Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
давлений в двух сообщающихся двигателях к = ( р і — Pz)l{poi —
—Р02) в зависимости от безразмерного временного параметра
Z — ------ t для различных хо = 0,25; 0,10; 0,05.
2W
При х= и0(р1 = р'01р2 = р'02) будет d%/dt=0 и разность дав лений перестает уменьшаться. Такой режим перетекания насту
пает асимптотически при t— >-00. Однако приближение к |
асимп |
||||
тоте происходит быстро: за Z < і1 (хо^О,25). Таким образом, |
|||||
|
время І2* выравнивания |
давле |
|||
|
ния в связке двух двигателей, |
||||
|
соединенных |
газопроводом, |
|||
|
удовлетворяет |
неравенству |
|||
|
(2 < |
1): |
|
|
|
|
|
<п |
Qt / o ( 1 — v ) |
|
|
|
откуда следует, что время вы |
||||
|
равнивания |
давления |
в сооб |
||
|
щающихся двигателях порядка |
||||
|
10-3-f-10-2 |
времени |
работы |
||
|
tn= e/u. |
|
|
|
|
|
При расчете площади про |
||||
Рис. 54. Изменение относительного |
ходного сечения |
соединитель |
|||
перепада давления в сообщающих |
ного |
газопровода |
FT |
можно |
|
ся РДТТ в зависимости от време |
пренебречь относительно быст |
||||
ни (Z) при различных у.0 |
рым |
переходным |
процессом |
||
|
выравнивания давления и поль зоваться уравнениями установившегося перетекания газов, в ча стности, уравнением асимптоты (130), которое может быть пред
ставлено в виде, удобном для вычисления |
площади проходного |
||||
сечения газопровода [9]: |
|
|
|
||
Рг _ |
ткр(1 — у) |
|
J.P0 1 РоУіІРсу |
(Poi Р0 2) !Рер |
|
~ |
2 у 2 |
А г |
|
(131) |
|
У (р'о1- |
р'мУРср |
||||
|
|
|
Отношение Л/Лг= ц /рг характеризует отношение коэффициентов расхода сопла и газопровода; по опытным данным [9] |.іг/[.і= = 0,48±0’10.
Относительная площадь проходного сечения соединительного газопровода FT/FKV линейно зависит от относительной разности давлений в несообщающихся двигателях (роі — Ро2.)/Ре.р- Это об стоятельство используется при графическом представлении зави симости (131) [9]. В случае т Іф = 0,66 (/г= 1,25); ѵ=0,68 и
Рг/|-і=0,5 площадь газопровода, выравнивающего перепад давле ния от (/?оі Р02)ІРср= 11% ДО (р'01—р'оч)/Р с р = 1%, равна Fr/FKp^
«0,15.
142
Скорость течения продуктов сгорания по соединительному га зопроводу определяется отношением давлений я = Р2ІРі и рассчи тывается с помощью таблиц газодинамических функций (по я (А,) находится К = ѵ/акр).
4.5. ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАСТОЙНОЙ ЗОНЫ
Кольцевой зазор между корпусом 2 порохового двигателя и вкладным зарядом внутреннего горения 3 образует застойную зо ну 5 (рис. 55), заполнение которой пороховыми газами проис ходит через кольцевую щель у переднего торца заряда в на чальный период работы двигателя. Для приближенного расчета
процесса заполнения застойной зо |
|
|
|
|
|
|||||||
ны используем решение задачи об |
|
? |
|
|
7 |
|||||||
аккумулирующей |
способности |
газо |
|
|
|
|
|
|||||
провода [88]. |
|
|
|
|
|
|
'////,,;;//777Лвг' |
~—I |
||||
Движение газов в застойной зоне |
|
|
|
|
|
|||||||
сопровождается |
гидравлическими |
|
|
|
|
|
||||||
потерями и теплообменом со стен |
|
|
|
|
|
|||||||
ками корпуса и покрытием заряда |
|
|
|
|
|
|||||||
Для |
приближенного |
определения |
Рис. 55. РДТТ со свободно вло |
|||||||||
давления р(х, |
t) |
в застойной |
зоне |
|||||||||
женным |
зарядом |
внутреннего |
||||||||||
используем уравнения |
непрерывно |
|
горения: |
|
|
|||||||
сти, |
количества движения и состоя |
/—воспламенитель; |
2 — корпус; |
3— |
||||||||
ния |
в канале |
с |
постоянной |
пло |
заряд; 4— теплоизоляция; |
5—застой |
||||||
щадью проходного сечения К= const |
ная зона; |
б—бронировка; |
7—сопло |
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
(см. гл. -1): |
ÖQ__I д (Qv) |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
= 0; |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
dt |
~t |
дх |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
д (Qv) |
д |
(д + |
дп2)= |
г Qv2 . |
|
|
(132) |
|||
|
|
dt |
дх |
^ 23 ’ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
P = qRT.
Уравнения (132) получаются из системы (9) при учете гидрав лических потерь t,gv2/26; 6= Дкам — D3 и ы = 0 .(газоподвод через боковые стенки застойной зоны отсутствует). Вместо уравнения энергии используем предположение о том, что температура по стоянна и равна некоторому среднему значению. Скорость тече ния газа в застойной зоне мала по сравнению со скоростью зву ка: qv2/ p = AM2<С 1. Поэтому в уравнении движения можно пре небречь удвоенным скоростным напором по сравнению с давле
нием р. Для |
моментов времени t, удовлетворяющих условию |
і^>26/До), |
в уравнении движения можно пренебречь первым |
членом в левой части по сравнению с правой. Это означает, что рассматриваются относительно медленные и плавные течения в застойной зоне, когда инерционными силами можно пренебречь по сравнению с силами трения. (Передним по скорости правую часть уравнения движения: £qo2/26 = 26qö; 2b«£ui/3ö, где щ — максимальное значение скорости потока в зазоре.
143
После сделанных -упрощений система уравнений (132) при водится к виду (a2=clp/d.Q)
1 |
dp __ |
д (qv) |
_ |
1 |
dp |
(133) |
|
а- |
dt |
dx |
’ |
2b |
dx |
||
|
Дифференцируя второе уравнение системы (133) и вычитая полу ченный результат из первого, получим (а = const; ö « const)
j £ . = |
дл-2 |
(134) |
|
dt |
v |
' |
где b*— ail2b=3a.4,\tv1) — коэффициент, аналогичный коэффици енту температуропроводности.
Таким образом, нелинейная система (132) сведена к одному дифференциальному уравнению второго порядка в частных про изводных параболического типа (134)— уравнению теплопро водности, хорошо изученному в математической физике [54, 88].
Требуется найти решение уравнения (134) при равномерном
начальном распределении давлениия р(х, 0)=ро= const |
и следу |
|
ющих граничных условиях: |
|
|
,ѵ=0 |
(уплотнение у торца застойной зоны): дрідх —0; |
|
х = 1 |
(входная щель у переднего торца заряда): |
|
|
— Ро= {Рт— Po)f У)- |
(135) |
Зависимость f(t) известна по экспериментальным или теорети ческим данным о давлении у переднего дна двигателя в период выхода на режим; рт— максимальное давление в двигателе в этот период.
Решение уравнения (134) при условии (135) имеет вид (см., например, книгу [54]):
P(x,t) — pn |
2** |
[х„е |
— М-дГ» |
X |
f { t ) dt, (136) |
|
Рт ' Ро |
Р- |
" |
COSSV— ^ |
|||
|
|
|
о |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
где Fo = b*tll2— критерий подобия Фурье; |
|
|||||
|
|
h. = |
(2п — |
. |
|
Если изменение давления в переднем объеме камеры в на чальный период работы РДТТ аппроксимировать экспоненциаль ной функцией f{t) = 1 — е- '/", где т — время нарастания дав ления у переднего дна, то интеграл в правой части уравнения (136) вычисляется. Ограничиваясь первым членом ряда (Fo> >0,15), получим
p(x ,t) — p0 |
cos j/Pd •- |
» -P J -F o . |
Рт— Po
144
4Pd |
itx |
Fo/4j |
(137) |
it (Pd — я2/4) |
cos----- e |
||
21 |
|
|
где Pd—l2/(b*x) — критерий подобия [54].
Решение уравнения (137) определяет изменение давления в застойной зоне в зависимости от времени t на различных расстоя ниях от уплотнения х. Из формулы (137) следует, что перепад давления по длине всей застойной зоны равен:
Р (I,t) — Р (0,t) |
1 |
Р т — Ро |
cos у Pd |
Дифференцируя формулу (138) и приравнивая полученную производную нулю, получим уравнение для чисел Pd и Fo, соот ветствующих максимальному перепаду давления в застойной зо не. В табл. 37 приведены эти значения Pd и Fo, а также макси-
|
|
|
Р (/) — р (0) |
|
|
|
|
||
мальные значения перепада —------c-X-l . |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Рт — Ро |
|
|
|
Таблица 37 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Pd |
0,10 |
0,16 |
0,49 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
7,0 |
9,0 |
Fo |
1,37 |
1,20 |
0,83 |
0,63 |
0,45 |
0,37 |
0,30 |
0,25 |
0,22 |
pU)—p(S>) |
0,044 |
0,066 |
0,165 |
0,271 |
0,407 |
0,513 |
0,619 |
0,692 |
0,741 |
|
Р т — РО
По табл. 37 непосредственно определяется максимальная не однородность давления в застойной зоне по известному числу Pd = l2/ (Ь*т), характеризующему конструктивные параметры дви гателя (/, б), время нарастания давления у переднего дна при воспламенении (т) и гидравлические потери в кольцевом зазо
ре (?)•
4.6. ИСТЕЧЕНИЕ МЕЖДУ РАЗДЕЛЯЮЩИМИСЯ СТУПЕНЯМИ
Разделение ступеней ракеты после прорубания оболочки меж ступенчатого отсека может происходить под действием газов, вы текающих из верхнего РДТТ (рис. 56). Приближенный расчет разделения двух ступеней проводится аналогично описанному в § 2 расчету разлета частей камеры РДТТ при отсечке тяги.
Переходный процесс изменения давления p(t) в объеме меж ду разделяющимися ступенями рассчитывается в квазистационарном приближении при следующих предположениях:
145
— истечение газов из сопла верхней ступени и из кругового зазора X переменной величины происходит при сверхкритическом режиме;
— расход газов из верхней ступени в период выхода двига теля на режим известен по теоретическим (см.
§4. 1) либо по опытным данным;
—газ из кругового зазора истекает в ра диальном направлении, ширина зазора мала по сравнению с диаметром отсека (x<cf/4);
—аэродинамическое сопротивление разде
шляющихся ступеней пренебрежимо мало;
—температуры торможения газов, выте
Т7-
f >
t z x
кающих из двигателя, Г2 и в отсеке Т постоян ны; вследствие передачи тепла стенкам, огра ничивающим объем между ступенями, Т<Т2. По данным работы [74] Г « 0,33 Г2.
На основе сделанных |
предположений |
со |
ставляется система уравнений движения |
раз |
|
деляющихся ступеней и |
газового баланса |
|
в межступенчатом объеме: |
|
|
Рис. 56. Разделение |
Л1, |
— K-rPi (Л F k,,2 — p(F —F2) — |
ступеней |
|
dt- |
|
|
— A/jg-cos y+ A?; |
М 2 * = |
K rp2(t ) F Kpa + p(F — F2) — M2g cos Y; |
dt ( p W ) = f * \ A zp2{t)FKVl— ^ApW (л'2 —jq)],
где П= лд?, F = nd2l4 — периметр и площадь поперечного сечения отсека в месте расстыковки ступеней;
р — давление в межступенном объеме;
F2 — площадь проходного сечения сопла верх
ней ступени на срезе |
(если течение в рас |
||||
трубе безотрывное, как это предполагает |
|||||
ся в работе [74]) либо в |
месте |
отрыва |
|||
потока |
(в этом случае F%зависит от отно |
||||
шения рІр2, см. гл. Ill); приведенная ско |
|||||
рость |
,в |
сечении F2 определяется по |
|||
газодинамической |
функции |
<7 (Я,2) = |
|||
==Fkp/Fz~, |
|
|
|
|
|
f*=RT — «приведенная |
сила» газов |
внутри |
меж- |
||
ступенного отсека; |
|
|
|
||
р, — коэффициент |
расхода |
газа |
через |
круго |
|
вой зазор; |
|
|
|
|
R — тяга последействия нижней ступени.
146