Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределение нагрузки между тепловыми электростанция­

ми. При распределении нагрузки в системе,

состоящей только-

из тепловых электрических станций, могут встретиться

сле­

дующие случаи.

 

 

 

характеристики и

а) Станции имеют простые (плавные)

 

на них отсутствуют ограничения по изменению нагрузки.

 

 

В этом

случае

нахождение

наивыгоднейшего

распределе­

ния нагрузок просто и очевид­

но

из

диаграммы

рис.

94.

Найдя на характеристике си­

стемы точку,

соответствующую

нагрузке системы,

подлежащей

распределению,

проводят через

нее

горизонтальную

прямую и

в пересечении этой прямой с

характеристиками

 

отдельных

станций

читают

их

нагрузки.

Ордината

этой

характерной

точки и есть частичный

удель­

ный расход, при котором долж­

на

работать

каждая

станция

системы.

 

 

плавными,

но

на

б) Характеристики станций остаются

 

одной из них возникают ограничения по топливу.

 

 

 

 

Здесь

характеристика

станции

с ограничениями 60Гр =

= ф ( Л > г р )

заменяется на

8^гр= (р'(Р0Гр), где

 

 

 

8'

= Х8ПГП;

 

 

 

ОГр

0ГР ’

 

 

 

^

^ с у т за д

9

 

 

 

^ =

~~В

 

 

 

 

сут огр

 

 

т. е. этот коэффициент равен

отношению суточных

расходов

топлива, не ограниченного ВСутзад и ограниченного

привозом

или наличием на складе Всут огр-

 

 

124


Исправленная характеристика станции с ограничениями суточного расхода топлива пройдет выше и отразится на сум­ марной характеристике системы (пунктирные кривые на рис. 95). Как видно из диаграммы рис. 95, распределение при этом отклонится от оптимального, причем на станции с огра­ ничениями нагрузка будет меньше оптимальной, а нагрузка остальных станций будет больше оптимальной.

в) Расходная характеристика станции в отдельных точках изменяется скачком.

Характеристика частичных удельных расходов спрямляется способом, показанным на рис. 79, и при определении режима работы станции зону спрямленной части характеристики из­ бегают, переводя нагрузку станции после пуска добавочного

дымососа сразу в точку 2. Основанием для такого решения служит дополнительная экономия топлива, пропорциональная разности заштрихованных площадок ДВ = 5 j+ S2.

Как видно из вышеизложенного, пользуясь понятием ча­ стичных удельных расходов, удается решать разнообразные эксплуатационные и проектные задачи, однако вследствие не­ достатков, присущих методу, решения эти часто требуют до­ полнительной корректировки.

Основным недостатком метода частичных удельных расхо­ дов является слишком общее представление нагрузок систе­ мы, а именно постулат, что значение нагрузки Р(Р= %Р})

однозначно определяет все мощности Pj, потребляемые в узлах, что, очевидно, является достаточно грубым приближе­ нием.

В действительности, потери мощности есть функция Pj, а не мощности Р, и такое приближение может оказаться причи­ ной серьезных ошибок.

Однако, с другой стороны, оперирование с Я а не с Pj зна­ чительно уменьшает количество потребной информации, и это является сильной стороной метода.

125

Крупным недостатком является также неучет потерь пере­ ходных (переменных) режимов оборудования, что значительно снижает эффективность метода.

§ 33. Состав агрегатов на электростанциях

Состав агрегатов на электрических станциях является пе­ ременной величиной оптимизации режима, немало влияющей на экономию топлива [13, 15].

Остановка в так называемый горячий резерв менее эконо­

мичных агрегатов в периоды малой

нагрузки энергосистемы

может оказаться выгодной, несмотря на

то

что

всякая оста­

новка и пуск агрегата связаны с неизбежными

дополнитель­

ными расходами топлива.

есть

сложная функция

Расходы на остановку Вдуск (At)

многих переменных, однако принято

рассматривать их как

функцию только продолжительности остановки агрегата. При

продолжительности остановки

'Дт>3—4 ч эта зависимость

имеет вид

 

 

-^пускС^) = Вщ,ск0 |^1

exp ^

Jr- ''jj .

Собственно сам процесс остановки

(снижения нагрузки)

агрегата продолжается не так уж мало, однако обычно прини­ мают, что на этот процесс время не тратится, а следовательно, что Дт есть исключительно время перерыва (полной оста­ новки) .

В функции Впуск(Дт) учитывается необходимость сообще­ ния тепла кладке котла в течение длительного времени после достижения нормальной нагрузки; если агрегат останавлива­ ется ежедневно, то может случиться, что он никогда не до­ стигнет установившегося теплового состояния.

Таким образом, задача распределения активных нагрузок с учетом изменения состава агрегатов сводится к минимиза­ ции функционала

Ф =

J

S

x i ( x ) k i ( p i) d * + S

[ I — * i 0 ) ] 5 п у с к ( Д т г) ,

 

0

 

i

i

в котором

х ,(т )— бивалентная

переменная, принимающая

значение нуля, если агрегат остановлен, или единицы, если он работает.

Анализ этого выражения показывает, что остановку агре­ гата надлежит производить при такой его нагрузке, дальней­ шее понижение которой приведет к возрастанию частичного удельного расхода, а после остановки этого агрегата бСНст неизменится.

126


Следует помнить, что остановка агрегатов в горячий резерв-- помимо экономической выгоды сопряжена с очень большими техническими и организационными трудностями. К числу от­ рицательных сторон подобных остановок относится повышениеаварийности агрегатов и, следовательно, понижение надеж­ ности работы энергосистемы в целом. Особенно большие за­ труднения возникают при остановках в горячий резерв и по­ следующих пусках мощных блоков-200—300 МВт.

Г Л А В А VI

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМОВ МОЩНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ

§ 34. Пределы изменения нагрузки турбогенераторов

Диапазон изменения нагрузок удобней всего находится из-, диаграммы мощностей, как это показано на рис. 96 для нена­ сыщенного турбогенератора. Способ построения диаграммы

мощности ясен из вспомогательных векторных диаграмм э. д. с. и токов возбуждения (рис. 97). Вектор ОА на рис. 97 пред­ ставляет собою полную мощность машины, а его проекция на ось ординат — ее активную составляющую при номинальном коэффициенте мощности.

Эту так называемую номинальную активную мощность ге­ нератор в нормальных условиях должен развивать неограни-

127

ченно долго. Под нормальными условиями здесь понимается прежде всего соблюдение расчетных условий охлаждения ма­ шины, поскольку длительный установившийся режим работы генератора ограничивается главным образом его нагревом.

Температуры входящей в газоохладитель воды и выходя­ щего из него газа (воздуха или водорода), а также, в случае непосредственного охлаждения, температура охлаждающей жидкости (дистиллята или масла) должны соответствовать нормам (+ 33, +40° С). Также должны соответствовать завод­ ским требованиям избыточное давление водорода и его чисто­ та (98%).

Напряжение генератора должно быть практически сим­ метричным и синусоидальным, т. е. напряжение обратной по­

следовательности не должно превышать 1%, а коэффициент синусоидальности 5%. Отклонения напряжения статора допу­ скаются в пределах ±5% и при этом генератор должен дли­ тельно работать с полной номинальной мощностью, хотя при 95% напряжения повышается ток статора, а при 105% — со­ ответственно ток ротора.

Допустимость понижения напряжения больше чем на 5% обязательно проверяется с точки зрения устойчивости, и если при этом генератор будет обладать достаточным запасом устойчивости (не менее 10%), то все равно мощность его должна быть снижена, так как ток статора по условиям на­ грева обмотки статора не следует повышать сверх 105% номи­ нального значения.

Повышение напряжения сверх 105% опасно, ибо всдедствие большого насыщения стали в современных генераторах даже незначительный подъем напряжения выше допустимого приводит к возрастанию магнитной индукции, резкому (в не­ сколько раз) увеличению потоков рассеяния и появлению в ребрах корпуса генератора и в других конструктивных эле­ ментах очень больших паразитных токов, вызывающих допол­ нительный нагрев и даже оплавление этих элементов. Вслед-

128


ствие этого нагрузка генератора при повышении напряжения сверх 105% должна понижаться.

Некоторые типы генераторов допускают сохранение полной нагрузки при изменении напряжения до 110%, но эта возмож­ ность должна быть обязательно проверена специальными испытаниями на нагрев активной стали и определение допол­ нительных потерь в роторе и статоре. До проведения таких испытаний рекомендуется изменять нагрузку генератора при отклонениях напряжения в соответствии с табл. 7.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Напряжение, % но­

 

 

 

 

1 0 0

 

 

 

минального

п о

108

106

105

95

90

85

Полная мощность,

8 8

 

 

 

1 0 0

 

 

 

% номинальной

93,5

98

1 0 0

1 0 0

94,5

89

Ток статора, % но­

80

 

92,5

95

1 0 0

 

 

 

минального

87,5

105

105

105

Влияние изменений частоты на потери и нагрев генератора сказывается лишь при значительных отклонениях частоты от нормы (больше ±2,5%). При понижении частоты потери в стали уменьшаются, но одновременно ухудшается охлаждение водородом, что может привести к необходимости понижения мощности генератора из-за повышенного нагрева. При повы­ шении частоты растут потери в стали, но одновременно улуч­ шаются условия охлаждения, поэтому только при значитель­ ных повышениях частоты (2—3%) возникла бы необходи­ мость уменьшения мощности машины.

Так как изменения частоты, нормально допускаемые в экс­ плуатации, не должны превосходить ±0,2% (ПТЭ), уменьше­ ния нагрузки генераторов при этих отклонениях частоты не требуется.

Значительно большее влияние на полную и активную мощ­ ность генератора оказывают изменения коэффициента мощ­ ности, как это можно видеть на диаграмме мощностей турбо­ генератора (см. рис. 96). На участке AD, в режимах с пони­ женными коэффициентами мощности, машина, ограниченная током ротора, может выдавать лишь пониженную по сравне­ нию с номинальной полную мощность при уменьшенном зна­ чении тока статора из-за сильного размагничивающего дей­ ствия реакции статора. При учете насыщения эта мощность еще уменьшится. Таким образом, в чисто компенсаторном режиме генератор способен развивать только около 70% пол­ ной мощности.

При работе с повышенными коэффициентами мощности (от номинального до единицы) полная мощность ограничена

9

129