Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

давлений в двух сообщающихся двигателях к = ( р і — Pz)l{poi

—Р02) в зависимости от безразмерного временного параметра

Z ------ t для различных хо = 0,25; 0,10; 0,05.

2W

При х= и0(р1 = р'01р2 = р'02) будет d%/dt=0 и разность дав­ лений перестает уменьшаться. Такой режим перетекания насту­

пает асимптотически при t— >-00. Однако приближение к

асимп­

тоте происходит быстро: за Z < і1 (хо^О,25). Таким образом,

 

время І2* выравнивания

давле­

 

ния в связке двух двигателей,

 

соединенных

газопроводом,

 

удовлетворяет

неравенству

 

(2 <

1):

 

 

 

 

 

<п

Qt / o ( 1 — v )

 

 

откуда следует, что время вы­

 

равнивания

давления

в сооб­

 

щающихся двигателях порядка

 

10-3-f-10-2

времени

работы

 

tn= e/u.

 

 

 

 

При расчете площади про­

Рис. 54. Изменение относительного

ходного сечения

соединитель­

перепада давления в сообщающих­

ного

газопровода

FT

можно

ся РДТТ в зависимости от време­

пренебречь относительно быст­

ни (Z) при различных у.0

рым

переходным

процессом

 

выравнивания давления и поль­ зоваться уравнениями установившегося перетекания газов, в ча­ стности, уравнением асимптоты (130), которое может быть пред­

ставлено в виде, удобном для вычисления

площади проходного

сечения газопровода [9]:

 

 

 

Рг _

ткр(1 — у)

 

J.P0 1 РоУіІРсу

(Poi Р0 2) !Рер

~

2 у 2

А г

 

(131)

У (р'о1-

р'мУРср

 

 

 

Отношение Л/Лг= ц /рг характеризует отношение коэффициентов расхода сопла и газопровода; по опытным данным [9] |.іг/[.і= = 0,48±0’10.

Относительная площадь проходного сечения соединительного газопровода FT/FKV линейно зависит от относительной разности давлений в несообщающихся двигателях (роі — Ро2.)/Ре.р- Это об­ стоятельство используется при графическом представлении зави­ симости (131) [9]. В случае т Іф = 0,66 (/г= 1,25); ѵ=0,68 и

Рг/|-і=0,5 площадь газопровода, выравнивающего перепад давле­ ния от (/?оі Р02)ІРср= 11% ДО (р'01—р'оч)/Р с р = 1%, равна Fr/FKp^

«0,15.

142


Скорость течения продуктов сгорания по соединительному га­ зопроводу определяется отношением давлений я = Р2ІРі и рассчи­ тывается с помощью таблиц газодинамических функций (по я (А,) находится К = ѵ/акр).

4.5. ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАСТОЙНОЙ ЗОНЫ

Кольцевой зазор между корпусом 2 порохового двигателя и вкладным зарядом внутреннего горения 3 образует застойную зо­ ну 5 (рис. 55), заполнение которой пороховыми газами проис­ ходит через кольцевую щель у переднего торца заряда в на­ чальный период работы двигателя. Для приближенного расчета

процесса заполнения застойной зо­

 

 

 

 

 

ны используем решение задачи об

 

?

 

 

7

аккумулирующей

способности

газо­

 

 

 

 

 

провода [88].

 

 

 

 

 

 

'////,,;;//777Лвг'

~—I

Движение газов в застойной зоне

 

 

 

 

 

сопровождается

гидравлическими

 

 

 

 

 

потерями и теплообменом со стен­

 

 

 

 

 

ками корпуса и покрытием заряда

 

 

 

 

 

Для

приближенного

определения

Рис. 55. РДТТ со свободно вло­

давления р(х,

t)

в застойной

зоне

женным

зарядом

внутреннего

используем уравнения

непрерывно­

 

горения:

 

 

сти,

количества движения и состоя­

/—воспламенитель;

2 — корпус;

3

ния

в канале

с

постоянной

пло­

заряд; 4— теплоизоляция;

5—застой­

щадью проходного сечения К= const

ная зона;

б—бронировка;

7—сопло

 

 

 

 

 

(см. гл. -1):

ÖQ__I д (Qv)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 0;

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

~t

дх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д (Qv)

д

(д +

дп2)=

г Qv2 .

 

 

(132)

 

 

dt

дх

^ 23 ’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P = qRT.

Уравнения (132) получаются из системы (9) при учете гидрав­ лических потерь t,gv2/26; 6= Дкам — D3 и ы = 0 .(газоподвод через боковые стенки застойной зоны отсутствует). Вместо уравнения энергии используем предположение о том, что температура по­ стоянна и равна некоторому среднему значению. Скорость тече­ ния газа в застойной зоне мала по сравнению со скоростью зву­ ка: qv2/ p = AM2<С 1. Поэтому в уравнении движения можно пре­ небречь удвоенным скоростным напором по сравнению с давле­

нием р. Для

моментов времени t, удовлетворяющих условию

і^>26/До),

в уравнении движения можно пренебречь первым

членом в левой части по сравнению с правой. Это означает, что рассматриваются относительно медленные и плавные течения в застойной зоне, когда инерционными силами можно пренебречь по сравнению с силами трения. (Передним по скорости правую часть уравнения движения: £qo2/26 = 26; 2b«£ui/3ö, где щ — максимальное значение скорости потока в зазоре.

143


После сделанных -упрощений система уравнений (132) при­ водится к виду (a2=clp/d.Q)

1

dp __

д (qv)

_

1

dp

(133)

а-

dt

dx

2b

dx

 

Дифференцируя второе уравнение системы (133) и вычитая полу­ ченный результат из первого, получим (а = const; ö « const)

j £ . =

дл-2

(134)

dt

v

'

где b*— ail2b=3a.4,\tv1) — коэффициент, аналогичный коэффици­ енту температуропроводности.

Таким образом, нелинейная система (132) сведена к одному дифференциальному уравнению второго порядка в частных про­ изводных параболического типа (134)— уравнению теплопро­ водности, хорошо изученному в математической физике [54, 88].

Требуется найти решение уравнения (134) при равномерном

начальном распределении давлениия р(х, 0)=ро= const

и следу­

ющих граничных условиях:

 

,ѵ=0

(уплотнение у торца застойной зоны): дрідх 0;

х = 1

(входная щель у переднего торца заряда):

 

 

— Ро= {Рт— Po)f У)-

(135)

Зависимость f(t) известна по экспериментальным или теорети­ ческим данным о давлении у переднего дна двигателя в период выхода на режим; рт— максимальное давление в двигателе в этот период.

Решение уравнения (134) при условии (135) имеет вид (см., например, книгу [54]):

P(x,t) — pn

2**

[х„е

— М-дГ»

X

f { t ) dt, (136)

Рт ' Ро

Р-

"

COSSV— ^

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

где Fo = b*tll2— критерий подобия Фурье;

 

 

 

h. =

(2п —

.

 

Если изменение давления в переднем объеме камеры в на­ чальный период работы РДТТ аппроксимировать экспоненциаль­ ной функцией f{t) = 1 — е- '/", где т — время нарастания дав­ ления у переднего дна, то интеграл в правой части уравнения (136) вычисляется. Ограничиваясь первым членом ряда (Fo> >0,15), получим

p(x ,t) — p0

cos j/Pd •-

» -P J -F o .

РтPo

144


4Pd

itx

Fo/4j

(137)

it (Pd — я2/4)

cos----- e

21

 

 

где Pd—l2/(b*x)критерий подобия [54].

Решение уравнения (137) определяет изменение давления в застойной зоне в зависимости от времени t на различных расстоя­ ниях от уплотнения х. Из формулы (137) следует, что перепад давления по длине всей застойной зоны равен:

Р (I,t) Р (0,t)

1

Р т Ро

cos у Pd

Дифференцируя формулу (138) и приравнивая полученную производную нулю, получим уравнение для чисел Pd и Fo, соот­ ветствующих максимальному перепаду давления в застойной зо­ не. В табл. 37 приведены эти значения Pd и Fo, а также макси-

 

 

 

Р (/) — р (0)

 

 

 

 

мальные значения перепада —------c-X-l .

 

 

 

 

 

 

 

 

Рт — Ро

 

 

 

Таблица 37

 

 

 

 

 

 

 

 

Pd

0,10

0,16

0,49

1,0

2,0

3,0

5,0

7,0

9,0

Fo

1,37

1,20

0,83

0,63

0,45

0,37

0,30

0,25

0,22

pU)—p(S>)

0,044

0,066

0,165

0,271

0,407

0,513

0,619

0,692

0,741

 

Р т — РО

По табл. 37 непосредственно определяется максимальная не­ однородность давления в застойной зоне по известному числу Pd = l2/ (Ь*т), характеризующему конструктивные параметры дви­ гателя (/, б), время нарастания давления у переднего дна при воспламенении (т) и гидравлические потери в кольцевом зазо­

ре (?)•

4.6. ИСТЕЧЕНИЕ МЕЖДУ РАЗДЕЛЯЮЩИМИСЯ СТУПЕНЯМИ

Разделение ступеней ракеты после прорубания оболочки меж­ ступенчатого отсека может происходить под действием газов, вы­ текающих из верхнего РДТТ (рис. 56). Приближенный расчет разделения двух ступеней проводится аналогично описанному в § 2 расчету разлета частей камеры РДТТ при отсечке тяги.

Переходный процесс изменения давления p(t) в объеме меж­ ду разделяющимися ступенями рассчитывается в квазистационарном приближении при следующих предположениях:

145


— истечение газов из сопла верхней ступени и из кругового зазора X переменной величины происходит при сверхкритическом режиме;

— расход газов из верхней ступени в период выхода двига­ теля на режим известен по теоретическим (см.

§4. 1) либо по опытным данным;

газ из кругового зазора истекает в ра­ диальном направлении, ширина зазора мала по сравнению с диаметром отсека (x<cf/4);

аэродинамическое сопротивление разде­

шляющихся ступеней пренебрежимо мало;

температуры торможения газов, выте­

Т7-

f >

t z x

кающих из двигателя, Г2 и в отсеке Т постоян­ ны; вследствие передачи тепла стенкам, огра­ ничивающим объем между ступенями, Т<Т2. По данным работы [74] Г « 0,33 Г2.

На основе сделанных

предположений

со­

ставляется система уравнений движения

раз­

деляющихся ступеней и

газового баланса

в межступенчатом объеме:

 

 

Рис. 56. Разделение

Л1,

K-rPi F k,,2 — p(F —F2) —

ступеней

 

dt-

 

 

— A/jg-cos y+ A?;

М 2 * =

K rp2(t ) F Kpa + p(F — F2) — M2g cos Y;

dt ( p W ) = f * \ A zp2{t)FKVl— ^ApW (л'2 —jq)],

где П= лд?, F = nd2l4 — периметр и площадь поперечного сечения отсека в месте расстыковки ступеней;

р — давление в межступенном объеме;

F2 — площадь проходного сечения сопла верх­

ней ступени на срезе

(если течение в рас­

трубе безотрывное, как это предполагает­

ся в работе [74]) либо в

месте

отрыва

потока

(в этом случае F%зависит от отно­

шения рІр2, см. гл. Ill); приведенная ско­

рость

сечении F2 определяется по

газодинамической

функции

<7 (Я,2) =

==Fkp/Fz~,

 

 

 

 

f*=RT — «приведенная

сила» газов

внутри

меж-

ступенного отсека;

 

 

 

р, — коэффициент

расхода

газа

через

круго­

вой зазор;

 

 

 

 

R — тяга последействия нижней ступени.

146