Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 56

струкции турбины длительность этих периодов может состав­ лять от 4 до 60 часов.

 

Во всех трех периодах пуска

следует

стремиться соблю­

дать основное правило

пуска — не допускать

разности темпе­

ратур греющего пара и металла выше 50—80°.

 

 

 

Для облегчения пуска в последнее время мощные турбины

снабжаются

эксплуатационны­

 

 

 

 

 

 

 

ми приборами для контроля за

 

А-- двойная амплиtmydo

поведением

турбины в период

 

J.//7?

i

 

 

бибрацJU

пуска.

 

 

 

 

!

 

 

 

 

К таким

приборам

отно­

 

 

 

 

 

 

 

 

T-ViC

 

сятся, например, термопары,

 

 

 

2

\Jortijcmut'0

измеряющие

температуру ме-

талла турбины в

наиболее от­

 

\

 

 

 

 

ветственных

элементах

турби­

 

-ivfcs

 

ны, а также температуру пара.

 

 

 

tingh

 

 

 

donycтш-ю

ра,

Измеряя биение вала рото­

 

 

 

 

 

можно судить

о величине

101

 

 

\

 

 

 

эксцентриситета

этого

вала.

Ч

 

 

 

V 4 s ' " " .

9

 

 

 

Биение вала

измеряют индук­

8

 

ч Д

 

 

- 4 неуа

тивными датчиками, устанав­

1

 

 

v

 

ч ^

ливаемыми на концах вала.

6

\

 

 

\ \

Такие же индуктивные датчи­

5

a

 

 

т

ки позволяют регистрировать и

 

 

Lгост

тепловые расширения

ротора

4

 

 

4

по отношению к корпусу и

 

 

 

 

корпуса по отношению к фун­

3

 

 

 

 

 

ч®? 1\

даменту.

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

Вибрации турбины рекомен­

 

 

 

 

 

 

ч

дуется в настоящее время из­

2

 

 

\

 

 

 

мерять непрерывно, для чего

 

 

 

 

 

на

машине

устанавливают

 

 

 

 

 

\

 

электрические

вибрографы.

 

4 =?Lf)

 

r0CT

Допустимые амплитуды вибра­

 

 

 

Отд

ции указаны на рис. 56. У тур­

 

 

 

 

 

 

 

бин, имеющих очень высокие

 

10

20

30

40 50 5. </с

параметры пара,

вибрация ро-

 

тора высокого давления непол­ ностью передается на подшип­ ники, так как масса его относи­

тельно невелика. Поэтому в дополнение к измерениям вибра­ ций опор рекомендуется непосредственно измерять вибрации ротора.

Очень существенны также измерения зазоров внутри тур­ бины и контроль прогиба корпуса машины. Зазоры между не­ подвижными и вращающимися частями машины контролиру­ ются с помощью или пароструйного метода, разработанного

77


ВТИ им. Дзержинского, или метода радиоактивных изотопов,, предложенного за рубежом. В некоторых случаях применяется и метод индуктивных датчиков, хотя надежность их работы в области высоких температур в паровой среде невысока.

Прогиб корпуса контролируют или при помощи механиче­ ских индикаторов-реперов или оптическим методом, при кото­ ром смещение, реперов, размещенных на корпусе турбины, на­ блюдается через точный оптический прибор типа нивелира..

§ 22. Блочный (совмещенный) пуск турбины и котла

Пуск блока, при котором параметры пара доводятся до. номинальных значений последовательно в каждом отдельном элементе блока (котле, турбине, паропроводе), носит названиепоследовательного пуска. Такой способ пуска требует большой.

V

 

 

 

 

5-103

 

 

 

 

ИО3

 

 

 

 

З-iO3

 

 

 

 

NO3

 

 

 

 

1-М3'

. .

1

2 3

4

О

о

5 ч 6

Рис. 57

затраты времени, вследствие того что продолжительности прогрева и приведения в рабочее состояние отдельных звеньев блока суммируются.

В последнее время начали широко практиковать совмеще­ ние пусковых операций на котле, паропроводе и турбине. Такой метод называют пуском на скользящих параметрах или совмещенным пуском блока (рис. 57).

При этом методе пар на прогрев паропровода и турбины подают через 15—20 минут после начала растопки котла, когда его давление еще мало отличается от атмосферного, а

78


удельные объемы очень велики. Таким образом, прогрев паро­ провода и турбины идет параллельно с растопкой котла и по­ степенным повышением параметров пара.

Метод совмещенного пуска имеет следующие преимуще­ ства:

1)значительно сокращается общее время пуска благодаря совмещению операций;

2)повышаются скорости пара в проточной части турбины из-за больших удельных объемов пара в начале пуска, что благоприятно отражается на равномерности и быстроте про­ грева отдельных элементов блока;

3)прогрев производится сначала насыщенным, а затем слабо перегретым паром, вследствие чего коэффициент тепло­ отдачи от пара к металлу имеет наивысшее значение;

4)максимальные перепады температуры в металле котла, паропровода и турбины меньше, чем при последовательном пуске, и возникают при относительно невысоких температу­

рах и низких давлениях пара, когда прочность металла выше расчетной;

5)в начальный период совмещенного пуска давления пара практически еще нет, вследствие чего не происходит наложе­ ния механических напряжений в металле от давления на теп­ ловые напряжения, возникающие от температурных перепа­ дов. Поэтому молено допустить большие разности температур

иускорить прогрев;

6)легко поддерживать оптимальную разность температур между металлом и греющим паром, что также ускоряет про­ грев и делает его более безопасным;

7)генератор синхронизируется, включается в сеть и нагру­ жается, когда турбина работает еще на очень низких парамет­ рах пара (4—5 кге/см2). Это сильно сокращает продолжи­ тельность пуска, так как прогрев турбины заканчивается при работающем на систему блоке;

8)потери тепла значительно меньше, потому что нет необ­ ходимости сбрасывать пар, идущий на продувку пароперегре­

вателя и на прогрев паропровода и турбины, так как уже в самом начале пуска этот пар совершает полезную работу.

Блочный пуск прямоточных котлов с турбинами аналоги­ чен совмещенному пуску блоков с барабанными котлами. При­ менение этого метода позволяет ускорить пуск в 4—5 раз по сравнению с последовательным пуском.

Представляет интерес пуск блока 300 МВт с прямоточным котлом на закритические параметры пара. Как правило, такие блоки пускаются по совмещенному режиму, для обеспечения чего широко применяется пусковая схема с встроенным сепа­ ратором (см. рис. 42).

79



В выходной части пароперегревателя, куда направляется пар пз встроенного сепаратора, количество и параметры этого пара могут регулироваться в соответствии с требованиями пуска на скользящем режиме. После синхронизации генера­ тора пуско-сбросное устройство полностью закрывается и котел блока начинает работать по прямоточной схеме. Сепа­ раторная схема пуска блока выгодно отличается от прямоточ­ ной схемы с выносным сепаратором тем, что оиа позволяет пускать блок при любом тепловом состоянии котла и турби­ ны без опасности тепловых ударов, а также дает возможность удержания блока в работе при сбросе нагрузки до холостого хода или нагрузки собственных нужд.

Следует обратить внимание на особенности пуска неостыв­ шего блока, находящегося в состоянии расхолаживания после остановки.

Котел охлаждается быстрее турбины и через 8—10 часов может иметь температуру воды и металла около 100° С. В то же время корпус турбины, имеющий хорошую тепловую изоля­ цию и охлаждающийся обычно со скоростью 9 — 10° С в час, будет иметь еще достаточно высокую температуру (около

300— 400° С).

Вэтих условиях нельзя производить пуск неостывшего блока на скользящих параметрах пара, так как поступление холодного пара в горячую турбину вызовет в ней опасные тем­ пературные деформации и напряжения. Рекомендуется до по­ дачи пара в турбину предварительно поднять его температуру до значений, близких к температуре головных частей турбины (разность температуры пара и металла не должна при этом превышать указанных 50—80°С).

Необходимо также соблюдать осторожность при нагруже­ нии закритического блока, перед этим разгруженного до холо­ стого хода, так как при таком разгружении наблюдается рез­ кий скачок температуры в выхлопной ступени ЦВД (темпера­

тура выхлопной ступени повышается на 100— 120° С за 2— 3 мин) и последующий непрерывный рост этой температуры до 450—480° С (пар) и 410—420° С (металл), что сопровожда­ ется относительным удлинением ротора высокого давления. Скачок температуры на выхлопе ЦВД объясняется тем, что при быстром разгружении турбины перепад тепла на ЦВД уменьшается и срабатывается в основном в регулирующей сту­ пени. Через остальные ступенипар проходит, не меняя своего состояния, и поэтому температура пара в выхлопной камере сравнивается с температурой пара в регулирующей ступени. Дальнейший рост температуры происходит за счет потерь на

трение.

Для предотвращения неприятных последствий такого ре­ жима рекомендуется при переводе закритических блоков на

80