Файл: Халилов А.А. Техника подземного ремонта нефтяных скважин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

так-как они взаимозаменяемы. Каждая вышка снабжена

.металлическими маршевыми лестницами и площадками для подъема рабочих, обслуживающих кронблок.

Мачта (рис. 6) состоит из двух ног, скрепленных меж-

Рис. 6. Мачта с приемными мостами

ду собой поясами и крестами; ноги устанавливаются на­ клонно так, чтобы канат кронблока совпадал с центром скважины. Для удобства проведения ра|5от бригады под­ земного ремонта необходимо, чтобы ноги мачты распола­ гались на расстоянии до 1,25 м от устья скважины. Мач­ та, как и вышка, в верхней части имеет площадку с пери­ лами и металлической лестницей, с которой обслуживают оснастку талевой системы. Устойчивость мачты обеспечи­ вается четырьмя оттяжками, изготовленными из сталь­ ных канатов.

Мачты применяются при ремонте неглубоких сква­ жин. На рис. 6 приведены необходимые размеры прием­ ных мостов.

Конструктивные требования, предъявляемые

квновь проектируемой вышке и мачте:

1)металлические вышки и мачты должны состоять из узлов и элементов, обеспечивающих удобство сборки, раз­

борки и транспортировки в разобранном виде;

29

2)в металлических вышках и мачтах неразъемные детали и узлы должны быть сварными, сборку узлов надо производить с помощью болтовых соединений;

3)болты и гайки, служащие для соединения, должны иметь приспособления, предохраняющие от самопроиз­ вольного развинчивания, и должны быть оцинкованы или покрыты каким-либо другим антикоррозионным мате­ риалом;

4)детали и узлы вышек и мачт по возможности дол жны быть унифицированы, а детали с одинаковыми кон­ струкцией и размерами — взаимозаменяемы;

5)вышки должны иметь ворота с четырех сторон;

6)вышки и мачты должны иметь огражденные верх­ ние металлические площадки, обеспечивающие безопас­ ность при обслуживании кронблока;

7)конструкция вышки и мачты должна обеспечивать возможность замены шкивов и других изнашивающихся деталей кронблока;

8)вышки и мачты должны быть оборудованы метал­ лическими маршевыми лестницами для подъема на пло­ щадку обслуживающего кронблок персонала;

9)все вышки и мачты должны расчаливаться оттяж­

ками;

10)крепление оттяжек должно быть падежным, рас положение оттяжек не должно препятствовать производ­ ству спуско-подъемных.операций;

11)конструкция вышки должна обеспечивать монтаж

еекак на суше, так и на морских основаниях;

12)присоединительные размеры к фундаменту вышек

соснованием 8 x 8 м должны быть взаимозаменяемы таковыми буровых вышек, с таким же основанием;

13)вышки и мачты по возможности, должны быть оборудованы полатями и иметь приспособления, с кото­ рых можно было бы устанавливать трубы и подвешивать насосные штанги;

14)статическое испытание вышек и мачт должно производиться под нагрузкой, превышающей на 25% номинальную грузоподьемность.

2. ПОДЪЕМНИКИ

Подъемники предназначаются для производства ра­ бот при пуске в эксплуатацию и подземном ремонте неф­ тяных скважин, для ловильных и прочих вспомогатель-

30



ных работ у устья скважин, оборудованных стационарной вышкой или мачтой.

Подъемники подразделяются на два вида:

1.Передвижные—тракторные, автомобильные и при­ цепные.

2.Полупередвижные — рамные.

Подъемники каждой группы, в свою очередь, делятся по типоразмерам, отличаются друг от друга конструкция­ ми и техническими характеристиками.

Основные элементы подъемников: лебедка, передаточ- ' ' ные механизмы, двигатель и система управления.

Наиболее широкое применение на нефтепромыслах нашли тракторные подъемники, так как они легко прохо­ дят везде, их нетрудно устанавливать, и их большой вес позволяет упростить заякоривание, а иногда при ремонте неглубоких скважин можно обойтись вовсе без заякоривания. Тракторные подъемники обладают малой скоро­ стью, и поэтому на крупном промысле при значительном

•фонде неглубоких скважин, удовлетворительном состоя­ нии внутрипромысловых и подземных дорог выгодно при­ менять автомобильные подъемники.

Прицепные (буксируемые) подъемники применяются при ремонте глубоких и сверхглубоких скважин, где тре­ буется большое тяговое усилие на канате.

Полупередвижные (рамные) подъемники применяют­ ся при ремонте неглубоких скважин, расположенных на индивидуальных морских основаниях.

Тракторный подъемник—это трактор, оборудованный лебедкой с промежуточной трансмиссией без вышки или мачты. Обычно двигатель подъемника бывает общим и служит как для передвижения подъемника, так и для подъема груза.

На рис. 7 приведена принципиальная схема установки подъемника у скважин. Как видно из схемы, канат 2 от лебедки 1 подъемника огибает оттяжной ролик 3 крон­ блока 5, установленного на вершине вышки 4, и талевого блока 6.

К рогу крюка 7, в зависимости от того, что осущест­ вляют—подъем или спуск насосно-компрессорных труб' или насосных штанг, подвешиваются соответствующие элеваторы 9, трубные или штанговые, со своими штропа­ ми 8. «Мертвый» конец /2-талевого каната обычно при­ крепляется к верхней серьге талевого блока.

31

Подъемные трубы 10 или штанги при спуско-подъем­ ных операциях укладываются на мосток 11 буровой. Спуско-подъемные операции осуществляются при помо-

Рис. 7. Схема установки подъемника у скважин

щи талевой системы. Нагрузка на крюке через кронблок передается на вышку или мачту. На отдельные элементы, составляющие талевую систему (кронблоки, талевые бло­ ки и крюки), АзИНМАШем разработан нормальный ряд, удовлетворяющий требованиям подземного ремонта. Мы ограничимся описанием (таблица 14) их классификации и основных конструктивных требований согласно ОСТу

26-02-228—70.

Общие конструктивные требования к талевой системе:

1)канатные шкивы кронблоков и талевых блоков должны монтироваться на одной оси;

2)канат должен быть предохранен от соскакивания с канатных шкивов ограждениями, допускающими в то же время возможность быстрой оснастки;

3)опоры канатных шкивов (или их осей) и ствол рога крюка должны быть смонтированы на подшипниках ка­ чения;

4)смазка подшипников качения должна быть инди­ видуальной;

32

V


а

гг

3

4

3

ь.

Обозначения кронблоков, талевых блоков и крюкоблоков

9ZI—t-adM

-SZ1-913

w 9ZT-U3 <M

егі-зозм

згі-sdogH

08-i^gdM

0 8 -9 1 3

08— я з

08-9ОЗЯ

08-9dOg>i os-egdM

0 9 - 813

о

ю

09-Ю ЗМ

оэ - м о з я

гг - г з и я

SS-81H

со

ze—zig

г е - м з я

0Z~Z3dH

o s - e ig

o z - z ig

О’-Ю ЗЯ

01 -1 1 3

о і - е о д я

сь s

U

« £ 2 5 “ §

ч £

§ 2

SSта ОС

ІО

T f

1

 

Ю

ю

1

ю

 

4 СО

 

 

1

 

1

Tj*

 

сч

 

*

1

со

сч

 

со

-

сч

 

*

1

со

сч

 

СО

-

-

1

сч

-

для спуско­ подъемных операций

для тартальныхі работ

еоаинт хічн

"ХВНВЛ оігэиь

05

СЧ

8

00

г-

сч

о

сч

<£>

О

ю00

о

00

со

я *

« *

а

_ га Оо

|£§w 03^

Я

та >> й>

ій к <у

X

О- <и

É- О 2

0

S „ <и

та ^ X

SS X W

 

ІЛ

.

 

S

сооружений

 

 

 

ю

стационарныхсоработепри

 

а

 

 

 

3

блоков

IN/S

талевых

к

>-ч

 

WCO

 

тао

соII

 

н

I

 

та

 

 

та о <у

 

ьйсо о>

Для

о ^ З '

Й о0

 

SP £

238 - 3

33


5)резьбовые соединения деталей талевой системы должны быть предохранены от самопроизвольного отвин­ чивания в процессе работы;

6)детали узлов талевой системы по возможности должны быть унифицированы, а детали с одинаковыми конструкцией и размерами—взаимозаменяемы;

7)статическое испытание узлов талевой системы дол­ жно производиться под нагрузкой, превышающей на 25% номинальную грузоподъемность.

Конструктивные требования к кронблоку, талевому блоку, крюку, канату и ролику:

1)габаритные размеры и конструкция кронблока должны обеспечивать монтаж его на подкронблочных балках вышки или мачты в собранном виде или по основ­ ным узлам;

2)центр тяжести талевого блока должен быть распо­ ложен ниже канатных шкивов для устойчивости при пере­ мещении в процессе спуска или подъема без нагрузки;

.3) талевый блок в верхней части должен иметь при­ способление для крепления «мертвого» конца каната;

4)необходимо приспособление, обеспечивающее смазку каната;

5)ксоединение блока с крюком должно производить без разборки блока;

6)конструкция крюка должна обеспечивать возмож­ ность подвески штропов элеватора соответствующей гру­ зоподъемности;

7)рог крюка должен свободно вращаться вокруг вер­ тикальной оси;

8)крюки грузоподъемностью 15 т и более должны иметь пружинные амортизаторы, обеспечивающие -сво­ бодный и плавный подъем одной-двух насосно-компрес­ сорных труб или бурильной свечи до полного выхода нип­ пеля из муфты при отворачивании;

9) зев крюка должен закрываться защелкой;

10)крюки грузоподъемностью 25 т и более должны иметь приспособления, ограничивающие вращение рога крюка при разбуривании песчаных или цементных пробок;

11)центр тяжести крюка должен находиться на его продольной оси;

12)пружина амортизатора и оцорный подшипник дол­ жны быть закрыты кожухом;

13)канаты, применяемые для эксплуа-?ационных тале­

34