Файл: Максимкин В.Е. Технико-экономическая оценка новых процессов в химической промышленности на этапах их разработки [Текст] 1973. - 190 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76

Для оценок на этапах "Лабораторное исследование" и "Оштіэя

установка" годовое количество побочных продуктов сравнивается с

перспективами сбыта, и, если имеются возможности для реализации всего или значительного количества побочных продуктов, то делается

оценка расходов на их выделение и они списываются с себестоимости основного продукта.

Методы списания затрат на побочные продукты и отхода по опто­

вым ценам шш условным оценкам целесообразно применять в тех слу­

чаях, когда их количество составляет небольшой удельный вес, а

оценки побочных продуктов или отходов экономически обоснованы. .

При получении в сложном комплексном производстве не одного,

а нескольких основных продуктов следует применять методы распре­ деления затрат между основными продуктами комплекса пропорционально обоснованно выбранным экономическим или физико-химическим крите­ риям.

В качестве таких критериев выступают оптовые цены, себестои­ мость, условные оценки, различные физико-химические показатели.

При применен™ оптовых ген затраты комплексного производства распределяются, пропорционально оптовым ценам индивидуальных про­ дуктов с учетом их удельного веса в общем комплексном продукте.

Недостаток этого метода связан с недостаточной обоснованностью цен, г ряде случаев зависящей от методов их установления, а это отражается на соотношении себестоимости различных продуктов, опре­ деленной по соотношению цен.

С целью устранения этого недостатка распределение затрат комплексного производства можно производить пропорционально не оптовым ценам, а себестоимостям производства отдельных продуктов коі/шлекса по тем методах, которые в настоящий момент являются ос­ новными для получения этих продуктов.

77

При получении качественно тождественных и экономически равно­ ценных продуктов распределение затрат производится пропорционально таким физико-химическим критериям, как вес или объем получаемых продуктов.

В качеотве других физико-химических критериев можно использо­ вать значения теплотворных способностей продуктов, электрохимичес­ ких эквивалентов, стехиометрических соотношений и др.

При получении большого ряца продуктов в сложных комплексных производствах, на каждый из которых приходится небольшая часть затрат, применяется комбинированный метод калькулирования себесто­ имости продукции, сочетавдий метод списания затрат о методом их распределения в комплексном производстве.

При вычислении себестоимости продукции комплексных производств еле,дует в тех случаях, когда это возможно, применять поотадийноѳ калькулирование с прямым распределением расходов на отдельные про­ дукты комплекса. В этом случав круг затрат, распределяемых услов­ ными метода»,и, сужается, так как они применяются только на тех стадиях, где все расхода приходятся на все продукты. Применение методов постадийного калькулирования увеличивает объем вычислений и целесообразно на конечных этапах разработки, когда имеется в на­ личии разработанная в достаточной степени технологическая схе»ла процесса.

При разработке новых продуктов или процессов имеется ряд пу­ тей решения поставленной задачи. Один путь заключается в проведе­ нии исследовательских работ собственными силами, другой - в исполь­ зовании опыта передовые в данной области стран с приобретением дппензий по запатентованным процессам и продуктам /2 5 /.

Эксперим-сігтально-гзследовательская база .любой страны мира не может обеспечить высокий тесшіческий уровень производства все­



го комплекса продукции химической промышленности.

Приобретение лицензий в отдельных областях химической техно­ логии позволяет при минимуме затраченных средств и в сжатые сроки освоить новое производство.

Кроме того, достигаемый в этом случае выигрыш во времени,

позволяет вести исследования от качественно иного уровня техники и тем оамым увеличивается вероятность создания значительного изо­ бретения.

Для того, чтобы суметь наиболее выгодно купить или продать лицензии,"следует при планировании научно-исследовательских и опыт­ но-конструкторских работ заниматься тщательной патентной проработ­ кой темы по патентным описаниям, бюллетеням и специальной техничес­ кой литературе. На основе такого анализа совместными усилиями тех­ нических специалистов, патентоведов и экономистов делается вывод о роли того или иного научно-технического достижения и принимается решение, что выгоднее в каждом случае - разрешить научно-техничес­ кую проблему собственными силами или дополнить собственные иссле­ довательские работы приобретением лицензий.

На этапе "Постановка задачи исследования" плата за право пользования патентами не учитывается, так как ^имеются только самые общие сведения о процессе и предполагаемых промежуточных продуктах,

в связи с чем вопрос о приобретении лицензии является преждевремен­ ным. Исключение следует делать только в том случае, когда запатен­ тован сам продукт.

На этапе "Лабораторное исследование" размер платы за право пользования патентами следует принимать определенным процентом от цены или себестоимости продукта. Величина процента изменяется в зависимости от планируемого выпуска продукции.

79

По зарубежным данным в качестве приближенной величины платы за право пользования патентами предлагаются цифры от I до 5# от цены реализации продукции /2 6 , 27/.

При оценке на этапе "Опытная установка", т .е . в тот момент,

когда наличие патентов должно быть уже тщательно исследовано, раз­ мер платы за право пользования патентами согласовывается с продав­ цом лицензии.

Внепроизводственные расходы в основном связаны с затратами на реализацию товарной продукции.

Помимо этого в состав внепроизводственных расходов включают­ ся отчисления на научно-исследовательские и опытные работы, на техническую пропаганду и на содержание вышестоящих организаций

(тресты и главки).

Размер внепроизводственных расходов вычисляется процентом от фабрично-заводской себестоимости, установленным по данным дей­ ствующих заводов. Величина этого процента колеблется в пределах от I до 3%>.

Затраты по реализации для новых продуктов, обычно, будут более высокими, чем для традиционных продуктов со стабильными ка­ налами сбыта из-за дополнительных расходов по сбыту и техническо­ му обслуживанию потребителей.

После выявления полной (а также фабрично-заводской) себестои­ мости ее сравнивают с себестоимостью продукции, получаемой по дру­ гим вариантам или с себестоимостью продукции, которую она заменя­ ет, а также с возможны,® ценами реализации, чтобы определить, бу­ дет ли новый процесс или продукт выгодным и оправдается ли даль­ нейшая работа по его освоению.

В этот момент следует также проанализировать структуру себе­ стоимости г. сравнить влияние отдельных элементов затра ■: сыпья,


80

материалов, энергетических средотв, заработной платы и т .д . на уровень себестоимости продукции. 'Кшое сравнение позволит выявить возможные способы снижения предполагаемой себестоимости продукции и направит работу исследователей и разработчиков в данном направ­ лении. Эффект от оценки будет тем выше, чем раньше она будет сделана.

§ 5. ОЦЕНКА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И УРОВНЯ ЦШ

Важными факторами экономической оценки, влияющими на объем

реализации продукции, а следовательно на эффективность ее произ­ водства и потребления, являются объем производства и цена. Вредно латаемые значения этих факторов следует контролировать еще в пе­ риод разработки новых процессов и продуктов, чтобы заблаговремен­ но проанализировать их влияние на будущую экономику разрабатывае­ мого производства.

Объем производства новой продукции или

уже освоенной,

при по

лучении ее

по новому методу, определяется исходя из потребности

и реальных

возможностей удовлетворения этой

потребности, а

именно

наличия необходимых сырьевых и энергетических ресурсов, производ­ ственных мощностей, капитальных вложений, выделяемых на создание новых мощностей.

С точки зрения определения потребности в разрабатываемых про дунтах и уровня цен на них, различные вида химических .продуктов целесообразно подразделить на следующие группы:

1. продукты, уже выпускаемые промышленностью, чо Дли полу­ чения которых разрабатывается новый технологический процесс;

2 . новые продукты, аналогичные ранее освоенным, и не пред­ назначенные для их замены, а являющиеся развитием определенного

( 28)

81

пріілтгі.'нчоі.когг’ ряда ранее освоенных материалов и отличающиеся

•т них отдельными технико-экономическими показателями; 3. новые продукты, предназначешше для замены ранее освоен­

ных шш взаимозаменяемые с ниш; 4. принципиально новые продукты, впервые осваиваемые в СССР

и не имеющие аналогов в производстве и потреблении среди выпуска­

емых продуктов.

Для продуктов, уже выпускаемых промышленностью, а также для

новых продуктов, аналогичных ранее освоенным, но не предназначен­ ных для их замены, перспективная потребность при известной струк­ туре потребления определяется прямым расчетом (по расходным коэф­

фициентам и объему производства у потребителя) или использовани­

ем коэффициентов, характеризующих рост потребности в перспективе,

Перспективная потребность при использовании прямых расчетов определяется умножением расходных коэффициентов данного продукта

на предполагаемый объем производства на перспективу у потребителя!

 

 

П - РК-Мп,

(27)

где

П -

потребность в данном продукте;

 

 

РКрасходный коэффициент;

 

 

Мп -

объем производства на перспективу

у потребителя.

Перспективная потребность на длительную перспективу рассчи­

тывается исходя из потребности, выявленной к началу перспектив­ ного периода, принимаемой в качестве базисной, и коэффициентов,

характеризующих рост производства потребителя на конец перспек­ тивы и улучшение использования продукции за счет увеличения вы­ ходов и снижения потерь:

П* П5' Крп • Кац ,


 

 

 

Ü2

где

П -

потребность в продукте па конец перспективного

 

 

периода;

 

 

г ѵ

потребность к началу перспективного

период , прини­

 

 

маемая в качестве базисной;

 

 

Кр,-,- коэффициент поста объема производства у і... гребителя

 

 

на конец перспективы;

 

 

 

коэффициент улучшения использования

продукции.

Так как с введением нового прогрессивного процесса появляется возможность снижения цени, то следует рассмотреть перспективы ис­ пользования продукта в тех областях, где раньше его применение считалось слишком дорогим.

Оценка перспективной потребности в новых продуктах, предназ­ наченных для замены ранее освоенных шш взаимозаменяемых с ними,

является значительно более сложной задачей, чем рассмотренная вы­ ше оценка потребности для первых двух групп продуктов.

Оценка перспективной потребности в новых продуктах, предназ­ наченных для замены ранее освоенных или взаимозаменяемых с ними,

может быть произведена исходя из потребности в заменяемом (базис­ ном) продукте и росте этой потребности в перспективе.

Для этого необходимо определить коэффициент заменяемости базисного продукта новым и возможный размер замены, зависящий от качества новых материалов, их количества и возможностей потреби­ телей освоить эти количества материалов в перспективном периоде.

Расчет потребности в новых продуктах, предназначенных для замены ранее освоенных, выражается в общем виде следующей форму­ лой:

П — П у • ^рл «•а. • к j ,

(ü9)