Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
нет. Это объясняется, по-видимому, относительно малым числом турбогенераторов повышенной мощности, находящихся в эксплу атации, а также тем, что эта нечувствительная скорость для боль шинства турбогенераторов лежит выше их рабочей скорости. Од нако для некоторых роторов (ТВ2-100-2, ТГВ-300, ТВВ-320-2Ѵ ТВВ-500-2, ТГВ-500, ТТВ-2000, ТГВ-1600-4) нечувствительная скорость к распределенным грузам превышает рабочую не болеечем на 65%, у роторов ТВ-2-150-2 иТГВ-800 эта скорость всего на Ѵз превышает рабочую, а у ротора турбогенератора ТГВ-1200 она отличается от рабочей (по расчету) только на 5%. Для таких роторов целесообразно в случае необходимости распределять балансировочные грузы не по всей длине «бочки» ротора, а на участке меньшей длины.
Изложенные материалы показывают, что в рабочем диапазоне скоростей некоторых роторов крупных турбогенераторов есть нечувствительные скорости как к сосредоточенным грузам, уста новленным в торцовых плоскостях «бочки» ротора, так и к рав номерно распределенным по «бочке» грузам. Это делает необхо димой обязательную проверку на нечувствительные скорости всех роторов крупных турбогенераторов еще на стадии их проектиро вания.
Разработанный в Институте машиноведения метод расчета нечувствительных скоростей с учетом ступенчатой формы ротора, дает возможность определения этих скоростей в первом прибли5кении.
В случае необходимости следует за счет изменения относитель ных размеров ротора и соответствующего размещения баланси ровочных плоскостей обеспечить оптимальную отстройку от не чувствительных скоростей, используя для предварительных рас четов предложенную методику.
ПРИНЯТЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
п |
— скорость |
вращения |
ротора, |
о б / м и н , |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
со — круговая |
частота колебаний, сек-1, |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
соп |
— круговая |
частота собственных колебаний, сек-1, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
У п |
= |
со/соп — относительная |
угловая |
скорость |
вра |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
щения |
ротора, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у1б = |
соБ/шX— относительная |
балансировочная |
ско |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рость, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F — площадь |
поперечного |
сечения ротора, с м 2, |
||||||||||
|
|
І х , ly, |
І п |
— осевой илн диаметральный момент инерции се |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
чения ротора относительно одной из главных |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
осей, сиг,4, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I х у |
— центробежный момент |
инерции сечения |
|
рото |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ра, сис4, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
— модуль |
упругости материала |
при растяжении, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
к Г / с м 2, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е І |
— изгибная |
жесткость |
сечения |
ротора, вГ - с м 2, |
|||||||||
|
|
|
|
|
Pm — массовая |
плотность |
материала |
ротора, |
т / с м 2 |
|||||||||
т |
= |
рmF, |
т |
(s) — погонная |
масса ротора, к г / с м , |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
I |
— длина ротора между |
опорами, |
с м , |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
Ій |
— длина] консольной части ротора, с м , |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Іп |
— длина |
л-го участка |
ротора, |
с м , |
|
|
||||||
|
|
Х п |
= |
2Іп ІІ |
— относительная длина |
л-го участка, |
|
|
||||||||||
|
|
х |
(s), у |
(s) — амплитудное значение |
прогибов ротора |
в |
про |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
извольном сечении, |
с м , |
|
|
|
|
|
||||
|
' |
z = %+ |
і у |
— комплексное значение |
прогиба, |
|
|
|||||||||||
|
п |
, z , z |
т ѵ |
— частные производные |
соответствующих |
поряд |
||||||||||||
|
zv |
z |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ков по |
текущей |
координате, |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
z, |
z — первая и вторая |
частные производные по вре |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
мени, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qn, |
Р |
п |
— сосредоточенные |
силы, |
к Г , |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
(] (s) — интенсивность распределенной нагрузки, к Г / с м , |
||||||||||||||
|
|
|
|
р (s) — функция |
распределения величины дисбаланса |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
по длине |
ротора, с м , |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
'F (s) — функция |
изменения по длине ротора угла |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
между вектором дисбаланса и осью координат, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вращающейся вместе |
с |
ротором, |
|
|
||||||
|
|
|
|
Z (s) — прогиб осп ротора в текущем сечении, с м , |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
N |
(s) — перерезывающая'; сила в текущем сечении, к Г , |
|||||||||||||
|
|
|
|
М |
(s) — изгибающий момент в текущем сечении, к Г - с м , |
|||||||||||||
|
R |
(0), R |
(/) — реакции в левой |
и |
правой |
опорах, к Г , |
|
|
||||||||||
А |
п , Е |
п , С п , Dni |
— произвольные постоянные в уравнениях |
упру |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
гой ЛИНИИ, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Фп(з) — функция нагрузки в уравнении |
упругой линии, |
|||||||||||||
|
S |
(а), Т |
(а), |
|
|
|
А. Н. Крылова, |
|
|
|
|
|||||||
|
U (а), |
V (а) — функции |
|
|
|
|
||||||||||||
|
А |
(а), В |
(а), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
С |
(а), S1 (а) — частотные функции в обозначениях Прагера и |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Гогенемзер. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Я. Hort. Auswuchtfragen.— Maschinenbau, '1923, Bd. 2, N 25/26.
2.А . Stodola. Dampf und Gasturbinen. Berlin, 1924.
3.V. В leas. Uber die Massenausgleich raschumlaufender Körper.— ZAMM, 1926, Bd. 6, N 6.
4.E. Lehr. Die heutige Stande des Auswuchtproblems.— Der Betrieb —
Maschinenbau, 1930, Bd. 9, H. 21 und 23.
5.G. Kirchberg. Auswuchten schwehren Läufer höher Drehzahl.— Forschung Geb. Ingwesens, 1935, Bd. 6, N 2.
6. A. Meldahl. Auswuchten elastischer |
Rotoren.— ZAMM, |
1954, |
Bd. 34, |
|
N |
8/9. |
Уравновешивание |
гибких |
роторов |
7. А . |
А . Г у с а р о в , Ф . M . Д и м е н т б е р г . |
с распределенной и сосредоточенными массами.— Сб. «Проблемы проч ности в машиностроении», вып. 6. Изд-во АН СССР, 1960.
S.А . Н . К р ы л о в . Вибрация судов.— Собр. трудов, т. X. Изд-во АН СССР,
1948.
9. И . В . |
А н а н ь е в , Л . |
Г . |
Т и м о ф е е в . Колебания упругих систем в авиацион |
|||
ных конструкциях и их демпфирование. Изд-во «Машиностроение», |
||||||
1965. |
. К у р д ю м о в . |
Вибрация корабля. |
Судпромгпз, |
1953. |
||
10. А |
. А |
|||||
11. Ф |
. М |
. Д и м е н т б е р г , |
К . Т . Ш а т а л о в , А . |
А . Г у с а р о в . |
Колебания машин. |
Изд-во «Машиностроение», 1964.
12.В . Н . Б а р к е . Изотропные опоры в балансировочных машинах и методы уравновешивания гибких изделий.— Сб. «Теория и практика уравнове шивания машин и приборов». Изд-во «Машиностроение», 1970.
43.А . А . Г у с а р о в . Нечувствительные скорости при уравновешивании гиб кого ротора равномерно распределенными грузами.— Машішоведеиие, 1968, № 2.
14. А . А . |
Г у с а р о в . |
Переносуравновешивающих грузов на гибком |
рото |
|||||
ре.— Машиноведение, |
1969, № |
1. |
|
Устранение |
вибра |
|||
15. М . М |
. И с а к о в и ч , |
Л . |
И . |
К л е й м а н , |
Б . X. |
П е р ч а н о к . |
||
ции |
электрических |
машин. Л., |
пзд-во |
«Энергия», |
1969. |
|
16.Э . А . М а з и н . Вопросы уравновешивания гибких роторов сосредоточен ными грузами.— Сб. «Теория и практика уравновешивания машин и приборов». Изд-во «Машиностроение», 1970.
17.Э . А . М а з и н . Уравновешивание роторов турбогенераторов по формам
|
свободных |
колебаний. — Сб. «Уравновешивание |
машин и приборов». |
18. |
Изд-во «Машиностроение», 1965. |
|
|
И . С . Л и с и ц ы н . Балансировка роторов турбоагрегатов в эксплуатацион |
|||
|
ных условиях.— Сб. «Вибрационная техника». Моек, дом научно-техн. |
||
19. |
пропаганды |
им. Ф. Э. Дзержинского, 1962, № |
3. |
М . А . Б р а н о в с к и й , И . С . Л и с и ц г т і - - 1Временная инструкция по динами |
|||
|
ческой балансировке роторов турбогенераторов и других крупных энер |
||
|
гетических машин в собственных подшипниках. Изд-во «Энергия», 1964. |
20.И . С . Л и с и ц ы н . Об уравновешивании роторов действующих турбогене раторов на месте их установки.— Вестник машиностроения, 1960, № 11.
21.С . И . М и к у н и с . Уравновешивание гибких роторов турбоагрегатов.— Вестнпк машиностроения, 1961, № 9.
22. Б . Т . Р у н о в . Уравновешивание турбоагрегатов на электростанциях. Госэнергоиздат, 1963.
141
23.А . А . Г у с а р о в . О размещешга балансировочных плоскостей на гибком роторе.— Сб. «Колебапия и прочность при переменных напряжениях». Изд-во «Наука», 1965.
24. А . А . Г у с а р о в , |
Ф . М . Д и м е н т б е р г . |
Об |
уравновешивании гибких ва |
лов.— Вестник |
машиностроения, |
1959, |
№ 1. |
25.Л . Н . К у д р я ш е в . Уравновешивание быстроходных роторов малым чис лом грузов,— Сб. «Колебания и уравновешивание роторов». Изд-во «Наука», 1973.
26.С . И . М и к у н и с . О балансировке гибких роторов действующих турбо агрегатов.— Вестник машиностроения, 1959, № 12.
27.К . Federn. Grundlagen einer systematischen Schwingungsentstörung wellen
28. |
elastischen |
Rotoren.— VDI-Berichte, |
1957, Bd. 24. |
|
|||
il'. Quessel. |
Das |
Auswuchten von Turbosätzen. AEG Dampfturbinen, |
|||||
29. |
Turbogeneratoren, 1964. |
|
|
||||
A . A . |
Г у с а р о в . |
Уравновешивание гибких роторов двумя грузами.— |
|||||
|
Сб. «Dynamika |
strojov», под ред. |
Я. Гонды. Братислава, |
изд. Слов. |
|||
30. |
АН, |
1963. |
|
|
|
|
|
Р . В . |
В а с и . г ъ е в а , |
А . |
А . Г у с а р о в , Ф . |
М . Д и м е н т б е р г , К . Р . |
Ц е х п н с к и й . |
||
|
Опыт балансировки |
гибкого вала на модельной установке.— Вестник |
|||||
|
машиностроения, 1960, № 9. |
|
|
31.В . А . З е н к е в и ч . Уравновешивание гибких роторов.— Вестник электро промышленности, 1959, № 8.
32. Л . Я . Б а н а х , М . Д . П е р м и н о в . Исследование неуравновешенности гиб кого вала методом измерения его деформаций,— Сб. «Теория и практика уравновешивания машин и приборов». Изд-во «Машппостроѳнпе», 1970.
33.В . П . Р о й з м а н . Методы уравновешивания упруго-деформируемых рото ров.— Сб. «Теория и практика уравновешивания машин и приборов». Изд-во «Машиностроение», 1970.
34.Bf. Г . С о м а р о в . Определение места и величины дисбаланса гибкого всережимного ротора.— Знергомашішостроение, 1966, № 8.
35. Н . Г . С а м а р п в . Аналпз влияния различных типов дисбаланса на дина мический прогиб гибкого ротора.— Машиноведение, 1968, № 4.
36.Н . Г . С а м а р о в . Уравновешивание гибких роторов по элементам.— Сб. «Теория и практика уравновешивания машин и приборов». Изд-во «Ма шиностроение», 1970.
37.А . А . Г у с а р о в . Выбор системы балансировочных грузов для гибкого ротора.— Сб. «Динамика гибких роторов». Изд-во «Наука», 1972.
38.А . А . Г у с а р о в . Вынужденные нагибные колебания ступенчатых роторов при действии сосредоточенных сил.— Сб. «Колебания и уравновешива ние роторов». Изд-во «Наука», 1973.
39.А . А . Г у с а р о в . Влияние ступенчатой формы ротора на его собственные частоты,—Сб. «Нелинейные колебания и переходные процессы в маши нах». Изд-во «Наука», 1972.
40.Е . Hübner. Das Auswuchten elastischer Rotoren, ein Problem der Struk
turanalyse.— Ingeneuer-Archiv, 1961, Bd. 30, N 5.
41.A. G. Parkinson, R. E. D. Bishop. Vibration and balancing of rotating continious shafts.— The J. Mech. Eng. Sei., 1961, v. 3, N 3.
42.J. P. Den-Hartog. The balancing of flexible rotors. A book «Air, Space and Instruments». N. Y., 1962.
43.Z. Parszewski, P. Grootenhais. Balancing multi-bearing machines.— Engi neer, 1961, N 5483.
44.K. Julis. Vyvazovani staticky neurcitë ulozenych rotorfL— Strojirenstvi,
1964, |
N |
1. |
А . В . Ш л я х т и н . Уравновешивание гибких роторов.— |
45. М . Я . |
К у ш |
у л ь , |
|
Изв. |
АН |
СССР, |
Механика и машиностроение, 1964, № 2. |
46.Н . Thomas. Gefährlichkeit bügekritischer Drehzahlen bei mehrgehäusigen Turbomaschinen.— Konstrukcion, 1964, N 11.
47.С. И . М и к у н и с . Вынужденные колебания и уравновешивание гибких роторов турбоагрегатов.— Автореф. канд. дисс. Моек, энеогѳт. ян-т, 1967.
142
48. |
А . С . |
Г о л ь д и н . |
Метод уравновешивания валоировода несколькими гру |
49. |
зами.— Ияф. сообщ. БТИ ОРГРЭС, 1968, № Т-27. |
||
А . С . |
Г о л ь д и н . |
Балансировка многоопорных валопроводов в условиях |
|
|
электростанций.— Сб. «Теории и практика уравновешивания машин и |
||
50. |
приборов». Изд-во «Машиностроение», 1970. |
||
И. С . |
Г о л ь д и н . |
Оптимизация расчета уравновешивающих грузов.— |
|
|
С.б. «Исследование и устранение вибрации турбоагрегатов». Изд-во «Энер |
||
|
гия», |
1972. |
|
51.А . С - Г о л ь д и н , В . В . Ш и ш к и н . Использование комплексных баланси ровочных чувствительностей при уравновешивании турбоагрегатов в соб ственных подшипниках.— Сб. «Исследование и устранение вибрации турбоагрегатов». Изд-во «Энергия», 1972.
52.И . С - Л и с и ц и н . Уравновешивание роторов турбогенераторов в собствен ных подшипниках.— В кн. «Ремонт оборудования турбинных цехов электростанций». Изд-во «Энергия», 1966.
53.И . С - Л и с и ц и н . К вопросу уравновешивания системы связанных рото
ров.— Сб. «Исследование и устранение вибрации турбоагрегатов». Изд-во «Энергия», 1972.
54.А . Church, В . Plunkett. Balancing Flexible Botors.— J. Eng. Indusü^,
1964, N 4.
55.T. Gnodm.an. A Least-Squares Method of Computing Balance Corrections.—
3.Eng. Industry, 1964, N 3.
56.С . II. М и к у / т с , С . А . Л и м а р . Уравновешивание многоонорпых роторов энергетических турбоагрегатов.— Сб. «Исследование и устранение виб
57. |
рации туфбоагрегатов». Изд-во «Энергия», 1972. |
Исследование и устра |
||||||||
М . |
А . |
Б р а н о в с к и й , |
И . С . Л и с и ц и н , |
А . П . С и в к о в . |
||||||
|
нение вибраций турбоагрегатов. Изд-во «Энергия», 1969. |
|||||||||
58. В . А . |
З е н к е в и ч . Уравновешивание |
гибких |
роторов электрических ма |
|||||||
|
шин.— Сб. «Уравновешивание |
машіш и |
приборов». Изд-во «Машино |
|||||||
59. |
строение», 1965. |
|
|
Об |
условии балансируемостп гибких |
|||||
Й . |
Р . |
С у с с и , |
В . М |
. Ф р и д м а н . |
||||||
60. |
валов |
двумя |
грузами.— Машиноведение, |
1966, |
A1! 4. |
|||||
М |
. А . |
Б р а н о в с к и й , |
А . |
П . С и в к о в . |
Балансировка |
роторов турбогенера |
||||
|
торов. |
М.— Л., нзд-во |
«Энергия», |
1966. |
|
|
61.И. 4. Г у с а р о в . Нечувствительные скорости при уравновешивании сту пенчатых роторов двумя грузами, — Сб. «Колебания и уравновешивание роторов». Изд-во «Наука», 1973.