(t) = t — для

линейного и

Ащ =

= sin at — для углового перемещения груза или механизма.

Для механизма подъема

программирование осуществляется

в функции времени с записью на ленту части команд управления. Другая часть команд выполняется канатным и грейферным кра­ ном автоматически.

Для механизма поворота и вылета стрелы применен указан­ ный выше фазовый метод с углом рассогласования. Устройство программного управления (ПУ) поворота и вылета стрелы со­ стоит собственно из стенда программного управления с магнит­ ной лентой (СПУМ), квантователя рассогласования, релейного блока и датчика положения (сельсина или вращающегося тран­ сформатора). Исполнительные механизмы поворота и вылета стрелы оборудуются механическим тормозом и стендом с кон­ такторами и реле трехступенчатого автоматического ускорения.

На рис. 77 изображена блок-схема программного управления механизмами поворота для режима записи. В этом режиме кран управляется контроллером крана. Сельсин-датчик возбуждается эталонным сигналом генератора 1 (500 Гц), который фазорасщепителем 2 и усилителем 3 преобразуется и усиливается в двух­ фазный на две составляющие под углом зх/2. С роторной обмот­ ки сельсина 4 снимаются рабочие сигналы, промодулированные в соответствии с законом движения механизма. Рабочие сигналы одновременно с эталонными записываются на магнитную ленту.

В режиме воспроизведения (рис. 78) рабочие и эталонные сигналы усиливаются. Фазовый дискриминатор имеет два входа. Эталонный сигнал от генератора эталонного сигнала 1 расщеп­

133


ляется фазорасщепителем и возбуждает датчик положения 4. С датчика сигнал положения подается на один вход дискримина­ тора, напряжение датчика является эталоном для дискримина­ тора. На другой вход дискриминатора подаются рабочие сигна­ лы с магнитной ленты. В дискриминаторе сигналы сравниваются. При наличии рассогласования на выходе дискриминатора появ­ ляется непрерывный сигнал постоянного тока, который квантует­

ся на несколько уровней кван­ тователем рассогласования. В зависимости от уровня рассо­ гласования релейный блок про-

! \

И

QS 1 Ф г

4

 

L__i,

 

dnb

 

Рис. 77. Блок-схема программного уп­ равления механизмом поворота:

ч>р — программируемая координата меха­ низма, функция времени; фэ — эталон­

ный сигнал; 6 — угол или сигнал рас­ согласования; / — генератор эталонного сигнала; 2 — фазорасщепитель; 3 — уси­ литель мощности; 4 — сельсин-датчик; 5 — двигатель механизма; 6 — контак­

тор; 7 — командоаппарат; 8 — тормоз

I <pg_ LjLj j

Рис. 78. Блок-схема воспроизведения:

Фр — программируемая координата меха­ низма, функция времени; фэ — эталон­

ный сигнал; 0 — угол или сигнал рассо­ гласования; 1,5 — усилители напряжения; 2 — фазорасщепитель; 3 — усилитель мощ­ ности; 4 — сельсин-датчик положения; 6 — фазовый дискриминатор; 7 — фильтр низкой частоты; 8 — усилитель напряже­ ния постоянного тока

изводит те или иные переключения на контакторной панели или включает тормоз.

В режим программы вносятся поправки (коррекции) в зави­ симости от вылета стрелы. Схема программного устройства пре­ дусматривает в некоторых случаях внесение поправок машинис­ том крана.

Кран с системой ПУ работает так. После опускания грейфера на груз — канатный импульсатор включает замыкающую лебед­ ку. Когда грейфер полностью закроется, дифференциальное устройство включает на подъем поддерживающую лебедку.

Блок запоминания ПУ (когда высота подъема грейфера до­ стигла заданной по программе высоты) включает лентопротяж­ ный механизм СПУМ, механизм поворота. Когда при повороте наступает время открытия грейфера, блок запоминания на высо­ те открытия останавливает ленту и поддерживающую лебедку. Грейфер раскрывается и поднимается двумя лебедками, которы­ ми управляет грейферный автомат. Блок запоминания на задан­

134