Файл: Усов С.В. Основы эксплуатации электрических станций конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
Технический минимум нагрузки камерных пылевых котлов зависит от устойчивости горения факела, т. е. от реакционной способности топлива и от степени экранирования топки, на личия и размеров огневых поясов. Наиболее быстро возникает неустойчивость горения и пульсации факела при сжигании таких трудновоспламеняемых топлив, как АШ, частицы кото рого размером 100 мкм выгорают при прочих равных усло виях в 2,5 раза дольше, чем частицы бурого назаровского угля. Температура воспламенения АШ около 1000° С (рис. 32) против 900° С для донецкого тощего и 550° С для бурого под московного угля. Температура «потухания» откоксованных
Рис. 32
частиц АШ равна 1100° С. Недостаточное при малой нагрузке заполнение факелом топочного объема приводит к неодина ковому обогреву включенных параллельно трубных панелей НРЧ, что нарушает устойчивость движения воды. Гидродина мическая устойчивость снижается также при выключении части горелок при низкой нагрузке. На рис. 33 показано изме нение температуры в топке по длине факела при разных на грузках. При сопоставлении этих кривых с рис. 32, где изоб ражена реакционная способность в зависимости от выхода ле тучих для разных топлив, можно сделать заключение, что кри тическая нагрузка, при которой возможно погасание факела,, лежит в пределах 50-—60% номинальной. Дальнейшее пониже ние нагрузки возможно только при условии перехода на сжи гание мазута—-топлива с очень высокой реакционной способ ностью, но так как длительная работа на мазуте на пыле угольных станциях не предусматривается, этот режим до пускается только как аварийный.
Таким образом, установленный с запасом надежности в 10% технический минимум барабанных и прямоточных котлов с камерной пылевой топкой составляет 60—70% номинальной нагрузки.
47
Барабанные котлы с мазутной или с газо-мазутной топкой могут понижать нагрузку до 30—35% номинальной, причем эти цифры определяются устойчивостью циркуляции.
В крупных многокорпусных и однокорпусных прямоточных котлах типа Еп/640, Пп/950 при низких нагрузках возникает тай называемая гидравлическая разверка (отклонения рас хода воды или пароводяной смеси через отдельные витки ш от среднего шср) из-за неодинаковых гидравлических сопротивле ний и напоров в начале и конце коллекторов, вызванных пре образованием динамического напора в статический, а также разной величины нивелирных напоров в отдельных трубах. По этому признаку ограничивают нагрузку двухкорпусных котлов :35% номинальной (при возможности длительной работы одним корпусом) и до 65—70% номинальной для однокорпус ного котла независимо от вида сжигаемого топлива и типа топки.
Прямоточные котлы с мазутной или газовой топкой не имеют ограничений по неустойчивости горения или циркуля ции, но зато в них возникает опасность пережога труб при низких нагрузках, так как скорость воды в прямоточных кот лах прямо пропорциональна нагрузке. Для защиты поверхно стей нагрева от пережога при низких нагрузках потребова лась бы очень большая скорость при номинальной нагрузке, что вызвало бы большую потерю давления и неоправданно высокий расход энергии на питательные насосы. Поэтому обычно ограничивают нижний предел нагрузки подобных котлов 30%.
В котлах всех типов при низких нагрузках (менее 30—40% номинальной) возникает также опасность пережога труб па роперегревателя из-за резкого уменьшения коэффициента теплоотдачи от металла к пару при низких скоростях пара и вследствие этого ухудшения охлаждения труб пароперегрева теля. Поэтому установленный для каждого котла технический минимум нагрузки обязательно должен быть проверен на до пустимость этого режима для пароперегревателя.
Верхний предел нагрузки у всех типов котлов принима ется равным их номинальной производительности. Вообще говоря, увеличение нагрузки котла сверх номинального значе ния способствует повышению надежности работы поверхно стей нагрева из-за возрастания скорости рабочей среды. Однако при этом увеличивается гидравлическое сопротивле ние котла, которое в котлах закритического давления, напри мер, и так составляет 50—60 кгс/см2, и одновременно умень шается напор питательных насосов. Возникающее в резуль тате этого уменьшение перепада давлений в питательных кла панах может затруднить регулирование питания котла. При
48
повышенной нагрузке возрастает расход воздуха и дымовых газов, что приведет к увеличению абразивного износа поверх ностей нагрева, пропорционального кубу скорости дымовых газов.
Перегрузка котлов недопустима также из-за шлакования топки при форсировке процесса горения в котлах, работаю щих на твердом топливе, и из-за вспенивания котловой воды в барабанных котлах при увеличении их нагрузки сверх номи нальной. Как шлакование топки, так и вспенивание котловой воды создают опасное аварийное состояние, и поэтому пере грузка котлов воспрещается.
Шлакование топки вызывается повышением температуры в топке при ее форсировке выше температуры плавления золы и превращения золы в жидкий расплавленный шлак. Отдель ные составляющие золы сравнительно тугоплавки (кремнекислота БЮг 1600—2500, глинозем А120з 2800, окислы железа
FeO, Fe20 3, Рез04 1400, магнезия MgO 1600, щелочи Na20,
К20 800° С), однако при нагревании золы до высокой темпе ратуры возникают восстановительные и окислительные про цессы с образованием эвтектических смесей с большой вяз костью и пониженной температурой плавления. Шлак пла вится, налипает на поверхности нагрева, схватывается с ме таллом труб и образует наросты, с катастрофической быстро той увеличивающиеся в объеме до многотонных глыб. При этом легко возникают аварийные состояния: падение произво дительности котла из-за ухудшения теплопередачи, пережог труб поверхностей нагрева, поломка труб и стенок холодной воронки при обвале глыб шлака.
Вспенивание котловой воды — это бурное образование пузырьков пены, взаимно связанных и содержащих воду. Вспениванию содействуют органические вещества, находя щиеся в котловой воде: масла, мыла, щелочи. Механизм вспе нивания заключается в «набухании» объема пароводяной смеси в барабане котла при повышенной нагрузке из-за уси ления парообразования во всем объеме, повышении уровня и уменьшении объема сепарации в барабане котла, в повыше нии солесодержания в паре до sI<p критического значения, что приводит к «взрыву» пенообразования и забросу воды в тур бину с последующим гидравлическим ударом и повреждением проточной части турбины. С повышением солесодержания котловой воды процессы набухания и вспенивания усилива ются и увеличивают унос влаги с паром.
Таким образом, пределы изменения производительности для различных типов котлов могут быть представлены табл. 4.
Существует также экономический предел минимальной на- ' грузки, который определяется характером изменения к. п. д.
4 |
49 |
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Тип котла |
Тип топки |
Пределы нагрузки |
Ограничения |
Барабанный |
Слоевая |
0,25-1,0 |
Циркуляция |
п |
Мазутная |
0,30-1,0 |
и |
” |
Пылевая |
0,60-1,0 |
Устойчивость- |
|
|
горения |
|
Прямоточный |
|
0,60-1,0 |
|
Мазутная |
То же |
||
п |
0,30—1,0 |
Скорость воды |
|
” |
Газовая |
0,30-1,0 |
" |
|
|
котла при изменении нагрузки. Для большей части паровых котлов этот «экономический» минимум лежит в пределах по ловинной нагрузки. При снижении нагрузки ниже 50% к. п. д. котла начинает резко падать и с точки зрения экономической работа его становится невыгодной.
§ 14. Растопочная характеристика парового котла
Растопочная характеристика является одной из самых важных для парового котла. Она показывает зависимость из менения основных его параметров (давления и температуры пара) от времени растопки.
Растопкой называют не только собственно разжигание фа кела и установление устойчивого горения в топке котла, НО' весь процесс доведения котла до рабочего состояния, при ко тором его параметры будут иметь нормальные значения и он сможет быть подключен к паропроводу для постоянной ра боты.
Основной трудностью растопочного процесса является необ ходимость нагрева отдельных разнородных элементов котла от температуры окружающей среды, которую они имели в холодном состоянии, до рабочих значений в 300—600° С. Так
как эти элементы изготовлены |
из различных |
материалов,, |
||
имеют неодинаковую форму, размеры, массу и |
теплоемкость |
|||
и им нужно |
сообщить очень |
большие |
количества тепла |
|
(табл. 5), их |
нагревание сопровождается |
температурными |
||
деформациями и напряжениями, |
которые при |
неправильном |
ведении растопки могут привести к аварийным повреждениям котла. Общеизвестно, что больше половины всех аварий на. котлах происходит именно в период их растопки или расхола живания.
Процесс растопки делится на два этапа: заполнение котла водой и собственно растопка, сопровождающаяся повышением давления и температуры. Во время обоих этапов возможно по-
50
|
Т а б л и ц а 5 |
|
Элементы котла ТП-230 |
Распределение |
|
тепла, кДж |
||
|
||
Трубная система ......................................................... |
120-10» |
|
Корпус к о т л а .................................................................. |
80-10° |
|
Кладка и изоляция ..................................................... |
30-Юо |
|
Испарение воды .............................................................. |
25-10° |
|
Подогрев питательной в о д ы ..................................... |
15-10й |
|
Потери с уходящими газами (при пуске) . . . |
15-10« |
|
Перегрев п а р а .............................................................. |
10-106 |
|
Тепло, аккумулированное в водяном объеме . . |
5-10“ |
|
|
300-10е |
явление опасных температурных напряжений в металлических элементах котла.
§ 15. Температурные напряжения
Температурные напряжения возникают в стенках металли ческих труб, коллекторов, барабанов котла при нагреве их в процессе растопки и продолжают существовать при установив шемся тепловом состоянии котла. В обоих случаях эти напря жения пропорциональны перепаду температуры в стенке тру бы, однако при неправильном ведении растопки котла они могут достигнуть опасных разрушающих значений, так как температурные градиенты зависят от скорости повышения температуры, т. е. от скорости растопки.
Через стенки барабанов и коллекторов котла в установив шемся тепловом состоянии передаются лишь потери тепла. При этом основной перепад температуры ложится на тепло вую изоляцию и тепловые напряжения в стенках элементов котла при установившемся режиме практически отсутствуют.
Наоборот, тепловая нагрузка кипятильных, экранных и пароперегревательных труб очень велика, и поэтому в их стен ках возникают значительные температурные перепады не только при растопке, но и в рабочем режиме.
Температурные напряжения щ накладываются на постоян но действующие в рабочем режиме напряжения от внутрен него давления ар и, будучи одного знака с ними на внутрен ней поверхности труб (растягивающими), увеличивают общее напряжение материала труб во время работы котла: <
а = аГ Т ар-
Напряжения от внутреннего давления ар на внутренней поверхности трубы могут быть подсчитаны по формуле [5]
4* |
51 |