Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
грешности в балансировку некоторых узлов. Одновременно была
проведена теоретическая оценка погрешностей, |
которые |
могут |
иметь место из-за производственных допусков |
в подшипниках. |
|
В табл. 3 показаны коэффициенты дисбаланса, |
введенные |
для |
некоторых узлов ГТД фирмы Роллс-Ройс, когда центр тяжести смещен на величину е=1 мкм от оси вращения.
Допуски на биение внутренней беговой дорожки подшипни ков относительно посадочной поверхности составляют 0,01 мм, поэтому необходимо проводить балансировку именно на подшип
никах, которые пойдут на сборку. |
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|||||
|
|
|
|
|
Коэффи |
|
Центро |
|
|
|
|
|
|
циент |
|
||
|
|
|
|
Вес узла |
лмакс» |
бежная |
||
Двигатель |
У злы роторов |
|
дисбалан |
|||||
|
об/мин |
сила при |
||||||
|
|
|
|
кгс |
са |
при |
на взлете |
е=1 мкм, |
|
|
|
|
|
е ~ \ |
мкм |
||
|
|
|
|
|
|
кгс |
||
|
|
|
|
|
гс-см |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
тв д |
Компрессор |
низкого |
34 |
3,4 |
15 250 |
8,9 |
||
.Тайн“ |
давления |
|
|
|
|
|
|
|
|
Турбина низкого давле |
68,9 |
6,89 |
15 250 |
18,1 |
|||
|
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
Компрессор |
высокого |
71,2 |
7,12 |
17 650 |
25 |
||
|
давления |
|
|
|
|
|
|
|
|
Турбина высокого |
дав |
23,5 |
2,36 |
17 650 |
8,25 |
||
|
ления |
|
|
|
|
|
|
|
ТРДД |
Компрессор |
низкого |
74,8 |
7,48 |
8 115 |
5,6 |
||
„Спей“ |
давления |
|
|
54,0 |
|
|
|
|
|
Турбина низкого давле |
5,4 |
8 115 |
3,1 |
||||
|
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
Компрессор |
высокого |
84,3 |
8,43 |
12 530 |
14,9 |
||
|
давления |
|
|
|
|
|
|
|
|
■ Турбина высокого дав |
59,4 |
5,94 |
12 530 |
10,5 |
|||
|
ления |
|
|
|
|
|
|
|
ТРД „Эвон“ |
Компрессор |
|
|
333 |
33,3 |
8150 |
25 |
|
RA. 29/6 |
Турбина |
|
|
184 |
18,4 |
8150 |
13,8 |
|
ТРДД |
Компрессор |
низкого |
325 |
32,5 |
6 960 |
17,8 |
||
„Конуэй“ |
давления |
|
|
|
|
|
|
|
RCo.42 |
Турбина низкого |
дав |
169 |
16,9 |
6 960 |
9,2 |
||
|
ления |
|
|
|
|
|
|
|
|
Компрессор |
высокого |
209 |
20,9 |
10 172 |
24,5 |
||
|
давления |
|
|
|
|
|
|
|
|
Турбина высокого |
дав |
118,2 |
11,82 |
10 172 |
13, S |
||
|
ления |
|
|
|
|
|
|
|
оо
Необходимо отметить, что во время балансировки на станке некоторых узлов наблюдается нестабильность в показаниях зна чений величины и угла дисбаланса при различных испытаниях. Например, достаточно небольших осевых перемещений турбин ных лопаток в их пазах, чтобы нарушилась первоначальная сба-
з
Рис. 44. Лопатки тур |
Рис. 45. Лопатки тур |
Рис. 46. Виды качания ло |
|||||||||||||||
бины |
|
|
(влияние на |
бины (влияние осево |
|
патки |
компрессора: |
|
|||||||||
правления |
вращения): |
го сдвига лопаток): |
1—направление вращения; |
2— |
|||||||||||||
7—литія |
|
размещения |
с—расстояние между пло |
3— |
|||||||||||||
|
верхнее |
положение |
лопатки; |
|
|||||||||||||
центра |
тяжести |
лопатки |
скостями коррекции; fl- |
отклонение лопатки вперед пос |
|||||||||||||
при вращении |
ее |
на |
ба |
осевой сдвиг лопатки, до |
ле перехода |
верхнего |
положе |
||||||||||
лансировочном |
станке |
по |
пускаемый |
фиксирующим |
ния; |
3 |
|
|
|
смещение |
|||||||
|
—мгновенное |
||||||||||||||||
|
3— |
|
вращения |
замком (0,3% для обес |
центра |
тяжести; 5 — нижнее |
по |
||||||||||
направлению |
ложение лопатки; |
—отклонение |
|||||||||||||||
двигателя: |
2—ось |
кача |
печения |
приемлемых |
лопатки |
назад |
|
6 |
перехода |
||||||||
после |
|||||||||||||||||
ния; |
|
|
пределы |
переме |
пределов |
дисбаланса) |
|
нижнего |
положения |
|
|||||||
щения |
|
центра |
тяжести |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
лопатки: |
|
осевая |
ли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ния; |
|
5 — эффективные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щеш,яЛЬѴенХ\ТжГстн |
лансированность ротора (рис. 44). Балан- |
||||||||
.лопаткп при ее колеба- |
сіф О В К а |
КОМ ПреСССфОВ |
ПРОИСХОДИТ ИѲСКОЛЬ- |
||||||
шш около |
оси качания; |
г |
* |
1 |
|
1 |
|
|
|
6 |
|
размещения |
ко сложнее. Шарнирное крепление лопаток |
||||||
—линия |
|||||||||
щешт |
^ о КпеаСтюіПРпротип |
компрессораJ |
допускает |
|
различного |
рода |
|||
направлениядвигателявращения |
к а ч к у |
б о Л Ь Ш П Х ЛОПЭТОК, |
КОТОрЭЯ1 |
НѲИре- |
|||||
|
|
|
рывно меняется при низких числах |
оборо- |
|||||
|
|
|
тов. С |
ростом |
оборотов увеличивается цен |
тробежная сила и лопатки устанавливаются в радиальном на правлении. Однако силы трения в корневой части лопаток пре пятствуют сохранению каждой лопаткой постоянного положе ния в течение всего периода работы, и вызываемое этим переме
щение центра тяжести сооранного |
колеса каждом ступени |
(рис. 45) приводит к нестабильности |
вектора дисбаланса. Раз |
брос точек при этом значителен. В некоторых случаях примене-
56
ние смазки замков лопаток снижает разброс величин до прием лемых значений, в других же случаях, когда не удается получить стабильные результаты, единственным решением является урав новешивание по средним величинам нескольких запусков.
Другим фактором, который был замечен после введения более современных балансировочных станков с переменным направле нием вращения, является нестабильность показаний при измене нии направления вращения. Это объясняется совместным дейст вием инерционных и аэродинамических нагрузок, вызывающих небольшое покачивание лопаток около осей скошенных елочных замков (рис. 46), вследствие чего центры тяжести лопаток пере мещаются вперед или назад по отношению к плоскости, проходя щей через центры тяжести. Поэтому для имитирования качки ло паток под действием газовых сил при работе их в двигателе ре комендуется проводить балансировку турбины, вращая ее в. направлении, противоположном вращению двигателя.
Д И Н А М И Ч Е С К И Е Х А Р А К Т Е Р И С Т И К И РОТО РОВ ГТД КАК Р Е А Л И ЗА Ц И Я СЛ У Ч А Й Н Ы Х Ф У Н К Ц И Й
Многочисленные экспериментальные данные (полученные на ряде отечественных заводов при исследовании причин повышен ных вибраций двигателей), исследования некоторых зарубежных фирм, а также данные, полученные при уравновешивании рото ров ГТД по их реальным формам прогибов в вакуумной камере МАИ, показывают, что анализ амплитудно-частотных и прогпбных характеристик турбомашин должен производиться методами математической статистики, так как динамические характеристи ки реальных двигателей являются реализациями случайных функций, зависящих от многих переменных.
Опыт показывает, что полученные экспериментально упругие линии ротора даже одного и того же семейства, равно как и их амплитудно-частотные характеристики, надо рассматривать как реализации случайных функций. Они имеют большой разброс вследствие случайного характера распределения дисбалансов в роторе, что, в свою очередь, является следствием случайных сум марных погрешностей изготовления и .сборки машины, а также состоянием поверхностей трения, величиной зазоров и натягов в узлах, которые существенно влияют на амплитуду и частоту ре зонансных колебаний двигателя. Как было показано выше, боль шое влияние на уравновешенность ротора, а следовательно, и на динамические характеристики турбомашин оказывают эксплуа тационные условия, которые весьма сложны и характеризуются нестационарными процессами, что еще больше затрудняет ана лиз получаемых на турбомашнне динамических характеристик.
Случайную функцию, в первую очередь, характеризуют матема тическим ожиданием ІИ[ф(х)] и дисперсией Л[ср(х)]. Если случай ная функция зависит от целого ряда аргументов, то, кроме ука
57
занных характеристик, вводят еще коэффициенты корреляции, оценивающие вероятностные связи между отдельными случайны ми величинами. Обычно для практических целей бывает доста точно этих характеристик.
Математическое ожидание случайной функции представляет собой неслучайную функцию, характеризующую среднее значе ние, около которого колеблются реализации случайной функции, а дисперсия показывает степень разбросанности отдельных реа лизаций от математического ожидания.
Для того, чтобы найти математическое ожидание или сред нюю функцию и дисперсию случайной функции ф(х), рассматри
вают ряд значений этой функции, полагая .ѵ = .ѵь |
х2, |
. |
. ., |
хт. |
Для |
|||||||||
каждого |
х = Хі |
получают |
п |
значений ср(х). |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
||||||
При конкретных значениях |
x = xh |
имеет обыкновенную |
|
слу |
||||||||||
чайную величину ф (-ѵ/і), для которой из опыта получено |
|
зна |
||||||||||||
чений. Среднее значение такой |
случайной величины будет |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
П |
П(А'Д |
|
|
|
|
|
|
(28) |
|
|
|
|
|
|
2 1 |
|
|
|
|
|
|
||
а дисперсия |
|
м [?(*)] = —------- , |
(**)]}* |
|
|
|
|
|
||||||
D |
[с?(л)1= |
|
|
П |
|
|
|
|
|
(29) |
||||
|
|
|
— --------------------------- . |
|
|
|
|
|
Зная п значений М[ср(х)] и П[ср(.ѵ)], можно приблизительно представить графики этих функции.
Целесообразно функцию ср(.ѵ), характеризующую прогиб ро тора ГТД или амплитудно-частотную характеристику его корпу сов, представлять в виде суммы, состоящей из детерминирован ной и случайной составляющих-.
где |
f(x) |
ф (Х )=/(Л )+ І(АД |
|
(30) |
|
— детерминированная составляющая, которая опреде |
|||
|
|
ляется собственными формами колебаний ротора. Она |
||
|
\{х) |
зависит только от его конструкции, т. е. от |
масс и |
|
|
|
жесткостей ротора; |
|
|
|
|
— случайная составляющая функции прогиба (или ам |
||
|
|
плитудно-частотной характеристики ротора), |
кото |
|
|
|
рая в свою очередь, состоит из стационарной и не |
||
|
|
стационарной частей: |
|
(31) |
гдеЩ х) |
1 { х ) = 1 ' { х ) + 1 " { х ) , |
составляющей, |
кото |
|
— стационарная часть случайной |
||||
|
|
рая при стабильной жесткости |
конструкции |
ротора |
|
|
определяется точностью изготовления и сборки рото |
58