Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скорости и измерять время выбега. Рассмотрим более де­ тально этот способ определения составляющих трения [44].

Дифференциальное уравнение движения валика при вы­ беге представим в виде

где ф в угол

/Фв +

"овФв + Мх

= 0,

 

 

 

(1.23)

поворота

валика; Мт — момент

сил

сухого

трения;

пов — коэффициент

вязкого

трения;

/ — момент

инерции валика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при t = О,

Если в качестве начальных условий принять

Фв = 0

Фв (0) =

Фоь то выражение

для

угловой скорости

выбега

запишется так:

 

 

 

пов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф в =

Фоі +

-

= —

е

1

-

^

г -

-

 

 

Спустя время выбега

tlt

скорость ф (^) =

0, и последнее

уравнение примет вид

 

"ов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( * " + - £ - ) г т

* - ^ - ° -

 

 

( І -2 4 >

В (1.24) входят оба неизвестных параметра трения, по­

этому для их отыскания

необходимо иметь еще одно уравне­

ние, в

качестве которого

возьмем

уравнение

для

случая

Фв (0) =• Ф02

 

 

 

"ов

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ф« +

- ? - )

 

^ -

=

0.

 

 

(1.25)

 

 

 

 

 

 

 

\

 

"ов

/

 

 

 

"ов

 

 

 

 

 

Введем новые переменные и = ——, ѵ = е

1

Исключив

переменную и,

систему

(1.24)

и

(1.25)

сведем

к

уравнению

 

 

\ _Ь_

 

J .

,

 

 

 

 

 

 

l _ _ S ü

0

+ 4 м - о ' «

 

— 1 = 0 ,

 

(1.26)

 

 

Фоі J

 

Фоі

 

 

 

 

 

 

 

численное решение которого не вызывает затруднений. Урав­ нение (1.26) удобно решать графически, для чего необходи­ мо найти точку пересечения кривых zx и г2 , описываемых уравнениями

г , =

1 — — — '» ; 2„ = 1 - — V

1

\ •

Фоі /

' 2

Фоі

20


Уравнение (1.26) имеет два корня ѵг << 1 и ѵ2 1. Ко­ рень ѵ2 не имеет физического смысла. В частном случае при

4 =

2*л ѵх

Фоі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фо2 — Фоі

 

 

 

 

Лов

Формулы для определения составляющих трения Мт и

имеют вид

 

 

 

 

 

 

пов

= -

In о; М т =

я о в

.

(1.27)

 

П р и м е р 1.

Найти

составляющие

моментов

сил сухого трения

по результатам эксперимента, который проводился на паре шарико­

подшипников

А1000095 при следующих данных:

вес валика 500 Г, вес

смазки ОКБ 122-16 15 • Ю - 3

Г; I = 4,5 Гсмсек2;

^ = 19,6 сек;

ф 0 1

= 7,93 1 /сек; - ^ - =1,2 1

- ^ - = 1 , 1 8 .

 

 

 

1

Фоі

 

 

Пользуясь предлагаемой методикой, получим следующие значения:

с =

0,066; и=

16 сек.; Мт =

1,52 Гсм; пов = 0,1

Гсмсек.

Д л я определения составляющих трения в собранных гироскопических приборах приведенная методика непригод­ на. В этом случае может быть применен метод, описанный

вработе [34].

Вдальнейшем величину коэффициента сил вязкого тре­ ния будем определять из зависимости

 

пов = ц т М Т І

 

 

(1.28)

где

|л,т коэффициент, зависящий

от

условий

эксплуата­

ции,

определяется экспериментально; |д,т = (0,05—0,1) сек.

Оценим величину коэффициента

k =

- ^ -

самовырав-

нивания гиромотора. Учитывая зависимость момента сопро­ тивления и крутящего момента асинхронного гиромотора от угловой скорости (рис. 4), из A ABC приближенно можно найти

 

* »

^

=

 

,

 

(1.29)

 

 

Ду

AL

Ѵ о _

у0

 

 

где Мс 0) — момент сопротивления

вращению ротора при

номинальной скорости; ус—скорость

вращения

электромаг­

нитного поля.

 

 

 

 

 

 

Формулу

(1.29)

можно переписать в

виде

 

k _

Мс 0 ) =

М с (то)

=

ТМ0

(То)

Q

 

kaVc

 

ka (1 + ka)

уо

H0k0

(1 +

k0) v *

21


или

 

Mo (Yo)

1 - fco

 

(1.31)

 

 

 

 

 

где kc — скольжение ротора

гиромотора.

 

 

Значение

коэффициентов

k,

как видно из

приведенных

формул, существенно зависит от жесткости

механической

характеристики гиромотора.

 

 

 

 

Д л я большинства асинхронных гиромоторов номиналь­

ное значение коэффициента скольжения равно

kc

0,015—

0,12 [12]. При этом меньшие значения коэффициента

сколь­

жения характерны для крупных гиромоторов,

работающих

в вакууме или в легких и разреженных средах.

 

 

Формулы

(1.30) и (1.31) получены без учета

зависимости

момента сил аэродинамического сопротивления от угловой скорости. Покажем, что учет этой зависимости несуществен­ но изменяет величину коэффициента k. Момент, действую­ щий относительно оси вращения ротора гиромотора, пред­

ставим

[31 ] в виде

ряда

Тейлора

 

 

 

 

Mo

(Y) • •Mc(y)

= MD

(Vo) -

Мс

0)

+

ду

Ау —

 

 

 

 

 

 

 

Yo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ду

Ау+

• • .

 

(1.32)

 

 

ІѴо

 

 

 

 

 

Учитывая, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мс = kay\

 

 

 

(1.33)

и в установившемся

режиме

 

 

 

 

 

 

Мп(у0)-Мс

(Ѵо) =

0,

 

 

выражению (1.32) после подстановки в него (1.33) и (1.30)

придадим

вид

 

 

 

 

 

Mo (у) -

Мс

(у) =

Мс

(Yo!

 

 

(1.34)

 

 

 

 

 

 

[fe0

(I +

ftc)Yo

 

 

Подставив в (1.34) значения

коэффициента

 

 

 

 

 

М0

(Yo)

 

 

окончательно

получим

 

 

У2о

 

 

 

 

 

 

 

Mo (у) = Мс

(у) = - Мс (Yo)

fto(I + Ac)

+ 2

Ay +

 

 

 

Yo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1.35)

22


Таким образом, уточненное значение k' коэффициента k равно

р = Ма

(уо)

 

+

2

= Ä [ 1 + 2 ^ ( 1 + ^ ] .

(1.36)

 

 

ko (1 +

 

То

*с)

 

 

 

 

 

 

•^Поскольку kc

<^ 1, то k'

Ä ; k.

 

 

 

 

В табл. 2 приведены значения

коэффициента /г для раз­

ных по величине

гиромоторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

 

щ

 

 

 

 

к

8

 

M

 

 

 

 

со

 

 

и

 

 

 

 

t,

С

OJ

 

 

 

 

 

S

a: t.

 

t.

?

t.

Г

s

 

 

о

20 ООО

7,10

0,07

86

0,057

0,40

0,46

1550

11 500

4,10

0,06

46

0,063

0,26

0,29

1140

3200

1,16

0,08

29

0,105

0,12

0,14

540

2600

0,93

0,07

15

0,078

0,07

0,08

520

1170

0,39

0,09

11

0,096

0,04

0,05

305

Легко заметить, что величины коэффициентов вязкого трения в шарикоподшипниковых опорах (я 1 0 , /г2 0 ) и коэф­ фициент самовыравнивания гиромотора k имеют одинаковый порядок.

Оценим теперь порядок величины коэффициента демп­ фирования, обусловленного реакциями в опорах, возникаю­ щими при взаимодействии внутренней рамки и ротора. При малых по сравнению с единицей коэффициентах трения и ма­ лых значениях угла ß коэффициент л 2 1 может быть оценен по формуле [17]

 

 

 

+

+

 

(1.37)

 

 

 

 

 

где 21 — расстояние между шарикоподшипниковыми

опора­

ми внутренней

рамки карданового

подвеса; ХК — коэффи­

циент трения

качения.

 

 

 

 

Умножив и

разделив правую

часть

уравнения

(1.37)

на вес G гиромотора, легко выразить коэффициент п21

через

величину

момента сил сухого трения М

в шарикоподшип­

никовой

опоре

работающего

прибора

 

 

«Ol =

I..

H,

= И И М Й

 

(1.38)

 

М2т -Qj-

 

23


где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ші

Ql

'

 

 

 

 

Значение

коэффициента

л а 1

для

различных

приборов

в кардановом

подвесе дано в табл.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3

 

 

 

 

me i

 

M

 

5

 

 

 

 

 

 

 

•о

 

 

 

 

 

 

У

-, «

 

 

t.

 

и

Hp

Гсмсек

 

 

+ §

 

 

 

Ol

 

S

 

 

о"

- К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?

 

 

20 ООО

1550

11,4

9,8

7,1

5,8

2,5

2,2

3,0

И

500

1140

5,6

5,4

4,1

5,4

2,5

1,9

2,4

1170

305

0,7

0,6

0,4

2,5

1,5

1,6

1,3

Из табл. 2 и 3 следует, что величина коэффициента я 2 1 вязкого трения, обусловленного «игрой сил» в кардановом подвесе, в несколько раз больше коэффициентов демпфиро­ вания, обусловленных вязким трением в смазке опор, а также самовыравниванием асинхронного гиродвигателя.