Файл: Гусаров А.А. Балансировка гибких роторов с распределенной массой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
для опорных реакций при действии пары симметричных и пары кососимметрпчных грузов, приведенными в главе 2.
Уравнения для определения нечувствительных скоростей по лучаем из условия равенства нулю опорных реакций. Тогда не чувствительные скорости для пары симметричных грузов на кон солях будут определяться корнями уравнения
2^ос ß5 (ß) — С (р) = |
0. |
(6.9) |
|
Для пары кососимметричных грузов эти скорости определяют |
|||
ся корнями уравнения |
|
|
|
2K J A (ß) + |
(ß) = |
0. |
(6.10) |
Из уравнений (6.9) и (6.10) видно, что величина нечувствитель ных скоростей ротора постоянного сечения с грузами, установ ленными на консолях, зависит только от относительной длины консолей %оп. При нулевой длине консолей Хоп = 0 уравнения
(6.9) |
и (6.10) превращаются соответственно в уравнения С (ß) = 0 |
и |
(ß) = 0, определяющие собственные частоты ротора постоян |
ного сечения при симметричных и кососимметрпчных колебаниях. Другими словами, при приближении консольных грузов к опорам величина нечувствительных скоростей приближается к соответ ствующим собственным частотам, как и в случае грузов, уста новленных внутри пролета ротора. Однако для грузов, установ ленных в пролете на некотором расстоянии от опор, нечувстви тельная скорость располагается выше соответствующей собствен ной частоты. Для грузов же, установленных на консолях, нечув ствительные скорости будут ниже соответствующих собственных частот, что следует из уравнений (6.9) и (6.10) при учете значений частотных функций (1.15). Чем больше относительная длина кон соли, тем меньше величина нечувствительной скорости. Эти вы воды подтверждаются также рис. 6.10, на котором приведены графики относительных значений нечувствительных скоростей для пары симметричных (кривая уі„) и кососимметричных (кривая у2н) грузов, установленных на консолях, в зависимости от относительной длины последних. Кривая у2н при всех длинах кон-
Р и с. 6.10. Зпачения первой
ивторой нечувствительных скоростей в зависимости от
длины консолей
солей располагается выше кривой у1Н. Это показывает, что не чувствительная скорость для кососимметричных грузов при оди наковой длиие консолей всегда расположена ближе второй кри тической скорости, чем нечувствительная скорость для симметрич ных грузов — к первой критической скорости. Например, при Я.0„ = 0,2 относительные значения нечувствительных скоростей равны Ä ; 0,63, у*а Ä ; 0,723; при Л0Т1 = 0,08 эти значения будут У?н « 0,78 и у«н j» 0,82.
Натурные роторы турбогенераторов
Одним из факторов, затрудняющих качественное выполнение балансировки гибких роторов турбогенераторов большой мощ ности, является дефект их конструкции, при котором плоскости установки корректирующих грузов расположены таким образом, что при данных относительных размерах ротора в рабочем диапа зоне скоростей или вблизи от рабочей скорости проявляются нечувствительные скорости. Практически это проявляется в том, что на этих скоростях гибкий ротор невозможно отбаланспровать системой грузов, установленных в заданных плоскостях.
Практика балансировки роторов современных крупных тур богенераторов дает много примеров [11, 15, 21, 22, 29, 57, 58], когда в определенных диапазонах скоростей ротор очень трудно отбалансировать симметричными или кососимметричными груза ми, устанавливаемыми в двух заданных сечениях. Выше было показано, что нечувствительные скорости могут существовать ие только для сосредоточенных, но и для распределенных по ротору грузов.
С целью уточнения этого вопроса нами были вычислены корни уравнений (6.2) и (6.7) и значения безразмерного коэффициента
о-пн (6-5), определяющего величину соответствующей нечувстви тельной скорости для различных значений отношений диаметров 6 и длин ех концевых и средней частей роторов.
По результатам вычислений на рис. 6.11 построены графики зависимости первой нечувствительной скорости otJH при паре симметричпых грузов, установленных в торцовых сечениях «боч ки» ротора (сплошные кривые), и нерв ой нечувствительной скорости при грузах, равномерно распределенных по «бочке» ротора (штриховые кривые), от относительных размеров, соответствую щих тем, которые встречаются у роторов крупных турбогенера торов. Цифры над кривыми соответствуют отношениям диаметров концевых и средней частей ротора 6. Кривые 6 = 1 соответствуют
ротору постоянного сечения.
Анализ кривых на рис. 6.11 показывает, что отношения меж ду величинами нечувствительных скоростей для роторов турбо
генераторов и ротора постоянного сечения |
лежат в пределах |
1,35 -= 2,65 для пары симметричных грузов, |
в пределах 1,45 н- |
135
|
|
-г-1,8 для равномерно распре |
|||||||||
|
|
деленной |
|
нагрузки. |
Расчеты, |
||||||
|
|
выполненные для пары кососим |
|||||||||
|
|
метричных грузов для этого от |
|||||||||
|
|
ношения, дают величины |
1,6 ч- |
||||||||
|
|
-ч-2,3. Это |
показывает, |
что оп |
|||||||
|
|
ределение |
|
нечувствительных |
|||||||
|
|
скоростей роторов |
турбогенера |
||||||||
|
|
торов |
по |
графикам для глад |
|||||||
|
|
ких |
|
валов, |
как |
рекомендуют |
|||||
|
|
некоторые |
авторы, |
может при |
|||||||
|
|
вести |
к |
значительным погреш |
|||||||
|
|
ностям, |
особенно если |
графики |
|||||||
|
|
были |
построены |
из |
условия |
||||||
|
|
взаимной |
компенсации |
проги |
|||||||
|
|
бов |
только |
по двум |
формам |
||||||
|
|
колебаний. |
|
|
|
|
|
|
|||
Р и о . 6.11. |
Значения нечувствительных |
Графики, |
(приведенные |
на |
|||||||
рис. 6.11, |
позволяют |
находить |
|||||||||
скоростей для относительных размеров, |
значения |
коэффициента |
а?н и |
||||||||
характерных |
для роторов турбогенерато |
||||||||||
ров |
|
величины |
первой |
нечувстви |
|||||||
|
|
тельной |
скорости |
при |
симмет |
||||||
ричных грузах в торцовых сечениях |
«бочки» |
ротора и при |
рас |
||||||||
пределенной по «бочке» нагрузке по |
формуле |
|
|
|
|
|
|||||
Ппп — a£Hd1Z2-0,21-1-104 об!мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Эта формула получена из формулы (6.5) с учетом значений |
|||||||||||
входящих в нее величин: Xns = |
T№n[I/30 — нечувствительная час |
тота, сект1; m1 = уст nd\l4 — масса единицы длины концевой час
ти, |
кг-секг2 •м~2\ |
I — длина ротора, л»; уст = 7850 — удельный |
|||
вес |
стали, кГм~3\ |
Іг = |
jtdJ/64 — момент |
инерции |
поперечного |
сечения концевой |
части, мі \ Е = 2 -ІО10 — модуль упругости |
||||
стали при растяжении, |
кГІм2. |
|
(в об!мин) |
||
|
Расчетные значения |
нечувствительной |
скорости |
при симметричных грузах пт и при распределенной нагрузке nqa
для |
разных типов роторов турбогенераторов приведены в |
|
табл. |
6.3. |
|
Необходимые для расчета данные об основных габаритных |
||
размерах роторов и их |
первых критических скоростях взяты из |
|
{15, 22, 57]. В расчетах |
учитывалась не действительная величина |
диаметра «бочки» ротора, а его приведенное значение d2u, чтобы учесть влияние пазов в «бочке» ротора. Величина приведенного диаметра в расчетах принималась равной d2n = 0,8 d2, т. е. от ношение диаметров вычислялось по формуле бп = d2 : 0,8 d2. Вследствие того что длины левой Zla и правой Zl6 концевых частей у большинства роторов отличаются друг от друга незначительно,
J 3 6
Т а б л и ц а |
6.3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нечувствительные скорости роторов крупных турбогенераторов |
||||||||||
|
|
Нечувствительные |
Отношение нечувст |
Чувствитель |
||||||
|
|
вительной скорости |
ность |
к сим |
||||||
|
Крити |
скорости |
|
к критической |
и |
метричным |
||||
|
|
|
|
рабочим скоростям |
грузам,£м«/кГ |
|||||
Тип генератора |
ческая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ско |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
рость |
|
|
|
П 1 Н |
■"ін |
nqH |
|
|
|
|
П і |
"1н |
"и |
П З Н |
|
«°Р |
||||
|
|
П і |
”p |
nP |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Т В С - 3 0 |
1 5 6 0 |
3 7 5 0 |
|
1 2 5 3 0 |
2 , 4 0 |
1 , 2 5 |
4 , 1 8 |
1 0 8 |
5 0 |
|
Т В - 5 0 - 2 |
1 3 0 0 |
2 9 7 0 |
3 0 0 0 |
9 4 5 0 |
2 , 2 8 |
0 , 9 9 |
3 , 1 5 |
2 5 |
5 |
|
Т В Ф - 6 0 - 2 |
1 6 0 0 |
3 6 7 0 |
_ |
1 2 1 8 0 |
2 , 3 0 |
1 , 2 4 |
4 , 0 6 |
2 0 |
5 |
|
Т В 2 - 1 0 0 - 2 |
1 1 0 0 |
1 6 9 0 |
1 8 0 0 |
5 0 3 0 |
1 , 5 4 |
0 , 5 6 |
1 , 6 8 |
2 3 |
3 0 |
|
Т В - 1 0 0 - 2 |
7 8 0 |
1 5 9 0 |
_ |
6 4 0 0 |
2 , 0 4 |
0 , 5 3 |
2 , 1 3 |
— |
— |
|
Т В Ф - 1 0 0 - 2 |
1 4 0 0 |
3 5 4 0 |
2 2 0 0 |
1 2 3 9 0 |
2 , 5 3 |
1 , 1 8 |
4 , 1 3 |
--- |
— |
|
Т В 2 - 1 5 0 - 2 |
1 0 0 0 |
1 3 6 0 |
1 2 0 0 |
3 8 7 0 |
1 , 3 6 |
0 , 4 5 |
1 , 2 9 |
2 0 |
1 0 |
|
Т В В - 1 6 5 - 2 |
1 3 5 0 |
2 8 9 0 |
_ |
9 9 1 0 |
2 , 1 4 |
0 , 9 6 |
3 , 3 0 |
1 5 |
1 0 |
|
Т В Ф - 2 0 0 - 2 |
1 1 5 0 |
1 7 6 0 |
_ |
5 4 7 0 |
1 , 5 3 |
0 , 5 9 |
1 , 8 2 |
2 2 |
8 |
|
Т Г В - 2 0 0 |
_ |
|||||||||
1 3 3 0 |
1 8 4 0 |
5 0 0 0 |
1 , 3 9 |
0 , 6 1 |
1 , 6 7 |
4 4 |
5 5 |
|||
Т В В - 2 2 0 - 2 |
1 3 0 0 |
2 5 7 0 |
_ |
8 6 0 0 |
1 , 9 8 |
0 , 8 6 |
2 , 8 7 |
1 0 0 |
1 5 |
|
Т Г В - 3 0 0 |
1 2 7 5 |
1 7 0 0 |
_ |
4 7 6 0 |
1 , 3 3 |
0 , 5 7 |
1 , 5 9 |
2 6 |
1 3 |
|
Т В В - 3 2 0 - 2 |
9 0 0 |
1 5 3 0 |
1 4 0 0 |
5 0 0 0 |
1 , 7 0 |
0 , 5 1 |
1 , 6 7 |
— |
—' |
|
Т В В - 5 0 0 - 2 |
7 5 0 |
1 3 9 0 |
1 3 0 0 |
4 4 8 0 |
1 , 8 5 |
0 , 4 6 |
1 , 4 9 |
— |
— |
|
Т Г В - 5 0 0 |
1 2 1 0 |
1 5 6 0 |
_ |
4 2 5 0 |
1 , 2 9 |
0 , 5 2 |
1 , 4 2 |
— |
— |
|
Т Г В - 8 0 0 |
1 0 4 0 |
1 3 8 0 |
__ |
3 9 8 0 |
1 , 3 2 |
0 , 4 4 |
1 , 3 3 |
— |
— |
|
Т Г В - 1 2 0 0 |
9 3 5 |
1 0 7 0 |
_ |
2 8 5 0 |
1 , 1 4 |
0 , 3 6 |
0 , 9 5 |
— |
— |
|
Т Г В - 2 0 0 0 |
7 9 0 |
8 0 0 |
_ |
2 2 1 0 |
1 , 0 1 |
0 , 2 7 |
0 , 7 4 |
— — |
||
Т Г В - 5 0 0 - 4 |
2 4 0 0 |
2 5 4 0 |
_ |
7 1 8 0 |
1 , 0 6 |
1 , 7 0 |
4 , 7 9 |
— |
— |
|
Т Г В - 8 0 0 - 4 |
_ |
1 6 5 0 |
__ |
4 5 7 0 |
_ 1 , 1 0 |
3 , 0 5 |
— |
— |
||
Т Г В - 1 0 0 0 - 4 |
1 3 2 0 |
1 5 1 0 |
_ |
4 2 5 0 |
1 , 1 4 |
1 , 0 0 |
2 , 8 3 |
__ — |
||
Т Г В - 1 6 0 0 - 4 |
7 7 0 |
8 9 0 |
_ |
2 4 9 0 |
1 , 1 5 |
0 , 5 9 |
1 , 6 6 |
— — |
||
Т Г В - 2 0 0 0 - 4 / . І |
6 8 0 |
9 3 0 |
_ |
2 6 4 0 |
1 , 3 7 |
0 , 6 2 |
1 , 7 6 |
— — |
||
Т Г В - 2 0 0 0 - 4 / П |
6 8 0 |
1 2 7 0 |
— |
3 6 5 0 |
1 , 8 7 |
0 , 8 5 |
2 , 4 4 |
|
|
расчеты выполнялись для средних значений относительной длины концевых частей
( 0 , 5 e j ) C p — |
( ^ i a Ч ~ ^ і б ) / 2 £ . |
Кроме расчетных нечувствительных .скоростей в таблице при
ведены значения пт для некоторых типов роторов, взятые из книги [15], и значения коэффициентов чувствительности к симмет
ричным грузам для скорости, близкой к первой критической aj, и рабочей скорости ар, взятые из [57]. Приведены также отношения
137
рассчитанных нечувствительных скоростей к первой критической
и |
рабочей скоростям. |
|
Сравнение расчетных первых нечувствительных скоростей пт |
■с |
показывает достаточно хорошее совпадение, что подтверж |
дает применимость предложенного метода для практических рас четов. Только для ротора турбогенератора ТВФ-100-2 расчетное
значение п1Н= 3540 об/мин, а |
по данным |
работы [15] |
= |
=2200 об/мин. Причипа этого |
расхождения |
пока не выяснена. |
|
Данные таблицы показывают, что у некоторых типов генера торов (ТВ2-150-2, ТГВ-200, ТГВ-300, ТГВ-500 и всех генераторов мощностью 800 мет и выше) удаление первой нечувствительной ■скорости от первой критической составляет меньше 40%. Это обстоятельство, очевидно, будет вызывать затруднения при урав новешивании таких роторов симметричными грузами вблизи пер вой критической скорости, что подтверждается и относительно малыми значениями коэффициента аі для ряда этих роторов.
Первая нечувствительная скорость у большинства роторов крупных турбогенераторов, как видно из таблицы, расположена ниже их рабочей скорости, т. е. при выходе па рабочую скорость ротор проходит через нечувствительную, на которой он практи чески неуравновешен. Если рабочая скорость достаточно далека от нечувствительной, то такой переход не вызовет больших пе регрузок. Однако у генераторов ТВ-50-2, ТВФ-60-2, ТВФ-100-2, ТВВ-165-2, ТВВ-220-2, ТГВ-800, ТГВ-2000-4/ІІ нечувствительная скорость отстоит от рабочей меньше, чем на 20%. Такие роторы работают практически в недобалансированном состоянии, а урав новешивание их на рабочей скорости симметричными грузами в •торцовых сечениях сложно и требует установки больших грузов,
что подтверждается .малыми значениями коэффициента для многих из них.
Об очень малой чувствительности к симметричным грузам и ■связанной с этим сложностью балансировки на рабочей скорости роторов генератора ТВ-50-2 и однотипных с ними Т2-50-2 хорошо известно [21, 22, 57]. Очень близко к рабочей скорости распола гается по нашим расчетам первая нечувствительная скорость ро торов генераторов ТВВ-165-2, ТГВ-800-4 и ТГВ-1000-4. У пос леднего типа генератора дело еще больше осложняется тем, что и отстройка его от первой критической скорости составляет ме нее 12%. Для этого турбогенератора необходимо выполнить уточ ненные расчеты первых критической и нечувствительной скоростей и, если результаты предварительных расчетов подтвердятся, •следует внести в конструкцию ротора соответствующие изменения -с тем, чтобы обеспечить достаточную отстройку от этих скоростей. В противном случае балансировка этих роторов симметричными грузами в торцах «бочки» будет практически невозможна.
О нечувствительности роторов турбогенераторов к равномерно распределенным грузам сведений из практики балансировки пока
1 3 8