Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Первый кризис наступает при переходе к пленочному ре жиму кипения при прекращении обмена дисперсной влаги па рового ядра с пристенной пленкой воды. Ухудшение теплоот дачи и повышение температуры будут при этом тем больше, чем больше тепловое напряжение. Кризис может начаться при
<7= 400—650 МДж/м2 ■ч; при 1600—2000 МДж/м2-ч возни кает опасность разрушения труб. Этому содействуют одно временно наступающий кризис гидравлического сопротивле ния и интенсификация образования накипи, также приводя щие к ухудшению теплообмена.
При дальнейшем движении рабочей среды по трубам НРЧ
пленка исчезает полностью, |
и в этот момент наблюдается кри |
|||||
|
зис |
теплообмена |
второго |
|||
|
рода, также сопровож |
|||||
|
дающийся |
|
значительным |
|||
|
повышением |
температуры |
||||
|
стенок труб. |
оба |
кризиса |
|||
|
Так как |
|||||
|
возникают |
|
только |
при |
||
|
значительных тепловых |
|||||
|
напряжениях, то в прямо |
|||||
|
точных котлах переходная |
|||||
|
зона помещается в опуск |
|||||
|
ной |
конвективной |
шахте, |
|||
|
где |
температура |
газов |
|||
|
уже относительно низка и |
|||||
|
тепловое напряжение до |
|||||
|
статочно |
мало, |
чтобы |
|||
|
обеспечить |
парообразова |
||||
Рис. 19 |
ние |
без |
теплообменных |
|||
В прямоточных котлах |
кризисов. |
|
давления |
по |
||
сверхкритического |
|
следних выпусков (ТПП-210А, ТГМП-114) |
переходная зона не |
|||
выносится в конвективную шахту, а |
ее |
функции |
выполняет |
|
СРЧ или даже ВРЧ, но и здесь надо следить за |
тем, чтобы |
|||
эта зона не перемещалась в НРЧ. |
|
|
|
|
Казалось бы, что при сверхкритическом давлении пере |
||||
ходной зоны быть не может, а вода, |
достигнув |
критиче |
||
ской температуры, должна на этой |
температурной |
границе |
||
превратиться в пар, и, следовательно, |
существует |
лишь гра |
ница между двумя фазами — жидкой и паровой.
В действительности, как показал опыт, в довольно широкой зоне температур (от 350 до 400°С), называемой зоной боль шой теплоемкости (ЗБТ), происходит скачок теплофизических
свойств рабочей среды, теплоемкость воды резко |
возрастает, |
|
а теплопроводность падает |
(рис. 19). |
параметрах, |
При этом, так же как и |
при докритических |
34
возникают кризисы теплообмена с ухудшением теплоотдачи и повышением температуры стенок труб.
Можно условно различать на диаграмме процесса в ЗБТ три зоны: «подогрева», «псевдокипения» и «перегрева»
Рис. 20
(рис. 20). Так как при нормальных режимах вода на выходе из НРЧ имеет температуру около 360° С, то необходимо сле дить, чтобы при всех режимах температура на выходе из НРЧ не достигала критического значения, а граница перехо да в паровую фазу всегда находилась в СРЧ (ВРЧ).
На рис. 21 показано измене ние температурных границ ЗБТ в зависимости от дав ления среды.
§ 11. Влияние топки на режимы котла
Полное представление о регулирующих свойствах', котла можно получить лишь при совместном рассмотре нии переменных режимов собственно котла и его топочного устройства. При
этом допустимо без большой погрешности топочные про-^ цессы представлять качественно, не стремясь к точному описа*- нию их сложными уравнениями газодинамики и теплообмена в трехмерном пространстве.
Изменение температуры в топке у поверхности нагрева при внесении дополнительного количества топлива A.QB может
3* |
35 |
быть получено из следующего уравнения:
+ c =
Здесь постоянная времени процесса
'т _ гкл£/кл
1 1° ~ |
Fa |
зависит от теплоемкости кладки скл, массы кладки GItJl, по верхности нагрева S и коэффициента теплоотдачи от газов к обмуровке а.
Коэффициент
,_ tg dQ
зависит от исходной температуры процесса t0°, аккумулирую щей емкости кладки Лкл и скорости изменения теплового по тока dQ/dx.
Решение этого уравнения дает закон изменения темпера туры в топке
*° = 6,.4QB [ l - e x p ( - - ^ - ) ] .
Чтобы выяснить полное время запаздывания топки, надо учесть еще тТОш( — мертвое время топки, которое складывается из собственного времени регулирующих устройств т рСг, тран спортного времени (времени подачи топлива) хв и времени воспламенения топлива Твосшь
Ч опк ^рег "Ь '-д “Г 'Чоспл-
Мертвое время топки зависит от типа топки и способа топливоприготовления. Если трСг практически одинаково для всех типов топок, а т ВОспл можно пренебречь, так как это время из меряется долями секунды, то транспортное время тв сильно влияет на тТ0ш<- Для газового и мазутного топлив это время исчезающе мало, для пылевых котлов с промежуточным бун кером транспортное время может составить до 5 с, а для пря моточных топок (без промбункера) — даже до 20 с. Особня ком стоят топки с шахтными мельницами, транспортаое время которых может достигать 100—250 с.
Постоянная времени Г,°, характеризующая инерционность топки после воспламенения топлива, сильно зависит от сте пени ее экранирования. Чем больше степень экранирования топки, тем меньше постоянная времени процесса повышения температуры. В газо-мазутных топках стенки полностью за экранированы, и повышение температуры в них происходит с постоянной времени Tt = 2—5 с. В пылевых котлах с трудновоспламеняющейся пылью из-за наличия зажигательных по-
36
яоов (тех частей экрана, которые закрыты шамотными пояса ми для более устойчивого горения АШ, тощего угля или фре зерного торфа) эта постоянная времени достигает 20—25 с.
Динамические свойства различных топок показаны в табл. 2.
Тип топки
Газо-мазутная ..............................................................
Пыль с промежуточным б у н к ер о м .....................
Пыль прямоточная ......................................................
Шахтная мельница......................................................
|
Т а б л и ц а 2 |
ттопк |
7> |
|
с |
5 |
2 - 5 |
2 0 -2 5 |
|
20 |
20—25 |
100-250 |
2 0 -2 5 |
Чтобы не иметь дела со сложными уравнениями процессов в котле с учетом топочных устройств, прибегают к представ лению топки запаздывающим звеном со временем запаздыва ния т3 = Ттош! + Т(°. Это упрощение облегчает анализ и, не внося особой погрешности в результаты, позволяет учесть ка чественную картину понижения и последующего восстановле ния давления при изменении нагрузки котла.
§ 12. Регулировочные характеристики парового котла
Регулировочной характеристикой котла называют зависи мость изменения его паропроизводительности во времени при скачкообразном изменении нагрузки. Так как в первый мо мент времени увеличенная нагрузка покрывается за счет акку мулирующей способности котла и сопровождается пониже нием давления, важной является также характеристика изме нения давления во времени. При этом существенно знать не только скорость изменения давления, но и абсолютную вели чину его понижения, которая за время перестройки топочного режима не должна быть выше определенного, допустимого для каждого данного типа котла значения.
Таким образом, регулирующие свойства котла будут опре деляться величиной нагрузки, при которой скорость и абсо лютное понижение давления не выйдут за допускаемые пре делы.
Практически мгновенного изменения давления быть не
может, так как отклонения .давления |
связаны |
с |
изменением |
нагрузки интегральной зависимостью. |
Поэтому |
следует рас |
|
сматривать только конечные значения скорости |
изменения |
||
давления, не превосходящие dApjdx = 0,2—0,9% |
в секунду |
||
(в зависимости от типа котла). |
|
|
|
37
В абсолютных значениях это составляет для котлов с номи
нальным давлением |
100 кгс/см2 25—30 кг^ а-, а для котлов |
140 кгс/см2 30—35 |
Кц ^ м3Однако и такие скорости могут |
оказаться нежелательными или неприемлемыми с точки зре ния надежности работы котла.
Скорость изменения давления зависит не только от вели чины сброса или наброса нагрузки, но и от типа котла и его номинальных параметров. На рис. 22 приведена диаграмма, из
|
которой |
видно, |
что при |
|||
|
одинаковом изменении на |
|||||
|
грузки |
скорость |
измене |
|||
|
ния |
давления тем выше, |
||||
|
чем |
выше |
|
номинальное |
||
|
давление котла [6]. Однако |
|||||
|
одно |
это |
обстоятельство |
|||
|
еще |
не |
|
характеризует |
||
|
полностью |
регулирующих |
||||
|
свойств котла, так как |
|||||
|
для разных |
типов котлов |
||||
|
допустимы различные ско |
|||||
|
рости |
|
изменения |
давле |
||
|
ния. |
|
указывалось вы |
|||
|
Как |
|||||
|
ше, |
скорость |
пониже |
|||
|
ния |
давления ограничи |
||||
Рис. 22 |
вается в барабанных кот |
|||||
1) забросом уровня и 2) |
лах |
двумя |
факторами: |
|||
циркуляцией, а в прямоточных — не |
допустимым перемещением переходной зоны в зону НРЧ. Заброс уровня будет тем больше, чем выше аккумулирую
щая способность котла, т. е. чем ниже его номинальное дав ление. Например, как это можно видеть на рис. 23, для котлов
давлением 35 кгс/см2 недопустима скорость |
, так как |
заброс уровня при этой скорости понижения |
давления на |
много превышает допустимые 100 мм, в то время как для кот лов 180 кгс/см2 приемлема даже скорость 12 ~СГ^ 1 , при ко
торой заброс уровня не превышает 30 мм.
Циркуляция в барабанных котлах будет нарушена в том случае, если понижение давления происходит со скоростью, при которой вода в опускных трубах будет вскипать одновре менно по всей высоте. Чтобы этого не произошло, вода, пере мещаясь в опускных трубах вниз, должна достигать зоны по вышенных статических давлений по крайней мере с такой же скоростью, с какой происходит понижение давления в котле.
38
Скорость перемещения воды в опускных трубах зависит от конструкции котла и, в частности, от числа опускных труб и их диаметра (рис. 24). Обычно эта скорость находится в пре
делах 1,5—2 м/с и, следовательно, допустимые с этой точки зрения скорости понижения давления составляют 10—
J2 кгс/см2
мин
Скорость Ь.оды 6 опускных трубах
Рис. 24
Дальнейшее повышение скорости воды в опускных трубах ограничено кавитацией, и дополнительные возможности для увеличения допустимых скоростей изменения давления могут