Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введя приведенную массу М= М1М2/(Мі + М2) и относитель­ ное перемещение ступеней х = х2— xlt получим:

 

 

{t)F

 

I

/С1

с \ Р.М.

dt2

1

 

кр2 + ^ (/7- ^

2) - —

 

 

 

 

 

j r ( p W ) = A J * F m '

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

= A J * F к.

 

-у- п -*] •

 

кр2

 

В результате решения этой системы уравнений численными методами определяются расстояние и давление p(t) между разделяющимися ступенями в зависимости от времени t.

Результаты

’ соответствующего численного

расчета

приведены

в работе

[74] для случая

разделения двух ступеней ракеты на твердом топливе со сле­

дующими параметрами:

ступени

/?І!р 2 = 230

см2;

— площадь критического сечения верхней

время выхода ее на режим «0,03 с;

давление на установившемся режиме работы »2,25 МПа;

— диаметр поперечного сечения в месте расстыковки d = l ,l м;

— массы нижней и верхней ступеней равны соответственно

1 Мі= 9 0 7 к г ; Л42= 2722 к г .

Величины максимального давления в объеме между ступенями pmnx и времена достижения этого максимального давления ^та.\ приведены в табл. 38 в зависимости от относительного количества тепла, передаваемого стенкам межступенного отсека, Q.

 

 

 

 

 

Таблица 38

Q, %

 

90

80

50

0

Ртахг

МПа

0,16

0,22

0,39

0,72

^inax*

с

0,045

0,040

0,037

0,034

Из данных, приведенных в табл. 38, видно, что величина ртлк сущест­ венно зависит от предполагаемого уровня тепловых потерь в межступенном

отсеке Q. По данным работы [74], опытным зависимостям р(і)

удовлетвори­

тельно соответствуют расчетные при Q = 75%, при этом /* = 0,33 /о- Результа­

ты расчетов показывают [74],

что изменение объема между ступенями в на­

чальный период расстыковки,

когда t < t max, мало и им можно

пренебречь

при приближенной оценке ртах-

4.7.РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЛНЫ ДАВЛЕНИЯ

ВГАЗОХОДЕ ПРИ ЗАПУСКЕ РДТТ

Стартовая шахта трехступенчатой ракеты на твердом топли­ ве представляет собой пусковой стакан, диаметр которого в

147


2-^-3 раза больше диаметра ракеты [12]. Между стенками шах­ ты и ракеты образуется кольцевой газоход, и поток выхлопных газов обтекает стартующую ракету (рис. 57).

Продукты сгорания, истекающие в шахту после разрыва со­ пловой заглушки в период воспламенения твердого топлива, ча­ стично перемешиваются с воздухом, сжимают его и начинают вытеснять из газохода. В начальный период выхода двигателя на режим в донной части шахты образуется «газовый пор­

шень», и по газоходу со скоростью щ распро­

Астраняется волна сжатия. Интенсивность этой волны pz/Pu увеличивается с ростом скорости движения поверхности контактного разрыва ѵ между продуктами сгорания и вытесняемым воздухом. Скорость V определяется расходом газа из двигателя G; в квазистациоиарном приближении она равна {F — площадь газо­ хода)

(139)

Qo/7 poF

•VJr /

Рис. 57. Схема движения волны давления и кон­ тактной поверхно­ сти в газоходе стартовой шахты при запуске ракеты

При выводе этого уравнения пренебрегаем догоранием смеси пороховых газов с воздухом и предполагаем, что температура в газовом поршне Т равна температуре газов в двигателе (догорание сопровождается уменьшением плотности газов в шахте q2 и эквивалентно вы­ делению дополнительной массы). С другой стороны, скорость V характеризует движение воздуха вслед за скачком уплотнения [см. со­ отношение Прандтля-Майера (44)] и равна

/2 /(/г + 1) (1 — Х|)

^

(^і

^г^кр —

(1

^ä)®Kp —

 

 

(НО)

 

 

 

 

 

 

Ѵ’*2-< * -* )/(* + И

 

где

ая= У kRT„

—скорость

звука

в воздухе, заполняющем

 

\

 

шахту;

 

 

 

 

 

и ),2

— приведенные скорости по

сторонам ударно­

 

 

 

го разрыва

(в системе

координат,

движу­

 

 

 

щейся с волной).

 

 

 

Если интенсивность волны ргІРп выразить через К2[см.

(46)]:

 

 

 

Р2

__

Г (ко)

1—

-----

 

 

 

 

 

_________~ k + 1

 

( 141)

 

 

 

Рн

 

г { 1/Х2).

,

k — 1

 

 

 

 

 

 

 

~ А + 1

148



и исключить Кг из равенств (140) и (141), то получим соотноше­ ние между скоростью движения контактного разрыва и интенсив­ ностью волны сжатия, распространяющейся по покоящемуся воз­ духу в газоходе:

- L = - L / A

^ |U

ЗД<»~»---------г

(142)

а»

к \ Рп

/ I

2/г/(/е— 1) + [{Рг/Рн) — 1]J

 

Из сравнения уравнений

(139) и (142) следует

взаимосвязь

между повышением давления в волне и расходом из двигателя:

GRT

Р2

( Р 2 _

А

f

2 k l ( k - ])

(143)

PnFa-n

Рнк

\ Рп

)

І2А/(А— 1) + [(Рг/Рн)— 1]І

 

Расчеты

по формуле

(143)

показывают, что интенсивность

волны ргІРп

равна

1,3; 1,6; 1,8;

2 при GRT/(puFaH), равном 0,25;

0,50; 0,75 и 1 соответственно.

Для оценки максимального давления в волне, возникающей в шахте при запуске двигателя, необходимо оценить расход из РДТТ

G(t*)=Ap(t*)FKр,

соответствующий моменту возвращения волны раз'режения, от­ раженной от выходного сечения газохода длиной L,

£LH

Среднее давление на дно шахты рл превышает давление в га­ зоходе р% на величину, определяемую тягой двигателя R:

I Ä

Рл— Рі + — -

В начальный период запуска давление в двигателе мало, и сопла работают в режиме отрыва потока (§ 3. 5), при этом тяга

приближенно равна R ^ ' 1Оа,.р. k

При малых расходах из двигателя скорость движения кон­ тактного разрыва V невелика, и соотношение (143) можно линеа­ ризовать:

Ар _

Р г — Р »

G R T

P r

P r

F g-r P r

Волна давления возникает также в выхлопном газоходе при запуске двигателей на стендовых установках с газоотводными каналами (см., например, рис. 18 и 35). Интенсивность этой волны определяется приведенными выше формулами (143). Дав­

149


ление в торцовой части выхлопного газохода рл (в месте-уста­ новки двигателя) меньше, чем давление в волне:

R

P , ~ P 2 - - f

При выключении двигателя по продуктам сгорания, заполнив­ шим выхлопной газоход в период испытания, распространяется волна разрежения, интенсивность которой можно оценить по со­ отношениям линеаризованной теории [12].

Таким образом, методами прикладной газовой динамики решается широкий круг задач о газовых течениях в ракетных двигателях на твердом топливе.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. А б р а м о в и ч Г. IT. Прикладная газовая динамика. М., «Наука», 1969, 824 г.

2. А б р а м о в и ч Г. IT. Теория турбулентных струй. М., Физматгиз, I960,

716с.

3.А в д у е в с к и и В. С. и др. Основы теплопередачи в авиационной и ра­ кетной технике. М., Оборонгиз, 1960, 390 с.

4.А л е м а с о в В. Е. и др. Теория ракетных двигателей. М., «Машино­ строение», 1969, 547 с.

5.

А л ь б е р г и др. Построение оптимального сопла на основе

укорочен­

ных идеальных сопел. — «Ракетная техника», 1961, № 5, с. 33—41.

 

6.

Б а л а і] и и Б. А. О распространении сверхзвуковой струи в ограничен­

ном пространстве. — «Вестник ЛГУ», 1965, № 7, вып. 2, с. 157— 159.

эжектора

7.

Б а л а II и и Б. А. О длине камеры смешения сверхзвукового

при нулевом коэффициенте эжекцни. Минск, Изд-во «Наука и техника», ИФЖ, т. XIII, вып. 4, 1967, с. 564—567.

8. Б а й Ш и-и. Теория струй. М., Физматгиз, 1960, 328 с.

1962, 800 с.

9.

Б а р р е р М. и

др. Ракетные двигатели. М., Оборонгиз,

10.

Б и р к х о ф Г., С а р а н т о н е л л о Э. Струи, следы

и каверны. М.,

«Мир», 1964, 466 с.

 

 

 

 

 

 

 

11.

Б о р и с е н к о

А. И.

Газовая динамика

двигателей. М.,

Оборонгиз,

1962,793 с.

 

и отсечка

тяги

ракеты в шахте. — ВРТ, 1968,

12.

Бродвелл, Цу. Запуск

№ 4, с. 1—15.

 

 

'

 

твердого топлива через ка­

13.

Б уш И. В. Течение продуктов

сгорания

нал топливного заряда. — «Ракетная техника

и

космонавтика»,

1964, № 11,

;с. 192—194.

 

Ж. Эрозионное

горение коллоидных твердых

Ü

В а н д е и к е р к х о в е

топлив. — «Ракетная техника», 1959, № 3, с. 70—77.

15. Вибрационные процессы при работе двигателей третьей ступени раке­ ты. «Минитмен» (обзор). — ВРТ, 1972, № 7, с. 33—45.

16.В и и и ц к и й А. М. Ракетные двигатели на твердом топливе. М., «Ма­ шиностроение», 1973, 348 с.

17.В о й т е и ко Д. М. и др. Обтекание цилиндрического препятствия на

пластине сверхзвуковым потоком газа.

Изв. АН СССР, МЖГ,

1966,

1,

с. 121— 125.

М. Я- Потерн на удар в ступенчатых

18. В о л к о в а Л. П., Ю д е л о в и ч

трубах при сверхзвуковых отношениях давления. Изв. АН СССР,

1958,

4,

с. 67—73.

 

 

 

 

19.Г а л а и о в а 3. Г. и др. О взаимодействии воздушного потока с попе­ речной газовой струей, вытекающей из отверстия в пластине. Изв. АН СССР, МЖГ, 1970, № 4, с. 180— 182.

20.Г а и т м а X е р Ф. Р., Л е в и и Л. М. Теория полета неуправляемых ра­

кет. М., Физматгиз, 1959, 360 с.

151