Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
скорости и измерять время выбега. Рассмотрим более де тально этот способ определения составляющих трения [44].
Дифференциальное уравнение движения валика при вы беге представим в виде
где ф в — угол |
/Фв + |
"овФв + Мх |
= 0, |
|
|
|
(1.23) |
||||||
поворота |
валика; Мт — момент |
сил |
сухого |
||||||||||
трения; |
пов — коэффициент |
вязкого |
трения; |
/ — момент |
|||||||||
инерции валика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при t = О, |
|||
Если в качестве начальных условий принять |
|||||||||||||
Фв = 0 |
Фв (0) = |
Фоь то выражение |
для |
угловой скорости |
|||||||||
выбега |
запишется так: |
|
|
|
пов |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ф в = |
Фоі + |
- |
= — |
е |
1 |
- |
^ |
г - |
- |
|
|
|
Спустя время выбега |
tlt |
скорость ф (^) = |
0, и последнее |
||||||||||
уравнение примет вид |
|
"ов |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
( * " + - £ - ) г т |
* - ^ - ° - |
|
|
( І -2 4 > |
||||||||
В (1.24) входят оба неизвестных параметра трения, по |
|||||||||||||
этому для их отыскания |
необходимо иметь еще одно уравне |
||||||||||||
ние, в |
качестве которого |
возьмем |
уравнение |
для |
случая |
||||||||
Фв (0) =• Ф02 |
|
|
|
"ов |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
(Ф« + |
- ? - ) |
|
^ - |
= |
0. |
|
|
(1.25) |
||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
\ |
|
"ов |
/ |
|
|
|
"ов |
|
|
|
|
|
Введем новые переменные и = ——, ѵ = е |
1 |
Исключив |
|||||||||||
переменную и, |
систему |
(1.24) |
и |
(1.25) |
сведем |
к |
уравнению |
||||||
|
|
• |
\ _Ь_ |
|
• |
J . |
, |
|
|
|
|
|
|
|
l _ _ S ü |
0 <» |
+ 4 м - о ' « |
|
— 1 = 0 , |
|
(1.26) |
||||||
|
|
Фоі J |
|
Фоі |
|
|
|
|
|
|
|
численное решение которого не вызывает затруднений. Урав нение (1.26) удобно решать графически, для чего необходи мо найти точку пересечения кривых zx и г2 , описываемых уравнениями
г , = |
1 — — — )ѵ '» ; 2„ = 1 — - — V '« |
|||
1 |
\ • |
Фоі / |
' 2 |
Фоі |
20
Уравнение (1.26) имеет два корня ѵг << 1 и ѵ2 — 1. Ко рень ѵ2 не имеет физического смысла. В частном случае при
4 = |
2*л ѵх |
Фоі |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Фо2 — Фоі |
|
|
|
|
|
Лов |
Формулы для определения составляющих трения Мт и |
|||||
имеют вид |
|
|
|
|
|
|
|
пов |
= - |
In о; М т = |
я о в |
. |
(1.27) |
|
П р и м е р 1. |
Найти |
составляющие |
моментов |
сил сухого трения |
по результатам эксперимента, который проводился на паре шарико
подшипников |
А1000095 при следующих данных: |
вес валика 500 Г, вес |
||
смазки ОКБ 122-16 15 • Ю - 3 |
Г; I = 4,5 Гсмсек2; |
^ = 19,6 сек; |
||
ф 0 1 |
= 7,93 1 /сек; - ^ - =1,2 1 |
- ^ - = 1 , 1 8 . |
|
|
|
|
1 |
Фоі |
|
|
Пользуясь предлагаемой методикой, получим следующие значения: |
|||
с = |
0,066; и= |
16 сек.; Мт = |
1,52 Гсм; пов = 0,1 |
Гсмсек. |
Д л я определения составляющих трения в собранных гироскопических приборах приведенная методика непригод на. В этом случае может быть применен метод, описанный
вработе [34].
Вдальнейшем величину коэффициента сил вязкого тре ния будем определять из зависимости
|
пов = ц т М Т І |
|
|
(1.28) |
где |
|л,т — коэффициент, зависящий |
от |
условий |
эксплуата |
ции, |
определяется экспериментально; |д,т = (0,05—0,1) сек. |
|||
Оценим величину коэффициента |
k = |
- ^ - |
самовырав- |
нивания гиромотора. Учитывая зависимость момента сопро тивления и крутящего момента асинхронного гиромотора от угловой скорости (рис. 4), из A ABC приближенно можно найти
|
* » |
^ |
= |
|
, |
|
(1.29) |
|
|
Ду |
AL |
Ѵ о _ |
у0 |
|
|
где Мс (у0) — момент сопротивления |
вращению ротора при |
||||||
номинальной скорости; ус—скорость |
вращения |
электромаг |
|||||
нитного поля. |
|
|
|
|
|
|
|
Формулу |
(1.29) |
можно переписать в |
виде |
|
|||
k _ |
Мс (у0 ) = |
М с (то) |
= |
ТМ0 |
(То) |
Q |
|
|
kaVc |
|
ka (1 + ka) |
уо |
H0k0 |
(1 + |
k0) v * |
21
или
|
Mo (Yo) |
1 - fco |
|
(1.31) |
|
|
|
|
|
|
|
где kc — скольжение ротора |
гиромотора. |
|
|
||
Значение |
коэффициентов |
k, |
как видно из |
приведенных |
|
формул, существенно зависит от жесткости |
механической |
||||
характеристики гиромотора. |
|
|
|
|
|
Д л я большинства асинхронных гиромоторов номиналь |
|||||
ное значение коэффициента скольжения равно |
kc— |
0,015— |
|||
0,12 [12]. При этом меньшие значения коэффициента |
сколь |
||||
жения характерны для крупных гиромоторов, |
работающих |
||||
в вакууме или в легких и разреженных средах. |
|
|
|||
Формулы |
(1.30) и (1.31) получены без учета |
зависимости |
момента сил аэродинамического сопротивления от угловой скорости. Покажем, что учет этой зависимости несуществен но изменяет величину коэффициента k. Момент, действую щий относительно оси вращения ротора гиромотора, пред
ставим |
[31 ] в виде |
ряда |
Тейлора |
|
|
|
|
|
Mo |
(Y) • •Mc(y) |
= MD |
(Vo) - |
Мс |
(у0) |
+ |
ду |
Ау — |
|
|
|
|
|
|
|
Yo |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ду |
Ау+ |
• • . |
|
(1.32) |
||
|
|
ІѴо |
|
|
|
|
|
|
Учитывая, что |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Мс = kay\ |
|
|
|
(1.33) |
||
и в установившемся |
режиме |
|
|
|
|
|
||
|
Мп(у0)-Мс |
(Ѵо) = |
0, |
|
|
выражению (1.32) после подстановки в него (1.33) и (1.30)
придадим |
вид |
|
|
|
|
|
|
Mo (у) - |
Мс |
(у) = |
Мс |
(Yo! |
|
|
(1.34) |
|
|
|
|
||||
|
|
[fe0 |
(I + |
ftc)Yo |
|
|
|
Подставив в (1.34) значения |
коэффициента |
|
|||||
|
|
|
|
М0 |
(Yo) |
|
|
окончательно |
получим |
|
|
У2о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Mo (у) = Мс |
(у) = - Мс (Yo) |
fto(I + Ac) |
+ 2 |
Ay + |
|||
|
|
|
Yo |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1.35) |
22
Таким образом, уточненное значение k' коэффициента k равно
р = Ма |
(уо) |
|
+ |
2 |
= Ä [ 1 + 2 ^ ( 1 + ^ ] . |
(1.36) |
|||
|
|
ko (1 + |
|||||||
|
То |
*с) |
|
|
|
|
|
|
|
•^Поскольку kc |
<^ 1, то k' |
Ä ; k. |
|
|
|
|
|||
В табл. 2 приведены значения |
коэффициента /г для раз |
||||||||
ных по величине |
гиромоторов. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|
щ |
|
"о |
|
|
|
к |
8 |
|
M |
|
|
|
|
со |
|
|||
|
и |
|
|
|
|
t, |
С |
||
OJ |
|
|
|
|
|
S |
|||
a: t. |
|
t. |
? |
t. |
Г |
s |
|
|
о |
20 ООО |
7,10 |
0,07 |
86 |
0,057 |
0,40 |
0,46 |
1550 |
||
11 500 |
4,10 |
0,06 |
46 |
0,063 |
0,26 |
0,29 |
1140 |
||
3200 |
1,16 |
0,08 |
29 |
0,105 |
0,12 |
0,14 |
540 |
||
2600 |
0,93 |
0,07 |
15 |
0,078 |
0,07 |
0,08 |
520 |
||
1170 |
0,39 |
0,09 |
11 |
0,096 |
0,04 |
0,05 |
305 |
Легко заметить, что величины коэффициентов вязкого трения в шарикоподшипниковых опорах (я 1 0 , /г2 0 ) и коэф фициент самовыравнивания гиромотора k имеют одинаковый порядок.
Оценим теперь порядок величины коэффициента демп фирования, обусловленного реакциями в опорах, возникаю щими при взаимодействии внутренней рамки и ротора. При малых по сравнению с единицей коэффициентах трения и ма лых значениях угла ß коэффициент л 2 1 может быть оценен по формуле [17]
|
|
|
+ |
+ |
|
(1.37) |
|
|
|
|
|
||
где 21 — расстояние между шарикоподшипниковыми |
опора |
|||||
ми внутренней |
рамки карданового |
подвеса; ХК — коэффи |
||||
циент трения |
качения. |
|
|
|
|
|
Умножив и |
разделив правую |
часть |
уравнения |
(1.37) |
||
на вес G гиромотора, легко выразить коэффициент п21 |
через |
|||||
величину |
момента сил сухого трения М2т |
в шарикоподшип |
||||
никовой |
опоре |
работающего |
прибора |
|
|
|
«Ol = |
I.. |
H, |
= И И М Й |
|
(1.38) |
|
|
М2т -Qj- |
|
23
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ші |
Ql |
' |
|
|
|
|
Значение |
коэффициента |
л а 1 |
для |
различных |
приборов |
|||||
в кардановом |
подвесе дано в табл. |
3. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
|
|
|
me i |
|
M |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
•о |
|
|
|
||
|
|
|
У |
-, « |
|
|
t. |
|
и |
|
Hp |
Гсмсек |
|
|
+ § |
|
|
|
Ol |
|
S |
|
|
о" |
- К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
? |
|
|
||
20 ООО |
1550 |
11,4 |
9,8 |
7,1 |
5,8 |
2,5 |
2,2 |
3,0 |
||
И |
500 |
1140 |
5,6 |
5,4 |
4,1 |
5,4 |
2,5 |
1,9 |
2,4 |
|
1170 |
305 |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
2,5 |
1,5 |
1,6 |
1,3 |
Из табл. 2 и 3 следует, что величина коэффициента я 2 1 вязкого трения, обусловленного «игрой сил» в кардановом подвесе, в несколько раз больше коэффициентов демпфиро вания, обусловленных вязким трением в смазке опор, а также самовыравниванием асинхронного гиродвигателя.