Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для опорных реакций при действии пары симметричных и пары кососимметрпчных грузов, приведенными в главе 2.

Уравнения для определения нечувствительных скоростей по­ лучаем из условия равенства нулю опорных реакций. Тогда не­ чувствительные скорости для пары симметричных грузов на кон­ солях будут определяться корнями уравнения

2^ос ß5 (ß) — С (р) =

0.

(6.9)

Для пары кососимметричных грузов эти скорости определяют­

ся корнями уравнения

 

 

2K J A (ß) +

(ß) =

0.

(6.10)

Из уравнений (6.9) и (6.10) видно, что величина нечувствитель­ ных скоростей ротора постоянного сечения с грузами, установ­ ленными на консолях, зависит только от относительной длины консолей %оп. При нулевой длине консолей Хоп = 0 уравнения

(6.9)

и (6.10) превращаются соответственно в уравнения С (ß) = 0

и

(ß) = 0, определяющие собственные частоты ротора постоян­

ного сечения при симметричных и кососимметрпчных колебаниях. Другими словами, при приближении консольных грузов к опорам величина нечувствительных скоростей приближается к соответ­ ствующим собственным частотам, как и в случае грузов, уста­ новленных внутри пролета ротора. Однако для грузов, установ­ ленных в пролете на некотором расстоянии от опор, нечувстви­ тельная скорость располагается выше соответствующей собствен­ ной частоты. Для грузов же, установленных на консолях, нечув­ ствительные скорости будут ниже соответствующих собственных частот, что следует из уравнений (6.9) и (6.10) при учете значений частотных функций (1.15). Чем больше относительная длина кон­ соли, тем меньше величина нечувствительной скорости. Эти вы­ воды подтверждаются также рис. 6.10, на котором приведены графики относительных значений нечувствительных скоростей для пары симметричных (кривая уі„) и кососимметричных (кривая у2н) грузов, установленных на консолях, в зависимости от относительной длины последних. Кривая у2н при всех длинах кон-

Р и с. 6.10. Зпачения первой

ивторой нечувствительных скоростей в зависимости от

длины консолей


солей располагается выше кривой у1Н. Это показывает, что не­ чувствительная скорость для кососимметричных грузов при оди­ наковой длиие консолей всегда расположена ближе второй кри­ тической скорости, чем нечувствительная скорость для симметрич­ ных грузов — к первой критической скорости. Например, при Я.0„ = 0,2 относительные значения нечувствительных скоростей равны Ä ; 0,63, у*а Ä ; 0,723; при Л0Т1 = 0,08 эти значения будут У?н « 0,78 и у«н j» 0,82.

Натурные роторы турбогенераторов

Одним из факторов, затрудняющих качественное выполнение балансировки гибких роторов турбогенераторов большой мощ­ ности, является дефект их конструкции, при котором плоскости установки корректирующих грузов расположены таким образом, что при данных относительных размерах ротора в рабочем диапа­ зоне скоростей или вблизи от рабочей скорости проявляются нечувствительные скорости. Практически это проявляется в том, что на этих скоростях гибкий ротор невозможно отбаланспровать системой грузов, установленных в заданных плоскостях.

Практика балансировки роторов современных крупных тур­ богенераторов дает много примеров [11, 15, 21, 22, 29, 57, 58], когда в определенных диапазонах скоростей ротор очень трудно отбалансировать симметричными или кососимметричными груза­ ми, устанавливаемыми в двух заданных сечениях. Выше было показано, что нечувствительные скорости могут существовать ие только для сосредоточенных, но и для распределенных по ротору грузов.

С целью уточнения этого вопроса нами были вычислены корни уравнений (6.2) и (6.7) и значения безразмерного коэффициента

о-пн (6-5), определяющего величину соответствующей нечувстви­ тельной скорости для различных значений отношений диаметров 6 и длин ех концевых и средней частей роторов.

По результатам вычислений на рис. 6.11 построены графики зависимости первой нечувствительной скорости otJH при паре симметричпых грузов, установленных в торцовых сечениях «боч­ ки» ротора (сплошные кривые), и нерв ой нечувствительной скорости при грузах, равномерно распределенных по «бочке» ротора (штриховые кривые), от относительных размеров, соответствую­ щих тем, которые встречаются у роторов крупных турбогенера­ торов. Цифры над кривыми соответствуют отношениям диаметров концевых и средней частей ротора 6. Кривые 6 = 1 соответствуют

ротору постоянного сечения.

Анализ кривых на рис. 6.11 показывает, что отношения меж­ ду величинами нечувствительных скоростей для роторов турбо­

генераторов и ротора постоянного сечения

лежат в пределах

1,35 -= 2,65 для пары симметричных грузов,

в пределах 1,45 н-

135


 

 

-г-1,8 для равномерно распре­

 

 

деленной

 

нагрузки.

Расчеты,

 

 

выполненные для пары кососим­

 

 

метричных грузов для этого от­

 

 

ношения, дают величины

1,6 ч-

 

 

-ч-2,3. Это

показывает,

что оп­

 

 

ределение

 

нечувствительных

 

 

скоростей роторов

турбогенера­

 

 

торов

по

графикам для глад­

 

 

ких

 

валов,

как

рекомендуют

 

 

некоторые

авторы,

может при­

 

 

вести

к

значительным погреш­

 

 

ностям,

особенно если

графики

 

 

были

построены

из

условия

 

 

взаимной

компенсации

проги­

 

 

бов

только

по двум

формам

 

 

колебаний.

 

 

 

 

 

 

Р и о . 6.11.

Значения нечувствительных

Графики,

(приведенные

на

рис. 6.11,

позволяют

находить

скоростей для относительных размеров,

значения

коэффициента

а?н и

характерных

для роторов турбогенерато­

ров

 

величины

первой

нечувстви­

 

 

тельной

скорости

при

симмет­

ричных грузах в торцовых сечениях

«бочки»

ротора и при

рас­

пределенной по «бочке» нагрузке по

формуле

 

 

 

 

 

Ппп — a£Hd1Z2-0,21-1-104 об!мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта формула получена из формулы (6.5) с учетом значений

входящих в нее величин: Xns =

T№n[I/30 — нечувствительная час­

тота, сект1; m1 = уст nd\l4 — масса единицы длины концевой час­

ти,

кг-секг2 •м~2\

I — длина ротора, л»; уст = 7850 — удельный

вес

стали, кГм~3\

Іг =

jtdJ/64 — момент

инерции

поперечного

сечения концевой

части, мі \ Е = 2 -ІО10 — модуль упругости

стали при растяжении,

кГІм2.

 

об!мин)

 

Расчетные значения

нечувствительной

скорости

при симметричных грузах пт и при распределенной нагрузке nqa

для

разных типов роторов турбогенераторов приведены в

табл.

6.3.

 

Необходимые для расчета данные об основных габаритных

размерах роторов и их

первых критических скоростях взяты из

{15, 22, 57]. В расчетах

учитывалась не действительная величина

диаметра «бочки» ротора, а его приведенное значение d2u, чтобы учесть влияние пазов в «бочке» ротора. Величина приведенного диаметра в расчетах принималась равной d2n = 0,8 d2, т. е. от­ ношение диаметров вычислялось по формуле бп = d2 : 0,8 d2. Вследствие того что длины левой Zla и правой Zl6 концевых частей у большинства роторов отличаются друг от друга незначительно,

J 3 6


Т а б л и ц а

6.3

 

 

 

 

 

 

 

 

Нечувствительные скорости роторов крупных турбогенераторов

 

 

Нечувствительные

Отношение нечувст­

Чувствитель­

 

 

вительной скорости

ность

к сим­

 

Крити­

скорости

 

к критической

и

метричным

 

 

 

 

рабочим скоростям

грузам,£м«/кГ

Тип генератора

ческая

 

 

 

 

 

 

 

 

ско­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рость

 

 

 

П 1 Н

■"ін

nqH

 

 

 

П і

"1н

П З Н

 

«°Р

 

 

П і

”p

nP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т В С - 3 0

1 5 6 0

3 7 5 0

 

1 2 5 3 0

2 , 4 0

1 , 2 5

4 , 1 8

1 0 8

5 0

Т В - 5 0 - 2

1 3 0 0

2 9 7 0

3 0 0 0

9 4 5 0

2 , 2 8

0 , 9 9

3 , 1 5

2 5

5

Т В Ф - 6 0 - 2

1 6 0 0

3 6 7 0

_

1 2 1 8 0

2 , 3 0

1 , 2 4

4 , 0 6

2 0

5

Т В 2 - 1 0 0 - 2

1 1 0 0

1 6 9 0

1 8 0 0

5 0 3 0

1 , 5 4

0 , 5 6

1 , 6 8

2 3

3 0

Т В - 1 0 0 - 2

7 8 0

1 5 9 0

_

6 4 0 0

2 , 0 4

0 , 5 3

2 , 1 3

Т В Ф - 1 0 0 - 2

1 4 0 0

3 5 4 0

2 2 0 0

1 2 3 9 0

2 , 5 3

1 , 1 8

4 , 1 3

---

Т В 2 - 1 5 0 - 2

1 0 0 0

1 3 6 0

1 2 0 0

3 8 7 0

1 , 3 6

0 , 4 5

1 , 2 9

2 0

1 0

Т В В - 1 6 5 - 2

1 3 5 0

2 8 9 0

_

9 9 1 0

2 , 1 4

0 , 9 6

3 , 3 0

1 5

1 0

Т В Ф - 2 0 0 - 2

1 1 5 0

1 7 6 0

_

5 4 7 0

1 , 5 3

0 , 5 9

1 , 8 2

2 2

8

Т Г В - 2 0 0

_

1 3 3 0

1 8 4 0

5 0 0 0

1 , 3 9

0 , 6 1

1 , 6 7

4 4

5 5

Т В В - 2 2 0 - 2

1 3 0 0

2 5 7 0

_

8 6 0 0

1 , 9 8

0 , 8 6

2 , 8 7

1 0 0

1 5

Т Г В - 3 0 0

1 2 7 5

1 7 0 0

_

4 7 6 0

1 , 3 3

0 , 5 7

1 , 5 9

2 6

1 3

Т В В - 3 2 0 - 2

9 0 0

1 5 3 0

1 4 0 0

5 0 0 0

1 , 7 0

0 , 5 1

1 , 6 7

—'

Т В В - 5 0 0 - 2

7 5 0

1 3 9 0

1 3 0 0

4 4 8 0

1 , 8 5

0 , 4 6

1 , 4 9

Т Г В - 5 0 0

1 2 1 0

1 5 6 0

_

4 2 5 0

1 , 2 9

0 , 5 2

1 , 4 2

Т Г В - 8 0 0

1 0 4 0

1 3 8 0

__

3 9 8 0

1 , 3 2

0 , 4 4

1 , 3 3

Т Г В - 1 2 0 0

9 3 5

1 0 7 0

_

2 8 5 0

1 , 1 4

0 , 3 6

0 , 9 5

Т Г В - 2 0 0 0

7 9 0

8 0 0

_

2 2 1 0

1 , 0 1

0 , 2 7

0 , 7 4

Т Г В - 5 0 0 - 4

2 4 0 0

2 5 4 0

_

7 1 8 0

1 , 0 6

1 , 7 0

4 , 7 9

Т Г В - 8 0 0 - 4

_

1 6 5 0

__

4 5 7 0

_ 1 , 1 0

3 , 0 5

Т Г В - 1 0 0 0 - 4

1 3 2 0

1 5 1 0

_

4 2 5 0

1 , 1 4

1 , 0 0

2 , 8 3

__

Т Г В - 1 6 0 0 - 4

7 7 0

8 9 0

_

2 4 9 0

1 , 1 5

0 , 5 9

1 , 6 6

Т Г В - 2 0 0 0 - 4 / . І

6 8 0

9 3 0

_

2 6 4 0

1 , 3 7

0 , 6 2

1 , 7 6

Т Г В - 2 0 0 0 - 4 / П

6 8 0

1 2 7 0

3 6 5 0

1 , 8 7

0 , 8 5

2 , 4 4

 

 

расчеты выполнялись для средних значений относительной длины концевых частей

( 0 , 5 e j ) C p —

( ^ i a Ч ~ ^ і б ) / 2 £ .

Кроме расчетных нечувствительных .скоростей в таблице при­

ведены значения пт для некоторых типов роторов, взятые из книги [15], и значения коэффициентов чувствительности к симмет­

ричным грузам для скорости, близкой к первой критической aj, и рабочей скорости ар, взятые из [57]. Приведены также отношения

137


рассчитанных нечувствительных скоростей к первой критической

и

рабочей скоростям.

 

Сравнение расчетных первых нечувствительных скоростей пт

■с

показывает достаточно хорошее совпадение, что подтверж­

дает применимость предложенного метода для практических рас­ четов. Только для ротора турбогенератора ТВФ-100-2 расчетное

значение п1Н= 3540 об/мин, а

по данным

работы [15]

=

=2200 об/мин. Причипа этого

расхождения

пока не выяснена.

 

Данные таблицы показывают, что у некоторых типов генера­ торов (ТВ2-150-2, ТГВ-200, ТГВ-300, ТГВ-500 и всех генераторов мощностью 800 мет и выше) удаление первой нечувствительной ■скорости от первой критической составляет меньше 40%. Это обстоятельство, очевидно, будет вызывать затруднения при урав­ новешивании таких роторов симметричными грузами вблизи пер­ вой критической скорости, что подтверждается и относительно малыми значениями коэффициента аі для ряда этих роторов.

Первая нечувствительная скорость у большинства роторов крупных турбогенераторов, как видно из таблицы, расположена ниже их рабочей скорости, т. е. при выходе па рабочую скорость ротор проходит через нечувствительную, на которой он практи­ чески неуравновешен. Если рабочая скорость достаточно далека от нечувствительной, то такой переход не вызовет больших пе­ регрузок. Однако у генераторов ТВ-50-2, ТВФ-60-2, ТВФ-100-2, ТВВ-165-2, ТВВ-220-2, ТГВ-800, ТГВ-2000-4/ІІ нечувствительная скорость отстоит от рабочей меньше, чем на 20%. Такие роторы работают практически в недобалансированном состоянии, а урав­ новешивание их на рабочей скорости симметричными грузами в •торцовых сечениях сложно и требует установки больших грузов,

что подтверждается .малыми значениями коэффициента для многих из них.

Об очень малой чувствительности к симметричным грузам и ■связанной с этим сложностью балансировки на рабочей скорости роторов генератора ТВ-50-2 и однотипных с ними Т2-50-2 хорошо известно [21, 22, 57]. Очень близко к рабочей скорости распола­ гается по нашим расчетам первая нечувствительная скорость ро­ торов генераторов ТВВ-165-2, ТГВ-800-4 и ТГВ-1000-4. У пос­ леднего типа генератора дело еще больше осложняется тем, что и отстройка его от первой критической скорости составляет ме­ нее 12%. Для этого турбогенератора необходимо выполнить уточ­ ненные расчеты первых критической и нечувствительной скоростей и, если результаты предварительных расчетов подтвердятся, •следует внести в конструкцию ротора соответствующие изменения -с тем, чтобы обеспечить достаточную отстройку от этих скоростей. В противном случае балансировка этих роторов симметричными грузами в торцах «бочки» будет практически невозможна.

О нечувствительности роторов турбогенераторов к равномерно распределенным грузам сведений из практики балансировки пока

1 3 8