Файл: Шабалин Н.Н. Оптимизация процесса переработки вагонов на станциях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20% необходим не только для достижения минималь­ ного простоя вагонов, но и для возможности целесооб­ разного управления оперативной работой станции пу­ тем перераспределения резерва мощности устройств в целях беспрепятственного пропуска сгущенных поездопотоков.

3. АНАЛИЗ ПРОСТОЯ ВАГОНОВ И МЕРЫ ПО ЕГО СОКРАЩЕНИЮ

Анализ времени нахождения на станции вагонов раз­ личных категорий, а для сортировочных станций осо­ бенно транзитных вагонов с переработкой играет важ­ ную роль для разработки мероприятий по совершенст­ вованию технологических процессов и организации всего комплекса по переработке вагонопотока. При этом важно осуществлять анализ по основным элемен­ там переработки для нахождения узких мест всего про­

цесса с количественной оценкой влияния их на

величи­

ну простоя.

 

 

 

 

Полученные значения времени нахождения

вагонов

по каждому

элементу при помощи вышеприведенных

формул позволяют определить

удельный

вес

каждого

из них на

общую величину простоя вагонов

на

станции,

а значит

и

наметить пути для

сокращения

простоя ва­

гонов. Если для различных объемов работы определить

простой вагонов и построить кривые влияния

различ­

ных элементов простоя по форме, аналогичной

рис. 50,

то это позволит быстро определять фактические откло­

нения от нормы и устанавливать их причины, а

значит

и меры к устранению этих причин.

 

Важным резервом снижения простоя вагонов

и уве­

личения перерабатывающей способности станций явля­ ется снижение неравномерности загрузки станционных

устройств. В первую очередь это достигается более

рав­

номерным подводом поездов для расформирования.

Так,

по опыту Киевского узла подвод внутриузловых

пере­

дач,

а также

уборка групп вагонов с

внутристанцион-

ных

грузовых

фронтов осуществляется

по твердому гра­

фику в основном в периоды занятия входных участков главных линий пачками пассажирских и пригородных поездов, когда грузовые поезда с участков поступать не могут.

173


Эффективными являются приемы работы с перемен­ ным значением горочного интервала по опыту станции Перово.

На односторонних станциях с горками, имеющими

.два пути надвига и спуска, в периоды сгущений в под­

ходе

поездов

эффективно

применение

параллельного

расформирования двух составов.

 

 

Особо важным

резервом сокращения

простоя ваго­

нов

иа станции

является

оперативное

планирование

расформирования

поездов,

при

котором

обеспечивается

п р и о р и т е т

для

составов,

имеющих

замыкающие

группы, которые завершают процесс накопления в сор­ тировочном парке. Для определения эффективности приоритетного расформирования поездов можно срав­ нить два варианта. В первом случае расформирование поездов производится в той очередности, в которой они прибывают на станцию. При этом осмотр и обработка составов производятся в последовательности их прибы­ тия. Однако известно, что только после роспуска 70— 80% составов будет закопчено накопление новых сос­ тавов определенных назначений. Расформирование ос­ тальных 20—30% составов не окажет никакого влияния

на процесс поездообразования.

 

 

Во втором случае в первую

очередь

производится

роспуск

составов, в

которых

имеются

замыкающие

группы,

и только при

отсутствии

таких составов расфор­

мировываются во вторую очередь составы без замыкаю­ щих групп. Средний простой составов в ожидании рас­

формирования в обоих вариантах

будет одинаков, но

во втором варианте будет снижен

простой составов,

"имеющих замыкающие группы за счет увеличения про­

стоя составов, не имеющих таких групп.

 

При бесприоритетном

расформировании

средний

простой в ожидании расформирования

 

1 ™ ~

2 Х ( 1 -

р ) '

При расформировании с относительным приоритетом: средний простой составов первой очереди (с замыкаю­ щими группами) будет

P Z ( 1 + V r )

21 ( 1 — p i )

3 7 4


для составов второй очереди (не

имеющих замыкаю­

щих групп)

 

 

 

 

 

 

Р=(1 + V ? )

 

 

 

''ож

2 Х

( 1 - Р

, ) ( 1 -

р )

где pi —

уровень

загрузки

горки

составами

первой-

 

очереди;

 

 

 

 

р —

общий уровень

загрузки

горки всеми

соста­

 

 

 

вами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, если в сутки поступает 96 поездов или в.

среднем

 

Я = 4 поезда в час и с замыкающими

группа­

ми прибывает в

среднем

77

поездов

или

 

Ai

= 3,2 поезда

в

час; без замыкающих

групп

19

поездов или А,2=0,8-

поезда

в

час. Горочный

интервал на расформирование

состава

^ = 0 , 2

ч,

коэффициент

вариации

его

1/г=0,3_

Для этих условий

р = 4-0,2 = 0,8;

 

P l = 3,2-0,2 = 0,64.

Средний

простой

составов

в ожидании

расформирова­

ния при бесприоритетном расформировании

получим

 

 

 

 

 

0 , 8

»

( 1

+ 0

, 3 »

)

s

0

4 5 я

 

 

 

 

 

2 - 4(1 - 0,8 )

 

 

 

 

 

 

Средний

простой

составов

с замыкающими

 

группами

при приоритетном

расформировании

 

 

 

 

 

 

 

 

/ ;

=

0

.

8 .

( 1

+ 0 .

3

»

)

= 0 2 5 ц

 

 

 

 

 

2 - 4(1 - 0,64)

 

 

 

 

 

 

Средний

простой

в ожидании расформирования соста­

вов,

не имеющих

замыкающих

групп, расформировыва­

емых во вторую очередь,

f

0,841 +0,3*)

2-4(1—0,64)(1—0,8)

Таким образом,

средний простой

в

ожидании рас­

формирования 0,45

ч при приоритетном

расформирова­

нии

перераспределился

в сторону снижения для соста­

вов

с замыкающими

группами до

0,25

ч и в сторону

повышения для остальных составов до 1,25 ч. Но сок­ ращение простоя в ожидании расформирования соста­ вов с замыкающими накопление группами приводит к сокращению на эту же величину составов своего форми­ рования, т. е. оказывает влияние на сокращение простоя вагонов на станции. Повышение простоя в ожидании

175


расформирования составов, не имеющих замыкаю­ щих групп, не оказывает прямого влияния на процесс поездообразования. При этом простой вагонов будет иметь место не в сортировочном парке, а в парке при­ бытия, не оказывая влияния на общее время нахожде­ ния вагонов на станции. Применение оперативного пла­ нирования с приоритетным расформированием позво­ ляет сократить время нахождения вагонов под накоп­ лением, а практически и на станции на величину toK—t'om- Для рассматриваемого примера это сокраще­ ние относится ко всем формируемым поездам и соста­

вит 96(0,45—0,25) = 19,2

поездо-ч.

 

 

 

Эффективность

приоритетного

расформирования

можно

оценить и экономически, если

определить

приве­

денные расходы на составо-час для

различных усло­

вий. Приведенную стоимость составо-часа

с замыкаю­

щей

группой

(или

несколькими группами)

примем

•а 3 =10 руб. Стоимость

составо-часа

без

замыкающих

групп

а т = 2

руб. При этом учитывается, что расформи­

рование такого состава не сократит затрат на накопле­ ние, но в какой-то мере позволит ускорить формирова­ ние состава за счет предварительного осмотра состави­ телем поступивших вагонов в сортировочный парк. •Средневзвешенная приведенная стоимость составо-часа в данном примере составит а С ч = 8 , 4 руб. Стоимость, от­ несенная на один час, при беспрноритетном расформи­ ровании

Д = Ыожасч = 4-0,45-8,4 = 15 руб.;

при расформировании с приоритетом для составов с за­ мыкающими группами:

гч

= 3,2-0,25-10 + 0,8-1,25-2 = 10 руб.

(114)

Следовательно, экономия за счет приоритетного рас­ формирования составляет 5 руб. в час и имеет тенден­ цию к росту с увеличением уровня нагрузки горки.

Эффективность приоритетного расформирования по­ ездов можно оценить по критерию эквивалентного вы­ игрыша в перерабатывающей способности горки. В са­ мом деле, приоритетное расформирование поездов дает такой экономический эффект, который может быть дос-

176


тихнут при обычном роспуске на более мощной горке, имеющей меньший горочный интервал tn . Величину го­ рочного интервала гг э , при котором расформирование составов в порядке их поступления дает такой же эко­ номический эффект, как и приоритетное расформирова­ ние, определится из условия

^ож —

— Хг-гэ)

2(1

Если подставить последнее

значение t o m в исходное-

уравнение и решить относительно trs, то получим

Эквивалентный выигрыш в перерабатывающей способ­ ности горки можно оценить отношением горочных ин­ тервалов

 

Ш

= ± ~

 

' . Ч . ( Ч - У

 

 

 

 

(П6>

 

 

' г э

2 ± уА\ + 2 (1 + Vf) а с ч

А

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

 

 

t n =

В

рассматриваемом

примере

по

формуле

(116)

=

11,2 мин

и AN—12/11,2=

1,07,

т. е. применение

прио­

ритетного расформирования

эквивалентно по

 

экономи­

ческому результату

приросту

перерабатывающей

спо­

собности горки на 7По­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приоритетнее обслуживание выгодно в

тех

случаях,,

когда стоимость затрат, связанных с ожиданием, будет меньше, чем при беспрноритетном обслуживании, т. е.. при А\>Ап. Это условие будет обеспечено при

tt > U '

где а\, иг — стоимость простоя за единицу времени требований первой и второй очереди;

A, h — среднее время на обслуживание одноготребования соответственно первой и вто­ рой очереди.

В общем случае приоритетная система эффективна тог­ да,, когда или требования имеют различную стоимость, (важность), или на обслуживание их требуется различ­ ная затрата времени. При одинаковой затрате времени

177"