Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
приращение величин моментов сил сухого трения, обуслов ленное технологическими погрешностями.
Заметим, что величина ухода гироскопа, обусловленная моментами сил инерции карданового подвеса, зависит от величины момента сил сухого трения в опорах. Чем большей является величина момента сил сухого трения, тем ниже при прочих равных условиях будет точность статической балан сировки и тем больше будут центробежные моменты инер ции рамок карданового подвеса, что увеличит уход гироско па при угловой вибрации основания.
Люфты в опорах рамок карданового подвеса также явля ются источниками возмущающих моментов, величины ко торых целесообразно сравнивать с величинами указанных выше моментов.
Таким образом, допуски на точность изготовления и сборки карданового подвеса целесообразно определять, ис
ходя из допустимых величин следующих |
параметров: |
||
1) |
приращения величин моментов сил сухого трения в |
||
опорах из-за погрешностей монтажа; |
|
||
2) |
непересекаемости и неперпендикулярности осей вра |
||
щения |
карданового подвеса |
и ротора; |
|
3) |
моментов остаточного |
дебаланса системы при произ |
|
вольном положении рамок |
карданового |
подвеса; |
4)приращения величин моментов инерции (в первую оче редь центробежных);
5)изменения кинетического момента гироскопа;
6)отклонения гироскопа при разарретировании;
7)заданного запаса устойчивости системы;
8)точности съема показания при помощи датчиков углов различных типов.
Допустимые величины большинства из указанных пара метров определяются требуемой точностью показаний гироприборов.
§3. Дифференциальные уравнения
движения гироскопа с учетом технологических погрешностей
Как известно [31, 33, 48, 57], погрешности изготовления, сборки и регулировки гироскопа в кардановом подвесе характеризуются неперпендикулярностыо, непересекае мостью осей вращения рамок и ротора; моментами статиче ской и динамической неуравновешенности и др. Гироскоп
10
в кардановом подвесе с учетом технологических погрешно стей будет иметь вид, изображенный на рис. 1. При состав лении дифференциальных уравнений движения такого гиро скопа следует иметь в виду, что оси вращения рамок карданового подвеса и ротора в общем случае не пересекаются. Эту особенность можно учесть при составлении уравнений
Рис. 1. |
Рис. 2. |
движения гироскопа либо смещениями по отношению к точке подвеса начал систем координат, жестко связанных с рото ром и рамками [31], либо вычислением соответствующих моментов сил инерции при совмещении начал указанных си стем координат сточкой подвеса [23, 30].
Если полюс не совпадает с центрами инерции рамок и ротора, то кинетическая энергия системы зависит [23, 61], вообще говоря, как от скорости полюса и угловых скоростей рамок и ротора, так и от смещения центров инерции. Чтобы при составлении дифференциальных урав нений движения гироскопа можно было ограничиться той
частью кинетического |
момента, которая зависит |
только |
от угловых скоростей, |
воспользуемся теоремой об |
изме |
нении главного момента количеств движения в форме [61]:
- = ^ - + < f l e i X K o i = A f i - m « ( p o f X ^ o ) , |
- (M) |
at |
|
где КОІ — главный момент количеств движения г'-го тела
относительно полюса 0; /п,- — масса тела; рС і — ради-
Н
ус-вектор центра инерции относительно полюса, WQ — ус корение полюса, МІ — главный момент внешних сил, дей
ствующих на і-е тело.
Вместо уравнения (1.1) можно использовать уравнения Лагранжа I I рода, записанные в форме Гильберта [1]. При менение теоремы о кинетическом моменте, записанной в фор-
Рис. 3.
ме (1.1), или уравнений Лагранжа I I рода, представленных в указанной форме, равноценно как в смысле затраты вре
мени, так и в смысле характера и трудоемкости операций |
|
[303. Использование |
того или иного метода — дело вкуса. |
Д л я составления |
уравнений движения гироскопа вве |
дем следующие системы координат с началом в точке О: |
0£т]£ — система координат, поступательно |
перемещающаяся |
|||||
вместе |
с объектом, оси ее параллельны осям инерциальной |
|||||
системы координат; |
Oxyz — жестко связанная с объектом; |
|||||
Oxjij^L |
— системы |
координат, жестко связанные с наруж |
||||
ной (і |
= |
1); внутренней (і = |
2) |
рамками и ротором (і = 3) |
||
гироскопа |
соответственно. |
При |
этом |
Ох — продольная, |
||
Oy — нормальная, |
Oz — поперечная оси объекта. Ось вра- |
12
щения наружной рамки направим по оси 0уи внутрен ней — по 0 х 2 и ротора — по 0z3 (рис. 2, 3).
Положение объекта по отношению к опорной системе ко ординат зададим углами рыскания а|з, тангажа Ѳ и крена ср (рис. 3, а). Обозначим а угол поворота наружной рамки по отношению к объекту, ß — внутренней рамки относительно наружной и у — ротора по отношению к кожуху; ô0 , е0 — углы, характеризующие погрешности установки прибора относительно объекта (рис. 3, б); ех , бг — погрешности взаимного углового положения осей вращения наружной и внутренней рамок карданового подвеса (рис. 3, г); ô 2 , е2 — углы, определяющие неперпендикулярность осей вращения ротора и внутренней рамки (рис. 3, в). Причем углы ô2 , отсчитываются в плоскости осей вращения внутренней и на
ружной |
рамок, ротора и внутренней рамки соответственно, |
|||||
а е ь |
е2 |
— в плоскостях, |
перпендикулярных |
плоскостям |
||
отсчета |
углов 6\ и ô 2 . |
|
|
|
|
|
Преобразования осей указанных систем координат пред |
||||||
ставим в форме матричных |
равенств |
|
||||
|
|
І^і, Уѵ2 J |
= А і I х ' У< гЪ |
|
||
|
|
[х2, Уг, z2 ] = |
А2 |
[xv уѵ z j , |
(1.2) |
|
|
|
І-*-з> Уз> ^зі= |
Aä |
[х2> Угі гг1> |
|
|
где [xt, |
yt, Zj \ — столбцевые |
матрицы, а матрицы Аъ Аг, А3 |
с учетом малости рассматриваемых технологических погреш
ностей Е(, àt |
имеют вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cosa s0 sin(a + |
v0 ) |
— sin a |
|
|||
|
|
°0 |
1 |
|
ô„ |
|
|
|
|
|
sin a |
— s0 cos (a -f- v0 ) |
cos a |
|
|||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
A, |
= |
— Sj cos (P + v j |
|
cos ß |
sin ß |
(1.3) |
||
|
|
s x s i n ( ß + V l ) |
— sin ß |
cosß |
|
|||
|
|
cos y |
sin y |
— s2 |
c o s ( y |
+ |
v 2 ) |
|
Л 9 |
= |
— sin y |
cos y |
s2 |
sin (v + |
v2 ) |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
st = ]/"б? + в? ; |
tgv< = |
4 |
i = 0, 1, 2. |
(1.4) |
||||
|
Д л я определения проекций угловых скоростей на оси, жестко связанные с рамками карданового подвеса и ротором, воспользуемся выражениями (1.3). При этом
13
|
|
|
|
(äXl |
œ (äx |
cos a — юг |
sin a -+- coy s0 sin (a -4- v); |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
& a + % — e0 cût - j - о0 шг ; |
|
|
|||||
|
|
|
|
ю2 і |
ä# |
|
sin а + |
м г |
cos a — со^ s0 |
cos (a -f- v); |
|
|||
|
|
|
|
|
|
«л-і ß + |
|
- f ô ^ , — |
e^, ; |
|
|
|||
|
|
|
со^ ÄS — SJLCÛ^, cos (ß + |
v,) |
- f со^ cos |
ß + cù2] sin |
ß; |
(1.5) |
||||||
|
|
|
aZi « s±(àXl |
sin (ß -f- vx ) — coi/l sin ß -f- coZi cos ß; |
|
|||||||||
|
|
|
<».Ï3 « |
со*, cos y + % s |
sin y — s2coZ2 |
cos (7 + v2 ); |
|
|||||||
|
|
|
(ùy3 Ä ; — аХг |
sin 7 - f ®V s cos у + s2a>2> |
sin (y - f v2 ); |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
coZo œ ô2(oXa |
— е%а,л + у + ю2 і ! , |
|
|
|||||
где |
cöj., cùy, |
(ÙZ — проекции |
мгновенной |
угловой |
скорости |
|||||||||
вращения |
объекта на связанные с ним оси. |
|
|
|||||||||||
|
|
Вычислим кинетическую энергию гироскопа Т, которая |
||||||||||||
состоит из суммы кинетических энергий рамок ТИ |
ТГ |
и ро |
||||||||||||
тора |
Т3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
т |
= 2 ТІ = 4 - 2 |
+ |
|
+ 7 ^ ш ч —2 ^ , ш * ( ш ^ — |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
— 2Іхл<йхрЯ[ |
— 2Іу^(щ((йгі], |
|
|
(1.6) |
||||
где / ^ , |
/ Z / — осевые моменты инерции рамок |
кардано |
||||||||||||
вого подвеса (і = |
1, 2) и ротора |
(і = 3); причем І Х і = |
/й = |
|||||||||||
= |
h', |
^г3 |
= /; |
hyp |
Іхрі, |
Iypt |
— центробежные |
моменты |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
инерции, |
обусловленные |
динамической |
неуравновешен |
|||||||||||
ностью рамок карданового подвеса и ротора. |
|
|
||||||||||||
|
|
Представим |
уравнения |
движения гироскопа |
в |
форме, |
отображающей взаимодействие между основанием, рамками и ротором [14]. При этом уравнение (1.1) перепишем в сле дующей форме:
"акг |
+ |
coi X КГ |
= MT — М2; |
|
dt |
|
|
|
|
dK, |
+ |
со2 X К2 |
= М Й - М ; |
(1.7) |
dt |
|
|
|
|
14