Файл: Чулаков П.Ч. Теория и практика обеспыливания атмосферы карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
Подстановкой |
значений |
Q, |
Gn, ср,-, сре, ß, Рт, Рв, |
|||
Рб и F в формулы |
(IV.11) и |
( I V . 10) установлена сред |
||||
няя величина коэффициента |
/г = 0,52 для условий Зы- |
|||||
рЯновского |
карьера. |
|
|
|
|
|
Тогда удельный расход воды для орошения |
навала |
|||||
горной 'Массы по формуле (IV.9) |
будет |
равен |
|
|||
q' = 0,01-0,52(9,7 — 3,5) = 0,0322 т/т. |
|
|||||
Таким |
образом, при |
удельном |
расходе |
воды |
32,2 кг/т горной массы содержание пылив воздухе при погрузочно-разгрузочных работах в условиях Зырянов ского карьера не будет превышать предельно допу стимой концентр а ции.
Аналогично можно определить удельный расход
воды на гидроорошевие |
для условий, отличающихся |
от условий Зыряновского |
карьера. |
Количество воды, необходимое для увлажнения от битой горной массы в одном забое в течение смены,
определяется выражением |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Q P M = q'G4tr, т/смену, |
|
|
(IV . 12) |
||
где ? — продолжительность смены, ч. |
|
|
||||||
Количество воды, необходимое для всех |
экскава |
|||||||
торных забоев |
за сутки |
при |
трехсменной |
работе |
||||
карьера, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<2сУт = QciAmz, т/сутки, |
|
(IV . 13) |
|||
где ka — коэффициент одновременности |
работы экска |
|||||||
ваторов (в условиях Зыряновского |
карьера |
&э =0,8); |
||||||
m — число |
экскаваторов; |
z— число |
смен за сутки. |
|||||
При трехсменной работе в карьере одной поливоч |
||||||||
ной машиной производится примерно |
21 поливка за |
|||||||
сутки. Тогда |
производительность |
этой |
машины |
|||||
|
|
|
А = 2W, |
т/сутки. |
|
|
(IV . 14) |
|
где |
V—емкость |
цистерны поливочной |
машины, т. |
|||||
Необходимое число поливочных, машин |
|
|||||||
|
|
|
«--If. |
|
|
|
(і ѵ л 5 > |
|
где |
/г'= 0,8—коэффициент |
использования |
поливоч |
|||||
ных |
машин. |
|
|
|
|
|
|
|
83
Глава V
ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЕ НА КАРЬЕРНЫХ АВТОДОРОГАХ
§1. ОПЫТ ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЯ
Всвязи с расширяющимся использованием на карьерах автомобильного транспорта все большее значение приобретает задача борьбы с пылеобразованнем на автодорогах.
Внастоящее время карьерные автодороги яв ляются одним из источников наиболее интенсивного пылевыделения. Например, на автодорогах Сибайского карьера запыленность воздуха без применения средств пылеподавления достигает 60—80 мг/м3 , на
Сорском |
карьере — 40—50 мг/м3 , на Лебединском — |
83 мг/м3 |
[49]. |
Из практики эксплуатации карьерных автодорог известно, что для автомашин грузоподъемностью 25—45 т при интенсивности движения 3—3,5 тыс. ма шин в сутки пригодны дороги с щебеночно-гравийным покрытием. Так, на железорудных карьерах Криво рожского бассейна автодороги от экскаваторов до от валов имеют щебеночное покрытие из мелкораздроб ленных кварцитов и сланцев. На карьерах СоколовскоСарбайского комбината в качестве щебеночного материала для покрытия применяют легкие фракции породы после обогащения. На Сорском молибденовом руднике для этого используют выветренные породы без абразивных включений. На Сибайском медноруд ном карьере щебеночные дороги строят из Мелковзорванных пород, куда входят альбитофиры, диаба зовые порфиры и туфы. На меднорудном карьере Беркли в США для покрытия дорог используют дроб леный шлак металлургического производства. Такое покрытие выдерживает автосамосвалы грузоподъем ностью до 65 т.
Пылеобразование на автодорогах происходит в результате износа покрытия, высыпания из кузова мелочи породы и руды, внесения пыли колесами авто машин, заноса ветром с прилегающих территорий и износа автопокрышек. На интенсивность пылеобра-
84
зования на автодорогах влияют в основном физикомеханические свойства материала покрытия, скорость движения, вес и вид машины, размеры дороги и метеорологические условия. С увеличением скорости движения и веса машин увеличивается интенсивность пылевыделения, так как при этом усиливаются вихре вые потоки за колесами машин и повышается дина мическое воздействие на покрытие. Увеличение линей ных размеров дорог также приводит к повышению интенсивности пылевыделения.
При выпадении значительных атмосферных осад ков запыленность воздуха на автодорогах временно понижается. Однако при этом нарушается плотность покрытия, так как вместе с водой уносятся с поверх ности дорог глинистые, песчаные и другие заполни тели и обнажается твердое покрытие.
Для снижения запыленности автодорог на боль шинстве карьеров применяют воду. Так, на Сибай-
ском |
карьере за сезон на 1 |
км |
дороги расходуют |
|
1300 |
м3 |
воды. Это позволяет |
снизить запыленность |
|
воздуха |
с 6600 до 860 пылинок |
на 1 см3 . Однако |
время эффективного действия обильной поливки при
температуре более 25° С и влажности |
воздуха |
менее |
|
25—30% составляет всего |
несколько |
минут [49]. |
|
В условиях Зыряновского |
карьера |
время |
эффек |
тивного действия поливки автодорог водой при тем пературе воздуха 15—27°С составляет около 50 мин (рис. 19), а с увеличением интенсивности движения машин и повышением температуры атмосферного воздуха это время сокращается.
Изменение запыленности воздуха на автодорогах в зависимости от времени, прошедшего после поливки, характеризуется выражением
|
N = ^ e a \ мг/м3 , |
|
|
|
(V.1) |
|||
где Л/ф — запыленность |
фона |
в момент |
поливки, |
|||||
мг/м3 ; а — величина, |
учитывающая |
влияние |
всех |
|||||
факторов в зависимости от времени, |
1/мин; т — про |
|||||||
должительность действия воды, мин. |
|
|
|
|
||||
При температуре воздуха от 15 до |
27° С, |
интен |
||||||
сивности движения |
на |
внутрикарьерных |
автодорогах |
|||||
от 26 до 232 |
машин |
за |
1 ч и /Ѵф=0,8 мг/м3 |
а = 0,015. |
||||
Поливка |
автодорог- |
водой |
связана |
со |
значцтель- |
85
ными затратами и имеет ряд других существенных недостатков. Частая поливка водой разрушает по лотно дороги и уменьшает срок ее службы, что при водит к преждевременному износу материальной части автомашин, увеличению тормозного пути и зна чительному снижению скорости движения. Кроме того, возникает необходимость в дополнительных затратах на ремонт.
О |
60 |
120 |
'вО |
г,мин |
Рис. 19. Изменение запыленности воздуха на автодорогах при по ливке водой
Для снижения запыленности карьерных автодорог применяют также пылесвязывающие средства, кото рые можно разделить на две группы: гигроскопиче ские соли и органические вяжущие вещества. К гиг роскопическим солям относятся хлористый кальций, хлористый натрий, а к вяжущим веществам — суль фитно-спиртовая барда, битум, сырая нефть и мазут.
Хлористый кальций впервые был испытан в 1911г. для снижения запыленности грунтового шоссе в жар кое летнее время, когда поливка водой не давала желаемого результата. В 1931 г. вновь был поставлен вопрос об испытании хлористого кальция.
Опытный участок длиной 400 м был выбран в районе Средне-Волжского края1 . В основании дороги
1 Здесь использованы данные Ф. Я. Резника,
86
был глинистый чернозем. Интенсивность движения
составляла 150—200 машин в сутки. Норма |
|
расхода |
||||
была 4—5 |
дм3 |
раствора (или 2,0—2,5 кг |
твердого |
|||
кальция) на 1 м2 |
дороги. |
|
|
|
||
Второй |
опытный |
участок |
был выбран |
в |
районе |
|
г. Артемовска. Грунт |
полотна |
дороги состоял из из |
||||
вести, песка и щебня толщиной 20 см. Норма |
расхода |
|||||
на этом участке составляла 3—4 дм3 раствора |
хлори |
|||||
стого кальция 50%-ной концентрации на 1 м2 |
дороги. |
На основании проведенных опытов были сделаны следующие выводы:
1) применение хлористого кальция 50%-ной кон центрации для снижения запыленности дорог дает положительные результаты в течение 2—4 недель;
2)оптимальной нормой разлива за одну поливку можно считать 3—4 дм3 /м2 ;
3)применение хлористого кальция концентрацией не менее 25% является наиболее рациональным спо собом борьбы с пылевыделением.
Согласно данным, приводимым Ф. Я. Резником, при испытании хлористого кальция в штате Миссури (США) было установлено, что срок действия этого пылесвязывающего средства был незначителен, что частично вызывалось реакцией с грунтом. Хлористый кальций, поглощенный грунтом, образует новое со единение. Однако хлористый кальций частично рас ходуется на этот обмен при первичной обработке, при повторной обработке этого не происходит.
Были проведены также эксперименты по изучению изменения влажности покрытия в зависимости от его гранулометрического состава и от расхода хлористого кальция. Нормы расхода хлористого кальция состав ляли 1,0; 0,5; 0,3 кг/м2 . Гранулометрический состав покрытий на трех опытных участках — более 5 мм, от 5 до 2 мм и менее 2 мм.
Для определения влажности с поверхности покры тия брались пробы в различные периоды времени с момента разлива раствора до наступления дождей, в период дождей и после дождей. Как показали на
блюдения, |
для всех |
периодов |
времени |
влажность |
покрытия и |
его влагоудерживающая |
способность |
||
с увеличением нормы |
расхода |
хлористого кальция |
87
увеличились, а уменьшение крупности материала спо
собствовало сохранению |
влажности. |
|
|
|
|||||
Критическая влажность покрытия, при которой не |
|||||||||
происходит |
сдувания |
пыли, |
зависит |
от |
крупности |
||||
материала |
и в условиях |
опыта |
для фракций |
более |
|||||
5 мм. она составила |
около |
1%, |
от 5 до |
2 |
мм — |
1,5% |
|||
и менее 2 мм — 2%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Известен |
опыт |
обработки |
хлористым |
кальцием |
автодорог в юго-западных штатах США [50]. Перед обработкой полотно дороги разрыхлялось зубьями самоходного грейдера на глубину 15 см. Разрыхлен ная масса сгребалась в две гряды, а затем размель чалась специальным рыхлителем на куски размером около 5 см. Затем рассыпался хлористый кальций из расчета 0,4 кг/м2 , и после этого грунт перемешивался смесителем и сверху орошался водой. В местах, где поверхность увлажнялась недостаточно, производи лось вторичное перемешивание и орошение. Движение по дороге начиналось сразу после укатки катком. Пылевыделение при этом резко снизилось. Участок до
роги, не |
обработанный |
хлористым кальцием, вышел |
из строя |
через полгода |
после начала эксплуатации, |
а обработанная часть дороги оставалась в удовлетво рительном состоянии в течение двух лет.
Согласно опубликованным |
данным [84], |
эффек |
|||
тивность применения щелочей |
для |
связывания |
пыли |
||
на автодорогах |
недостаточна. |
После |
обработки |
||
щелочью средняя |
запыленность |
достигала |
10,8 |
мг/м3 . |
В случае же применения раствора хлористого каль ция запыленность в течение 12 дней в среднем соста вляла 2,4 мг/м3 .
На угольном разрезе «Ханна Колл» в США, где применяются автомашины грузоподъемностью 45 и 57 т, при интенсивности движения 2200 машин в сутки дороги из известнякового щебня обрабатыва лись раствором хлористого кальция из расчета 1,5 дм3 на 1 м2 покрытия. В летнее время через три-четыре недели производились профилирование полотна до роги и дополнительная пропитка хлористым каль цием. При этом создавалось плотное покрытие и пылеобразование резко снижалось.
Испытание эффективности применения хлористого кальция производилось также институтом Унипромедь
88
на Сорском молибденовом комбинате [51]. Опытный участок дороги обрабатывался гранулированным хло ристым кальцием при норме расхода его 0,6 кг на 1 м2 дороги. Было отмечено, что даже в жаркое время дня при относительной влажности не более 30% по верхность дороги, обработанная хлористым кальцием, становилась влажной через 10—15 мин. Наиболее ин тенсивно влага поглощается ночью, и поверхность покрытия сохраняется влажной до конца дня. В ре зультате произведенной обработки запыленность воз
духа на дороге уменьшилась в 8—10 раз |
(с 16—32 |
до 2—3 мг/м3 ). При повторной обработке |
норма рас |
хода хлористого кальция составляла 0,3 кг/м2 . Стои
мость |
обработки 1 м2 |
автодороги |
в условиях Сор- |
ского |
молибденового комбината составила 0,4 руб., |
||
в то |
время как затраты |
на поливку |
1 м2 дороги во |
дой с учетом расходов на ремонт составляют 1,1 руб.
При опытных работах по применению хлористого кальция (10—20%-ной концентрации) для снижения
запыленности воздуха на автодорогах в |
районе |
-г. Стерлитамака был значительно сокращен |
расход |
воды на поливку, уменьшена трудоемкость операции по пылеподавлению и снижена ее стоимость на 20—30%.
Для изыскания наиболее эффективного способа пылеподавления на автодорогах Зыряновского карьера были испытаны порошкообразный кальций и его водные растворы (10, 15, 20, 30, 40 и 50%-ной концентрации).
Климат в районе карьера резко континентальный и характеризуется большим количеством безветрен ных дней. Скорость ветра на поверхности карьера колеблется от 0 до 1 м/сек и в редких случаях до стигает 2—2,5 м/сек. По данным последних трех лет, количество безветренных дней в зимние и осенние месяцы колеблется от 80 до 95%, а в летние и весен ние месяцы — от 60 до 85%. Абсолютная максималь ная температура в июне, июле и августе колеблется от +35 до +39° С, а абсолютная минимальная в де кабре, январе и феврале — от —45 до —51° С. Относи тельная влажность воздуха в течение года изменяется в среднем в пределах от 45 до 85%.
Среднемесячное количество осадков, по данным
89