Файл: Романов Б.А. Котельные установки предприятий нефтяной и газовой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

закручивания и тем самым регулировать дальнобойность факела горелки. Скорость выхода газовоздушной смеси из амбразуры 25—30 м/с. Давление газа перед горелкой 2,5—3 кПа.

Рис. 17. Газомазутная форсунка ОЭН-250 ГМВ-6 с внешним подводом газа:

1 — кожух форсунки; 2 газопитающий узел; 3 завихритель; 4 регистр: 5 — гнездо па­

рового ствола;

6 — паровой ствол;

7 — мазутный

ствол; 8 — наконечник парового ствола;

9 — наконечник

мазутного ствола;

10 — маховичок;

11 — клапан; 12 — штуцер; 13 — корпус

 

регулировочного клапана; 14, 16 — ниппель; 15 — штуцер

Рис. 18. Газомазутная горелка ГМГ-2:

1 — мазутная паромеханическая форсунка; 2 труба;

3 — регистр вторичного воздуха;

4 — регистр первичного

воздуха

Газомазутные горелки типа ГМГ разработаны Центральным котло-турбинным институтом им. И. И. Ползунова (ЦКТИ) и выпускаются заводом «Ильмарине» на подачу 60—200 кг/ч (рис. 18). Жидкое топливо в горелках ГМГ распыляется паро­

43

механическими форсунками. Подача форсунки регулируется изме­ нением давления топлива. Газ подводится в кольцевую камеру и через цилиндрические отверстия в амбразуру горелки, где проис­ ходит смешение с воздухом, поступающим из завихрителей. Удель­ ный расход распиливающего пара на 1 кг для этих горелок со­ ставляет не более 0,02 кг, давление подаваемых воздуха— 1,2— 1,5 кПа, газа — 1—2,5 кПа, мазута — 2,0—3,0 МПа и пара — 0,2— 0,3 МПа. Сгорание топлива происходит при коэффициенте избытка воздуха 1,1—1,15.

§ 7. ТОПОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА КОТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА

В топках котельных агрегатов около 90% тепла, воспринимае­ мого поверхностями нагрева (кипятильными и экранными тру­ бами), передается излучением. Теплообмен излучением является, результатом очень сложных явлений, протекающих одновременно: излучения высокотемпературного факела горящего газа, погло­ щения и вторичного излучения нагретых поверхностей обмуровки и тепловоспринимающнх поверхностей.

Количество передаваемого в топке тепла зависит от приве­ денной площади поверхности теплопередачи, степени черноты и абсолютной температуры газов.

Степень черноты газов зависит в свою очередь от парциаль­ ного давления излучающих трехатомных газов (СОг, НгО и SO2 ),

абсолютной температуры газов, толщины излучающего слоя и на­ личия в факеле сажистых частиц.

При кинетическом сжигании газа факел лишен сажистых частиц, в связи с чем степень черноты этого факела имеет мень­ шие значения, а следовательно, уменьшается количество переда­ ваемого тепла излучением в топке. В этом случае теплопередачу излучением (количество передаваемого тепла в единицу времени) можно сохранить на прежнем уровне путем увеличения раскален­ ной поверхности вторичных излучателей.

В качестве вторичных излучателей в топке могут быть на­ броски (горки) из щебня, решетки на пути факела или потока раскаленных газов, продольные стенки, разделительные стенки подовых горелок и т. п. Материалом вторичных излучателей яв­ ляется чаще всего шамотный кирпич класса А.

При диффузионном сжигании природных газов факел светя­ щийся, непрозрачный, кроме излучения трехатомных газов харак­ теризуется излучением частиц сажистого углерода.

Степень черноты такого факела значительно выше степени черноты факела при кинетическом сжигании газов.

Теплопередача излучением зависит также от распределения температуры в топке, а именно: количество передаваемого тепла излучением будет больше, если высокотемпературное ядро не изо­

44


лировано от тепловосприиимающнх поверхностей слоем менее нагретого газа, поглощающего излучение.

В связи с этим большое значение имеет рациональное конст­ руктивное оформление топок, зависящее от ряда взаимосвязан­ ных факторов: способа сжигания газа и типа горелки, физических свойств, состава газа и его'параметров, степени экранирования топки, мощности и типа котла.

Конструктивное оформление топок для сжигания газообраз­ ных и жидких топлив можно видеть далее на рис. 20, 21, 23, 24.

Глава II

КОТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ

§ 8. ПАРОВЫЕ И ВОДОГРЕЙНЫЕ КОТЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НЕФТЯНОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Паровые котлы с увеличенным паровым объемом, камерные, секционные и многобарабанные водотрубные

По виду движения воды и пароводяной смеси все котлы раз­ деляются на паровые котлы с естественной циркуляцией и котлы с принудительным движением рабочего вещества.

Наиболее распространенными паровыми котлами на предприя­ тиях нефтяной и газовой промышленности являются котлы с есте­ ственной циркуляцией. Все разновидности паровых котлов с есте­ ственной циркуляцией можно разделить на три группы: первую группу составляют паровые котлы с увеличенным водяным объе­ мом; вторую группу представляют камерные, секционные и мно­ гобарабанные водотрубные котлы; третью группу — современные водотрубные котлы экранного типа.

Все котлы первой группы сняты с производства, но некоторые из них находятся в эксплуатации. В частности, локомобильные котлы весьма распространены на нефтяных и газовых промыслах: у них жаровая труба, где осуществляется интенсивная радиацион­ ная теплоотдача от факела горящего топлива, соединена с газо­ трубным пучком, имеющим благоприятные условия для конвек­ тивного теплообмена.

Локомобильные котлы имеют разнообразное конструктивное оформление и выпущены на давление 1,0—2,5 МПа; площадь по­ верхности нагрева локомобильных паровых котлов Н 50ч-140 м2, паропроизводительность от 1 до 3 т/ч. Напряжение поверхности нагрева D/Н составляет от 20 до 25 кг/(м2-ч) и достигает при фор­ сированной работе 30 кг/(м2-ч). Большинство локомобильных кот­ лов пароперегревателей не имеет. При наличии пароперегревате­

45

лей последние размещаются в дымовой коробке. При работе на жидком и газообразном топливе коэффициент полезного действия локомобильных котлов составляет 60—75%■ Локомобильные кот­ лы транспортабельны, недороги, надежны в работе, просты в об­ служивании и управлении, неприхотливы к качеству питательной воды.

Основными недостатками локомобильных котлов являются большая металлоемкость, т. е. большая затрата металла на 1 м2 площади поверхности нагрева (200—300 кг/м2), ограниченная па­ ропроизводительность и невозможность повышения давления пара.

У котлов второй группы поверхность нагрева образуется сталь­ ными кипятильными трубами малого диаметра (50— 100 мм), по которым движется пароводяная смесь; котельные барабаны в этом случае играют роль коллекторов, объединяющих трубную кипя­ тильную систему котла.

Котлы второй группы также не выпускаются производством, но относительно большое число их находится в эксплуатации.

На предприятиях нефтяной, нефтехимической и газовой про­ мышленности (нефтебазах, НПЗ и т. п.) распространены котлы Шухова, Шухова — Берлина, секционные горизонтально- и верти­ кально-водотрубные котлы.

У горизонтально-водотрубного котла Шухова 28 кипятильных труб (d = 76x3 мм, 1=4500 мм) объединены в пучки двумя корот­ кими цилиндрическими камерами (головками) диаметром 640 мм. Камеры имеют съемные крышки, которые открывают доступ одно­ временно к 28 трубам и дают возможность их осматривать, ввальцовывать, очищать от накипи и шлама. Котел Шухова состоит из отдельных двух, трех, четырех или пяти элементов, образуя пло­ щадь поверхности нагрева котла от 62,5 до 310 м2, каждый эле­ мент котла включает один верхний продольный барабан и два пучка труб. Передние верхние камеры соединены со своими бара­ банами горловинами, а задние — вертикальными патрубками. Па­ ровые пространства барабанов котла соединены наверху между собой общим поперечным паросборником, а водяные пространст­ ва— внизу общим поперечным грязевиком. Вода насосом подается в водяное пространство каждого барабана раздельно. РІз бараба­ нов вода опускается в задние камеры, где распределяется по всем кипятильным трубам. В кипятильных трубах вода частично испа­ ряется, образуя пароводяную смесь, которая поступает в передние камеры и дальше в верхний продольный барабан элемента котла. В барабанах котла из пароводяной смеси выделяется пар, который поднимается в паровое пространство барабанов, а из них в общий паросборник, откуда направляется в пароперегреватель, располо­

женный между первым и вторым газоходами котла.

нали­

Основными

преимуществами котлов Шухова

являются

чие небольшого

количества люков,

стандартные

типовые

детали

и элементы котла, что облегчало их

поточное производство,

сборку

46


и снижало стоимость котла. Котлы Шухова рассчитаны на давле­ ние 1,3 МПа и имеют нормальное напряжение площади поверх­ ности нагрева 20—25 кг/(м2-ч).

Недостатками этих котлов являются относительно большой расход металла, термическая жесткость конструкции, большие га­ бариты, тесное расположение труб в пучках, затрудняющее их очистку от сажи и золы.

В 1936— 1937 гг. котел Шухова был модернизирован с целью снижения затраты металла и уменьшения термической жесткости конструкции.

В котлах новой конструкции Шухова — Берлина вместо не­ скольких продольных барабанов применен один поперечный диа­

метром 900—1000 мм; длина

кипятильных труб

увеличена до

5600 мм, а их число в пучке

уменьшено с 28 до 24.

Пучки кипя­

тильных труб в количестве от двух до семи расположены в шах­ матном порядке*и присоединены к котельному барабану двумя прямыми задними подводящими трубами и двумя изогнутыми пе­ редними отводящими трубами малого диаметра. Площадь поверх­ ности нагрева одного пучка составляет 35 м2.

Несмотря на некоторое повышение к. п.д., увеличение напряже­ ния площади поверхности нагрева до 35 кг/(м2-ч) для неэкранированных и до 50—60 кг/(м2-ч) для экранированных котлов и неко­ торое снижение расхода металла, котлы Шухова — Берлина не устраняли всех недостатков котлов Шухова и были заменены бо­ лее совершенными котлами.

Секционные водотрубные котлы сохраняли ведущее место в промышленности до 1930— 1935 гг.

Основным рабочим элементом этого котла является секция, со­ стоящая из пяти — одиннадцати прямых кипятильных труб и двух волнообразной формы камер-коллекторов, в которые ввальцованы трубы. Такая форма камер позволяет располагать кипятильные трубы в шахматном порядке. Каждая секция присоединяется к ба­ рабану при помощи двух патрубков: водоподводящего — заднего и пароотводящего — переднего.

Малая площадь сечения камер (обычно 140x140 мм) позво­

ляла строить эти

котлы на сравнительно большое давление — до

10 МПа и более.

Из стандартных кипятильных секций можно

■было получить котел с весьма большой площадью поверхности на­

грева— 2000—2500 м2 при паропроизводительности

до 500 т/ч.

Секционные котлы выпускались в двух вариантах:

с продоль­

ными барабанами (котлы малой мощности) и с поперечным ба­ рабаном (котлы большой мощности).

Основными недостатками секционных котлов являются трудо­ емкость изготовления камер-коллекторов, большая затрата метал­ ла на изготовление котла, большое количество лючков (два лючка на каждую кипятильную трубу).

Вертикально-водотрубные котлы раньше изготовлялись много- ■барабанными (2, 3, 4 и 5 барабанов). Во многих существующих

47


to to

 

котельных имеются еще в эксплуатации

вертикально-водотрубные

 

котлы старой конструкции. Эти котлы

являются

бескамерными,

 

в них кипятильные трубы

непосредственно

соединены с

бараба­

 

нами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 19 приведен двухбарабанный вертикально-водотрубный

 

котел с площадью поверхности

нагрева 450

м2, избыточным дав­

 

лением пара 2,2 МПа

и температурой

375° С.

Котел оборудован

 

газомазутной топкой для сжигания природного газа и мазута. Ко­

 

тел состоит из двух горизонтальных барабанов 12 и 21 и двух вер­

 

тикальных пучков труб, ввальцованных непосредственно в нижний

 

и верхний барабаны.

Трубы переднего пучка 5 расположены

над

 

топкой. Кирпичные перегородки образуют три

газохода I,

II,

III.

 

Топка котла полностью экранирована: на стенах

топки

распола­

 

гаются фронтовой 7, боковые 4 и задний 23 экраны. По выходе из

 

топочной

камеры газообразные

продукты

сгорания, поднимаясь

 

вверх, обогревают передний пучок труб

(газоход /). Обогнув огне­

 

упорную перегородку, газы омывают пароперегреватель 8, распо­

 

ложенный

между I и II

газоходами, после чего

опускаются

по

 

газоходу II вниз, а затем

поднимаются по газоходу III вверх,

да­

 

лее поступают в змеевиковый водяной

экономайзер и в

трубча­

 

тый воздухоподогреватель (на рисунке не

показаны),

где

они

 

охлаждаются до температуры

150—180° С

и

отводятся

в

дымо­

 

вую трубу.

 

в экономайзер, затем в верхний бара­

 

Вода подается насосом

 

бан котла, из которого она по задним трубам

опускается в нижний

 

барабан, откуда в виде пароводяной смеси

по передним

 

трубам

00921

поднимается в верхний барабан 12. Топочные экраны посредством

соединительных опускных труб, находящихся вне обогрева, вклю­

 

чены в общую циркуляцию котла, и из экранных

труб

также в

 

верхний барабан поступает пароводяная смесь. Выделившись из

 

пароводяной смеси, пар поднимается в паровое пространство кот­

 

ла и дальше в паросборник 15, откуда поступает в пароперегрева­

 

тель 8. Здесь насыщенный пар перегревается и далее направляется

 

потребителям.

 

 

 

 

 

 

конструкции в

 

Вместо трех- и двухбарабанных котлов старой

 

настоящее

время отечественными заводами

выпускаются

новые

 

котлы малой и средней паропроизводительности, имеющие мень­

 

шие габаритные размеры

и меньший расход металла на 1

т пара.

Рис. 19. Двухбарабанный вертикально-водотрубный котел с газомазутной топкой:

1— лаз; 2 — место установки газомазутных горелок; 3 — питательные трубы фронтового экра­

на; 4 — боковые экраны; 5 — первый пучок кипятильных

труб;

6 гляделки: 7 — фронтовой

экран; - 8 — змеевики пароперегревателя; 9 — водоуказательный

прибор; 10 — манометр; 11

коллекторы пароперегревателя; 12 верхний барабан;

13 — паропровод: 14 предохрани­

тельный клапан; 15 — паросборник;

16 пароперепускные трубы; 17 — запорный питательный

клапан; 18 — обратный питательный

клапан; 19 взрывной

клапан: 20 газовые

перегород­

ки; 21 — нижний барабан; 22 — питательные трубы заднего

и боковых экранов;

23 задний

экран

49