Файл: Чулаков П.Ч. Теория и практика обеспыливания атмосферы карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При работе установки запыленность воздуха в

кабине

экскаватора

не превышала

1,8

мг/м3 ,

темпе­

ратура

воздушного

потока, выходящего

из подогре­

вателя, в зимнее время составляла

19—25° С,

в

зоне

дыхания

машиниста

1417° С, относительная

 

влаж­

ность

33—37% при

температуре

атмосферного

воз­

духа

до —15° С.

 

 

 

 

 

 

Основные недостатки установки:

 

 

 

 

а) недостаточное количество воздуха для

 

созда­

ния в кабине избыточного давления;

 

 

 

 

б) ограниченное применение при высокой

 

влаж­

ности

воздуха и незначительный

срок службы

ткане­

вых фильтров; в) отсутствие устройств, обеспечивающих конди­

ционирование воздуха, особенно в летнее время. •Унипромедыо для обеспыливания воздуха, посту­

пающего в кабины экскаваторов, рекомендована филь- тро-вентиляционная установка (рис. 32), состоящая из цилиндрического стального кожуха 2, в который помещен рукавный съемный фильтр / из хлопчатобу­

мажной

 

фильтродиагонали

 

,

П <\

^

с

пылеулавливающей

по-

,

верхностыо 2,27 м2 , центро­

 

 

 

 

бежного

вентилятора 3

типа

 

 

 

 

ЭВР-3 или ЭВР-4 с электро­

 

 

 

 

двигателем

 

5 мощностью

 

 

 

7

1,5—1,7

квт,

электроподо­

 

 

 

 

гревателя

9

мощностью

 

 

 

 

3,5 квт, собранного из семи

 

 

 

 

стандартных

электроэлемен-

Р п с

3 2 .

схема

фильтро-

тов

марки

ЭТ-120

М О Щ Н О -

вентиляционной

установки

стью по 0,5 квт. Электрона-

конструкции

Уннпромеди

греватель

встраивают

в ко­

 

 

 

 

жух

7 из

листовой

стали. Вентилятор

соединяется с

кожухом брезентовым рукавом 6 диаметром 200 мм, пропитанным олифой и окрашенным. Под электрона­ гревателем укреплен металлический зонт 8, предо­ храняющий машиниста от непосредственного воздей­ ствия струи воздуха, поступающего в кабину экска­ ватора.

Вентилятор с электродвигателем смонтированы на площадке 10, укрепленной на двуногой стойке 4 экс­ каватора на высоте 0,8 м от крыши.

125


Количество подаваемого в кабину воздуха изме­ няется в пределах 398—900 м3 /ч.

Недостатками установки являются: отсутствие устройств, обеспечивающих кондиционирование воз­ духа, и ограниченное применение тканевых фильтров при высокой влажности очищаемого воздуха.

Кондиционирующая установка, созданная Унипромедью для кабин экскаваторов [51], состоит из вен­ тилятора, двухступенчатого фильтра, холодильного агрегата и подогревателя, смонтированных в одном корпусе. В установке принят вентилятор типа РВ-49 производительностью 400 м3 /ч при депрессии 981 н/'м2. В качестве фильтра грубой очистки использован мас­ ляный стружковый фильтр, который снижает запы­ ленность воздуха с 15—20 до 5—7 мг/м3 . Фильтр тон­ кой очистки изготовлен из шинельного сукна или ткани сванбой. В качестве охладителя принят фрео­ новый поршневой холодильный агрегат ФАК-07Е, обладающий холодопронзводительностыо 2930 кдж/ч. Холодильным элементом служит фреон-12. Нагрева­ тельный элемент кондиционирующей установки со­ стоит из проволочных сопротивлений и имеет три секции мощностью по 1,0 квт.

Установка была испытана только в лабораторных условиях. К основным недостаткам относятся: гро­ моздкость установки, состоящей из двухступенчатого фильтра и холодильного агрегата, и необходимость организации службы по смазке и очистке паром масляного фильтра.

§2. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ УСЛОВИЙ

ВКАБИНАХ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Для подогрева воздуха, подаваемого в кабины транспортных машин, может использоваться тепло из систем охлаждения двигателей, тепло выхлопных газов и других источников.

В автосамосвалах использование тепла из систем охлаждения не вызывает особых затруднений. Для этого на выходе из головки блока, где вода имеет максимальную температуру, часть струи ответвляется и подводится к радиатору отопителя. Нагретая струя воды в радиаторе отдает часть тепла воздуху, пода-

126

ваемому вентилятором в кабину. Вентилятор приво­ дится в действие небольшим электродвигателем, питаемым от аккумулятора. Вода из радиатора отопителя возвращается в систему охлаждения двига­ теля.

При использовании тепла выхлопных газов для подогрева воздуха отработанные газы пропускаются через калорифер, служащий в качестве теплообмен­ ника, обтекаемого пода­ ваемым в кабину возду­ хом.

Институтом горного дела Министерства чер­ ной металлургии СССР

для кабин автосамосва­ лов и бульдозеров создан кондиционер (рис. 33)- [63], состоящий из венти­ лятора /, подающего воз­ дух в кабину, отопитель­

ного радиатора 2, испа­ Рис. 33. Тепловой кондиционер

рителя 3

и холодильной

для кабин автосамосвалов и

машины

абсорбционно-

бульдозеров

 

днффузионного типа. Ус­ тановка может быть использована как для подогрева,

так и для охлаждения воздуха. В первом случае не­ который объем выхлопных газов, идущих по выхлоп­ ной трубе 9, направляется через патрубок 8 и распре­ делительный кран 7 в радиатор 2, где выхлопные газы отдают тепло воздуху, нагнетаемому в кабину, затем эти газы через патрубок выбрасываются в ат­ мосферу.

При охлаждении воздуха выхлопные газы пере­ ключением распределительного крана 7 направляются а холодильный агрегат 5, испаритель 3 которого вы­ полнен в виде радиатора. Объем выхлопных газов, проходящих через теплообменник холодильного агре­ гата, регулируется автоматически вентилем 6. Коли­ чество подаваемого в кабину воздуха регулируется шибером 4.

Для предотвращения попадания загрязненного воздуха в кабины горного оборудования иногда прак­ тикуют их герметизацию. Однако полная изоляция ка-

127


б 1111 от окружающей атмосферы в принципе недопу­ стима, так как состав и состояние находящегося в них ограниченного объема воздуха за счет процесса дыхания и поступления тепла очень быстро изме­ нятся.

Как показала практика, лучшие результаты пред­ отвращения попадания в кабины горного оборудова­ ния загрязненного воздуха достигаются путем созда­ ния в них избыточного давления АЯ за счет нагнета­ ния очищенного воздуха. Известно, что без подачи воздуха в кабину давление в пей Ри равно давлению окружающей атмосферы Ра. и движение воздушных масс происходит под суммарным воздействием раз­ ности температур и скоростного давления ветра. Соз­ даваемое избыточное давление расходуется для дви­ жения воздуха, вытесняемого из кабин со скоростью ик, и является функцией

AP = /(Q , JJOS*).

где Q — количество воздуха, нагнетаемого в кабину,

п

$ і — суммарная площадь истечения

возду-

м3 /сек; 2

і = 0

 

 

ха, м2 .

п

 

 

 

Зависимость между Q, ик, у. 5,- следующая:

 

і=о

 

 

Q = <puK±Sh

(VU)

п

где ср — коэффициент расхода 2 $і> определяемый по

1=0

формуле ф = 0 , 5 9 2 ± - ^5=5- , которая применима при у Re

Re>10 000.

Величина ф изменяется в пределах 0,60—0,63. Рассматривая скорость истечения воздуха че-

п

р е з ^ Si как истечение через отверстие в тонкой стен-

1=0

ке, величину АР можно выразить

128


где у — объемный вес воздуха, н/м3 .

 

 

 

 

Как видно

из

формулы

(VI.2), при

Q = const и

максимальном

 

п

^,-

величина

ДР

будет

значении 2

 

 

1=0

 

 

 

 

 

 

минимальной, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

ДР в каждый

отре-

Кроме Q и 2 н а величину

зок времени будет

влиять скоростной напор

hCK, соз­

даваемый энергией

ветра.

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

создавае­

По заданным величинам Q, у, Ф, 2

 

 

 

 

мо

 

 

 

 

мое в кабине горного оборудования избыточное дав­ ление определяется по номограмме из выравненных точек с логарифмическими шкалами (рис. 34). Номо­ грамма, кроме основных пяти шкал, имеет две немые шкалы I и П.

На рис. 35 приведен характер изменения избыточ­ ного давления в кабинах в зависимости от площади истечения воздуха при различных количествах нагне­ таемого воздуха.

Как видно из графиков, с уменьшением площади истечения избыточное давление резко увеличивается. Количество нагнетаемого в кабину воздуха опреде­

ляется

ее объемом

и потребной

величиной

создавае­

мого

избыточного

давления.

Однако

чрезмерное

увеличение количества нагнетаемого

воздуха связано

со значительными

энергетическими

затратами.

Подача 0,1 м3 /сек воздуха позволяет создать в кабине экскаватора избыточное давление величиной 3,9—20 н/м2 , достаточное для предотвращения про­ никновения запыленного воздушного потока при ско­ ростях 2,5—6 м/сек. При подаче в кабину экскавато­ ра ЭКГ-4 или ЭКГ-4,6 воздуха в количестве 0,1 м3 /сек обеспечивается до 85—100 воздухообменов в час. Для остальных видов горного оборудования потреб­ ное количество воздуха определяется пропорциональ­ но объему кабины.

5 Зак. но

129