Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
деленное по формуле (32), учитывает конкретную взаи мосвязь между данной горной породой и ВВ.
Как видно из табл. 34, расчетные значения л. н. с. хорошо согласуются с фактическими.
Величина перебура. В основу формулы (39) поло жено усредненное сопротивление породы действию взры ва на всем протяжении скважинного заряда. Фактиче-
Рис. 57. Эпюра изменения сопротив лений энергии взрыва по высоте уступа (по данным Б. Кахоновского):
/ — ВВ; 2 — забойка (
ски же это сопротивление изменяется по высоте уступа. На рис. 57 показана эпюра изменения сопротивления энергии взрыва по высоте уступа, построенная исходя из потребного количества ВВ на единицу объема поро ды [52]. По данным проф, Г. П. Демидюка [9], увели чение сопротивления энергии взрыва у почвы уступа объясняется рядом причин, из которых главнейшими яв ляются: на уровне почвы заряда взрыв должен не только раздробить породу, но и преодолеть сопротивле ние срезу и трению в нижней части уступа; в нижней части уступа порода находится под давлением вышеле жащих частей массива, которое постепенно уменьша ется по мере приближения к верху уступа; на дробле ние породы в верхней части уступа может быть затра чено меньшее количество энергии, поскольку достигает
166
ся дополнительное дробление за счет кинетической энер гии кусков породы при их падении с высоты.
Вполне очевидно, что изменение сопротивления по длине скважины должно компенсироваться соответст вующим изменением количества энергии по высоте усту па. В практике взрывных работ это может быть достиг
нуто: |
. устройством перебуров скважин, загружаемых д |
а ) |
полнительным количеством ВВ для повышения энергии взрыва на уровне почвы уступа;
б) сосредоточением у почвы уступа необходимого ко личества ВВ за счет увеличения диаметра скважины в нижней части уступа либо котловым расширением ее;
в) применением комбинированных зарядов из ВВ вы сокой плотности и работоспособности на уровне почвы уступа (выработки) и ВВ малой мощности в остальной части скважины;
г) применением особой конструкции скважинного заряда из патронов постепенно убывающего диаметра;
д) рассредоточением заряда по длине скважин, обес печивающим необходимое распределение энергии взры ва по высоте уступа.
В практике разработки нижних уступов тоннелей не обходимая концентрация ВВ у почвы уступа достига ется в подавляющем большинстве случаев за счет пере буров скважин. При современных типах промышленных ВВ применением комбинированных зарядов, а также методов, рассмотренных в пунктах «г» и «д», не удается сконцентрировать необходимое количество энергии, вследствие чего их следует рассматривать лишь как прогрессивные способы уменьшения величины перебуров.
Единственным положительным фактором перебуров является поддержание отметки почвы выработки в нор мальном состоянии.
Применение перебуров имеет следующие недостатки: перебуры приводят к тому, что почва выработки сильно разрушается трещинами; наличие разрушенной породы в зоне перебуров зачастую вынуждает строителей пол ностью удалять ее, на что требуются большие затраты труда и времени;
перебуры требуют дополнительных расходов на буре ние;
166
в области перебуров к. п. д. взрыва незначителен, поскольку основная энергия поглощается массивом, на ходящимся ниже подошвы уступа;
перебуры увеличивают сейсмическое действие взры ва на окружающие сооружения.
Таким образом, величина перебура должна быть ми нимальной, при которой достаточно хорошо «прораба тывается» подошва уступа и наиболее экономично ведут
ся буровзрывные |
работы. |
На величину |
перебура |
влияют свойства горных по род, тип и плотность ВВ, диаметр заряда и конструк ция его, а также другие параметры. Влияние боль шого числа факторов, ко торые сами изменяются в зависимости от различных условий, делает задачу оп ределения величины пере бура теоретическим путем
чрезвычайно сложной. В таких условиях наиболее при емлемым методом оказывается эмпирический. На практи ке величину перебура определяют в зависимости либо от л. и. с., либо от диаметра, заряда. Обработка статисти ческих данных показала, что наиболее тесная корреля ционная связь существует между перебуром и л. н. с. На рис. 58 показана зависимость длины перебура от л. и. с. Как видно из рис. 58, зависимость является впол не четкой и математически выражается формулой
/пер = 0,36«7,
где /пер — длина перебура.
Следует заметить, что для нахождения /пер обобща лись примеры, где применялись заряды как из одного типа ВВ, так и из комбинации двух типов ВВ, т. е. f{W) является в известной степени усредненной. Можно предположить, что при применении в скважине одного типа ВВ функция будет иметь вид
/нер = 0 , W ,
167
а при применении комбинированного заряда
/пер = (0,3 ^0,32) Г .
Шведские исследователи рекомендуют принимать перебур равным 0,3 W.
Следует отметить, что на эффективность буровзрыв ных работ при разработке нижних уступов выработок большого сечения оказывают влияние также и другие параметры (угол наклона скважин, схема расположе ния их и порядок взрывания, взрывание на неубранный забой (в «зажиме»), конструкция и материал забойки и т. д.). Исследования показали, что на эти параметры не оказывает особого влияния специфика разработки уступов в подземных условиях и для обычных способов они могут быть рассчитаны согласно существующим ме тодам для открытых горных работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б а р о н Л. И., Д е м и д ю к Г. П., Р о с с и Б. Д. К во
просу о критерии производственной оценки |
свойств |
ВВ |
для |
про |
|
ходки горных выработок.— В кн.: «Вопросы горного |
дела». М., |
Уг- |
|||
летехиздат., 1958. |
|
|
|
|
|
2. К а л л и н А. |
Составление планов |
организации |
буровзрыв |
||
ных работ в гражданском и горном строительстве.— В |
кн.: Буро |
||||
взрывные работы. Пер. с нем. М., Углетехиздат, 1959. |
|
|
|
||
3. Б ю й р и н А. |
И., С е р б у н о $ 10. |
В. Эффективность |
при |
менения шпуров уменьшенного диаметра в условиях Джезказгана.— «Добыча и обогащение цветных металлов», 1963, № 5.
4. В е п р и н ц е в В. |
С. |
Туннельные |
работы на строительстве |
|||||
подземной ГЭС |
Сторнорфорс |
(Швеция). — «Энергетическое строи |
||||||
тельство за рубежом», 1959, № 2. |
|
|
|
|||||
5. В о л к о в |
В. П. Тоннели. М., «Транспорт», 1970. |
|
||||||
6. Г о д а с с |
Р. |
О. |
Проходка въездного и транспортного тон |
|||||
нелей на строительстве |
Верхне-Туломской |
ГЭС.— «Гидротехническое |
||||||
строительство», |
1965, № 3. |
|
|
|
|
|
||
7. Г о р н о е |
дело. Энциклопедический справочник. Том. 10. М., |
|||||||
Госгортехиздат, |
1960. |
|
|
|
|
|
|
|
8. Д а в ы д о в |
С. |
А., |
Р у б ц о в |
В. |
К. Многорядное |
взрыва |
||
ние. М., «Недра», 1965. |
|
|
|
|
|
|
||
9. Д е м и д ю к |
Г. |
П. |
Управление |
действием взрыва |
и расчет |
скважинных зарядов.— В кн.: «Взрывное дело», № 51/8. М., Госгор
техиздат, 1963 |
(НТО горное). |
|
|
||
10. Д е м и д ю к |
Г. П. |
К вопросу управления действием взры |
|||
ва скважинных зарядов.— В |
кн.: |
«Взрывное дело», № 54/11. М., |
|||
«Недра», 1964 |
(НТО Горное). |
|
|
||
11. Им а с |
А. Д. К вопросу о целесообразном диаметре патро |
||||
нов ВВ.— «Уголь», 1960, № |
11. |
|
|
||
12. Д у б ы нин |
Н. Г. |
и |
др. |
О рациональных параметрах бу |
ровзрывных работ при проведении выработок на рудниках Горной Шории — «Колыма», 1956, № 10.
169
13. И б р а е в Ш. И. Определение удельного расхода ВВ и числа шпуров при проходке горных выработок-.— В км.: «Совершен ствование буровзрывных работ». М., Углетехиздат, 1959.
14. |
И с п ы т а н и е |
буровых |
рам, смонтированных на машине и |
||
на рельсовом тележке.— «Методы |
и оборудование |
строительных ра |
|||
бот», 1961, № 6. |
|
|
|
|
|
15. |
К у р мы ше.в |
Н. Н. |
Применение шпуров |
уменьшенного и |
|
малого |
диаметра на руднике |
«Иультин».— «Колыма», 1963, № 9. |
16. Л а н г е ф о р с |
У., |
К и л ь с т р е м |
|
Б. Современная техника |
|
взрывной отбойки горных |
пород. Пер. с |
англ. М., «Недра», |
1968. |
||
17. Л е г о с т а е в |
Е. |
Г. Исследование |
влияния объемной |
кон |
центрации энергии заряда ВВ на эффективность прямых врубов в крепких породах. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. каид. техн. наук. М., изд. ИГД им. А. А. Скочинского, 1967.
18. Л ы X и н П. |
А. |
Механизация и организация проведения |
горизонтальных горных выработок. М., «Недра», 1968. |
||
19. М а к а р о в |
Н. |
И. О целесообразной величине диаметра |
шпуров.— «Шахтное строительство», 1961, № 7. |
||
20. М е л ь н и к о в |
Л. JJ. Исследование параметров буро |
взрывных работ при сооружении выработок больших поперечных се
чений в крепких породах. Автореферат |
дисс. |
на |
соиск. уч. |
степ, |
||||||||||
канд. техн. наук. М., изд. МГИ, |
1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
21. М е л ь н и к о в |
Н. |
В. |
Влияние |
конструкции заряда |
на ре |
|||||||||
зультаты взрывных |
работ.— В |
кн.: «Разрушение |
и |
механика |
гор |
|||||||||
ных пород». М., Госгортехиздат, 1962. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
22. М и II д е л и |
Э. |
О. |
Буровзрывные |
работы |
при |
проведении |
||||||||
горных выработок. М., Госгортехиздат, 1960. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
23. М о с т к о в |
В. |
М. |
Строительство подземных |
сооружений |
||||||||||
большого сечения. М., Госгортехиздат, 1963. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
24. М о с т к о в |
В. |
М., |
С т е п а н о в |
П. Д. Опыт |
применения |
|||||||||
гладкого взрывания |
в |
туннелях |
Нурекской |
ГЭС.— «Гидротехниче |
||||||||||
ское строительство», 1963, № 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
25. Н и ф о н т о в |
Б. |
И. |
|
Скоростное |
проведение |
горизонталь |
||||||||
ных выработок. М., Госгортехиздат, 1962. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
26. С т р о и т е л ь с т в о |
подземных сооружений. М., «Недра», |
|||||||||||||
1966. Авт.: Нифонтов Б. И. и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
27. М и н д е л и |
Э. |
О., |
Л е в ч и к |
С. |
П. |
Методы |
повышения |
|||||||
эффективности использования |
энергии ВВ |
при взрывании |
горных |
|||||||||||
пород. М., «Недра», 1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
28. П а р ф е н е н к о |
Л. |
С., |
В и т к о в с к и й |
|
ІО. |
И. |
О |
диа |
метре шпуров и взрывании шпуровых зарядов при проведении го ризонтальных выработок.— «Шахтное строительство», 1964, № 4.
170
29. |
П о к р о в с к и й |
Н. |
М. |
Проектирование |
комплексов |
выра |
боток подземных сооружений. М„ «Недра», 1970. |
|
|
||||
30. |
П о к р о в е н и й |
Н. |
М. |
Сооружение и реконструкция гор |
||
ных выработок. Ч. I. М., Госгортехиздат, 1962. |
|
|
||||
31. |
П р и м е н е н и е |
новых |
типов врубов на |
строительстве |
ГЭС |
вБласджоне. М., Бюро техн. ннф. (перевод № 2152), 1969.
32.ГII м о р Л. В. Проходка горных выработок при строи тельстве подземной электростанции в Австралии. В кн.: «Проходка шахтных стволов и тоннелей». М., Госгортехиздат, 1961.
33. |
Р а з м е р о в |
В. И. Погрузка |
и транспортирование породы |
||||
при сооружении |
тоннелей больших габаритов.— «Транспортное |
строи |
|||||
тельство», 1962, № 5. |
|
|
|
|
|
||
34. |
Р ы б и и |
Н. |
И. Определение удельного расхода ВВ при |
||||
проходке тоннелей.— «Транспортное строительство», № 10, 1964. |
|||||||
35. |
Р э н к и н |
В., |
К э с л а м Р. |
Современная |
практика |
взры |
|
вания |
при проходке |
тоннеля. Пер. |
с |
англ. Изд. |
ВИНИТИ, |
1961. |
|
36. С а ф р о н о в |
Б. Г., С т е п а н о в П. Д. |
Совершенствова |
ние буровзрывных работ при проходке строительного тоннеля Токтогульской ГЭС.— В сб.: «Энергетическое строительство» №46,1964.
37. С д о б II и к о в П. В. Анализ основных параметров буро
взрывного комплекса при проведении горизонтальных выработок в однородных крепких породах. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ,
канд. техн. наук. М., изд. МГИ, 1962. |
|
|
|
|
|||||||
38. С т е п а н о в |
П. |
Д. |
|
Применение прямых врубов |
при строи |
||||||
тельстве гидротехнических |
тоннелей |
малого и- среднего |
сечения.— |
||||||||
«Энергетическое строительство», 1962, № 42. |
|
|
|||||||||
39. Ха ну к а ев |
А. |
Н. |
Энергия |
волн напряжений при разру |
|||||||
шении пород взрывом. М., Госгортехиздат, |
1962. |
|
|
||||||||
40. Ц е л е с о о б р а з н ы е |
расстояния между шпурами в пря |
||||||||||
мых врубах. М., Углетехиздат, 1958. |
(Цент. ин-т. техн. инф.). |
||||||||||
41. Ч а ч х и а н и |
Н. Г. |
Проходка |
автодорожного |
тоннеля с |
|||||||
применением |
гладкого |
взрывания.— «Транспортное |
строительство», |
||||||||
1964, № 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42. Ч е с н о к о в |
С. |
А. |
|
Сооружение |
тоннелей |
Асуанского гид |
|||||
роузла. М., Изд. Оргтраисстрой, 1965. |
|
|
|
|
|||||||
43. Ш и м а и к о |
М. |
С. |
|
Сооружение |
Расвумчоррского железно |
||||||
дорожного |
тоннеля.— «Транспортное |
строительство», 1962, № 2. |
|||||||||
44. Э р н с т о в |
|
В. |
С. |
Снижение |
стоимости строительства гид |
||||||
роэлектростанций. М., Госэнергоиздат, 1958. |
|
|
|||||||||
45. |
A sh |
R i c h a r d |
L. |
The mechaniss of rock breakage. Part. 1, |
|||||||
I I , III |
and I V . Pit |
and |
Quarry, 1963, |
56. № 2, № 3, № 4, and № 5. |
|||||||
46. B a r k e r |
I. |
S. |
Drilling and Blasting long rounds in tun |
||||||||
nels. Mine and Quarry Engineering. 1958, |
24, № 8. |
|
|
171