Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
то
Ш |
_ |
* ф / н 2 ( Й / - 1 ) |
|
сН |
|
cf |
|
|
|
Р |
|
где kj — -----кратность перегрузки. |
|
||
Ун |
|
|
|
Заменяя |
|
|
|
получим |
|
|
|
ш ° |
= |
W W |
- ' ) |
d x |
|
А |
|
откуда |
|
|
|
|
|
* Ф/ н а ( * / * - ! ) . |
|
|
|
------- А--------dX |
|
( Д ^ Д^нач)пред — |
= const. |
Отсюда допустимая длительность перегрузки генератора с косвенным охлаждением тДОпп при известной длительности Тдоп! заданной перегрузки (обычно двойной или полуторакрат ной) равна:
Так как допустимая длительность полуторакратной перегрузки для генераторов с косвенным охлаждением обмотки статора и ротора по ГОСТу составляет 2 минуты, то
Т ДОПп |
120 2,25 - 1 |
150 |
|
V - 1 |
к / — 1 ’ |
Эта формула применима как для обмотки ротора, так и ста тора.
Для генераторов с непосредственным охлаждением учиты вают неравномерный подогрев охлаждающей среды в каналах стержней, а также увеличение постоянной времени нагрева. ГОСТ для турбогенераторов ТГВ, ТВВ и ТВМ устанавливает, длительность полуторакратной перегрузки не две, а одну, минуту. Поэтому для статоров турбогенераторов этих типов
2.25 — 1 |
75 |
•'допп = 60 k j -
— 1
¥ ~ 1 ‘
135
Для роторов с непосредственным охлаждением допустимая длительность двукратной перегрузки установлена в 20 секунд, отсюда
. |
- o n |
_ |
60 |
''Д О П /! ~ ^ |
k j S _ ! ~ |
k j 2 _ ! • |
Длительность двукратной перегрузки ротора турбогенератора 800 МВт предварительно установлена в 15 секунд, т. е.
, с 22 - 1 |
|
45 |
^ д о п п — 1 0 |
- |
А / 3 _ 1 • |
Меньшая перегрузочная способность генераторов с непо средственным охлаждением по сравнению с генераторами кос венного охлаждения объясняется более высокими номиналь ными плотностями тока в их обмотках и неравномерностью нагрева обмотки при перегрузках из-за подогрева охлаждаю щей среды в каналах.
§ 36. Пусковые режимы
Включение мощных генераторов в сеть производится спо собом точной синхронизации, а в аварийных случаях разреша ется для всех типов машин, в том числе и с непосредственным охлаждением, применение способа самосинхронизации.
Способ точной синхронизации требует соблюдения ряда условий: отклонения напряжений генератора и сети по вели чине не более 5—8% и по углу не более 15°, отклонения ча стоты не более 0,1%. Подгонка напряжения и частоты гене ратора, как правило, занимает много времени, и поэтому в аварийных условиях, когда требуется быстрый ввод резервной мощности, разрешается применять способ самосинхронизации. При этом способе генератор, частота которого уравнивается с частотой сети лишь приблизительно, с точностью до 2%, вклю чается в сеть без возбуждения, после чего генератор возбуж дается и втягивается в синхронизм.
Скорость подъема напряжения генератора не ограничива ется, но нагрузка его повышается постепенно. В нормальных условиях скорость изменения нагрузки агрегата определяется
турбиной (250—300 кВт/мин |
при |
первом |
нагружении и |
1 МВт/мин при прогретой турбине) |
и не требует специальной |
||
проверки и дополнительных |
ограничений |
по генератору. |
|
Однако при действии АРВ или форсировки |
возбуждения во |
время первого нагружения скорость изменения реактивной на грузки, не связанная, вообще говоря, с изменением активной нагрузки, может оказаться весьма высокой. При этом измене ние токовой нагрузки генератора будет происходить также с очень высокой скоростью. Другой случай, когда возможны
136
такие быстрые изменения токовой нагрузки генератора, — это регулирование активной нагрузки, например в диапазоне 70— 100% мощности агрегата, когда генератор работает в пиковом режиме или регулирует частоту. В этих случаях возникает не обходимость дополнительного рассмотрения поведения обмо ток статора и ротора генератора, так как тепловые постоянные времени этих обмоток (в минутах) на порядок отличаются от тепловой постоянной времени активной стали генератора
(табл. 12).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
Мощность |
Обмотка ротора с непо |
Обмотка статора с непо |
||
средственным охлаждением |
средственным |
охлаждением |
||
турбогенера |
водородом |
|
водой |
|
тора, МВт |
|
|
|
|
|
^макс |
т ср |
г макс |
хср |
150 |
3,2 |
2,5 |
1,5 |
0 , 8 |
2 0 0 |
2 ,6 |
2 , 0 |
1,7 |
0.9 |
300 |
2,4 |
1,9 |
1,9 |
1,0 |
500 |
2,9 |
2,3 |
0,9 |
0,5 |
П р и м е ч а н и е . Тепловая постоянная времени для активной стали т = 40 мим.
Вследствие различия тепловых постоянных стали и меди, резкие изменения нагрузки машины будут приводить к относи тельному перемещению стержней обмотки в пазах и могут вызвать механические повреждения изоляции, ее смятие или разрывы. Наиболее вероятны такие повреждения изоляции у обмоток регулирующих машин, часто меняющих свою на грузку.
Ввиду того что условия теплового расширения стержней
•обмоток статора и ротора существенно различаются, так как обмотка статора неподвижна, а обмотка ротора вращается, то их поведение в условиях быстрого нагревания и охлажде ния должно быть рассмотрено раздельно.
При увеличении нагрузки статора и тепловом удлинении ■стержней его обмотки одновременно происходит и деформа ция изоляционной оболочки, подвергающейся растягивающим усилиям.
В [18] подробно рассмотрен наиболее неблагоприятный слу чай внезапного повышения нагрузки статора машины с микалентной компаундированной изоляцией. Так как механические напряжения в материале изоляции зависят от скорости дефор мации (рис. 99), а из-за значительной силы сцепления медь и ■изоляция удлиняются одинаково, то для выяснения поведения изоляции в условиях переменной нагрузки достаточно устано
137
вить скорость деформации стержня обмотки при повышении
в нем тока. |
|
|
стержня пропорциональна |
Скорость теплового удлинения |
|||
скорости изменения его температуры: |
|||
_ |
dl_ _ |
е |
dt° |
^ |
dx |
“м |
dx |
Здесь скорость повышения температуры может быть опреде лена в предположении адиабатического нагрева по прибли женной формуле
5 |
10 |
15 |
20 %мин |
Рис. 99
Принимая линейный коэффициент теплового расширения меди ем =16,5-10_6 мм/мм-град, находим выражение для скорости относительного удлинения стержня при плотности тока в нем, равной / А/мм2,
'° = е» Ш - = |
I6,5 -l° - 6 |
= 8,25-Ю -8/'2 с - 1, |
|
или |
|
|
|
v = |
dx |
= 5- 10-6/ 2 мин-1 . |
|
|
|
J |
Отсюда скорость относительного удлинения стержня при вне запном приложении к нему полной токовой нагрузки с обыч ной для современных мощных машин номинальной плот ностью тока 5—7 А/мм2
v — = 0,125 — 0,250 ■10-3 мин-1 .
Ввиду того что возникающие при этих скоростях деформа ции напряжения растяжения не превосходят значений в 90— 100 кгс/см2, а разрушающие напряжения при этом больше
138
220 кгс/см2, то очевидно, что рассматриваемый режим внезап ного изменения нагрузки статора от нуля до максимального’ значения не опасен с точки зрения механической прочности изоляции его обмотки.
Так как механическая прочность изоляции на термореактивной основе не ниже, чем у микалентной компаундирован ной изоляции, то эти выводы могут быть распространены на все современные мощные машины с термореактивной изоля цией и скорость изменения токовой нагрузки статоров таких машин практически может не ограничиваться [17].
Стержни обмотки вращающегося ротора при внезапном нагружении полным током и повышении их температуры не могут свободно удлиняться в пазах ротора, так как этому пре пятствуют силы трения, возникающие при вращении ротора из-за появления центробежных усилий. Поэтому относитель ного перемещения бочки ротора и уложенной в ее пазах об мотки, вызываемого разностью их температур и линейных коэффициентов теплового удлинения, во вращающемся роторе не наблюдается, а тепловое удлинение медных стержней пере ходит в деформацию сжатия. Если при этом предел текучести меди будет превзойден (табл. 13), то деформация окажется необратимой и после остановки машины и остывания стержни укоротятся.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
||
|
|
Прочность на растяжение |
Одно |
|||
|
|
при комнатной температуре |
часовая |
|||
Вид меди |
Обработка |
Предел |
Предел |
Удлине |
темпе |
|
|
|
прочно |
текуче |
ратура |
||
|
|
сти |
сти |
ние, |
% |
отжига, |
|
|
кгс/см2 |
|
|
°С |
|
|
|
|
|
|
||
Медь уплотнен- |
Отожженная |
2170 |
406 |
74,0 |
|
500 |
пая |
Холоднотянутая |
2254 |
1029 |
58,5 |
|
|
|
5% |
|
|
|||
|
Холоднокатаная |
2254 |
1337 |
57,5 |
|
350 |
Сплав меди |
5% |
|
||||
Отожженная |
2177 |
437 |
80,5 |
|
500 |
|
с серебром |
Холоднотянутая |
2240 |
1617 |
53,0 |
|
|
(228-286 г |
5 % |
|
|
|||
на 1 т) |
Холоднокатаная |
|
|
|
|
|
|
5% |
2359 |
2072 |
47,0 |
|
450 |
Многократные пуски и остановки |
генераторов |
приводят |
к значительному укорочению стержней обмотки ротора, увели чению их сечения и могут вызвать повреждение изоляции.
Центробежная сила, прижимающая к пазовому клину медный проводник длиной I см и сечением q см2, вращаю-