Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
струкции турбины длительность этих периодов может состав лять от 4 до 60 часов.
|
Во всех трех периодах пуска |
следует |
стремиться соблю |
|||||||||
дать основное правило |
пуска — не допускать |
разности темпе |
||||||||||
ратур греющего пара и металла выше 50—80°. |
|
|
||||||||||
|
Для облегчения пуска в последнее время мощные турбины |
|||||||||||
снабжаются |
эксплуатационны |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ми приборами для контроля за |
|
А-- двойная амплиtmydo |
||||||||||
поведением |
турбины в период |
|
||||||||||
J.//7? |
i |
|
|
бибрацJU |
||||||||
пуска. |
|
|
|
|
! |
|
|
|
||||
|
К таким |
приборам |
отно |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
T-ViC |
|
||||||||
сятся, например, термопары, |
|
|
|
|||||||||
2 |
\Jortijcmut'0 |
|||||||||||
измеряющие |
температуру ме- |
|||||||||||
талла турбины в |
наиболее от |
|
\ |
|
|
|
|
|||||
ветственных |
элементах |
турби |
|
-ivfcs |
|
|||||||
ны, а также температуру пара. |
|
|
|
tingh |
||||||||
|
|
|
donycтш-ю |
|||||||||
ра, |
Измеряя биение вала рото |
|
|
|
|
|
||||||
можно судить |
о величине |
101 |
|
|
\ |
|
|
|
||||
эксцентриситета |
этого |
вала. |
Ч |
|
|
|
V 4 s ' " " . |
|||||
9 |
|
|
|
|||||||||
Биение вала |
измеряют индук |
8 |
|
ч Д |
|
|
- 4 неуа |
|||||
тивными датчиками, устанав |
1 |
|
|
v |
|
ч ^ |
||||||
ливаемыми на концах вала. |
6 |
\ |
|
|
\ \ |
|||||||
Такие же индуктивные датчи |
5 |
a |
|
|
т |
|||||||
ки позволяют регистрировать и |
|
|
Lгост |
|||||||||
тепловые расширения |
ротора |
4 |
|
|
4 |
|||||||
по отношению к корпусу и |
|
|
|
|
||||||||
корпуса по отношению к фун |
3 |
|
|
|
|
|
ч®? 1\ |
|||||
даменту. |
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|||
|
Вибрации турбины рекомен |
|
|
|
|
|
|
ч |
||||
дуется в настоящее время из |
2 |
|
|
\ |
|
|
|
|||||
мерять непрерывно, для чего |
|
|
|
|
|
|||||||
на |
машине |
устанавливают |
|
|
|
|
|
\ |
|
|||
электрические |
вибрографы. |
|
4 =?Lf) |
|
r0CT |
|||||||
Допустимые амплитуды вибра |
|
|
|
Отд |
||||||||
ции указаны на рис. 56. У тур |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
бин, имеющих очень высокие |
|
10 |
20 |
30 |
40 50 5. </с |
|||||||
параметры пара, |
вибрация ро- |
|
тора высокого давления непол ностью передается на подшип ники, так как масса его относи
тельно невелика. Поэтому в дополнение к измерениям вибра ций опор рекомендуется непосредственно измерять вибрации ротора.
Очень существенны также измерения зазоров внутри тур бины и контроль прогиба корпуса машины. Зазоры между не подвижными и вращающимися частями машины контролиру ются с помощью или пароструйного метода, разработанного
77
ВТИ им. Дзержинского, или метода радиоактивных изотопов,, предложенного за рубежом. В некоторых случаях применяется и метод индуктивных датчиков, хотя надежность их работы в области высоких температур в паровой среде невысока.
Прогиб корпуса контролируют или при помощи механиче ских индикаторов-реперов или оптическим методом, при кото ром смещение, реперов, размещенных на корпусе турбины, на блюдается через точный оптический прибор типа нивелира..
§ 22. Блочный (совмещенный) пуск турбины и котла
Пуск блока, при котором параметры пара доводятся до. номинальных значений последовательно в каждом отдельном элементе блока (котле, турбине, паропроводе), носит названиепоследовательного пуска. Такой способ пуска требует большой.
V
|
|
|
|
5-103 |
|
|
|
|
ИО3 |
|
|
|
|
З-iO3 |
|
|
|
|
NO3 |
|
|
|
|
1-М3' |
. . |
1 |
2 3 |
4 |
О |
о |
5 ч 6 |
Рис. 57
затраты времени, вследствие того что продолжительности прогрева и приведения в рабочее состояние отдельных звеньев блока суммируются.
В последнее время начали широко практиковать совмеще ние пусковых операций на котле, паропроводе и турбине. Такой метод называют пуском на скользящих параметрах или совмещенным пуском блока (рис. 57).
При этом методе пар на прогрев паропровода и турбины подают через 15—20 минут после начала растопки котла, когда его давление еще мало отличается от атмосферного, а
78
удельные объемы очень велики. Таким образом, прогрев паро провода и турбины идет параллельно с растопкой котла и по степенным повышением параметров пара.
Метод совмещенного пуска имеет следующие преимуще ства:
1)значительно сокращается общее время пуска благодаря совмещению операций;
2)повышаются скорости пара в проточной части турбины из-за больших удельных объемов пара в начале пуска, что благоприятно отражается на равномерности и быстроте про грева отдельных элементов блока;
3)прогрев производится сначала насыщенным, а затем слабо перегретым паром, вследствие чего коэффициент тепло отдачи от пара к металлу имеет наивысшее значение;
4)максимальные перепады температуры в металле котла, паропровода и турбины меньше, чем при последовательном пуске, и возникают при относительно невысоких температу
рах и низких давлениях пара, когда прочность металла выше расчетной;
5)в начальный период совмещенного пуска давления пара практически еще нет, вследствие чего не происходит наложе ния механических напряжений в металле от давления на теп ловые напряжения, возникающие от температурных перепа дов. Поэтому молено допустить большие разности температур
иускорить прогрев;
6)легко поддерживать оптимальную разность температур между металлом и греющим паром, что также ускоряет про грев и делает его более безопасным;
7)генератор синхронизируется, включается в сеть и нагру жается, когда турбина работает еще на очень низких парамет рах пара (4—5 кге/см2). Это сильно сокращает продолжи тельность пуска, так как прогрев турбины заканчивается при работающем на систему блоке;
8)потери тепла значительно меньше, потому что нет необ ходимости сбрасывать пар, идущий на продувку пароперегре
вателя и на прогрев паропровода и турбины, так как уже в самом начале пуска этот пар совершает полезную работу.
Блочный пуск прямоточных котлов с турбинами аналоги чен совмещенному пуску блоков с барабанными котлами. При менение этого метода позволяет ускорить пуск в 4—5 раз по сравнению с последовательным пуском.
Представляет интерес пуск блока 300 МВт с прямоточным котлом на закритические параметры пара. Как правило, такие блоки пускаются по совмещенному режиму, для обеспечения чего широко применяется пусковая схема с встроенным сепа ратором (см. рис. 42).
79
В выходной части пароперегревателя, куда направляется пар пз встроенного сепаратора, количество и параметры этого пара могут регулироваться в соответствии с требованиями пуска на скользящем режиме. После синхронизации генера тора пуско-сбросное устройство полностью закрывается и котел блока начинает работать по прямоточной схеме. Сепа раторная схема пуска блока выгодно отличается от прямоточ ной схемы с выносным сепаратором тем, что оиа позволяет пускать блок при любом тепловом состоянии котла и турби ны без опасности тепловых ударов, а также дает возможность удержания блока в работе при сбросе нагрузки до холостого хода или нагрузки собственных нужд.
Следует обратить внимание на особенности пуска неостыв шего блока, находящегося в состоянии расхолаживания после остановки.
Котел охлаждается быстрее турбины и через 8—10 часов может иметь температуру воды и металла около 100° С. В то же время корпус турбины, имеющий хорошую тепловую изоля цию и охлаждающийся обычно со скоростью 9 — 10° С в час, будет иметь еще достаточно высокую температуру (около
300— 400° С).
Вэтих условиях нельзя производить пуск неостывшего блока на скользящих параметрах пара, так как поступление холодного пара в горячую турбину вызовет в ней опасные тем пературные деформации и напряжения. Рекомендуется до по дачи пара в турбину предварительно поднять его температуру до значений, близких к температуре головных частей турбины (разность температуры пара и металла не должна при этом превышать указанных 50—80°С).
Необходимо также соблюдать осторожность при нагруже нии закритического блока, перед этим разгруженного до холо стого хода, так как при таком разгружении наблюдается рез кий скачок температуры в выхлопной ступени ЦВД (темпера
тура выхлопной ступени повышается на 100— 120° С за 2— 3 мин) и последующий непрерывный рост этой температуры до 450—480° С (пар) и 410—420° С (металл), что сопровожда ется относительным удлинением ротора высокого давления. Скачок температуры на выхлопе ЦВД объясняется тем, что при быстром разгружении турбины перепад тепла на ЦВД уменьшается и срабатывается в основном в регулирующей сту пени. Через остальные ступенипар проходит, не меняя своего состояния, и поэтому температура пара в выхлопной камере сравнивается с температурой пара в регулирующей ступени. Дальнейший рост температуры происходит за счет потерь на
трение.
Для предотвращения неприятных последствий такого ре жима рекомендуется при переводе закритических блоков на
80