Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
20% необходим не только для достижения минималь ного простоя вагонов, но и для возможности целесооб разного управления оперативной работой станции пу тем перераспределения резерва мощности устройств в целях беспрепятственного пропуска сгущенных поездопотоков.
3. АНАЛИЗ ПРОСТОЯ ВАГОНОВ И МЕРЫ ПО ЕГО СОКРАЩЕНИЮ
Анализ времени нахождения на станции вагонов раз личных категорий, а для сортировочных станций осо бенно транзитных вагонов с переработкой играет важ ную роль для разработки мероприятий по совершенст вованию технологических процессов и организации всего комплекса по переработке вагонопотока. При этом важно осуществлять анализ по основным элемен там переработки для нахождения узких мест всего про
цесса с количественной оценкой влияния их на |
величи |
||||
ну простоя. |
|
|
|
|
|
Полученные значения времени нахождения |
вагонов |
||||
по каждому |
элементу при помощи вышеприведенных |
||||
формул позволяют определить |
удельный |
вес |
каждого |
||
из них на |
общую величину простоя вагонов |
на |
станции, |
||
а значит |
и |
наметить пути для |
сокращения |
простоя ва |
гонов. Если для различных объемов работы определить
простой вагонов и построить кривые влияния |
различ |
ных элементов простоя по форме, аналогичной |
рис. 50, |
то это позволит быстро определять фактические откло
нения от нормы и устанавливать их причины, а |
значит |
и меры к устранению этих причин. |
|
Важным резервом снижения простоя вагонов |
и уве |
личения перерабатывающей способности станций явля ется снижение неравномерности загрузки станционных
устройств. В первую очередь это достигается более |
рав |
номерным подводом поездов для расформирования. |
Так, |
по опыту Киевского узла подвод внутриузловых |
пере |
дач, |
а также |
уборка групп вагонов с |
внутристанцион- |
ных |
грузовых |
фронтов осуществляется |
по твердому гра |
фику в основном в периоды занятия входных участков главных линий пачками пассажирских и пригородных поездов, когда грузовые поезда с участков поступать не могут.
173
Эффективными являются приемы работы с перемен ным значением горочного интервала по опыту станции Перово.
На односторонних станциях с горками, имеющими
.два пути надвига и спуска, в периоды сгущений в под
ходе |
поездов |
эффективно |
применение |
параллельного |
|||
расформирования двух составов. |
|
|
|||||
Особо важным |
резервом сокращения |
простоя ваго |
|||||
нов |
иа станции |
является |
оперативное |
планирование |
|||
расформирования |
поездов, |
при |
котором |
обеспечивается |
|||
п р и о р и т е т |
для |
составов, |
имеющих |
замыкающие |
группы, которые завершают процесс накопления в сор тировочном парке. Для определения эффективности приоритетного расформирования поездов можно срав нить два варианта. В первом случае расформирование поездов производится в той очередности, в которой они прибывают на станцию. При этом осмотр и обработка составов производятся в последовательности их прибы тия. Однако известно, что только после роспуска 70— 80% составов будет закопчено накопление новых сос тавов определенных назначений. Расформирование ос тальных 20—30% составов не окажет никакого влияния
на процесс поездообразования. |
|
|
||
Во втором случае в первую |
очередь |
производится |
||
роспуск |
составов, в |
которых |
имеются |
замыкающие |
группы, |
и только при |
отсутствии |
таких составов расфор |
мировываются во вторую очередь составы без замыкаю щих групп. Средний простой составов в ожидании рас
формирования в обоих вариантах |
будет одинаков, но |
во втором варианте будет снижен |
простой составов, |
"имеющих замыкающие группы за счет увеличения про
стоя составов, не имеющих таких групп. |
|
|
При бесприоритетном |
расформировании |
средний |
простой в ожидании расформирования |
|
|
1 ™ ~ |
2 Х ( 1 - |
р ) ' |
При расформировании с относительным приоритетом: средний простой составов первой очереди (с замыкаю щими группами) будет
• |
P Z ( 1 + V r ) |
21 ( 1 — p i )
3 7 4
для составов второй очереди (не |
имеющих замыкаю |
||||
щих групп) |
|
|
|
|
|
|
|
Р=(1 + V ? ) |
|
|
|
|
''ож |
— 2 Х |
( 1 - Р |
, ) ( 1 - |
р ) |
где pi — |
уровень |
загрузки |
горки |
составами |
первой- |
|
очереди; |
|
|
|
|
р — |
общий уровень |
загрузки |
горки всеми |
соста |
|
|
|
вами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Например, если в сутки поступает 96 поездов или в. |
||||||||||||
среднем |
|
Я = 4 поезда в час и с замыкающими |
группа |
||||||||||
ми прибывает в |
среднем |
77 |
поездов |
или |
|
Ai |
= 3,2 поезда |
||||||
в |
час; без замыкающих |
групп |
19 |
поездов или А,2=0,8- |
|||||||||
поезда |
в |
час. Горочный |
интервал на расформирование |
||||||||||
состава |
^ = 0 , 2 |
ч, |
коэффициент |
вариации |
его |
1/г=0,3_ |
|||||||
Для этих условий |
р = 4-0,2 = 0,8; |
|
P l = 3,2-0,2 = 0,64. |
||||||||||
Средний |
простой |
составов |
в ожидании |
расформирова |
|||||||||
ния при бесприоритетном расформировании |
получим |
||||||||||||
|
|
|
|
|
0 , 8 |
» |
( 1 |
+ 0 |
, 3 » |
) |
s |
0 |
4 5 я |
|
|
|
|
|
2 - 4(1 - 0,8 ) |
|
|
|
|
|
|
||
Средний |
простой |
составов |
с замыкающими |
|
группами |
||||||||
при приоритетном |
расформировании |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
/ ; |
= |
0 |
. |
8 . |
( 1 |
+ 0 . |
3 |
» |
) |
= 0 2 5 ц |
|
|
|
|
|
2 - 4(1 - 0,64) |
|
|
|
|
|
|
||
Средний |
простой |
в ожидании расформирования соста |
|||||||||||
вов, |
не имеющих |
замыкающих |
групп, расформировыва |
емых во вторую очередь,
f
0,841 +0,3*)
2-4(1—0,64)(1—0,8)
Таким образом, |
средний простой |
в |
ожидании рас |
||
формирования 0,45 |
ч при приоритетном |
расформирова |
|||
нии |
перераспределился |
в сторону снижения для соста |
|||
вов |
с замыкающими |
группами до |
0,25 |
ч и в сторону |
повышения для остальных составов до 1,25 ч. Но сок ращение простоя в ожидании расформирования соста вов с замыкающими накопление группами приводит к сокращению на эту же величину составов своего форми рования, т. е. оказывает влияние на сокращение простоя вагонов на станции. Повышение простоя в ожидании
175
расформирования составов, не имеющих замыкаю щих групп, не оказывает прямого влияния на процесс поездообразования. При этом простой вагонов будет иметь место не в сортировочном парке, а в парке при бытия, не оказывая влияния на общее время нахожде ния вагонов на станции. Применение оперативного пла нирования с приоритетным расформированием позво ляет сократить время нахождения вагонов под накоп лением, а практически и на станции на величину toK—t'om- Для рассматриваемого примера это сокраще ние относится ко всем формируемым поездам и соста
вит 96(0,45—0,25) = 19,2 |
поездо-ч. |
|
|
|
|||
Эффективность |
приоритетного |
расформирования |
|||||
можно |
оценить и экономически, если |
определить |
приве |
||||
денные расходы на составо-час для |
различных усло |
||||||
вий. Приведенную стоимость составо-часа |
с замыкаю |
||||||
щей |
группой |
(или |
несколькими группами) |
примем |
|||
•а 3 =10 руб. Стоимость |
составо-часа |
без |
замыкающих |
||||
групп |
а т = 2 |
руб. При этом учитывается, что расформи |
рование такого состава не сократит затрат на накопле ние, но в какой-то мере позволит ускорить формирова ние состава за счет предварительного осмотра состави телем поступивших вагонов в сортировочный парк. •Средневзвешенная приведенная стоимость составо-часа в данном примере составит а С ч = 8 , 4 руб. Стоимость, от несенная на один час, при беспрноритетном расформи ровании
Д = Ыожасч = 4-0,45-8,4 = 15 руб.;
при расформировании с приоритетом для составов с за мыкающими группами:
гч
= 3,2-0,25-10 + 0,8-1,25-2 = 10 руб. |
(114) |
Следовательно, экономия за счет приоритетного рас формирования составляет 5 руб. в час и имеет тенден цию к росту с увеличением уровня нагрузки горки.
Эффективность приоритетного расформирования по ездов можно оценить по критерию эквивалентного вы игрыша в перерабатывающей способности горки. В са мом деле, приоритетное расформирование поездов дает такой экономический эффект, который может быть дос-
176
тихнут при обычном роспуске на более мощной горке, имеющей меньший горочный интервал tn . Величину го рочного интервала гг э , при котором расформирование составов в порядке их поступления дает такой же эко номический эффект, как и приоритетное расформирова ние, определится из условия
^ож — |
— Хг-гэ) |
2(1 |
|
Если подставить последнее |
значение t o m в исходное- |
уравнение и решить относительно trs, то получим
Эквивалентный выигрыш в перерабатывающей способ ности горки можно оценить отношением горочных ин тервалов
|
Ш |
= ± ~ |
|
' . Ч . ( Ч - У |
|
|
|
|
(П6> |
||
|
|
' г э |
~А |
2 ± уА\ + 2 (1 + Vf) а с ч |
А |
2 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Э |
|
|
t n = |
||
В |
рассматриваемом |
примере |
по |
формуле |
(116) |
||||||
= |
11,2 мин |
и AN—12/11,2= |
1,07, |
т. е. применение |
прио |
||||||
ритетного расформирования |
эквивалентно по |
|
экономи |
||||||||
ческому результату |
приросту |
перерабатывающей |
спо |
||||||||
собности горки на 7По |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
приоритетнее обслуживание выгодно в |
тех |
случаях,, |
когда стоимость затрат, связанных с ожиданием, будет меньше, чем при беспрноритетном обслуживании, т. е.. при А\>Ап. Это условие будет обеспечено при
tt > U '
где а\, иг — стоимость простоя за единицу времени требований первой и второй очереди;
A, h — среднее время на обслуживание одноготребования соответственно первой и вто рой очереди.
В общем случае приоритетная система эффективна тог да,, когда или требования имеют различную стоимость, (важность), или на обслуживание их требуется различ ная затрата времени. При одинаковой затрате времени
177"