Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
обходимый расход пара при новой нагрузке; DMai<c-—макси мально возможный расход пара при полном открытии паро впускных клапанов.
Характер изменения давления во вторичном пароперегре вателе при различных отношениях DMai<c/D0 показан на.
рис. 64.
В реальных условиях регулирования этот способ большого выигрыша в скорости набора нагрузки ЦВД не дает, так как резерв пропускной способности проточной части цилиндра высокого давления невелик (7—8%) и, кроме того, параметры
Риг 64
пара перед турбиной при резком увеличении его расхода па дают. В результате расход пара оказывается ниже теоретиче ского и скорость набора нагрузки почти не увеличивается. На рис. 65 показан ход реального процесса при перерегулирова нии подачи пара, ограниченном проходным сечением проточ ной части ЦВД.
2. Отключение подогревателей низкого давления. Схема установки для ограничения отборов низкого давления приве дена на рис. 66. При необходимости повышения нагрузки ЦВД останавливается насос 5 и отключаются отборы / и 2. Конденсат при этом собирается во вспомогательном баке 3, а питание котла на время повышенной нагрузки осуществля ется за счет запаса питательной воды в баке деаэратора 4.
Пар отборов поступает теперь в конденсатор и повышает мощность турбины. Как можно видеть на рис. 67, время, не-
S9
•обходимое для повышения давления в промежуточном паро перегревателе, в этом случае больше, чем в случае пропорцио
нального изменения нагрузки увеличения расхода свежего пара, а следовательно, получается замедление процесса, а не
его ускорение. Вторым недостатком такого способа является понижение экономичности работы турбины на все время ра-
90
боты с повышенной нагрузкой. Кроме того, усложняется теп ловая схема турбины. По-видимому, этот способ перспективы не имеет.
3.Впрыск конденсата
влинию промежуточного
перегрева |
пара (рис. 68 |
и 69). Как |
можно видеть |
на диаграмме рис. 69, где кривые 1 относятся к про порциональному повыше нию расхода пара при увеличении нагрузки тур бины, а кривые 2 — к ме тоду «впрыска», этот метод значительно уско ряет процесс набора на
грузки в ЦВД. При необходимости повысить нагрузку тур бины открывают вентиль В (см. рис. 68) и впрыскивают
|
конденсат |
в количестве, |
|||
t°o |
не ограниченном пропуск |
||||
|
ной |
способностью ЦВД, |
|||
|
а нужном для перерегу |
||||
------------------------Д Ц |
лирования турбины и по |
||||
|
лучения |
заданной |
ско |
||
|
рости |
повышения |
на |
||
|
грузки. |
|
|
|
|
<- М омент . б п р ы с к а " |
Этот метод эквивален |
||||
|
тен |
эффекту |
«заброса |
||
|
расхода пара», однако с |
||||
% |
тем |
преимуществом, |
что |
||
т=0 |
здесь может быть до |
||||
Рис. 70 |
стигнута |
заданная |
ско |
||
|
рость повышения |
нагруз |
|||
ки, так как нет ограничений проточной части |
ЦВД, |
цилиндр |
высокого давления не испытывает резких температурных коле
91
баний, паровой котел чувствует себя легче, так как дополни тельный пар получается за счет постороннего источника.
На рис. 70 показано изменение температуры перегрева пара после промперегревателя, а также изменение влажности этого пара. Как видно, температура пара падает, а влажность его растет, и это является единственным недостатком метода впрыска, так как экономичность работы турбины при таком изменении параметров несколько падает.
Определение циклических температурных напряжений и допустимой частоты и амплитуды колебаний мощности паровой турбины
Уравнение теплопроводности Фурье в случае трехмерного температур ного поля упрощается принятием
dt |
__ 1 |
Г |
дЧ |
. дЧ |
. дЧ |
"I. |
tfx |
а |
. |
дх~ |
dy- |
dz3 |
J ’ |
дуdz3
и сводится к плоской одномерной задаче
dt = J__ дЧ dx а дх-
Общнй интеграл этого уравнения
t° = Ср + TKapPlu) exp {j [ют + <?(«)]},
где p — некоторая функция от угловой частоты ю,
р[и) = уА(cos и ch «)2-J-(sin и sh и)-;
ю
2а
<? — также некоторая функция от угловой частоты ю,
<р= агctg. sin и sh и cos и ch и
а — коэффициент температуропроводности,
_ _Х
а ~ п '
Значения р и <р вычисляют или определяют по вспомогательным номо граммам.
Зная размах колебании температуры острого пара AD, можно легко
определить А,ар (размах колебаний температуры на наружной поверхности цилиндра) и Аш, (то же на внутренней поверхности):
Авн
С
92
где С — коэффициент эффективности амплитуды колебании температуры
.острого пара,
c= / ( ‘ +w)s+ ( #
Bi — критерий Био,
Так как р и С больше единицы: |
р —1 — 10; С = 1 — 15 (причем Сш 1 и |
|
р — 1 относятся к стационарному |
режиму), то максимальные температур |
|
ные напряжения возникнут на внутренней стенке корпуса |
||
|
еЕ |
ADk |
®вн макс = |
-------- -----рг~• |
|
|
1 — р. |
р С |
Рис. 71
При малых частотах колебаний температуры пара, т. е. при
-Ъ- 0,
- V - 2а
величина — 0 и циклические температурные напряжения равны нулю:
0. Р
При больших частотах колебаний £/р->-1. В этом случае
S.E А п
1 - , х
Для больших значений Bi С -+ I, —Д -> AD, ац/о -+ ац,<,ыакс.
С
Зависимость ац ,0 от частоты колебаний нагрузки показана на рис. 71.
93
Г Л А В А IV
МАНЕВРЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРОТУРБИН
Под маневренными характеристиками гидротурбин под разумеваются показатели, определяющие регулировочный диапазон турбин, их пусковые характеристики, способность участвовать в регулировании частоты и покрытии быстро из меняющихся нагрузок, а также в ликвидации системных ава рийных ситуаций. Сюда также относится скорость перевода гидроаккумулирующих станций в насосный режим и обратно.
§ 26. Пусковые режимы
Гидротурбины — тихоходные машины, рабочая темпера тура которых не отличается от температуры окружающей среды, и поэтому с точки зрения эксплуатации они значитель но проще паровых турбин.
Их пуск производится за несколько десятков секунд (30—60), а то обстоятельство, что естественный выбег у них длится больше, чем у паровых турбин, не вызывает затрудне ний, так как при необходимости в любой момент времени ма шина, находящаяся на выбеге, может быть переведена в ре жим пуска, а система тормозов-домкратов позволяет сокра тить продолжительность остановки до 3—5 минут.
Сложнее обстоит дело с пуском агрегатов гидроаккумули рующих станций (ГАЭС), которые приобретают все более ши рокое распространение в энергетических системах для получе ния дешевой пиковой мощности. В последнее время отмеча ется определенная тенденция предпочтительного применения обратимых агрегатов перед трехмашинными и четырехмашин ными из-за меньшей стоимости машинного оборудования и строительных сооружений. Однако при этом усложняются пусковые режимы, так как обратимые агрегаты нельзя пускать в насосном режиме обычным способом из-за того, что направление их вращения в этом режиме противоположно на правлению вращения в генераторном режиме.
Для пуска обратимых агрегатов были предложены гидрав лические вспомогательные пусковые устройства, однако из-за их высокой стоимости они не получили широкого распростра нения и в настоящее время используются исключительно элек трические способы пуска.
Обычно условия, которые ставятся при выборе способа пуска, сводятся к следующим двум положениям.
1. Длительность пуска с учетом перевода агрегата в дру гой режим должна быть невелика, не более 2—3 минут.
94
2. Пусковые токи должны быть небольшими во избежание возникновения чрезмерных усилий в лобовых частях статор ной обмотки, а также недопустимого понижения напряжения на шинах станции и в узлах нагрузки. Как правило, требу ется, чтобы понижение напряжения при пуске обратимого агрегата не превосходило 2—3%.
Выполнение этих требований при любых способах пуска облегчается, если уменьшить начальный момент трения, для чего обратимые агрегаты снабжаются выжимными подпятни ками с подачей масла под давлением, что позволяет свести начальный момент трения до пренебрежимо?! величины в 0,1— 0,2% номинального момента.
Пусковой момент зависит также от того, заполнено ра бочее колесо водой или нет. В большинстве случаев при пускеагрегата прибегают к вытеснению воды из спиральной камеры и рабочего колеса сжатым воздухом, что снижает пусковой момент до величины в 2—3% номинального момента при пол ной скорости вращения.
Электрические способы пуска можно разбить на четыре группы:-асинхронный, частотный, комбинированный и способпуска разгонным двигателем.
При асинхронном пуске генератор агрегата пускается как обычный синхронный двигатель с пусковой обмоткой прямым включением в сеть на полное или частично пониженное напря жение при нормальной частоте. При этом в роторных конту рах индуктируются токи, взаимодействие которых с вращаю щимся полем статора обусловливает появление двигательного асинхронного момента, начинающего вращать агрегат с уско рением. Величина момента зависит от скольжения и от пара метров двигателя, а также от квадрата приложенного напря жения.
По достижении подсинхронной скорости вращения включа ется возбуждение и двигатель втягивается в синхронизм.
Роль пусковой обмотки синхронного двигателя, увеличи вающей пусковой момент в двигателе обратимого агрегата до необходимого значения, играет демпферная система генерато ра, которая, как правило, должна быть усилена по сравнению с обычной.
Способ асинхронного пуска является наиболее простым, до ступным и дешевым. Пусковые моменты получаются при этом достаточно большими и длительность пуска вполне приемле мой (0,5—1,5 мин). Однако широкое применение этого спо соба ограничивается очень большими пусковыми токами, вызывающими глубокие посадки напряжения в сети и подвер гающими лобовые части статорной обмотки значительным ме ханическим усилиям. При частых пусках это последнее об- '
95