Файл: Супряга Н.П. Радиолокационные средства непрерывного излучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обладает хорошими эксплуатационными свойствами, она проста в изготовлении. Основой системы является допплеровская РЛС, выполненная на интегральных схемах.

В отличие от прежних систем предупреждения столк­ новений, работавших на принципе определения дально­ сти до цели, для успешного управления системой тормо­ жения с помощью нового устройства достаточно опре­ делять скорость сближения с препятствием или движущимся встречным транспортом. При этом нет не­ обходимости использования специальной схемы стробирования по дальности. Система управления позволяет останавливать автомашину на расстоянии 2,4—Злют пре­ пятствия и поддерживать расстояние от впереди идущей машины равным нескольким длинам корпуса машины.

Основными элементами системы являются: микровол­ новый генератор на лавинно-пролетном диоде (ЛПД) с выходной мощностью 100 мет, работающий на частоте 10, 525 Ггц, две рупорно-линзовые антенны, а также уст­ ройство обработки радиолокационной информации, вклю­ чающее делитель частоты и схему накопления.

Структурная схема системы управления торможением показана на рис. 86.

Генератор на Л П Д работает в режиме непрерывных колебаний. Энергия генератора поступает в передающую рупорную антенну и через направленный ответвитель (в качестве гетеродинной мощности) в схему смеситель— детектор.

Отраженные от цели сигналы из приемной антенны передаются в фазочувствительный детектор.

Усиленный выходной сигнал поступает в схему рас­ познавания целей для запуска импульсного генератора. Длительность импульсов, вырабатываемых генератором, пропорциональна скорости сближения с препятствием. Импульсы управления подаются в систему торможения и сцепления. Повышение скорости сближения соответ­ ствует увеличению длительности импульсов. Это приво­ дит к более продолжительному воздействию на систему торможения и более резкому торможению, чем в случае малой скорости сближения.

В системе предусмотрены два режима работы: «Заго­ родный», соответствующий включению торможения на расстоянии 46 м от препятствия при высокой скорости сближения, и «Городской», при котором торможение

164

Аккумулятор

автомашины

 

 

 

 

(72

б)

 

 

 

 

 

 

 

Генератор

Блок

 

 

 

Пульт

 

 

на ЛПД

 

питания

 

 

управления

Рупорная

Направленный

 

 

 

 

 

 

 

 

\передашш,ая\

 

 

 

 

 

 

 

 

ответвитель

 

 

 

 

 

 

 

 

антенна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педаль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

акселера­

Рупорная

Фавочуестви-

 

 

Блок

селек­

тора

приемная

тельный

 

 

ции

целей,

 

антенна

детектор

 

 

импульсный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

генератор

 

 

 

 

 

 

Импульсы,

 

регу­

 

 

 

 

 

 

 

лируемые

 

по "

 

 

 

 

 

 

 

 

длительности

I

 

 

 

Сигнал

 

 

Генератор

 

 

 

 

 

 

предупреждения

 

 

звуковой

 

 

Электро­

 

 

~*(г400гц)

 

 

частоты и

 

магнитный

 

 

 

 

 

усилитель

 

 

привод

 

 

 

Громкоговоритель

 

 

 

 

 

 

 

t

приво­

 

 

 

 

 

К гидравлическому

 

 

 

 

 

ду машины

и

системе

 

 

 

 

 

управления

торможением

Рис. 86. Структурная

схема радиолокационной

системы

управления

1

 

 

 

 

торможением

автомашины

 

 

 

 

включается на расстоянии 9—12 м от препятствия

при

скорости сближения 40

км/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиолокационная

система управления

торможением

способна работать при наличии осадков и тумана.

 

Разработанная

система

управления

торможением

предусматривает

максимальное

использование

сущест­

вующего бортового оборудования автомашины. Напри­ мер, энергия двигателя используется для управления сцеплением и тормозной системой автомашины.


Г л а в а 5

З А Р У Б Е Ж Н Ы Е Л О К А Ц И О Н Н Ы Е СИСТЕМЫ ОПТИЧЕСКОГО Д И А П А З О Н А

Локационные системы оптического диапазона [37—41] по сравнению с системами СВЧ обладают оп­ ределенными преимуществами: высокой точностью, отно­ сительно большой дальностью действия при малой мощ­ ности, малыми габаритами и весом.

Сравнение лазерной и СВЧ аппаратуры показывает, что при одинаковой мощности излучения и времени из­ мерения лазерная система имеет значительно более вы­ сокую точность.

Лазерная аппаратура имеет огромные преимущества в энергетическом отношении, так как она способна сфор­ мировать гораздо более узкий луч, нежели СВЧ аппа­ ратура. Если цель имеет небольшие размеры, располо­ жена на большом расстоянии и, таким образом, едва «перекрывает» луч лазера, то мощность излучения ла­ зерной аппаратуры для допплеровского измерения ско­ рости этой цели при условии, что обеспечивается ее точное сопровождение, будет в 3 - Ю 6 раз меньше, чем мощность СВЧ системы аналогичного назначения.

По мнению зарубежных специалистов, для лазерных средств космической навигации перспективным является создание устройств, работающих на волне 10,6 мкм. Это объясняется тем, что по состоянию на середину 1969 г.

зарубежная

промышленность

начала выпускать

мощные

и высокоэффективные лазеры

на ССЬ, которые

работа­

ют на этой

частоте, и освоила

соответствующие

высоко­

чувствительные приемники, основанные на использова­ нии метода когерентного гетеродинирования.

166

Вместе с тем системы оптического диапазона имеют существенный недостаток: зависимость интенсивности сигнала от атмосферных условий. Выход, по мнению за­ рубежных специалистов, состоит в переходе к исполь­ зованию волн в дальней инфракрасной (ИК) области, в частности, волн длиной 40 и 350 мкм, для которых ха­ рактерно наличие окон прозрачности в атмосфере.

Практическое освоение дальней ИК области в на­ стоящее время затрудняется из-за отсутствия соответ­ ствующих генераторов. Попытки «достичь» этот диапа­ зон со стороны СВЧ после нескольких лет работы осо­ бых успехов не принесли. Появление газовых лазеров, работающих на длине волны 75 мкм, позволяет надеять­ ся, по мнению зарубежных специалистов, что в бли­ жайшее время такие генераторы будут созданы.

1. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ЛОКАТОРОВ ОПТИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА

По данным зарубежной печати, при разработке лока­ торов оптического диапазона возникает ряд проблем, связанных с их особенностями и отличиями от СВЧ ап­ паратуры: выбор оптимальной длины волны лазера и его режима излучения, выбор методов и средств смеше­ ния и детектирования сигналов оптического диапазона, выполнение требований относительно стабилизации ча­ стоты лазера, амортизации его конструкции и охлаж­ дения в условиях работы на борту самолета.

Рабочая длина волны. По мнению зарубежных спе­ циалистов, наиболее оптимальным диапазоном волн для допплеровского измерителя скорости на лазере, пред­ назначенного для работы по земной и водной поверх­

ностям

в

пределах

атмосферы, является диапазон

8—13

мкм,

так как именно в этом диапазоне имеется

одно из атмосферных

окон прозрачности. Кроме того,

на волнах указанного диапазона когерентное детекти­ рование позволяет получить весьма высокую чувстви­

тельность приемного устройства.

 

 

Как уже

упоминалось, интерес к

этому

диапазону

резко

возрос

также в связи с появлением лазеров на

СОг,

которые

работают на волне 10,6

мкм. В

непрерыв­

ном режиме они могут развивать мощность порядка не­ скольких киловатт при к. п. д. около 20%. Таким обра-

167


зом, можно считать, что наличие отработанной аппара­ туры, низкий уровень потерь на прохождение сигнала в атмосфере, возможность получения мощного непрерыв­

ного излучения и высокая чувствительность

приемных

устройств — вот те факторы, которые

обусловили

использование лазеров иа СОг в локационных системах.

Выбор режима излучения и метода обработки при­ нятого сигнала. Зарубежные специалисты считают, что

оптимальный режим работы — непрерывное

излучение

с гетеродинным детектированием принятого

сигнала.

Этот режим по сравнению с режимом детектирования по огибающей обеспечивает существенное увеличение чув­ ствительности приемника при сохранении фазовой и час­ тотной информации.

Высказывалось опасение, что при отражении луча от диффузной поверхности, например от Земли, будет по­ теряна когерентность несущей частоты оптического диа­ пазона, а в связи с этим снизится работоспособность системы, использующей метод гетеродинного детекти­ рования принятого сигнала. Однако, как показали тео­ ретические и экспериментальные исследования за рубе­ жом, эти опасения не подтверждаются: никакого ухуд­ шения, кроме потерь в мощности, в сигнале, отраженном от диффузной поверхности, не наблюдается.

Метод гетеродинной обработки в оптическом диапа­ зоне позволяет перевести частоту сигналов, несущих допплеровскую информацию, в более низкочастотный диапазон, где можно использовать имеющиеся усили­ тели, фильтры и детекторы.

По мнению .специалистов, гетеродинный приемник оптического диапазона обладает тремя важными пре­ имуществами:

обеспечивает усиление, достаточное для того, что­ бы выходной сигнал имел мощность, необходимую для преодоления эффектов тепловых шумов и шумов детек­ тора;

позволяет легко выделять полезный сигнал из раз­ личных фоновых излучений, поскольку сигнал гетеро­

дина, как правило, превышает суммарное излучение фона;

— сохраняет информацию о частоте и фазе сигнала при работе в режиме с соответствующей модуляцией.

Установлено, что оптимальное детектирование в обла-

168


сти инфракрасных частот достигается при использова­ нии фоторезисторов и фотодиодов. Выбор детектора того или иного типа зависит от особенностей конкретного применения.

Обеспечение стабильности частоты. Основным усло­ вием успешной реализации метода гетеродинного детек­

тирования в оптическом

диапазоне

является, по мнению

Пьезоэлектрмк

Оконечные

зеркала

 

 

 

 

Расщепитель

 

 

 

 

Схема

 

Лазер

на С0г

Выходной

 

сигнал

суммирования

 

 

 

 

Усилитель

Кварцованный

Фотодетектор

высокого

генератор

напряжения

 

 

 

I

Усилитель

 

 

 

Фазосдвигающая

Полосовой

постоянного

 

цепочка

усилитель

тока

 

*

 

 

А

 

 

 

Схема фазовой

Фазочувствитель-

 

коррекции

ный

детектор

 

Рис. 87. Структурная схема

устройства активной .стабилизации ча­

 

стоты

лазера на СОг

зарубежных специалистов, обеспечение краткопериодной стабильности частоты в лазерных генераторах. Для этого применяются различные устройства механической стабилизации. Причем использование этих устройств в системах с лазерами на С 0 2 требует решения ряда слож­ ных инженерных задач, которые обусловлены особен­

ностями

таких лазеров (габариты, водяное охлаждение

и т. п.).

 

Особую важность в случае самолетного допплеровского локатора приобретает проблема стабилизации ча­ стоты гетеродина. Примером такого решения может слу­ жить схема активной стабилизации частоты лазера на

J2 Н. П. Супряге

169