Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
Введя приведенную массу М= М1М2/(Мі + М2) и относитель ное перемещение ступеней х = х2— xlt получим:
|
|
{t)F |
|
I |
/С1 |
с \ Р.М. |
dt2 |
1 |
|
кр2 + ^ (/7- ^ |
2) - — |
||
|
|
|
|
|
||
j r ( p W ) = A J * F m ' |
|
|
|
|||
dt |
|
|
|
|
|
|
= A J * F к. |
— |
|
-у- п -*] • |
|||
|
кр2 |
|
В результате решения этой системы уравнений численными методами определяются расстояние и давление p(t) между разделяющимися ступенями в зависимости от времени t.
Результаты |
’ соответствующего численного |
расчета |
приведены |
в работе |
[74] для случая |
разделения двух ступеней ракеты на твердом топливе со сле |
|||
дующими параметрами: |
ступени |
/?І!р 2 = 230 |
см2; |
|
— площадь критического сечения верхней |
—время выхода ее на режим «0,03 с;
—давление на установившемся режиме работы »2,25 МПа;
— диаметр поперечного сечения в месте расстыковки d = l ,l м;
— массы нижней и верхней ступеней равны соответственно
1 Мі= 9 0 7 к г ; Л42= 2722 к г .
Величины максимального давления в объеме между ступенями pmnx и времена достижения этого максимального давления ^та.\ приведены в табл. 38 в зависимости от относительного количества тепла, передаваемого стенкам межступенного отсека, Q.
|
|
|
|
|
Таблица 38 |
Q, % |
|
90 |
80 |
50 |
0 |
Ртахг |
МПа |
0,16 |
0,22 |
0,39 |
0,72 |
^inax* |
с |
0,045 |
0,040 |
0,037 |
0,034 |
Из данных, приведенных в табл. 38, видно, что величина ртлк сущест венно зависит от предполагаемого уровня тепловых потерь в межступенном
отсеке Q. По данным работы [74], опытным зависимостям р(і) |
удовлетвори |
|
тельно соответствуют расчетные при Q = 75%, при этом /* = 0,33 /о- Результа |
||
ты расчетов показывают [74], |
что изменение объема между ступенями в на |
|
чальный период расстыковки, |
когда t < t max, мало и им можно |
пренебречь |
при приближенной оценке ртах-
4.7.РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЛНЫ ДАВЛЕНИЯ
ВГАЗОХОДЕ ПРИ ЗАПУСКЕ РДТТ
Стартовая шахта трехступенчатой ракеты на твердом топли ве представляет собой пусковой стакан, диаметр которого в
147
2-^-3 раза больше диаметра ракеты [12]. Между стенками шах ты и ракеты образуется кольцевой газоход, и поток выхлопных газов обтекает стартующую ракету (рис. 57).
Продукты сгорания, истекающие в шахту после разрыва со пловой заглушки в период воспламенения твердого топлива, ча стично перемешиваются с воздухом, сжимают его и начинают вытеснять из газохода. В начальный период выхода двигателя на режим в донной части шахты образуется «газовый пор
шень», и по газоходу со скоростью щ распро
Астраняется волна сжатия. Интенсивность этой волны pz/Pu увеличивается с ростом скорости движения поверхности контактного разрыва ѵ между продуктами сгорания и вытесняемым воздухом. Скорость V определяется расходом газа из двигателя G; в квазистациоиарном приближении она равна {F — площадь газо хода)
— (139)
Qo/7 poF
•VJr /
Рис. 57. Схема движения волны давления и кон тактной поверхно сти в газоходе стартовой шахты при запуске ракеты
При выводе этого уравнения пренебрегаем догоранием смеси пороховых газов с воздухом и предполагаем, что температура в газовом поршне Т равна температуре газов в двигателе (догорание сопровождается уменьшением плотности газов в шахте q2 и эквивалентно вы делению дополнительной массы). С другой стороны, скорость V характеризует движение воздуха вслед за скачком уплотнения [см. со отношение Прандтля-Майера (44)] и равна
/2 /(/г + 1) (1 — Х|)
^ |
(^і |
^г^кр — |
(1 |
^ä)®Kp — |
|
|
(НО) |
||
|
|
|
|
|
|
Ѵ’*2-< * -* )/(* + И |
|
||
где |
ая= У kRT„ |
—скорость |
звука |
в воздухе, заполняющем |
|||||
|
\ |
|
шахту; |
|
|
|
|
||
|
и ),2 |
— приведенные скорости по |
сторонам ударно |
||||||
|
|
|
го разрыва |
(в системе |
координат, |
движу |
|||
|
|
|
щейся с волной). |
|
|
|
|||
Если интенсивность волны ргІРп выразить через К2[см. |
(46)]: |
||||||||
|
|
|
Р2 |
__ |
Г (ко) |
1— |
----- |
|
|
|
|
|
_________~ k + 1 |
|
( 141) |
||||
|
|
|
Рн |
|
г { 1/Х2). |
, |
k — 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
~ А + 1
148
и исключить Кг из равенств (140) и (141), то получим соотноше ние между скоростью движения контактного разрыва и интенсив ностью волны сжатия, распространяющейся по покоящемуся воз духу в газоходе:
- L = - L / A |
^ |U |
ЗД<»~»---------г |
(142) |
|
а» |
к \ Рп |
/ I |
2/г/(/е— 1) + [{Рг/Рн) — 1]J |
|
Из сравнения уравнений |
(139) и (142) следует |
взаимосвязь |
между повышением давления в волне и расходом из двигателя:
GRT |
Р2 |
( Р 2 _ |
А |
f |
2 k l ( k - ]) |
(143) |
||
PnFa-n |
Рнк |
\ Рп |
) |
І2А/(А— 1) + [(Рг/Рн)— 1]І |
||||
|
||||||||
Расчеты |
по формуле |
(143) |
показывают, что интенсивность |
|||||
волны ргІРп |
равна |
1,3; 1,6; 1,8; |
2 при GRT/(puFaH), равном 0,25; |
0,50; 0,75 и 1 соответственно.
Для оценки максимального давления в волне, возникающей в шахте при запуске двигателя, необходимо оценить расход из РДТТ
G(t*)=Ap(t*)FKр,
соответствующий моменту возвращения волны раз'режения, от раженной от выходного сечения газохода длиной L,
£LH
Среднее давление на дно шахты рл превышает давление в га зоходе р% на величину, определяемую тягой двигателя R:
I Ä
Рл— Рі + — -
В начальный период запуска давление в двигателе мало, и сопла работают в режиме отрыва потока (§ 3. 5), при этом тяга
приближенно равна R ^ ' 1Оа,.р. k
При малых расходах из двигателя скорость движения кон тактного разрыва V невелика, и соотношение (143) можно линеа ризовать:
Ар _ |
Р г — Р » |
G R T |
P r |
P r |
F g-r P r |
Волна давления возникает также в выхлопном газоходе при запуске двигателей на стендовых установках с газоотводными каналами (см., например, рис. 18 и 35). Интенсивность этой волны определяется приведенными выше формулами (143). Дав
149
ление в торцовой части выхлопного газохода рл (в месте-уста новки двигателя) меньше, чем давление в волне:
R
P , ~ P 2 - - f
При выключении двигателя по продуктам сгорания, заполнив шим выхлопной газоход в период испытания, распространяется волна разрежения, интенсивность которой можно оценить по со отношениям линеаризованной теории [12].
Таким образом, методами прикладной газовой динамики решается широкий круг задач о газовых течениях в ракетных двигателях на твердом топливе.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. А б р а м о в и ч Г. IT. Прикладная газовая динамика. М., «Наука», 1969, 824 г.
2. А б р а м о в и ч Г. IT. Теория турбулентных струй. М., Физматгиз, I960,
716с.
3.А в д у е в с к и и В. С. и др. Основы теплопередачи в авиационной и ра кетной технике. М., Оборонгиз, 1960, 390 с.
4.А л е м а с о в В. Е. и др. Теория ракетных двигателей. М., «Машино строение», 1969, 547 с.
5. |
А л ь б е р г и др. Построение оптимального сопла на основе |
укорочен |
ных идеальных сопел. — «Ракетная техника», 1961, № 5, с. 33—41. |
|
|
6. |
Б а л а і] и и Б. А. О распространении сверхзвуковой струи в ограничен |
|
ном пространстве. — «Вестник ЛГУ», 1965, № 7, вып. 2, с. 157— 159. |
эжектора |
|
7. |
Б а л а II и и Б. А. О длине камеры смешения сверхзвукового |
при нулевом коэффициенте эжекцни. Минск, Изд-во «Наука и техника», ИФЖ, т. XIII, вып. 4, 1967, с. 564—567.
8. Б а й Ш и-и. Теория струй. М., Физматгиз, 1960, 328 с. |
1962, 800 с. |
|||||||
9. |
Б а р р е р М. и |
др. Ракетные двигатели. М., Оборонгиз, |
||||||
10. |
Б и р к х о ф Г., С а р а н т о н е л л о Э. Струи, следы |
и каверны. М., |
||||||
«Мир», 1964, 466 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Б о р и с е н к о |
А. И. |
Газовая динамика |
двигателей. М., |
Оборонгиз, |
|||
1962,793 с. |
|
и отсечка |
тяги |
ракеты в шахте. — ВРТ, 1968, |
||||
12. |
Бродвелл, Цу. Запуск |
|||||||
№ 4, с. 1—15. |
|
|
' |
|
твердого топлива через ка |
|||
13. |
Б уш И. В. Течение продуктов |
сгорания |
||||||
нал топливного заряда. — «Ракетная техника |
и |
космонавтика», |
1964, № 11, |
|||||
;с. 192—194. |
|
Ж. Эрозионное |
горение коллоидных твердых |
|||||
Ü |
В а н д е и к е р к х о в е |
топлив. — «Ракетная техника», 1959, № 3, с. 70—77.
15. Вибрационные процессы при работе двигателей третьей ступени раке ты. «Минитмен» (обзор). — ВРТ, 1972, № 7, с. 33—45.
16.В и и и ц к и й А. М. Ракетные двигатели на твердом топливе. М., «Ма шиностроение», 1973, 348 с.
17.В о й т е и ко Д. М. и др. Обтекание цилиндрического препятствия на
пластине сверхзвуковым потоком газа. |
Изв. АН СССР, МЖГ, |
1966, |
№ |
1, |
с. 121— 125. |
М. Я- Потерн на удар в ступенчатых |
|||
18. В о л к о в а Л. П., Ю д е л о в и ч |
||||
трубах при сверхзвуковых отношениях давления. Изв. АН СССР, |
1958, |
№ |
4, |
|
с. 67—73. |
|
|
|
|
19.Г а л а и о в а 3. Г. и др. О взаимодействии воздушного потока с попе речной газовой струей, вытекающей из отверстия в пластине. Изв. АН СССР, МЖГ, 1970, № 4, с. 180— 182.
20.Г а и т м а X е р Ф. Р., Л е в и и Л. М. Теория полета неуправляемых ра
кет. М., Физматгиз, 1959, 360 с.
151