Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
данный метод применяли при сооружении некоторых тоннелей ГЭС Храм II, Самгори, Арзнп и др., однако присущие этому методу недостатки резко сократили его применение.
§ 2. СООРУЖЕНИЕ ВЫРАБОТОК С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЗАБОЯ НА УСТУПЫ
Существуют три разновидности этого способа: соору жение выработок способом нижнего уступа; сооружение выработок способом верхнего уступа; сооружение выра боток способом бокового уступа.
$б/$н
Рис. 4. Зависимость отношения раз меров п,г 'дадеи верхнего уступа к нижнему iD/Sn от площади сечения тоннеля 5
Сооружение выработок способом нижнего уступа. Сущность данного способа производства работ заключа ется в том, что в первую очередь на всю длину выра ботки (участка выработки) проходят верхнюю часть се чения, после чего разрабатывают нижний уступ. -
Соотношение между площадями уступов зависит от принятого горнопроходческого оборудования и устойчи вости горных пород. Как показывает обобщение практи ки сооружения тоннелей, наблюдается четкая тенденция к возрастанию значения этого соотношения с увеличе нием поперечного сечения выработки (рис. 4).
10
Разработка верхней части выработки ничем не от личается от сооружения выработки на полный профиль сплошным забоем.
■Дли обеспечения работ по разработке нижнего уступа в зависимости от высоты его сооружают либо пандус с уклоном 1 : 8—1 : 10 (строительные тоннели Нурекской ГЭС), либо специальный подъездной тоннель, почва ко торого совпадает с подошвой сооружаемой выработки (тоннели Чарвакской, Токтогульской и других ГЭС).
Нижний уступ разрабатывают бурением и взрывани ем вертикальных, наклонных или горизонтальных сква жин (шпуров), которые бурят одновременно с погрузкой породы.
На рис. 5 показан один из вариантов организации ра бот по разработке тоннеля способом нижнего уступа. Обуривание забоя верхней части выработки предусмот рено производить при помощи бурильной установки, по грузку породы — подземным экскаватором.
К достоинствам способа можно отнести следующее: возможность сооружения выработки в породах, требую щих несущей обделки, поскольку крепят свод непосред ственно после проведения верхней части сечения, когда небольшая высота выработки (по сравнению с сооруже нием выработки на полный профиль) позволит произве сти работы по креплению с меньшими затратами вслед ствие отсутствия громоздкой опалубки, необходимости подавать бетон на большую высоту и т. д.; отсутствие громоздких буровых рам; возможность быстрого перехо да к другим способам сооружения выработки при пере сечении зон залегания слабых пород; высокие темпы ра бот при разработке нижнего уступа благодаря совмеще нию во времени процессов бурения и погрузки; низкую стоимость буровзрывных работ при разработке нижнего уступа, поскольку уход забоя может быть (теоретически) неограничен и имеется вторая плоскость обнажения; вы сокую безопасность работ при разработке нижнего усту па.
К недостаткам способа следует отнести: необходи мость производства двух самостоятельных проходческих циклов — для верхней и отдельно для нижней частей тон неля, в результате чего увеличиваются сроки строитель ства по сравнению с сооружением выработки на полное сечение; необходимость устройства дорог и коммуника-
11
I |
I? * т я т |
СКЕЗГ-Г: - ' / Ч --
у/№/№/№/№/№/
|
|
|
|
|
і ж |
и |
ш |
у |
|
V!f$lb}MH>W)WIMlM/f3lM/kV/WW |
|
|
|
||||
а |
Рис. 5. Сооружение выработки способом нижнего уступа: |
|||||||
и б — разработка верхней части сечения; |
а — разработка |
нижнего |
уступа; |
|||||
1 |
— буровая установка; |
2 — вентиляционная |
труба; 3 — подземный экскаватор; |
|||||
4 — автоподъемник |
для |
осмотра |
кровли и заряжания |
шпуров; 5 — бетоновод; |
||||
6 |
— автосамосвал; |
7 — бурильные |
установки |
для обуривания |
нижнего |
уступа |
ций на обоих горизонтах; наличие разнотипного обору дования (при разработке уступа методом скважинных зарядов).
Данный способ производства работ наиболее целесо образно применять для сооружения выработок большой высоты и значительной протяженности, причем особенно он эффективен в породах, требующих крепления кровли выработок.
Основные данные по сооружению некоторых тоннелей этим способом приведены в табл. 2.
Сооружение выработок способом верхнего уступа. Сущность данного способа сооружения выработок зак лючается в том, что вначале на всю длину выработки (участка выработки) проходят нижнюю часть сечения,
азатем разрабатывают верхний уступ.
Втабл. 3 приведены некоторые данные по сооруже нию важнейших тоннелей этим способом. Как видно из приведенной таблицы, соотношение площадей уступов
принимают
SH:SB= 1 :(1 -1,5).
Нижнюю часть сечения разрабатывают ' способом сплошного забоя.
Верхнюю часть сечения тоннеля обуривают либо с отвала породы, либо с почвы выработки.
На рис. 6 показана организация работ по сооруже нию тоннеля способом верхнего уступа. Бурение шпуров при разработке осуществляется с отвала породы. Сле дует отметить, что в этом случае параметры буровзрыв ных работ для верхнего уступа подбирают из таких ус ловий, чтобы отвал был удобен для производства с него зачистки кровли и обуривания забоя. При погрузке по роды следят за тем, чтобы площадка породы, на которой располагаются бурильщики, оставалась пригодной для бурения.
Поскольку верхний уступ, как правило, разрабаты вают по окончании работ по проведению нижней части сечения, Операции по бурению шпуров и погрузке поро ды целесообразно организовать с противоположных сто-, рон тоннеля, т. е. сразу с обоих порталов.
К достоинствам этого способа следует отнеси»: отсут ствие необходимости в буровой раме; возможность по-
С4
Т а б л и ц а
—л |
|
ё I |
I I |
я Ч |
|
Я£ >» |
|
UUу |
|
о 5 г |
м м |
|
I I I
w I О О I ОО I оо I о SIS I SIсо SSIto со О)00 1О СЧо СЧI h- —I1СПОCDIa OlO Ntß N
• О) Я
я*.:
ь щfl
О зсо
ft) Я -
йЬ*» •J: ft> я >.
о я «
о — сч —
— —> ІМ
— — о
ілсо осо соч* о сч ——•сч сч
|5 = §J
CJЯft)О* t ■
« = *§?
. .u = 0 5 з е; = н 5н*з- =
Ц * £ І
2 5 И?
С<
— СЧ —
я 3 (
а =!
g І
сч
Ч
С
<
В
и
|
|
|
|
|
< |
|
|
|
|
3 |
|
а |
|
|
§ |
а |
|
о |
|
|
|
я |
|
|
|
||
|
0) |
' |
э |
I |
8- |
|
5. |
ä |
К |
|
£ |
||
н |
|
5 |
|
|
а |
|
|
|
6 |
|
|
2 |
ре |
CQ Ь- |
& ' а |
|
|
1 |
||
|
а |
|
|
* В числителе лриведены показатели для верхней части сечения тоннеля, в знаменателе — для нижнего уступа.
14
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
|
|
|
|
Площадь |
Соотно |
|
|
|
|
Длина |
Площадь |
шение |
||
|
|
|
сечения |
между |
|||
Тоннель (страна) |
|
тоннеля |
сечения |
нижней |
нижней |
||
|
(забоя), |
всего |
части |
и верхней |
|||
|
|
|
м |
тоннеля |
тоннеля |
частями |
|
|
|
|
|
5 , м2 |
• V |
тоннеля |
|
|
|
|
|
|
V |
S B |
|
|
|
|
|
|
|
||
Отводящий тоннель 1-й оче |
1000 |
150 |
70 |
1:1,14 |
|||
реди ГЭС Форсмо (Швеция) |
2900 |
190 |
90 |
1:1,1 |
|||
Отводящий тоннель ГЭС Хар- |
|||||||
спронгет (Швеция) |
1ЭО |
882 |
176 |
88 |
1:1 |
|
|
Отводящий |
тоннель |
|
|||||
Чильфорсен (Швеция) |
1200 |
208 |
92 |
1:1,15 |
|||
Подводящий |
тоннель |
1ЭС |
|||||
Чильфорсен (Швеция) |
|
64 |
32 |
1:1 |
|
||
Подводящий |
тоннель |
ГЭС |
|
|
|||
Серр-Понсои (Франция) |
— |
38 |
18 |
1:1,1 |
|||
Тоннель |
Сан-Пьер-Копье |
||||||
(Франция) |
|
|
— |
30 |
15 |
1:1 |
|
Тоннель Гронг (Норвегия) |
|
||||||
Подводящий |
тоннель |
старой |
800 |
150 |
75 |
1:1 |
|
Асуанской ГЭС (АРЕ) |
|
|
|
|
|
лучения достоверных сведений геологического характера при разработке нижней части; низкую стоимость буро взрывных работ при разработке верхней части сечения вследствие наличия второй обнаженной поверхности; возможность совмещения погрузки породы с бурением шпуров при разработке верхнего уступа; возможность эффективного отвода вод в случае большого притока.
К недостаткам данного способа производства работ следует отнести необходимобть производства двух само стоятельных проходческих циклов и связанные с этим большие потери времени (соответственно большая трудо емкость разработки 1 м3 породы) по сравнению с разра боткой выработки на полный профиль; отсутствие удоб ства и малую безопасность работ при бурении шпуров с отвала породы; применение способа в определенных геологических условиях.
Сооружение выработок способом верхнего уступа це лесообразно применять при строительстве высоких выра боток ограниченной длины в крепких, не требующих крепления породах, когда экономически невыгодно при менять буровые рамы.
15
Данный способ производства работ был успешно применен при сооружении гидротехнических тоннелей в Швеции. Так, например, при сооружении водоотводяще го тоннеля ГЭС Харспронгет длиной 2900 м и площадью сечения 190 м2 были достигнуты средние скорости при проведении нижней части 130 м/мес, а при разработке верхней части сечения 250 м/мес.
|//ау//ОУА^/АУ/АХ/^У/ЛО-//ОѴАУ/Л.У
Рис. 6. Сооружение выработки способом верхнего уступа
Дальнейшим развитием этого способа производства работ можно считать способ, примененный при сооруже нии отводящего тоннеля Чильфорсен (Швеция), ко гда нижнюю часть тоннеля площадью сечения 88 м2 про ходили с одновременным обуриванием верхнего уступа снизу вверх с помощью буровой рамы. Угол наклона шпуров к горизонту составлял 60°. Шпуры верхнего усту па заряжали и взрывали по окончании обуривания тон неля на всю длину. Такой способ сооружения тоннеля позволил сократить удельный расход ВВ на 10%, шпурометров — на 25%, увеличить производительность труда бурильщиков на 60°/0 по сравнению с подводящим тон нелем, где обуривание верхнего уступа производили с рам, смонтированных на автомашинах, которые перед вигали по отвалу взорванной породы [23].
16
Сооружение выработок способом бокового уступа. Сущность данного способа состоит в том, что забой соо ружаемой выработки делят вертикальной плоскостью на две или больше частей, причем каждую боковую часть разрабатывают способом сплошного забоя. Разработку одной боковой части сечения можно начинать по окон чании другой, но чаще бывает так, что работы в обеих частях сечения осуществляют одновременно, с отстава нием одной части от другой на несколько метров (десят ков метров).
К достоинствам способа бокового уступа следует от нести отсутствие в необходимости громоздкой буровой рамы при сооружении выработок большой ширины.
Недостатком данного способа является необходимость выполнения двух проходческих циклов и связанный с этим большой удельный вес вспомогательных операций; стесненность и трудность соблюдения цикличности ра бот, сложность увязки основных операций проходческо го цикла при одновременном ведении работ в двух за боях.
Способ бокового уступа наиболее целесообразно применять при сооружении выработок большой ширины, когда разделение сечения на несколько боковых частей позволит значительно упростить или совсем отказаться от громоздкой и дорогой буровой рамы.
Наилучшие результаты при применении этого спосо |
|
|||
ба были достигнуты при сооружении участка перегонного |
|
|||
тоннеля |
Ныо-Йорского |
метрополитена. |
Тоннель |
|
имел ширину 9,8 м, высоту 5,5 м. Разрабатывали его |
|
|||
двумя боковыми уступами размерами 4,9 X 5,5 м, причем |
|
|||
забои уступов отстояли |
друг от друга на |
расстоянии |
|
|
30 м. |
|
|
|
|
Бурение и погрузку породы производили поперемен |
|
|||
но в обеих половинах сечения тоннеля одним и тем же |
|
|||
оборудованием. Во время бурения шпуров в одном забое |
|
|||
производили погрузку в другом. Для увязки между со |
|
|||
бой основных операций проходческого цикла горное обо |
|
|||
рудование было принято таким, чтобы время бурения |
|
|||
шпуров было равным времени погрузки породы в |
|
|||
соседнем забое. Такая организация работ позволила осу |
|
|||
ществлять шесть проходческих циклов за трехсменные |
|
|||
рабочие сутки, что составило среднюю скГ |
С1>с6?9-Рлмчна |
|||
жения тоннеля в гранитах 5,5 м/сут. |
іі-' ѵ-і; л-технячес |
|||
|
|
|
С.-: отона |
СС |
|
|
|
ЧИТАігѵ о г о |
с |