Файл: Максимкин В.Е. Технико-экономическая оценка новых процессов в химической промышленности на этапах их разработки [Текст] 1973. - 190 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
76
Для оценок на этапах "Лабораторное исследование" и "Оштіэя
установка" годовое количество побочных продуктов сравнивается с
перспективами сбыта, и, если имеются возможности для реализации всего или значительного количества побочных продуктов, то делается
оценка расходов на их выделение и они списываются с себестоимости основного продукта.
Методы списания затрат на побочные продукты и отхода по опто
вым ценам шш условным оценкам целесообразно применять в тех слу
чаях, когда их количество составляет небольшой удельный вес, а
оценки побочных продуктов или отходов экономически обоснованы. .
При получении в сложном комплексном производстве не одного,
а нескольких основных продуктов следует применять методы распре деления затрат между основными продуктами комплекса пропорционально обоснованно выбранным экономическим или физико-химическим крите риям.
В качестве таких критериев выступают оптовые цены, себестои мость, условные оценки, различные физико-химические показатели.
При применен™ оптовых ген затраты комплексного производства распределяются, пропорционально оптовым ценам индивидуальных про дуктов с учетом их удельного веса в общем комплексном продукте.
Недостаток этого метода связан с недостаточной обоснованностью цен, г ряде случаев зависящей от методов их установления, а это отражается на соотношении себестоимости различных продуктов, опре деленной по соотношению цен.
С целью устранения этого недостатка распределение затрат комплексного производства можно производить пропорционально не оптовым ценам, а себестоимостям производства отдельных продуктов коі/шлекса по тем методах, которые в настоящий момент являются ос новными для получения этих продуктов.
77
При получении качественно тождественных и экономически равно ценных продуктов распределение затрат производится пропорционально таким физико-химическим критериям, как вес или объем получаемых продуктов.
В качеотве других физико-химических критериев можно использо вать значения теплотворных способностей продуктов, электрохимичес ких эквивалентов, стехиометрических соотношений и др.
При получении большого ряца продуктов в сложных комплексных производствах, на каждый из которых приходится небольшая часть затрат, применяется комбинированный метод калькулирования себесто имости продукции, сочетавдий метод списания затрат о методом их распределения в комплексном производстве.
При вычислении себестоимости продукции комплексных производств еле,дует в тех случаях, когда это возможно, применять поотадийноѳ калькулирование с прямым распределением расходов на отдельные про дукты комплекса. В этом случав круг затрат, распределяемых услов ными метода»,и, сужается, так как они применяются только на тех стадиях, где все расхода приходятся на все продукты. Применение методов постадийного калькулирования увеличивает объем вычислений и целесообразно на конечных этапах разработки, когда имеется в на личии разработанная в достаточной степени технологическая схе»ла процесса.
При разработке новых продуктов или процессов имеется ряд пу тей решения поставленной задачи. Один путь заключается в проведе нии исследовательских работ собственными силами, другой - в исполь зовании опыта передовые в данной области стран с приобретением дппензий по запатентованным процессам и продуктам /2 5 /.
Эксперим-сігтально-гзследовательская база .любой страны мира не может обеспечить высокий тесшіческий уровень производства все
го комплекса продукции химической промышленности.
Приобретение лицензий в отдельных областях химической техно логии позволяет при минимуме затраченных средств и в сжатые сроки освоить новое производство.
Кроме того, достигаемый в этом случае выигрыш во времени,
позволяет вести исследования от качественно иного уровня техники и тем оамым увеличивается вероятность создания значительного изо бретения.
Для того, чтобы суметь наиболее выгодно купить или продать лицензии,"следует при планировании научно-исследовательских и опыт но-конструкторских работ заниматься тщательной патентной проработ кой темы по патентным описаниям, бюллетеням и специальной техничес кой литературе. На основе такого анализа совместными усилиями тех нических специалистов, патентоведов и экономистов делается вывод о роли того или иного научно-технического достижения и принимается решение, что выгоднее в каждом случае - разрешить научно-техничес кую проблему собственными силами или дополнить собственные иссле довательские работы приобретением лицензий.
На этапе "Постановка задачи исследования" плата за право пользования патентами не учитывается, так как ^имеются только самые общие сведения о процессе и предполагаемых промежуточных продуктах,
в связи с чем вопрос о приобретении лицензии является преждевремен ным. Исключение следует делать только в том случае, когда запатен тован сам продукт.
На этапе "Лабораторное исследование" размер платы за право пользования патентами следует принимать определенным процентом от цены или себестоимости продукта. Величина процента изменяется в зависимости от планируемого выпуска продукции.
79
По зарубежным данным в качестве приближенной величины платы за право пользования патентами предлагаются цифры от I до 5# от цены реализации продукции /2 6 , 27/.
При оценке на этапе "Опытная установка", т .е . в тот момент,
когда наличие патентов должно быть уже тщательно исследовано, раз мер платы за право пользования патентами согласовывается с продав цом лицензии.
Внепроизводственные расходы в основном связаны с затратами на реализацию товарной продукции.
Помимо этого в состав внепроизводственных расходов включают ся отчисления на научно-исследовательские и опытные работы, на техническую пропаганду и на содержание вышестоящих организаций
(тресты и главки).
Размер внепроизводственных расходов вычисляется процентом от фабрично-заводской себестоимости, установленным по данным дей ствующих заводов. Величина этого процента колеблется в пределах от I до 3%>.
Затраты по реализации для новых продуктов, обычно, будут более высокими, чем для традиционных продуктов со стабильными ка налами сбыта из-за дополнительных расходов по сбыту и техническо му обслуживанию потребителей.
После выявления полной (а также фабрично-заводской) себестои мости ее сравнивают с себестоимостью продукции, получаемой по дру гим вариантам или с себестоимостью продукции, которую она заменя ет, а также с возможны,® ценами реализации, чтобы определить, бу дет ли новый процесс или продукт выгодным и оправдается ли даль нейшая работа по его освоению.
В этот момент следует также проанализировать структуру себе стоимости г. сравнить влияние отдельных элементов затра ■: сыпья,
80
материалов, энергетических средотв, заработной платы и т .д . на уровень себестоимости продукции. 'Кшое сравнение позволит выявить возможные способы снижения предполагаемой себестоимости продукции и направит работу исследователей и разработчиков в данном направ лении. Эффект от оценки будет тем выше, чем раньше она будет сделана.
§ 5. ОЦЕНКА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И УРОВНЯ ЦШ
Важными факторами экономической оценки, влияющими на объем
реализации продукции, а следовательно на эффективность ее произ водства и потребления, являются объем производства и цена. Вредно латаемые значения этих факторов следует контролировать еще в пе риод разработки новых процессов и продуктов, чтобы заблаговремен но проанализировать их влияние на будущую экономику разрабатывае мого производства.
Объем производства новой продукции или |
уже освоенной, |
при по |
|
лучении ее |
по новому методу, определяется исходя из потребности |
||
и реальных |
возможностей удовлетворения этой |
потребности, а |
именно |
наличия необходимых сырьевых и энергетических ресурсов, производ ственных мощностей, капитальных вложений, выделяемых на создание новых мощностей.
С точки зрения определения потребности в разрабатываемых про дунтах и уровня цен на них, различные вида химических .продуктов целесообразно подразделить на следующие группы:
1. продукты, уже выпускаемые промышленностью, чо Дли полу чения которых разрабатывается новый технологический процесс;
2 . новые продукты, аналогичные ранее освоенным, и не пред назначенные для их замены, а являющиеся развитием определенного
81
пріілтгі.'нчоі.когг’ ряда ранее освоенных материалов и отличающиеся
•т них отдельными технико-экономическими показателями; 3. новые продукты, предназначешше для замены ранее освоен
ных шш взаимозаменяемые с ниш; 4. принципиально новые продукты, впервые осваиваемые в СССР
и не имеющие аналогов в производстве и потреблении среди выпуска
емых продуктов.
Для продуктов, уже выпускаемых промышленностью, а также для
новых продуктов, аналогичных ранее освоенным, но не предназначен ных для их замены, перспективная потребность при известной струк туре потребления определяется прямым расчетом (по расходным коэф
фициентам и объему производства у потребителя) или использовани
ем коэффициентов, характеризующих рост потребности в перспективе,
Перспективная потребность при использовании прямых расчетов определяется умножением расходных коэффициентов данного продукта
на предполагаемый объем производства на перспективу у потребителя!
|
|
П - РК-Мп, |
(27) |
где |
П - |
потребность в данном продукте; |
|
|
РКрасходный коэффициент; |
|
|
|
Мп - |
объем производства на перспективу |
у потребителя. |
Перспективная потребность на длительную перспективу рассчи
тывается исходя из потребности, выявленной к началу перспектив ного периода, принимаемой в качестве базисной, и коэффициентов,
характеризующих рост производства потребителя на конец перспек тивы и улучшение использования продукции за счет увеличения вы ходов и снижения потерь:
П* П5' Крп • Кац ,
|
|
|
Ü2 |
где |
П - |
потребность в продукте па конец перспективного |
|
|
|
периода; |
|
|
г ѵ |
потребность к началу перспективного |
период , прини |
|
|
маемая в качестве базисной; |
|
|
Кр,-,- коэффициент поста объема производства у і... гребителя |
||
|
|
на конец перспективы; |
|
|
|
коэффициент улучшения использования |
продукции. |
Так как с введением нового прогрессивного процесса появляется возможность снижения цени, то следует рассмотреть перспективы ис пользования продукта в тех областях, где раньше его применение считалось слишком дорогим.
Оценка перспективной потребности в новых продуктах, предназ наченных для замены ранее освоенных шш взаимозаменяемых с ними,
является значительно более сложной задачей, чем рассмотренная вы ше оценка потребности для первых двух групп продуктов.
Оценка перспективной потребности в новых продуктах, предназ наченных для замены ранее освоенных или взаимозаменяемых с ними,
может быть произведена исходя из потребности в заменяемом (базис ном) продукте и росте этой потребности в перспективе.
Для этого необходимо определить коэффициент заменяемости базисного продукта новым и возможный размер замены, зависящий от качества новых материалов, их количества и возможностей потреби телей освоить эти количества материалов в перспективном периоде.
Расчет потребности в новых продуктах, предназначенных для замены ранее освоенных, выражается в общем виде следующей форму лой:
П — П у • ^рл «•а. • к j , |
(ü9) |