Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Здесь |
КІ — кинетический |
момент |
наружной |
( і = 1 ) , |
|
внутренней |
( і = 2 ) рамок и ротора ( і = 3 ) ; M , — |
момент |
|||
|
|
|
-*- |
—у |
|
сил воздействия основания на наружную рамку; М2, |
M — |
||||
моменты сил взаимодействия |
между |
р а м к а м и и |
|
между |
|
внутренней рамкой и ротором |
соответственно. |
|
|
Каждое из приведенных векторных уравнений" следует спроектировать на оси, связанные с соответствующими те лами. Д л я упрощения анализа составим уравнения движе ния гироскопа относительно осей вращения рамок и ротора. При этом изменения реакций в опорах карданового подвеса, возникающие при взаимодействии тел, учтем для малых по сравнению с единицей коэффициентов трения в виде соответ ствующих моментов сил жидкостного трения [17, 50]. Чтобы исключить из рассмотрения угол поворота у гироскопа, уравнения движения ротора целесообразно представить в системе координат, связанной с внутренней рамкой. Д л я этого кинетическую энергию гироскопа (1.6) с учетом выра жений (1.5) при fXs!/:> = 0 перепишем в виде
где
/ад = — 4 3 z A cos (у + v2 ) + / № д sin (у + v2 ). Моменты количеств движения наружной рамки Klt ги-
ромотора К и ротора Ks найдем по формулам
(1.10)
КХ2 =
15
В соответствии с выражениями (1.10), если в качестве кинетического момента гироскопа принять H = /у, полу чим
|
|
|
|
Kl* . = |
— |
|
|
— / г А |
— / г,Югі; |
|
|
||||
|
|
К*, |
= |
ß*<»,, — Вху(л,п |
— 5.«сог, -f- ô a # — / ,д со2 я ; |
(1.11) |
|||||||||
К 2 , = |
Вгыч |
— ВгхаХі |
— В:,,®,,, + |
H — / 1 д щ Л , — /2 д со,/ а |
— /3дС0г,; |
||||||||||
K3z, |
= |
Н + |
1 (С0гг + |
ÔjCÛ^ + |
S2CÙUJ |
— ЛдСО^ — |
/гдо^ — |
/здЮг,, |
|||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ß |
* |
= |
+ |
4 ; |
ß * ! / |
= |
1 ХІУІІ |
Вхг = |
/xtz, |
+ |
ô a |
(/„ — |
/ ) ; |
||
Byx |
= lXlZl; |
|
S, = |
/„, + |
/,; |
А д а « / „ і Ч - в а |
(/.-/); |
(1.12) |
|||||||
5 « = / а д - о , / ; |
5 г ѵ = / ^ , + е я /; |
В г = / г , + / / 2 . |
|||||||||||||
Интересующие |
уравнения движения |
гироскопа |
относи |
тельно осей вращения рамок карданового подвеса и ротора запишем в виде
аКл |
|
|
|
|
|
|
—jT- + |
% A i * — ю 2 |
Д 1 й |
= |
МЬл — |
М2Уі; |
|
dK |
|
|
|
|
|
|
5 |
й - + |
<а,Л*. - |
Д |
й |
= М2ХІ; |
(1.13) |
|
- |
^ - ~ ^ |
(Y)- |
|
|
Момент воздействия МІУі внутренней рамки на наруж ную легко найти, если воспользоваться преобразующей мат рицей Л а
М2,л « ô 1 M 2 i s + |
M 2 |
j , , cos ß — М2 г „ sin ß. |
(1.14) |
|||
Отсюда следует, |
что |
для |
определения |
момента |
М2уі |
|
необходимо найти моменты М2у. и M 2 z |
s : |
|
|
|||
- ^ - + |
®г,Кхг - |
«л-Дг, = |
M 2 w |
; |
(1.15) |
Перед дальнейшим преобразованием уравнений движе ния гироскопа целесообразно проанализировать уравнение
16
движения ротора |
вокруг главной осн. Во многих |
случаях |
|
принимают [22, 32] в установившемся |
режиме |
М2з œ О |
|
и, следовательно, |
К г я — H = const. |
Такое предположе |
ние допустимо, если не учитывать типа гиромотора. В даль нейшем исследования будут проводиться для асинхронных
гиромоторов, |
механическая ха |
M1 |
|
|
|||
рактеристика которых имеет вид, |
|
|
|||||
показанный на рис. 4. |
|
"Л |
|
|
|||
Если |
принять, что |
угловая |
|
|
|||
|
|
|
|||||
скорость |
собственного вращения |
|
|
|
|||
ротора изменяется на малую ве |
|
А |
V |
||||
личину по сравнению с номи |
|
||||||
нальной: |
|
|
|
Рис. 4 |
*п Іг. |
||
|
Y - Y o + AY, |
(1.16) |
|
|
|||
|
|
|
|
||||
и разложить |
в ряд Тейлора момент |
|
|
||||
|
|
|
дМ, |
|
|
|
|
|
|
|
|
AY + |
|
|
|
то уравнение движения ротора в |
установившемся |
режиме |
|||||
примет вид |
|
|
|
|
|
||
/AY + kAy= |
— / ш ч — / ( 6 > , Ä — e2 cüw ) — J- (/ ідсо*. + |
/2 A cûy ,), |
|||||
|
|
|
|
|
|
(1.17) |
|
где k |
дМ, |
• коэффициент |
самовыравнивания |
асин- |
|||
ду |
|||||||
|
Уо |
|
|
|
|
||
хронного |
|
|
|
|
|
||
гиромотора. |
|
|
|
|
|||
Таким образом, кинетический момент будет равен |
|
||||||
|
|
H = І у 0 |
+ І А у = |
Н 0 + / А Т . |
|
(1.18) |
С учетом выражения (1.18) для кинетического момента после подстановки значений соответствующих проекций мо
ментов количеств движения (1.11) |
в (1.13), |
(1.15) |
и (1.14) |
||
в (1.13) |
уравнения движения гироскопа |
примут |
следую |
||
щий вид: |
|
|
|
|
|
|
— ( ^ À + / Z r f l (B 2 l ) + |
— IZl) aXlaZl |
|
+ |
|
+ 8хМХа |
+ M'yt cos ß - M i , sin ß + |
ô, fô a -J - ( Я 0 |
+ |
I Ay) + |
|
|
|
Гос. ir'" |
|
17 |
|
|
|
маучног |
t ü \ . |
СССІ" |
|
|
|
библііогос.д |
ЭКЗЕМ Л ЛЯГ*
ч і и т а л ц н о г Г ' я ; t;
|
+ |
Hjù'n |
+ Ікуауі |
— -fr (ЛдШг.) + |
|
|
|||||
4- |
cosß |
— Ч~й |
( я о |
+ |
^ Ѵ ) — Ho®'xs — ІЬу<оХІ |
— |
|
||||
— 4 - t o . ) |
|
-sinß |
dt |
( Я 0 |
- f /Ду) — H0 |
(в8 ©л , + бя шѴ і ) • |
|||||
•/АѴ (еасо.ѵ„ + о2Иі,2)+ |
= |
— п10а |
— УИіт sign |
а; |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Мх, + |
ô 2 А |
(Я„ + |
/ Д 7 ) |
+ |
ЯсО„, - |
4 |
(/.дСОг^ + |
• • • |
= |
||
|
= |
— |
'ЧоЬ — п21аХг |
sign ß — |
Л42 т sign ß ; |
(1.19) |
|||||
|
/ (AY |
+ co22) + kAy |
+ I ф2юХг |
— е2аиг) — |
|
|
где (Ù'X., соg, — проекции переносной угловой скорости рото ра на оси Резаля х% и г/г (см. рис. 3, в),
|
®х; = |
(ùXi — Ô2 CÛZ S , |
CÛw |
= |
©Ѵ г |
+ е2 юг г ; |
(1.20) |
|||
М'х, = |
BxàXi |
— Bx,j(äUl |
— BxzaZl |
+ |
( 5 г |
— By) (ùU2(x)2a |
+ |
|||
+ |
Ді/гШг, — Bzy(ùyt |
- f (Вул.иЗгг |
— Bzx(Ùyi) |
(ùXa; |
|
|||||
M'y, = |
|
— BuxiùXi |
— ByjuIt |
+ |
(Bx |
— Bz) (ùXt(ùZt |
+ |
|||
|
+ |
Вгх(ох, |
+ |
(Bzl/(ùXi |
— ВХуа2ѣ) |
Wy2; |
|
(1.21) |
||
M'z, = |
BzaZt |
— Bzxa>Xi |
— Bzu®Ui |
+ |
(Bg — Bx) a>Xla)y2 |
+ |
||||
+ BXy |
(©^ — |
aXs) |
+ {BXl(ùyi |
|
— Byz(ùXa) |
CÛZO; |
|
MiT — моменты сил сухого трения; rioi — коэффициенты сил вязкого трения (обусловленные трением в смазке и т. п.), пропорционального относительной скорости движения ко лец шарикоподшипников; п21 — коэффициент сил вязкого трения, обусловленного взаимодействием тел и определяемо го в основном [17] гироскопическим моментом Н0аХу
Таким образом, система уравнений (1.19) описывает дви жение гироскопа, изготовленного с технологическими по грешностями.
В этих уравнениях члены - ~ (/ід <»г з ) и -^- (Угд wZ 3 )
18
представляют моменты динамического дебаланса ротора. Если они обусловлены, например, неперпендикулярностыо е плоскости ротора к оси его вращения, то
/ , д = (/ — /Je cos у; / 2 д Ъ (/ — / э ) е sin у, |
(1.22) |
и моменты динамического дебаланса ротора примут вид, обычно используемый в литературе [16, 22, 31 ] .
Из уравнений (1.19) с точностью до обозначений можно получить уравнения, составленные В. А. Павловым [31], если в моментах инерции Bti (i, / = х, у, z) положить 1=0.
§ 4. Моменты сил демпфирования колебаний гироскопа
Как известно, при колебаниях гироскопа |
рассеивание |
|
энергии |
происходит под влиянием моментов |
сил вязкого |
и сухого |
трения, зависящих от относительного движения |
колец шарикоподшипников, демпфирования колебаний асин хронным гиромотором [60], изменения реакций в опорах при
взаимодействии |
гироскопа |
с рамками карданового подвеса |
и основанием; |
из-за так |
называемого конструкционного |
демпфирования при учете упругих деформаций деталей [11, 49]. Конструкционное демпфирование оказывает существен ное влияние на рассеивание энергии при колебаниях, однако нами оно не будет рассматриваться ввиду того, что в данной работе не учитываются упругие деформации деталей гиро скопа при угловом движении.
Проведем численную оценку коэффициентов моментов сил демпфирования.
В шарикоподшипниковых опорах карданового подвеса
гироскопических |
приборов выделяют моменты сил сухого |
и вязкого трения |
[50], каждый из которых по-разному влия |
ет на поведение |
приборов. Эти составляющие моментов сил |
трения можно определить по кривым колебания маятника. Однако при линейных вибрациях использование этого мето да вызывает ряд трудностей, обусловленных особенностями движения маятника [22, 37].-
Составляющие моментов сил трения можно определить и методом выбега [44], если известны начальные скорости, время выбега и количество оборотов валика. В этом случае приходится решать систему довольно сложных трансцедентных уравнений. Задачу можно значительно упростить, если последовательно задавать две различные начальные
19