Файл: Халилов А.А. Техника подземного ремонта нефтяных скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
так-как они взаимозаменяемы. Каждая вышка снабжена
.металлическими маршевыми лестницами и площадками для подъема рабочих, обслуживающих кронблок.
Мачта (рис. 6) состоит из двух ног, скрепленных меж-
Рис. 6. Мачта с приемными мостами
ду собой поясами и крестами; ноги устанавливаются на клонно так, чтобы канат кронблока совпадал с центром скважины. Для удобства проведения ра|5от бригады под земного ремонта необходимо, чтобы ноги мачты распола гались на расстоянии до 1,25 м от устья скважины. Мач та, как и вышка, в верхней части имеет площадку с пери лами и металлической лестницей, с которой обслуживают оснастку талевой системы. Устойчивость мачты обеспечи вается четырьмя оттяжками, изготовленными из сталь ных канатов.
Мачты применяются при ремонте неглубоких сква жин. На рис. 6 приведены необходимые размеры прием ных мостов.
Конструктивные требования, предъявляемые
квновь проектируемой вышке и мачте:
1)металлические вышки и мачты должны состоять из узлов и элементов, обеспечивающих удобство сборки, раз
борки и транспортировки в разобранном виде;
29
2)в металлических вышках и мачтах неразъемные детали и узлы должны быть сварными, сборку узлов надо производить с помощью болтовых соединений;
3)болты и гайки, служащие для соединения, должны иметь приспособления, предохраняющие от самопроиз вольного развинчивания, и должны быть оцинкованы или покрыты каким-либо другим антикоррозионным мате риалом;
4)детали и узлы вышек и мачт по возможности дол жны быть унифицированы, а детали с одинаковыми кон струкцией и размерами — взаимозаменяемы;
5)вышки должны иметь ворота с четырех сторон;
6)вышки и мачты должны иметь огражденные верх ние металлические площадки, обеспечивающие безопас ность при обслуживании кронблока;
7)конструкция вышки и мачты должна обеспечивать возможность замены шкивов и других изнашивающихся деталей кронблока;
8)вышки и мачты должны быть оборудованы метал лическими маршевыми лестницами для подъема на пло щадку обслуживающего кронблок персонала;
9)все вышки и мачты должны расчаливаться оттяж
ками;
10)крепление оттяжек должно быть падежным, рас положение оттяжек не должно препятствовать производ ству спуско-подъемных.операций;
11)конструкция вышки должна обеспечивать монтаж
еекак на суше, так и на морских основаниях;
12)присоединительные размеры к фундаменту вышек
соснованием 8 x 8 м должны быть взаимозаменяемы таковыми буровых вышек, с таким же основанием;
13)вышки и мачты по возможности, должны быть оборудованы полатями и иметь приспособления, с кото рых можно было бы устанавливать трубы и подвешивать насосные штанги;
14)статическое испытание вышек и мачт должно производиться под нагрузкой, превышающей на 25% номинальную грузоподьемность.
2. ПОДЪЕМНИКИ
Подъемники предназначаются для производства ра бот при пуске в эксплуатацию и подземном ремонте неф тяных скважин, для ловильных и прочих вспомогатель-
30
ных работ у устья скважин, оборудованных стационарной вышкой или мачтой.
Подъемники подразделяются на два вида:
1.Передвижные—тракторные, автомобильные и при цепные.
2.Полупередвижные — рамные.
Подъемники каждой группы, в свою очередь, делятся по типоразмерам, отличаются друг от друга конструкция ми и техническими характеристиками.
Основные элементы подъемников: лебедка, передаточ- ' ' ные механизмы, двигатель и система управления.
Наиболее широкое применение на нефтепромыслах нашли тракторные подъемники, так как они легко прохо дят везде, их нетрудно устанавливать, и их большой вес позволяет упростить заякоривание, а иногда при ремонте неглубоких скважин можно обойтись вовсе без заякоривания. Тракторные подъемники обладают малой скоро стью, и поэтому на крупном промысле при значительном
•фонде неглубоких скважин, удовлетворительном состоя нии внутрипромысловых и подземных дорог выгодно при менять автомобильные подъемники.
Прицепные (буксируемые) подъемники применяются при ремонте глубоких и сверхглубоких скважин, где тре буется большое тяговое усилие на канате.
Полупередвижные (рамные) подъемники применяют ся при ремонте неглубоких скважин, расположенных на индивидуальных морских основаниях.
Тракторный подъемник—это трактор, оборудованный лебедкой с промежуточной трансмиссией без вышки или мачты. Обычно двигатель подъемника бывает общим и служит как для передвижения подъемника, так и для подъема груза.
На рис. 7 приведена принципиальная схема установки подъемника у скважин. Как видно из схемы, канат 2 от лебедки 1 подъемника огибает оттяжной ролик 3 крон блока 5, установленного на вершине вышки 4, и талевого блока 6.
К рогу крюка 7, в зависимости от того, что осущест вляют—подъем или спуск насосно-компрессорных труб' или насосных штанг, подвешиваются соответствующие элеваторы 9, трубные или штанговые, со своими штропа ми 8. «Мертвый» конец /2-талевого каната обычно при крепляется к верхней серьге талевого блока.
31
Подъемные трубы 10 или штанги при спуско-подъем ных операциях укладываются на мосток 11 буровой. Спуско-подъемные операции осуществляются при помо-
Рис. 7. Схема установки подъемника у скважин
щи талевой системы. Нагрузка на крюке через кронблок передается на вышку или мачту. На отдельные элементы, составляющие талевую систему (кронблоки, талевые бло ки и крюки), АзИНМАШем разработан нормальный ряд, удовлетворяющий требованиям подземного ремонта. Мы ограничимся описанием (таблица 14) их классификации и основных конструктивных требований согласно ОСТу
26-02-228—70.
Общие конструктивные требования к талевой системе:
1)канатные шкивы кронблоков и талевых блоков должны монтироваться на одной оси;
2)канат должен быть предохранен от соскакивания с канатных шкивов ограждениями, допускающими в то же время возможность быстрой оснастки;
3)опоры канатных шкивов (или их осей) и ствол рога крюка должны быть смонтированы на подшипниках ка чения;
4)смазка подшипников качения должна быть инди видуальной;
32 |
V |
а
гг
3
4
3
ь.
Обозначения кронблоков, талевых блоков и крюкоблоков
9ZI—t-adM
-SZ1-913
w 9ZT-U3 <M
егі-зозм
згі-sdogH
08-i^gdM
0 8 -9 1 3
08— я з
08-9ОЗЯ
08-9dOg>i os-egdM
0 9 - 813
о
ю
09-Ю ЗМ
оэ - м о з я
гг - г з и я
SS-81H
со
ze—zig
г е - м з я
0Z~Z3dH
o s - e ig
o z - z ig
О’-Ю ЗЯ
01 -1 1 3
о і - е о д я
сь s
U
« £ 2 5 “ §
ч £
§ 2
SSта ОС
ІО
T f |
1 |
|
Ю
ю
1
ю |
|
4 СО |
|
|
1 |
|
1 |
Tj* |
|
сч |
|
* |
1 |
со |
|
сч |
|
со |
- |
сч |
|
* |
1 |
со |
|
сч |
|
СО |
- |
- |
1 |
сч |
- |
для спуско подъемных операций |
для тартальныхі работ |
еоаинт хічн
"ХВНВЛ оігэиь
05
СЧ
8
00
г-
сч
о
сч
<£>
О
ю00
о
00
со
я *
« *
а
_ га Оо
|£§w 03^
Я
та >> й>
ій к <у
X
О- <и
É- О 2
0>с
S „ <и
та ^ X
SS X W
|
ІЛ |
. |
|
S |
сооружений |
|
|
|
|
ю |
стационарныхсоработепри |
|
а |
|
|
|
|
|
3 |
блоков |
IN/S |
талевых |
|
к |
>-ч |
|
WCO |
|
|
тао |
соII |
|
н |
I |
|
та |
|
|
та о <у |
|
|
ьйсо о> |
Для |
|
о ^ З ' |
||
Й о0 |
|
SP £
238 - 3 |
33 |
5)резьбовые соединения деталей талевой системы должны быть предохранены от самопроизвольного отвин чивания в процессе работы;
6)детали узлов талевой системы по возможности должны быть унифицированы, а детали с одинаковыми конструкцией и размерами—взаимозаменяемы;
7)статическое испытание узлов талевой системы дол жно производиться под нагрузкой, превышающей на 25% номинальную грузоподъемность.
Конструктивные требования к кронблоку, талевому блоку, крюку, канату и ролику:
1)габаритные размеры и конструкция кронблока должны обеспечивать монтаж его на подкронблочных балках вышки или мачты в собранном виде или по основ ным узлам;
2)центр тяжести талевого блока должен быть распо ложен ниже канатных шкивов для устойчивости при пере мещении в процессе спуска или подъема без нагрузки;
.3) талевый блок в верхней части должен иметь при способление для крепления «мертвого» конца каната;
4)необходимо приспособление, обеспечивающее смазку каната;
5)ксоединение блока с крюком должно производить без разборки блока;
6)конструкция крюка должна обеспечивать возмож ность подвески штропов элеватора соответствующей гру зоподъемности;
7)рог крюка должен свободно вращаться вокруг вер тикальной оси;
8)крюки грузоподъемностью 15 т и более должны иметь пружинные амортизаторы, обеспечивающие -сво бодный и плавный подъем одной-двух насосно-компрес сорных труб или бурильной свечи до полного выхода нип пеля из муфты при отворачивании;
■9) зев крюка должен закрываться защелкой;
10)крюки грузоподъемностью 25 т и более должны иметь приспособления, ограничивающие вращение рога крюка при разбуривании песчаных или цементных пробок;
11)центр тяжести крюка должен находиться на его продольной оси;
12)пружина амортизатора и оцорный подшипник дол жны быть закрыты кожухом;
13)канаты, применяемые для эксплуа-?ационных тале
34