Файл: Романов Б.А. Котельные установки предприятий нефтяной и газовой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
закручивания и тем самым регулировать дальнобойность факела горелки. Скорость выхода газовоздушной смеси из амбразуры 25—30 м/с. Давление газа перед горелкой 2,5—3 кПа.
Рис. 17. Газомазутная форсунка ОЭН-250 ГМВ-6 с внешним подводом газа:
1 — кожух форсунки; 2 — газопитающий узел; 3 — завихритель; 4 — регистр: 5 — гнездо па
рового ствола; |
6 — паровой ствол; |
7 — мазутный |
ствол; 8 — наконечник парового ствола; |
9 — наконечник |
мазутного ствола; |
10 — маховичок; |
11 — клапан; 12 — штуцер; 13 — корпус |
|
регулировочного клапана; 14, 16 — ниппель; 15 — штуцер |
Рис. 18. Газомазутная горелка ГМГ-2:
1 — мазутная паромеханическая форсунка; 2 — труба; |
3 — регистр вторичного воздуха; |
4 — регистр первичного |
воздуха |
Газомазутные горелки типа ГМГ разработаны Центральным котло-турбинным институтом им. И. И. Ползунова (ЦКТИ) и выпускаются заводом «Ильмарине» на подачу 60—200 кг/ч (рис. 18). Жидкое топливо в горелках ГМГ распыляется паро
43
механическими форсунками. Подача форсунки регулируется изме нением давления топлива. Газ подводится в кольцевую камеру и через цилиндрические отверстия в амбразуру горелки, где проис ходит смешение с воздухом, поступающим из завихрителей. Удель ный расход распиливающего пара на 1 кг для этих горелок со ставляет не более 0,02 кг, давление подаваемых воздуха— 1,2— 1,5 кПа, газа — 1—2,5 кПа, мазута — 2,0—3,0 МПа и пара — 0,2— 0,3 МПа. Сгорание топлива происходит при коэффициенте избытка воздуха 1,1—1,15.
§ 7. ТОПОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА КОТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА
В топках котельных агрегатов около 90% тепла, воспринимае мого поверхностями нагрева (кипятильными и экранными тру бами), передается излучением. Теплообмен излучением является, результатом очень сложных явлений, протекающих одновременно: излучения высокотемпературного факела горящего газа, погло щения и вторичного излучения нагретых поверхностей обмуровки и тепловоспринимающнх поверхностей.
Количество передаваемого в топке тепла зависит от приве денной площади поверхности теплопередачи, степени черноты и абсолютной температуры газов.
Степень черноты газов зависит в свою очередь от парциаль ного давления излучающих трехатомных газов (СОг, НгО и SO2 ),
абсолютной температуры газов, толщины излучающего слоя и на личия в факеле сажистых частиц.
При кинетическом сжигании газа факел лишен сажистых частиц, в связи с чем степень черноты этого факела имеет мень шие значения, а следовательно, уменьшается количество переда ваемого тепла излучением в топке. В этом случае теплопередачу излучением (количество передаваемого тепла в единицу времени) можно сохранить на прежнем уровне путем увеличения раскален ной поверхности вторичных излучателей.
В качестве вторичных излучателей в топке могут быть на броски (горки) из щебня, решетки на пути факела или потока раскаленных газов, продольные стенки, разделительные стенки подовых горелок и т. п. Материалом вторичных излучателей яв ляется чаще всего шамотный кирпич класса А.
При диффузионном сжигании природных газов факел светя щийся, непрозрачный, кроме излучения трехатомных газов харак теризуется излучением частиц сажистого углерода.
Степень черноты такого факела значительно выше степени черноты факела при кинетическом сжигании газов.
Теплопередача излучением зависит также от распределения температуры в топке, а именно: количество передаваемого тепла излучением будет больше, если высокотемпературное ядро не изо
44
лировано от тепловосприиимающнх поверхностей слоем менее нагретого газа, поглощающего излучение.
В связи с этим большое значение имеет рациональное конст руктивное оформление топок, зависящее от ряда взаимосвязан ных факторов: способа сжигания газа и типа горелки, физических свойств, состава газа и его'параметров, степени экранирования топки, мощности и типа котла.
Конструктивное оформление топок для сжигания газообраз ных и жидких топлив можно видеть далее на рис. 20, 21, 23, 24.
Глава II
КОТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ
§ 8. ПАРОВЫЕ И ВОДОГРЕЙНЫЕ КОТЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НЕФТЯНОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Паровые котлы с увеличенным паровым объемом, камерные, секционные и многобарабанные водотрубные
По виду движения воды и пароводяной смеси все котлы раз деляются на паровые котлы с естественной циркуляцией и котлы с принудительным движением рабочего вещества.
Наиболее распространенными паровыми котлами на предприя тиях нефтяной и газовой промышленности являются котлы с есте ственной циркуляцией. Все разновидности паровых котлов с есте ственной циркуляцией можно разделить на три группы: первую группу составляют паровые котлы с увеличенным водяным объе мом; вторую группу представляют камерные, секционные и мно гобарабанные водотрубные котлы; третью группу — современные водотрубные котлы экранного типа.
Все котлы первой группы сняты с производства, но некоторые из них находятся в эксплуатации. В частности, локомобильные котлы весьма распространены на нефтяных и газовых промыслах: у них жаровая труба, где осуществляется интенсивная радиацион ная теплоотдача от факела горящего топлива, соединена с газо трубным пучком, имеющим благоприятные условия для конвек тивного теплообмена.
Локомобильные котлы имеют разнообразное конструктивное оформление и выпущены на давление 1,0—2,5 МПа; площадь по верхности нагрева локомобильных паровых котлов Н —50ч-140 м2, паропроизводительность от 1 до 3 т/ч. Напряжение поверхности нагрева D/Н составляет от 20 до 25 кг/(м2-ч) и достигает при фор сированной работе 30 кг/(м2-ч). Большинство локомобильных кот лов пароперегревателей не имеет. При наличии пароперегревате
45
лей последние размещаются в дымовой коробке. При работе на жидком и газообразном топливе коэффициент полезного действия локомобильных котлов составляет 60—75%■ Локомобильные кот лы транспортабельны, недороги, надежны в работе, просты в об служивании и управлении, неприхотливы к качеству питательной воды.
Основными недостатками локомобильных котлов являются большая металлоемкость, т. е. большая затрата металла на 1 м2 площади поверхности нагрева (200—300 кг/м2), ограниченная па ропроизводительность и невозможность повышения давления пара.
У котлов второй группы поверхность нагрева образуется сталь ными кипятильными трубами малого диаметра (50— 100 мм), по которым движется пароводяная смесь; котельные барабаны в этом случае играют роль коллекторов, объединяющих трубную кипя тильную систему котла.
Котлы второй группы также не выпускаются производством, но относительно большое число их находится в эксплуатации.
На предприятиях нефтяной, нефтехимической и газовой про мышленности (нефтебазах, НПЗ и т. п.) распространены котлы Шухова, Шухова — Берлина, секционные горизонтально- и верти кально-водотрубные котлы.
У горизонтально-водотрубного котла Шухова 28 кипятильных труб (d = 76x3 мм, 1=4500 мм) объединены в пучки двумя корот кими цилиндрическими камерами (головками) диаметром 640 мм. Камеры имеют съемные крышки, которые открывают доступ одно временно к 28 трубам и дают возможность их осматривать, ввальцовывать, очищать от накипи и шлама. Котел Шухова состоит из отдельных двух, трех, четырех или пяти элементов, образуя пло щадь поверхности нагрева котла от 62,5 до 310 м2, каждый эле мент котла включает один верхний продольный барабан и два пучка труб. Передние верхние камеры соединены со своими бара банами горловинами, а задние — вертикальными патрубками. Па ровые пространства барабанов котла соединены наверху между собой общим поперечным паросборником, а водяные пространст ва— внизу общим поперечным грязевиком. Вода насосом подается в водяное пространство каждого барабана раздельно. РІз бараба нов вода опускается в задние камеры, где распределяется по всем кипятильным трубам. В кипятильных трубах вода частично испа ряется, образуя пароводяную смесь, которая поступает в передние камеры и дальше в верхний продольный барабан элемента котла. В барабанах котла из пароводяной смеси выделяется пар, который поднимается в паровое пространство барабанов, а из них в общий паросборник, откуда направляется в пароперегреватель, располо
женный между первым и вторым газоходами котла. |
нали |
|||
Основными |
преимуществами котлов Шухова |
являются |
||
чие небольшого |
количества люков, |
стандартные |
типовые |
детали |
и элементы котла, что облегчало их |
поточное производство, |
сборку |
46
и снижало стоимость котла. Котлы Шухова рассчитаны на давле ние 1,3 МПа и имеют нормальное напряжение площади поверх ности нагрева 20—25 кг/(м2-ч).
Недостатками этих котлов являются относительно большой расход металла, термическая жесткость конструкции, большие га бариты, тесное расположение труб в пучках, затрудняющее их очистку от сажи и золы.
В 1936— 1937 гг. котел Шухова был модернизирован с целью снижения затраты металла и уменьшения термической жесткости конструкции.
В котлах новой конструкции Шухова — Берлина вместо не скольких продольных барабанов применен один поперечный диа
метром 900—1000 мм; длина |
кипятильных труб |
увеличена до |
5600 мм, а их число в пучке |
уменьшено с 28 до 24. |
Пучки кипя |
тильных труб в количестве от двух до семи расположены в шах матном порядке*и присоединены к котельному барабану двумя прямыми задними подводящими трубами и двумя изогнутыми пе редними отводящими трубами малого диаметра. Площадь поверх ности нагрева одного пучка составляет 35 м2.
Несмотря на некоторое повышение к. п.д., увеличение напряже ния площади поверхности нагрева до 35 кг/(м2-ч) для неэкранированных и до 50—60 кг/(м2-ч) для экранированных котлов и неко торое снижение расхода металла, котлы Шухова — Берлина не устраняли всех недостатков котлов Шухова и были заменены бо лее совершенными котлами.
Секционные водотрубные котлы сохраняли ведущее место в промышленности до 1930— 1935 гг.
Основным рабочим элементом этого котла является секция, со стоящая из пяти — одиннадцати прямых кипятильных труб и двух волнообразной формы камер-коллекторов, в которые ввальцованы трубы. Такая форма камер позволяет располагать кипятильные трубы в шахматном порядке. Каждая секция присоединяется к ба рабану при помощи двух патрубков: водоподводящего — заднего и пароотводящего — переднего.
Малая площадь сечения камер (обычно 140x140 мм) позво
ляла строить эти |
котлы на сравнительно большое давление — до |
10 МПа и более. |
Из стандартных кипятильных секций можно |
■было получить котел с весьма большой площадью поверхности на
грева— 2000—2500 м2 при паропроизводительности |
до 500 т/ч. |
Секционные котлы выпускались в двух вариантах: |
с продоль |
ными барабанами (котлы малой мощности) и с поперечным ба рабаном (котлы большой мощности).
Основными недостатками секционных котлов являются трудо емкость изготовления камер-коллекторов, большая затрата метал ла на изготовление котла, большое количество лючков (два лючка на каждую кипятильную трубу).
Вертикально-водотрубные котлы раньше изготовлялись много- ■барабанными (2, 3, 4 и 5 барабанов). Во многих существующих
47
to to
|
котельных имеются еще в эксплуатации |
вертикально-водотрубные |
||||||||||
|
котлы старой конструкции. Эти котлы |
являются |
бескамерными, |
|||||||||
|
в них кипятильные трубы |
непосредственно |
соединены с |
бараба |
||||||||
|
нами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 19 приведен двухбарабанный вертикально-водотрубный |
|||||||||||
|
котел с площадью поверхности |
нагрева 450 |
м2, избыточным дав |
|||||||||
|
лением пара 2,2 МПа |
и температурой |
375° С. |
Котел оборудован |
||||||||
|
газомазутной топкой для сжигания природного газа и мазута. Ко |
|||||||||||
|
тел состоит из двух горизонтальных барабанов 12 и 21 и двух вер |
|||||||||||
|
тикальных пучков труб, ввальцованных непосредственно в нижний |
|||||||||||
|
и верхний барабаны. |
Трубы переднего пучка 5 расположены |
над |
|||||||||
|
топкой. Кирпичные перегородки образуют три |
газохода I, |
II, |
III. |
||||||||
|
Топка котла полностью экранирована: на стенах |
топки |
распола |
|||||||||
|
гаются фронтовой 7, боковые 4 и задний 23 экраны. По выходе из |
|||||||||||
|
топочной |
камеры газообразные |
продукты |
сгорания, поднимаясь |
||||||||
|
вверх, обогревают передний пучок труб |
(газоход /). Обогнув огне |
||||||||||
|
упорную перегородку, газы омывают пароперегреватель 8, распо |
|||||||||||
|
ложенный |
между I и II |
газоходами, после чего |
опускаются |
по |
|||||||
|
газоходу II вниз, а затем |
поднимаются по газоходу III вверх, |
да |
|||||||||
|
лее поступают в змеевиковый водяной |
экономайзер и в |
трубча |
|||||||||
|
тый воздухоподогреватель (на рисунке не |
показаны), |
где |
они |
||||||||
|
охлаждаются до температуры |
150—180° С |
и |
отводятся |
в |
дымо |
||||||
|
вую трубу. |
|
в экономайзер, затем в верхний бара |
|||||||||
|
Вода подается насосом |
|||||||||||
|
бан котла, из которого она по задним трубам |
опускается в нижний |
||||||||||
|
барабан, откуда в виде пароводяной смеси |
по передним |
|
трубам |
||||||||
00921 |
поднимается в верхний барабан 12. Топочные экраны посредством |
|||||||||||
соединительных опускных труб, находящихся вне обогрева, вклю |
||||||||||||
|
чены в общую циркуляцию котла, и из экранных |
труб |
также в |
|||||||||
|
верхний барабан поступает пароводяная смесь. Выделившись из |
|||||||||||
|
пароводяной смеси, пар поднимается в паровое пространство кот |
|||||||||||
|
ла и дальше в паросборник 15, откуда поступает в пароперегрева |
|||||||||||
|
тель 8. Здесь насыщенный пар перегревается и далее направляется |
|||||||||||
|
потребителям. |
|
|
|
|
|
|
конструкции в |
||||
|
Вместо трех- и двухбарабанных котлов старой |
|||||||||||
|
настоящее |
время отечественными заводами |
выпускаются |
новые |
||||||||
|
котлы малой и средней паропроизводительности, имеющие мень |
|||||||||||
|
шие габаритные размеры |
и меньший расход металла на 1 |
т пара. |
Рис. 19. Двухбарабанный вертикально-водотрубный котел с газомазутной топкой:
1— лаз; 2 — место установки газомазутных горелок; 3 — питательные трубы фронтового экра
на; 4 — боковые экраны; 5 — первый пучок кипятильных |
труб; |
6 — гляделки: 7 — фронтовой |
|||
экран; - 8 — змеевики пароперегревателя; 9 — водоуказательный |
прибор; 10 — манометр; 11 — |
||||
коллекторы пароперегревателя; 12 — верхний барабан; |
13 — паропровод: 14 — предохрани |
||||
тельный клапан; 15 — паросборник; |
16 — пароперепускные трубы; 17 — запорный питательный |
||||
клапан; 18 — обратный питательный |
клапан; 19 — взрывной |
клапан: 20 — газовые |
перегород |
||
ки; 21 — нижний барабан; 22 — питательные трубы заднего |
и боковых экранов; |
23 — задний |
экран
49