Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь

КІ — кинетический

момент

наружной

( і = 1 ) ,

внутренней

( і = 2 ) рамок и ротора ( і = 3 ) ; M , —

момент

 

 

 

-*-

—у

сил воздействия основания на наружную рамку; М2,

M —

моменты сил взаимодействия

между

р а м к а м и и

 

между

внутренней рамкой и ротором

соответственно.

 

 

Каждое из приведенных векторных уравнений" следует спроектировать на оси, связанные с соответствующими те­ лами. Д л я упрощения анализа составим уравнения движе­ ния гироскопа относительно осей вращения рамок и ротора. При этом изменения реакций в опорах карданового подвеса, возникающие при взаимодействии тел, учтем для малых по сравнению с единицей коэффициентов трения в виде соответ­ ствующих моментов сил жидкостного трения [17, 50]. Чтобы исключить из рассмотрения угол поворота у гироскопа, уравнения движения ротора целесообразно представить в системе координат, связанной с внутренней рамкой. Д л я этого кинетическую энергию гироскопа (1.6) с учетом выра­ жений (1.5) при fXs!/:> = 0 перепишем в виде

где

/ад = — 4 3 z A cos (у + v2 ) + / д sin + v2 ). Моменты количеств движения наружной рамки Klt ги-

ромотора К и ротора Ks найдем по формулам

(1.10)

КХ2 =

15

В соответствии с выражениями (1.10), если в качестве кинетического момента гироскопа принять H = /у, полу­ чим

 

 

 

 

Kl* . =

 

 

— / г А

— / г,Югі;

 

 

 

 

К*,

=

ß*<»,, — Вху(л,п

— 5.«сог, -f- ô a # — / ,д со2 я ;

(1.11)

К 2 , =

Вгыч

— ВгхаХі

— В:,,®,,, +

H — / 1 д щ Л , — /2 д со,/ а

— /3дС0г,;

K3z,

=

Н +

1 (С0гг +

ÔjCÛ^ +

S2UJ

ЛдСО^

/гдо^

/здЮг,,

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ß

*

=

+

4 ;

ß * ! /

=

1 ХІУІІ

Вхг =

/xtz,

+

ô a

(/„ —

/ ) ;

Byx

= lXlZl;

 

S, =

/„, +

/,;

А д а « / „ і Ч - в а

(/.-/);

(1.12)

5 « = / а д - о , / ;

5 г ѵ = / ^ , + е я /;

В г = / г , + / / 2 .

Интересующие

уравнения движения

гироскопа

относи­

тельно осей вращения рамок карданового подвеса и ротора запишем в виде

аКл

 

 

 

 

 

 

—jT- +

% A i * — ю 2

Д 1 й

=

МЬл

М2Уі;

dK

 

 

 

 

 

 

5

й - +

<а,Л*. -

Д

й

= М2ХІ;

(1.13)

 

-

^ - ~ ^

(Y)-

 

 

Момент воздействия МІУі внутренней рамки на наруж­ ную легко найти, если воспользоваться преобразующей мат­ рицей Л а

М2,л « ô 1 M 2 i s +

M 2

j , , cos ß — М2 г „ sin ß.

(1.14)

Отсюда следует,

что

для

определения

момента

М2уі

необходимо найти моменты М. и M 2 z

s :

 

 

- ^ - +

®г,Кхг -

«л-Дг, =

M 2 w

;

(1.15)

Перед дальнейшим преобразованием уравнений движе­ ния гироскопа целесообразно проанализировать уравнение

16


движения ротора

вокруг главной осн. Во многих

случаях

принимают [22, 32] в установившемся

режиме

Мœ О

и, следовательно,

К г я — H = const.

Такое предположе­

ние допустимо, если не учитывать типа гиромотора. В даль­ нейшем исследования будут проводиться для асинхронных

гиромоторов,

механическая ха­

M1

 

 

рактеристика которых имеет вид,

 

 

показанный на рис. 4.

 

 

 

Если

принять, что

угловая

 

 

 

 

 

скорость

собственного вращения

 

 

 

ротора изменяется на малую ве­

 

А

V

личину по сравнению с номи­

 

нальной:

 

 

 

Рис. 4

*п Іг.

 

Y - Y o + AY,

(1.16)

 

 

 

 

 

 

и разложить

в ряд Тейлора момент

 

 

 

 

 

дМ,

 

 

 

 

 

 

 

AY +

 

 

то уравнение движения ротора в

установившемся

режиме

примет вид

 

 

 

 

 

/AY + kAy=

/ ш ч — / ( 6 > , Ä — e2 w ) — J- (/ ідсо*. +

/2 A y ,),

 

 

 

 

 

 

(1.17)

где k

дМ,

• коэффициент

самовыравнивания

асин-

ду

 

Уо

 

 

 

 

хронного

 

 

 

 

 

гиромотора.

 

 

 

 

Таким образом, кинетический момент будет равен

 

 

 

H = І у 0

+ І А у =

Н 0 + / А Т .

 

(1.18)

С учетом выражения (1.18) для кинетического момента после подстановки значений соответствующих проекций мо­

ментов количеств движения (1.11)

в (1.13),

(1.15)

и (1.14)

в (1.13)

уравнения движения гироскопа

примут

следую­

щий вид:

 

 

 

 

 

— ( ^ À + / Z r f l (B 2 l ) +

IZl) aXlaZl

 

+

+ 8хМХа

+ M'yt cos ß - M i , sin ß +

ô, fô a -J - ( Я 0

+

I Ay) +

 

 

Гос. ir'"

 

17

 

 

маучног

t ü \ .

СССІ"

 

 

библііогос.д

ЭКЗЕМ Л ЛЯГ*

ч і и т а л ц н о г Г ' я ; t;


 

+

Hjù'n

+ Ікуауі

-fr (ЛдШг.) +

 

 

4-

cosß

— Ч~й

( я о

+

^ Ѵ ) — Ho®'xs ІЬу<оХІ

 

— 4 - t o . )

 

-sinß

dt

( Я 0

- f /Ду) — H0

8 ©л , + бя шѴ і ) •

•/АѴ (еасо.ѵ„ + о2Иі,2)+

=

— п10а

— УИіт sign

а;

 

 

 

 

 

 

Мх, +

ô 2 А

(Я„ +

/ Д 7 )

+

ЯсО„, -

4

(/.дСОг^ +

• • •

=

 

=

'ЧоЬ п21аХг

sign ß —

Л42 т sign ß ;

(1.19)

 

/ (AY

+ co22) + kAy

+ I ф2юХг

— е2аиг) —

 

 

где (Ù'X., соg, — проекции переносной угловой скорости рото­ ра на оси Резаля х% и г/г (см. рис. 3, в),

 

®х; =

Xi Ô2 Z S ,

w

=

©Ѵ г

+ е2 юг г ;

(1.20)

М'х, =

BxàXi

Bx,j(äUl

— BxzaZl

+

( 5 г

By) (ùU2(x)2a

+

+

Ді/гШг, — Bzy(ùyt

- f (Вул.иЗгг

Bzxyi)

Xa;

 

M'y, =

 

— BuxXi

— ByjuIt

+

(Bx

— Bz) (ùXtZt

+

 

+

Вгхх,

+

(Bzl/Xi

— ВХуа)

Wy2;

 

(1.21)

M'z, =

BzaZt

— Bzxa>Xi

— Bzu®Ui

+

(Bg — Bx) a>Xla)y2

+

+ BXy

(©^

aXs)

+ {BXlyi

 

— ByzXa)

ZO;

 

MiT — моменты сил сухого трения; rioi — коэффициенты сил вязкого трения (обусловленные трением в смазке и т. п.), пропорционального относительной скорости движения ко­ лец шарикоподшипников; п21 — коэффициент сил вязкого трения, обусловленного взаимодействием тел и определяемо­ го в основном [17] гироскопическим моментом Н0аХу

Таким образом, система уравнений (1.19) описывает дви­ жение гироскопа, изготовленного с технологическими по­ грешностями.

В этих уравнениях члены - ~ (/ід г з ) и -^- (Угд wZ 3 )

18


представляют моменты динамического дебаланса ротора. Если они обусловлены, например, неперпендикулярностыо е плоскости ротора к оси его вращения, то

/ , д = (/ — /Je cos у; / 2 д Ъ (/ — / э ) е sin у,

(1.22)

и моменты динамического дебаланса ротора примут вид, обычно используемый в литературе [16, 22, 31 ] .

Из уравнений (1.19) с точностью до обозначений можно получить уравнения, составленные В. А. Павловым [31], если в моментах инерции Bti (i, / = х, у, z) положить 1=0.

§ 4. Моменты сил демпфирования колебаний гироскопа

Как известно, при колебаниях гироскопа

рассеивание

энергии

происходит под влиянием моментов

сил вязкого

и сухого

трения, зависящих от относительного движения

колец шарикоподшипников, демпфирования колебаний асин­ хронным гиромотором [60], изменения реакций в опорах при

взаимодействии

гироскопа

с рамками карданового подвеса

и основанием;

из-за так

называемого конструкционного

демпфирования при учете упругих деформаций деталей [11, 49]. Конструкционное демпфирование оказывает существен­ ное влияние на рассеивание энергии при колебаниях, однако нами оно не будет рассматриваться ввиду того, что в данной работе не учитываются упругие деформации деталей гиро­ скопа при угловом движении.

Проведем численную оценку коэффициентов моментов сил демпфирования.

В шарикоподшипниковых опорах карданового подвеса

гироскопических

приборов выделяют моменты сил сухого

и вязкого трения

[50], каждый из которых по-разному влия­

ет на поведение

приборов. Эти составляющие моментов сил

трения можно определить по кривым колебания маятника. Однако при линейных вибрациях использование этого мето­ да вызывает ряд трудностей, обусловленных особенностями движения маятника [22, 37].-

Составляющие моментов сил трения можно определить и методом выбега [44], если известны начальные скорости, время выбега и количество оборотов валика. В этом случае приходится решать систему довольно сложных трансцедентных уравнений. Задачу можно значительно упростить, если последовательно задавать две различные начальные

19