Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
тельно, коэффициент эффективности теплового удара R = = 0,35; 0,5; 0,7. Если принять за предельное температурное на пряжение в металле 0(цред = Ю кгс/мм2, то предельное значе ние разности температур греющего пара и металла получится Д^° м = 80; 57; 40° С.
Как известно, турбостроительные заводы рекомендуют, чтобы эта разность не превышала 50° С.
Другой вывод из этого примера заключается в том, что турбины с двустенными корпусами (К-300-240 ЛМЗ) допус кают большие разности температур греющего пара и металла и могут быть поэтому прогреты быстрее.
Допустимую скорость прогрева корпуса турбины w = dt°/d% находим из уравнения теплопроводности плоской стенки тол щиной б с температуропроводностью а [7]
d-t _ w
dx- а
Решение этого уравнения для граничных условий
dt |
.v=s ~ |
0; |
^-=о — |
дх |
|||
оудет |
|
|
х 2 • nub |
1 — |
_i__ _ |
||
вн -г |
2а |
Л |
откуда разность температур по толщине б стенки
ДК = f - t° |
шВз |
|
2а ’ |
||
нар |
а разность между температурой стенки на внутренней поверх ности, где возникают максимальные температурные напряже ния, и среднеинтегральной температурой стенки
|
|
|
|
ге;82 |
|
|
K = t« - T - ! t° d x = За |
|
|||
Если принять |
|
е£ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТО |
а /макс |
|
1—р. Д7макс = Ю КГС./ММ2, |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
__ З а (1 |
ц) °/ макс |
|
|
|
макс |
е£82 |
|
|
Для обычных условий: |
|
|
|
||
а = 0,05; |
jj-= |
0,3; |
о/макс = |
10 кгс/мм2; |
е = 12 -10 _6; |
В = 2 -104; |
5 = |
0,3; |
®Wc = |
4805 час-1 |
или 0,8° С/мин. |
Кроме соблюдения этих двух фундаментальных правил прогрева, необходимо тщательно следить за температурными
5 |
6 5 |
перепадами в массивных деталях турбины, а также в опреде ленных характерных поперечных сечениях корпуса. При недо пустимо быстром прогреве в корпусах, паровых коробках, сто порном клапане и т. д. появляются значительные разности температур не только в радиальном, но и в осевом направле нии из-за различных условий теплообмена для соседних эле-, ментов, различного соотношения поверхностей теплоотдачи и массы деталей. Неодинаковая деформация из-за неравномер ного прогрева и различной жесткости соседних элементов вы зывает появление дополнительных напряжений, которые могут значительно превысить уровень температурных напряжений, оцениваемых по упрощенным выражениям для одномерного температурного поля.
Точный расчет температурных и дополнительных напряже ний в металле турбины невозможен из-за сложности конфигу рации ее деталей, а также из-за неравномерности трехмер ного температурного поля, и поэтому приходится предвари тельную оценку этих напряжений производить по упрощен ным выражениям, принимая температурное поле изменяю щимся только по толщине стенки детали. При этом рекомен дуется принимать достаточный запас прочности (не менее 1,5), чтобы обеспечить безопасный прогрев наиболее массивных элементов турбины. Существует также практическое правило определения безопасных температурных перепадов, согласно которому каждым 10° С перепада соответствует величина тем пературного напряжения в металле а10„ = 2 кгс/мм2.
Таким образом, чтобы не получить остаточных деформа ций, коробления или даже трещин, нельзя допускать в толще деталей турбины температурных перепадов выше
м : < .10дтск < 100э С,
где /ещ, — запас прочности, равный 1,5; сгтек— предел теку чести для сталей перлитного класса, из которых изготовлены турбины К-200-130 и К-300-240, равный 30 кгс/мм2.
Контроль температуры осуществляется с помощью хро- мель-алюмелевых термопар, заложенных в наиболее ответст венных с точки зрения прогрева местах.
Особенно важно следить за разностью температуры ме талла в толще стенки таких элементов турбины, как стопор ный клапан, паровая коробка регулирующих клапанов, сто порный клапан промежуточного перегрева, корпус ЦВД, корпус ЦСД.
Стопорный клапан свежего пара. Опыт эксплуатации тур бин К-200-130 и К-300-240 показал, что часто при неправиль ном пуске возникали высокие температурные напряжения в корпусах стопорных клапанов острого пара. Эти напряжения в
66
сочетании с литейными дефектами приводили к появлению трещин на наружной поверхности и в подфланцевой зоне кор пуса клапана.
Наибольшие температурные напряжения в корпусе клапа на возникают при его предтолчковом прогреве, когда в резуль тате конденсации пара на поверхности металла прогрев носит характер теплового удара, а также при резких изменениях температуры острого пара в процессе нагружения турбины.
С учетом холодной затяжки шпилек максимальные напря жения в стенке корпуса стопорного клапана при пуске турби ны могут достигать весьма высоких разрушающих значений,
превышая 30 (растяжение) |
на |
наружной |
поверхности и |
35 кгс/мм2 (сжатие) на внутренней поверхности. |
|||
Во избежание этого необходимо обязательно контролиро |
|||
вать прогрев стопорного клапана при пуске |
турбины. Этот |
||
контроль может осуществляться |
по |
разности |
температур по |
ширине фланца корпуса 37°,, так как между этой разностью
и величиной температурных напряжений в стенке корпуса кла пана имеется линейная зависимость. Значение Д^)л не должно
превосходить при пуске турбины 50° С. При этом наибольшие температурные напряжения в стенке клапана находятся в пре делах 13—15 кгс/мм2, что вполне допустимо.
Корпус стопорного клапана промежуточного перегрева. Из-за малых толщин стенки корпуса клапана промежуточного перегрева, относительно малых давлений (37 кгс/мм2) и низ кой плотности пара в этой зоне радиальные перепады темпе ратуры в стенке корпуса оказываются небольшими. Основную роль в корпусе этого клапана играет неравномерность распре деления температур в осевом направлении. Наибольшие тем пературные перепады в корпусе возникают при предтолчковом его прогреве из-за различных условий прогрева до и после седла. Так как наибольшие температурные напряжения при этом не превосходят допустимых значений 16—18 кгс/мм2, счи тают излишним проводить специальное наблюдение за темпе ратурными перепадами в этом клапане при пуске турбины.
Паровые коробки регулирующих клапанов. Паровые короб ки регулирующих клапанов БД турбины Д-200-130 располо жены непосредственно на корпусе ЦВД, что содействует не равномерности прогрева и появлению дополнительных напря жений в теле коробок. Перепад температур между паровыми коробками регулирующих клапанов и корпусом ЦВД турбины в районе паровпуска, вызванный снижением температуры пара при дросселировании в клапанах и срабатывании теплового перепада в регулирующей ступени, приводит к появлению до полнительных температурных напряжений в корпусах клапа
нов даже при стационарных режимах турбины. |
Температур- |
5* |
67 |
ные напряжения в месте сварки переходного патрубка с кор пусом турбины, составляющие при номинальной нагрузке 6—8, возрастают до 11 кгс/мм2 при снижении нагрузки до 100 МВт. При остановке турбины паровые коробки регули рующих клапанов остывают быстрее корпуса турбины н тем пературные напряжения меняют знак и достигают 14 кгс/мм2.
При пуске из различных тепловых состояний температур ные напряжения в паровых коробках и переходных патрубках регулирующих клапанов находятся на уровне 6—10 кгс/мм2, повышаясь на отдельных этапах пуска до 25 кгс/мм2. При этом наибольшие напряжения возникают у корня переходного
патрубка. Условия прогрева паровых коробок регулирующих клапанов при пусках турбины сходны с условиями прогрева корпусов стопорных клапанов острого пара. Наибольшие на пряжения в них возникают также при предтолчковом прогреве и резких изменениях температуры свежего пара в процессе нагружения турбины. Поэтому ограничение уровня пусковых температурных напряжений в корпусах стопорных клапанов обеспечивает одновременно допустимый уровень напряжений в паровых коробках регулирующих клапанов (10—15 кгс/мм2), и, следовательно, делает излишним дополнительный контроль за их прогревом.
Корпус ЦВД. На рис. 49 показано распределение темпера тур и температурных напряжений в стенке корпуса ЦВД тур бины К-200-130 в момент наибольших разностей температур при пуске турбины из холодного состояния, а на рис. 50 — на пряжения и температуры в той же стенке при установившемся
68
режиме полной нагрузки, наложенные на напряжения от дав ления пара.
Как видно, максимальный перепад температуры на стенке при пуске наблюдается в районе регулирующей ступени, но при этом температурные напряжения остаются в допустимых пределах, не превышая 10 кгс/мм2. В период нагружения, когда интенсивно прогревается головная часть ЦВД, возни кают максимальные меридиональные напряжения at (до —25 на внутренней и +20 кгс/мм2 на наружной поверхности ци линдра) [8].
Для режима длительной работы турбины с номинальной нагрузкой (см. рис. 50) характерны незначительные темпера
турные перепады по толщине стенки (4—6° С) и большие перепады в осевом направлении. Максимальные температур ные напряжения возникают в зоне наибольших температур и достигают 10 кгс/мм2.
Для этого режима существенную величину составляют на пряжения от внутреннего давления пара. Они достигают мак симума в паровпускной и выхлопной частях и равны соответ ственно 8,6 и 12,8 кгс/мм2. Наибольшие суммарные напряже ния при установившемся режиме с нагрузкой 200 МВт (мери диональные на наружной поверхности) возникают в зоне вы хлопа и вблизи регулирующей ступени (10—12 кгс/мм2).
Большое влияние на напряженное состояние корпуса ока зывают массивные фланцы (толщина фланцев ЦВД турбины К-200-130 в зоне регулирующей ступени равна 400 мм).
Прогрев массивных фланцев значительно отстает от про грева стенок корпуса турбины, и это обусловливает появление температурного перепада и значительных тепловых напряже ний по ширине фланцев. При больших скоростях прогрева температурные перепады могут превосходить 180—200° С и
69