Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чення более эффективным окажется способ сооружения выработок с разделением забоя на уступы. На рис. 10 показано распределение примеров сооружения тон­ нелей сечением свыше 85 м2 сплошным забоем в различ­ ных условиях [20]. Как следует из рис. 10, максимальные площади сечения тоннелей, сооружаемых этим способом, не превышают 150—160 м3. Из рис. 10 также видно, что

область

наиболее эффектив­

 

 

 

 

ного применения способа со­

 

 

 

 

оружения выработок сплош-

 

 

 

 

иым забоем

в крепких,

но *■

 

 

 

требующих возведения по- |

 

 

 

 

стоянкой

обделки

породах, 1

 

 

 

 

лежит в пределах до 110 м2. ^

 

 

 

 

Сделанные выше выводы

 

 

 

 

хорошо согласуются с дан­

 

 

160 6 мг

ными X. У. Херрмана [51],

 

 

 

 

который

при

выборе спосо­

Рис. 10. Распределение приме­

ба сооружения тоннеля

ре­

ров сооружения тоннелей сече­

комендовал

пользоваться

нием

свыше 85 м2

сплошным

 

забоем:

 

 

установленными им

ориен­

1 — в

условиях пород,

требующих

тировочными

зависимостями

устройства постоянной

не

обделки;

2 — в

условиях пород,

требую­

стоимости сооружения выра­

щих устройства, постоянной

обделки

боток от

площади

сечения

 

 

 

 

при различных способах сооружения тоннелей (рис. 11). Практика сооружения тоннелей также подтверждает справедливость сделанных выводов. В качестве примера можно привести сооружение Ниагарского напорного тоннеля диаметром 15,3 м вчерне [57]. Строительство тоннеля было начато на полное сечение 190 м2, однако первые же 100 м показали весьма малую эффективность выбранного способа: громоздкое оборудование, сильный шум при работе большого числа бурильных машин и т. д. явились такими помехами в работе, что было реше­ но перейти на сооружение тоннеля способом нижнего уступа: сначала пройти верхнюю часть тоннеля сечением 5 В=110 м2, а затем разработать уступ с площадью сече­ ния 511=80 м2. Переход на новый способ позволил в 3 раза увеличить скорость сооружения тоннеля при зна­

чительном улучшении остальных показателей.

Рекомендуя сооружать выработки сечением более 150 —160 м2 (в породах, не требующих устройства постоян­ ной обделки) уступным способом, необходимо делать

25


выбор между способом верхнего уступа и способом ниж­ него уступа. Анализируя достоинства и недостатки каж­ дого способа, можно сделать вывод, что возможность полного совмещения процесса обуривания уступа и по­ грузки породы, большая безопасность работ и связан­ ные с этим более высокие показатели сооружения выра­ боток при использовании способа нижнего уступа обус­ ловили его широкое применение. Бурное развитие техни-

60 60 100 120 т WO ' 180 S,M2

Рис. II. Зависимость стоимости сооруже­

ния

тоннелей

различными способами от

площади сечения

S (стоимость сооруже­

ния

тоннеля

сплошным

забоем

принята

 

 

 

за

100%):

 

 

/ — при

сооружении

тоннеля

способом

верхнего

уступа;

2 — при

сооружении

тоннеля

способом

нижнего

уступа;

3 — при

сооружении

тоннеля

 

 

сплошным

забоем

 

ки буровзрывных работ привело к тому, что в настоящее время способ верхнего уступа практически не применяют даже в Швеции, где был накоплен большой опыт при­ менения этого способа.

Интересно привести сравнение показателей строитель­ ства двух индентичных тоннелей: отводящего тоннеля первой очереди ГЭС Форсмо площадью 5 = 150 м2, дли­ ной 1000 м, сооруженного в 1947 г., и отводящего тонне­ ля второй очереди той же ГЭС сечением 175 м2, длиной

1000 м, построенного в 1954—1955 гг. [44].

Первый тоннель был сооружен способом верхнего ус­ тупа, который в то время считался наиболее экономич­ ным. Для проведения нижней.части сечением 70 м2 ис­ пользовали две буровые рамы с легкими бурильными ма­ шинами и буры с коронками, армированными твердыми сплавами карбидов вольфрама. Погрузку породы осуще­ ствляли экскаваторами с ковшами емкостью 0,5 и 1,5 м3

26


в автосамосвалы грузоподъемностью 3 и 5 т. Работы вели в три смены.

Второй тоннель был сооружен способом нижнего ус­ тупа. Верхнюю часть сечения обуривали с двух легких буровых рам, а для обуривания уступа применяли бу­ рильные машины, вертикально смонтированные на те­ лежке. При разработке уступа бурение совмещали с по­ грузкой породы экскаватором с ковшом емкостью 1,35 м3 в автосамосвалы грузоподъемностью 13 т.

Несмотря на то, что работы проводили только в две смены, удалось значительно улучшить результаты по сравнению с первым тоннелем (табл. 6). Таким образом,

Т а б л и ц а 6

Показатели на 1 м3

 

 

 

вынутой породы

Показатели

первый

второй

 

 

 

 

 

 

тоннель

тоннель

Затраты труда на, чел.-ч:

 

 

бурение, заряжание,

взрывание . . .

0,356

0,235

погрузку породы ...................................

. .

0,067

0,032

транспортирование .......................

0,232

0,130

Всего затрат труда,

чел.-ч .......................

0,655

0,397

Стоимость, шв. крон...................................

 

20,63

18,32

Производительность,

м3/ ч ...........................

15,00

31,50

за счет изменения способа работ и оборудования достиг­ нуто' уменьшение затрат труда на 39%, стоимости — на 11% и увеличение производительности на 107%. !,

На основании изложенного можно сделать вывод, что подавляющее большинство выработок с площадью се­ чения до 160 м2, сооружаемых в породах, не требующих возведения постоянной обделки, а также выработок с площадью сечения до ПО м2,-сооружаемых в крепких, но требующих возведения постоянной обделки породах, наиболее целесообразно сооружать способом сплошного забоя. Выработки большого сечения в этих условиях ре­ комендуется сооружать способом нижнего уступа.


Глава II

ОСНОВНОЕ ГОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ СООРУЖЕНИИ ВЫРАБОТОК БОЛЬШОГО СЕЧЕНИЯ

§ 5. БУРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Основными способами, получающими все большее распространение в последнее время при сооружении вы­ работок большого сечения, являются способ сооружения выработок сплошным забоем и способ нижнего уступа. В соответствии с этим буровое оборудование, применяе­ мое при сооружении выработок большого сечения, мож­ но подразделить на две группы: оборудование, применя­ емое при сооружении выработок сплошным забоем; обо­ рудование, применяемое при сооружении выработок спо­ собом нижнего уступа.

Основное буровое оборудование, применяемое при сооружении выработок сплошным забоем. По принципу обуривания забоя существующее оборудование для бу­ рения шпуров можно разделить на обуривание забоя при помощи буровых рам, оснащенных большим, числом бурильных машин, и буровые установки.

Практика применения -буровых рам при сооружении выработок на полное сечение. Буровая рама представля­ ет собой жесткую пространственную конструкцию, обес­ печивающую удобное обуривание забоя по всей его пло­ щади и возможность проезда к забою после взрывания шпуров погрузочных и транспортных средств. Буровая рама служит также рабочей площадкой для заряжания шпуров и возведения временной крепи тоннеля, позво­ ляющей быстро убирать инструменты и оборудование на время взрывания и погрузки породы.

28

Для удобства обслуживания бурильных машин на всех ярусах рамы устраивают рабочие подмости, исполь­ зуемые также для размещения комплектов буров, баков со смазочными материалами, распределителен сжатого воздуха, подсобных инструментов п т. д. Число ярусов рамы зависит от высоты выработки и делается с таким расчетом, чтобы дать возможность рабочим в каждом ярусе удобно обслуживать бурильные машины. Ярусы соединяются между собой лестницами.

Большое разнообразие условий строительства выра­ боток и неодинаковый подход к вопросам сооружения их обусловили применение различных конструкций бу­ ровых рам, которые можно разделить на две группы: буровые рамы на рельсовом ходу и буровые рамы на автономном ходу.

Б у р о в ы е р а м ы на р е л ь с о в о м ходу приме­ няют, как правило, в сочетании с рельсовым погрузочнотранспортным оборудованием. Раму монтируют на рель­ совом пути широкой колеи с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было обурнвать сразу весь забой. Для пропуска транспортных и породопогрузочных средств в средней части рамы делают съемные стойки или откидные платформы, в результате чего получается пространство, достаточное для пропуска требуемых ма­ шин. Для облегчения транспортирования рамы по гото­ вой выработке буровую раму нередко оборудуют откид­ ными боковыми рабочими платформами. Для придания раме большей устойчивости во время бурения шпуров ее обычно распирают с помощью гидравлических или вин­ товых домкратов в кровлю и стенки выработки. Иногда буровую раму оборудуют устройством (типа горизон­ тального перестановщика) для перестановки вагонетки при маневрах. При обуривании забоя с буровой рамы бе­ зопасность работ гарантируется устройством защитного «козырька».

Примером буровой рамы рельсового типа может слу­ жить применяемая б США при сооружении гидротехни­ ческих тоннелей диаметром 7—8 м в крепких породах буровая рама «Джумбо» (рис. 12). Она представляет собой металлическую конструкцию, способную выдер­ жать воздействие взрывной волны и удары кусков поро­ ды в момент взрыва. Рама не имеет выдвижных плат­ форм и в процессе производства работ передвигается

29