Файл: Чулаков П.Ч. Теория и практика обеспыливания атмосферы карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

постное

натяжение

смеси

достигает а

воды

при

G

при

температуре

 

 

G

—2- = 1,4;

—- =0,5,

25°С — при

GM

 

 

 

 

 

 

 

GM

 

 

при 30, 35 и 40° С — при

- ^ - >2 .

 

 

 

 

Повышение

 

 

 

GM

 

натяжения

смеси

поверхностного

выше о воды

приводит

к резкому

уменьшению при-

 

б.н/м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,10'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.03

 

 

 

го°с

 

 

 

 

 

0,08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

OOS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ом

 

 

 

30%

Лох

35°С

 

 

 

0.V3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0.0В2

0.125 0.250 0.500 IßOO Gn/Gh

 

 

 

Рис.

29. Изменение

поверхностно­

 

 

 

го

натяжения

смеси

мазута и

 

 

 

 

 

 

 

пыли

 

 

 

 

липаемости пыли. Поэтому за критическое значение а мазута принимается величина а воды при той же тем­ пературе.

На обработанных топочным мазутом, растворами хлористого кальция и другими пылесвязывающими веществами автодорогах изменение запыленности воз­

духа зависитот времени,

истекшего после

обработки,

и выражается дифференциальным уравнением

- kN,

(V.8)

dx

 

 

где k — коэффициент пропорциональности.

 

Разделив переменные, получим

 

= kdx.

(V.9)

Проинтегрируем уравнение (V.9) :

 

ІпЛГ = ki + InC.

(V.10)

115


Потенцируем уравнение (V.10):

 

 

N = C&*.

(V.II)

Значение

С находим из

начального

условия: при

т = 0 N = N0, и тогда

 

 

 

N0 = Се'<° или С = N0.

 

Подставляя значение С в общее решение, получим

частное решение уравнения (V.8)

 

 

N = N0ek\

мг/м3 .

(V.12)

Величина

коэффициента

пропорциональности £

определяется экспериментально. Для этого после об­ работки автодорог пылесвязываюшнми веществами через интервалы времени т определяют запыленность воздуха с подветренной (вместе с фоном) и наветрен­ ной сторон автодорог. При этом запыленность воз­

духа

с наветренной стороны

будет соответствовать

No.

Подставляя замеренные

численные значения N

и Л/0, соответствующие времени т, в уравнение (V.12), находим величину k.

При обработке автодорог топочным мазутом в ус­ ловиях карьеров Тургайского бокситового рудоуправ­ ления при Л/0 = 1,1 мг/м3 /г = 0,065, а на Зыряновском карьере при Л/0 =1 мг/м3 £ = 0,016.

При обработке дорог растворами хлористого каль­ ция значения k изменялись: в условиях карьеров Тур­

гайского

бокситового

рудоуправления

 

при

 

iV0 =

= 1,1

мг/м3

и 20%-ной

концентрации

раствора

k = 0,017,

а

время

эффективного

действия

т = 90 ч;

при 30%-ной

концентрации

А = 0,01, т=153

ч;

при

40%-ной

концентрации

£ = 0,007,

т = 218

ч. На

Зыря­

новском

карьере

при

N0

= l

мг/м3 и 20%-ной

кон­

центрации £ = 0,15,

т = 75

ч; при 30%-ной концентра­

ции

£ = 0,008, т=135

ч; при

40%-ной

концентрации

£ = 0,006, т = 180 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, время эффективного действия топочного мазута, как показывает расчет по формуле (V.12), на Зыряновском карьере составляет более 45 суток, а на карьерах Тургайского бокситового рудоуправления — до 24 суток, а время действия вод­ ного раствора хлористого кальция в зависимости от его концентрации изменяется от 75 до 218 ч.

116


Глава VI

ОЧИСТКА И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА В КАБИНАХ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРОВ

§ I. СРЕДСТВА ОЧИСТКИ ВОЗДУХА ОТ ПЫЛИ

На открытых горных работах из-за повышенной запыленности воздуха, высоких температур в летнее время и весьма низких отрицательных зимних тем­ ператур создаются неблагоприятные условия для ра­ боты машинистов горного оборудования. Поэтому в этих условиях необходимо совместно решать вопросы очистки и кондиционирования воздуха.

О настоятельной необходимости кондиционирова­ ния воздуха свидетельствуют следующие данные: в районах расположения таких крупных карьеров, как Соколовский, Сарбайский, Зыряновский, Коунрад-

ский, Аксайский, Златоуст-Беловский,

абсолютная

максимальная температура

достигает

 

35—40,9° С,

абсолютная

минимальная

снижается

до

(32,8) —

(—51°С),

относительная

влажность составляет от 34

до 85%.

В

летнее время

на карьерах

металлический

корпус горного оборудования нагревается под дейст­ вием солнечной радиации до 50—60° С, и температура

воздуха в кабинах машинистов иногда

превышает

температуру окружающей атмосферы

на 15° С

(табл. 9).

 

По данным Московского научно-исследователь­ ского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, на Коркинских карьерах летом в кабину эскаватора ЭШ-1 вследствие солнечной радиации поступает до 62 850 кдж/ч тепла [56]. Общее количество тепла, поступающего в летнее время в экскаватор, состав­ ляет около 175 980 кдж/ч.

Для очистки и кондиционирования воздуха в ка­ бинах горного оборудования карьеров предложены различные фильтро-вентиляционные установки. Однако до сих пор они имеют весьма ограниченное распространение. В связи с отсутствием совершенных средств борьбы с выделяющимися вредными приме­ сями содержание пыли, а иногда и газов в кабинах

117


Температура Горное атмосферного

оборудование воздуха в карьере, °С

 

Т а б л и ц а 9

 

Относи­

Температура

тельная

влаж­

воздуха в ка­

ность ат­

бине горного

мосфер­

оборудования,

•С

ного

воздуха,

 

 

Экскаватор

( - -29,5)-- ( -

27,5)

18,5--28,2 46--57

14--26

ЭКГ-4,6

(- -24,0)-- ( -

22,0)

21,4- -31,2 48--64

14--36

 

(- -18,0)-- ( -

16,0)

23,8- -27,8

61--67

17--36

 

- 9,0) -

- ( -

7,0)

18,6--28,8

80--95

14--51

 

("

26,2

 

8

29,8- -31,8

50--57

36--40

 

 

--27

 

 

30,2

- -30, 8

32,4- -32,8

49--51

29--32

Автосамосвал

( - -19,5)-- ( -

17,4)

18,4--26,4

68--74

17--25

БелАЗ-540

- 9,2) -

- ( -

7,0)

15,2--25,2

66 -85

19--31

 

(-

24,0

 

2

33,0--39,8

46--61

3?--49

 

 

- -25

Автосамосвал

(- -19,7)-- ( -

18,6)

12,2--15,4

69 -70

32--40

МАЗ-525

(•--13,5 -- ( -

11,5)

16,2--31,8 56--92

11--28

 

 

28,6

- -31 2

38,2--44,4 43 -57

18--25

Буровой станок

(- -20,0)-'і-

18,3)

22,4- -35,8 54--58

9--13

СБШ-250

 

29,4

- -30

8

33,8--34,6 49 -52

31--36

Грейдер

(- -19,3)-- ( -

18,0)

13,8--14,8

72

32--34

 

 

23,6

- -25

2

29,8--34,8 68 - 72

47--54

Бульдозер

(-- 7,1) - - ( -

5,1)

12,2--21,4 54 - 70

23--36

 

 

23,6

- -25

2

33,8--35,8

68 - 72

36--44

горного оборудования значительно превышает пре­ дельно допустимые концентрации.

В США па диатомитовом карьере «Джон-Мэн- виль» для очистки воздуха, поступающего в кабины электрических и дизельных экскаваторов и бульдозе­ ров, применяются фильтро-вентиляционные установки фирмы «Кайл-Патрик» 185]. Производительность установки на крупных экскаваторах достигает 56,6 м3 /мин, а на бульдозерах 5,66 м3 /мин. Фильтровентиляционная установка создает в кабинах горно­ транспортного оборудования избыточное давление величиной до 15,6 н/м2 , что исключает возможность попадания в них запыленного воздуха через имею­ щиеся неплотности. Очистка воздуха от пыли осу­ ществляется в две стадии. На первой стадии приме­ няется металлический сетчатый фильтр размером 305X610 мм, пропитанный вискозиновым маслом,

118


На второй стадии воздух пропускается через фильтр таких же размеров, изготовленный из 10-слойной бумаги.

Применение фильтро-вентнляциоиной установки позволяет снизить запыленность поступающего в ка­ бину воздуха, содержащего пылинки размером от 0,5

до 10 мкм, в среднем с

116—1840 до 42—162 частиц

на 1 см3 .

 

Температура воздуха

в кабине регулируется при

помощи водяных нагревательных змеевиков и путем изменения количества воздуха, подаваемого в кабину. Для снижения влияния температуры окружающей среды, солнечной радиации и тепловыделения от дви­ гателей стенки кабин имеют теплоизоляционный слой толщиной 25,4 мм.

Секции пылевого фильтра заменяются ежедневно. Использованные сетчатые фильтры в мастерских очи­ щают паром и смазывают вискозиновым маслом. Фильтр второй стадии очистки ежедневно заменяется новым.

На поддержание и ремонт установки и на

периодическую замену

фильтров

затрачивается

1,2 чел.-смены в месяц.

 

 

 

Основные недостатки

установки:

 

а)

ежедневная

смена

фильтра;

 

б)

организация

службы по очистке паром и смазке

маслом сетчатого

фильтра;

 

 

в) разовое использование десятислойного бумаж­

ного фильтра;

 

 

 

 

г) необходимость насоса и воды для регулирова­

ния температуры

в кабине

при помощи водяных

змеевиков;

 

 

 

 

д) неудобство смены фильтра, находящегося на

крыше

экскаватора.

 

 

 

На Коркинском буроугольном карьере на драглай­

не ЭШ-1 для очистки воздуха

от пыли

испытывалась

фильтро-вентиляционная установка, действие которой

основано на осаждении пыли водой, разбрызгивае­

мой вращающимся ротором.

 

Установка состоит из циклона

диаметром 350 мм

и высотой 700 мм, бака-отстойника

емкостью 270 дм3 ,

насоса для подачи воды из бака в циклон и вентиля­ тора типа ЭВР-3. Ротор установки вращается со ско-

119