Файл: Чулаков П.Ч. Теория и практика обеспыливания атмосферы карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
При работе установки запыленность воздуха в
кабине |
экскаватора |
не превышала |
1,8 |
мг/м3 , |
темпе |
|||
ратура |
воздушного |
потока, выходящего |
из подогре |
|||||
вателя, в зимнее время составляла |
19—25° С, |
в |
зоне |
|||||
дыхания |
машиниста |
14—17° С, относительная |
|
влаж |
||||
ность |
33—37% при |
температуре |
атмосферного |
воз |
||||
духа |
до —15° С. |
|
|
|
|
|
|
|
Основные недостатки установки: |
|
|
|
|
||||
а) недостаточное количество воздуха для |
|
созда |
||||||
ния в кабине избыточного давления; |
|
|
|
|
||||
б) ограниченное применение при высокой |
|
влаж |
||||||
ности |
воздуха и незначительный |
срок службы |
ткане |
вых фильтров; в) отсутствие устройств, обеспечивающих конди
ционирование воздуха, особенно в летнее время. •Унипромедыо для обеспыливания воздуха, посту
пающего в кабины экскаваторов, рекомендована филь- тро-вентиляционная установка (рис. 32), состоящая из цилиндрического стального кожуха 2, в который помещен рукавный съемный фильтр / из хлопчатобу
мажной |
|
фильтродиагонали |
|
, |
П <\ |
^ |
||||
с |
пылеулавливающей |
по- |
, |
|||||||
верхностыо 2,27 м2 , центро |
|
|
|
|
||||||
бежного |
вентилятора 3 |
типа |
|
|
|
|
||||
ЭВР-3 или ЭВР-4 с электро |
|
|
|
|
||||||
двигателем |
|
5 мощностью |
|
|
|
7 |
||||
1,5—1,7 |
квт, |
электроподо |
|
|
|
|
||||
гревателя |
9 |
мощностью |
|
|
|
|
||||
3,5 квт, собранного из семи |
|
|
|
|
||||||
стандартных |
электроэлемен- |
Р п с |
3 2 . |
схема |
фильтро- |
|||||
тов |
марки |
ЭТ-120 |
М О Щ Н О - |
вентиляционной |
установки |
|||||
стью по 0,5 квт. Электрона- |
конструкции |
Уннпромеди |
||||||||
греватель |
встраивают |
в ко |
|
|
|
|
||||
жух |
7 из |
листовой |
стали. Вентилятор |
соединяется с |
кожухом брезентовым рукавом 6 диаметром 200 мм, пропитанным олифой и окрашенным. Под электрона гревателем укреплен металлический зонт 8, предо храняющий машиниста от непосредственного воздей ствия струи воздуха, поступающего в кабину экска ватора.
Вентилятор с электродвигателем смонтированы на площадке 10, укрепленной на двуногой стойке 4 экс каватора на высоте 0,8 м от крыши.
125
Количество подаваемого в кабину воздуха изме няется в пределах 398—900 м3 /ч.
Недостатками установки являются: отсутствие устройств, обеспечивающих кондиционирование воз духа, и ограниченное применение тканевых фильтров при высокой влажности очищаемого воздуха.
Кондиционирующая установка, созданная Унипромедью для кабин экскаваторов [51], состоит из вен тилятора, двухступенчатого фильтра, холодильного агрегата и подогревателя, смонтированных в одном корпусе. В установке принят вентилятор типа РВ-49 производительностью 400 м3 /ч при депрессии 981 н/'м2. В качестве фильтра грубой очистки использован мас ляный стружковый фильтр, который снижает запы ленность воздуха с 15—20 до 5—7 мг/м3 . Фильтр тон кой очистки изготовлен из шинельного сукна или ткани сванбой. В качестве охладителя принят фрео новый поршневой холодильный агрегат ФАК-07Е, обладающий холодопронзводительностыо 2930 кдж/ч. Холодильным элементом служит фреон-12. Нагрева тельный элемент кондиционирующей установки со стоит из проволочных сопротивлений и имеет три секции мощностью по 1,0 квт.
Установка была испытана только в лабораторных условиях. К основным недостаткам относятся: гро моздкость установки, состоящей из двухступенчатого фильтра и холодильного агрегата, и необходимость организации службы по смазке и очистке паром масляного фильтра.
§2. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ УСЛОВИЙ
ВКАБИНАХ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Для подогрева воздуха, подаваемого в кабины транспортных машин, может использоваться тепло из систем охлаждения двигателей, тепло выхлопных газов и других источников.
В автосамосвалах использование тепла из систем охлаждения не вызывает особых затруднений. Для этого на выходе из головки блока, где вода имеет максимальную температуру, часть струи ответвляется и подводится к радиатору отопителя. Нагретая струя воды в радиаторе отдает часть тепла воздуху, пода-
126
ваемому вентилятором в кабину. Вентилятор приво дится в действие небольшим электродвигателем, питаемым от аккумулятора. Вода из радиатора отопителя возвращается в систему охлаждения двига теля.
При использовании тепла выхлопных газов для подогрева воздуха отработанные газы пропускаются через калорифер, служащий в качестве теплообмен ника, обтекаемого пода ваемым в кабину возду хом.
Институтом горного дела Министерства чер ной металлургии СССР
для кабин автосамосва лов и бульдозеров создан кондиционер (рис. 33)- [63], состоящий из венти лятора /, подающего воз дух в кабину, отопитель
ного радиатора 2, испа Рис. 33. Тепловой кондиционер
рителя 3 |
и холодильной |
для кабин автосамосвалов и |
машины |
абсорбционно- |
бульдозеров |
|
днффузионного типа. Ус тановка может быть использована как для подогрева,
так и для охлаждения воздуха. В первом случае не который объем выхлопных газов, идущих по выхлоп ной трубе 9, направляется через патрубок 8 и распре делительный кран 7 в радиатор 2, где выхлопные газы отдают тепло воздуху, нагнетаемому в кабину, затем эти газы через патрубок выбрасываются в ат мосферу.
При охлаждении воздуха выхлопные газы пере ключением распределительного крана 7 направляются а холодильный агрегат 5, испаритель 3 которого вы полнен в виде радиатора. Объем выхлопных газов, проходящих через теплообменник холодильного агре гата, регулируется автоматически вентилем 6. Коли чество подаваемого в кабину воздуха регулируется шибером 4.
Для предотвращения попадания загрязненного воздуха в кабины горного оборудования иногда прак тикуют их герметизацию. Однако полная изоляция ка-
127
б 1111 от окружающей атмосферы в принципе недопу стима, так как состав и состояние находящегося в них ограниченного объема воздуха за счет процесса дыхания и поступления тепла очень быстро изме нятся.
Как показала практика, лучшие результаты пред отвращения попадания в кабины горного оборудова ния загрязненного воздуха достигаются путем созда ния в них избыточного давления АЯ за счет нагнета ния очищенного воздуха. Известно, что без подачи воздуха в кабину давление в пей Ри равно давлению окружающей атмосферы Ра. и движение воздушных масс происходит под суммарным воздействием раз ности температур и скоростного давления ветра. Соз даваемое избыточное давление расходуется для дви жения воздуха, вытесняемого из кабин со скоростью ик, и является функцией
AP = /(Q , JJOS*).
где Q — количество воздуха, нагнетаемого в кабину,
п |
$ і — суммарная площадь истечения |
возду- |
м3 /сек; 2 |
||
і = 0 |
|
|
ха, м2 . |
п |
|
|
|
|
Зависимость между Q, ик, у. 5,- следующая: |
||
|
і=о |
|
|
Q = <puK±Sh |
(VU) |
п
где ср — коэффициент расхода 2 $і> определяемый по
1=0
формуле ф = 0 , 5 9 2 ± - ^5=5- , которая применима при у Re
Re>10 000.
Величина ф изменяется в пределах 0,60—0,63. Рассматривая скорость истечения воздуха че-
п
р е з ^ Si как истечение через отверстие в тонкой стен-
1=0
ке, величину АР можно выразить
128
где у — объемный вес воздуха, н/м3 . |
|
|
|
|
||||
Как видно |
из |
формулы |
(VI.2), при |
Q = const и |
||||
максимальном |
|
п |
^,- |
величина |
ДР |
будет |
||
значении 2 |
||||||||
|
|
1=0 |
|
|
|
|
|
|
минимальной, и наоборот. |
|
|
|
|
|
|
||
|
п |
|
|
ДР в каждый |
отре- |
|||
Кроме Q и 2 $і н а величину |
||||||||
зок времени будет |
влиять скоростной напор |
hCK, соз |
||||||
даваемый энергией |
ветра. |
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
$і |
создавае |
|||
По заданным величинам Q, у, Ф, 2 |
||||||||
|
|
|
|
мо |
|
|
|
|
мое в кабине горного оборудования избыточное дав ление определяется по номограмме из выравненных точек с логарифмическими шкалами (рис. 34). Номо грамма, кроме основных пяти шкал, имеет две немые шкалы I и П.
На рис. 35 приведен характер изменения избыточ ного давления в кабинах в зависимости от площади истечения воздуха при различных количествах нагне таемого воздуха.
Как видно из графиков, с уменьшением площади истечения избыточное давление резко увеличивается. Количество нагнетаемого в кабину воздуха опреде
ляется |
ее объемом |
и потребной |
величиной |
создавае |
|
мого |
избыточного |
давления. |
Однако |
чрезмерное |
|
увеличение количества нагнетаемого |
воздуха связано |
||||
со значительными |
энергетическими |
затратами. |
Подача 0,1 м3 /сек воздуха позволяет создать в кабине экскаватора избыточное давление величиной 3,9—20 н/м2 , достаточное для предотвращения про никновения запыленного воздушного потока при ско ростях 2,5—6 м/сек. При подаче в кабину экскавато ра ЭКГ-4 или ЭКГ-4,6 воздуха в количестве 0,1 м3 /сек обеспечивается до 85—100 воздухообменов в час. Для остальных видов горного оборудования потреб ное количество воздуха определяется пропорциональ но объему кабины.
5 Зак. но |
129 |