Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грешности в балансировку некоторых узлов. Одновременно была

проведена теоретическая оценка погрешностей,

которые

могут

иметь место из-за производственных допусков

в подшипниках.

В табл. 3 показаны коэффициенты дисбаланса,

введенные

для

некоторых узлов ГТД фирмы Роллс-Ройс, когда центр тяжести смещен на величину е=1 мкм от оси вращения.

Допуски на биение внутренней беговой дорожки подшипни­ ков относительно посадочной поверхности составляют 0,01 мм, поэтому необходимо проводить балансировку именно на подшип­

никах, которые пойдут на сборку.

 

 

Т а б л и ц а 3

 

 

 

 

 

Коэффи­

 

Центро­

 

 

 

 

 

циент

 

 

 

 

 

Вес узла

лмакс»

бежная

Двигатель

У злы роторов

 

дисбалан­

 

об/мин

сила при

 

 

 

 

кгс

са

при

на взлете

е=1 мкм,

 

 

 

 

 

е ~ \

мкм

 

 

 

 

 

 

кгс

 

 

 

 

 

гс-см

 

 

 

 

 

 

 

 

тв д

Компрессор

низкого

34

3,4

15 250

8,9

.Тайн“

давления

 

 

 

 

 

 

 

 

Турбина низкого давле­

68,9

6,89

15 250

18,1

 

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

Компрессор

высокого

71,2

7,12

17 650

25

 

давления

 

 

 

 

 

 

 

 

Турбина высокого

дав­

23,5

2,36

17 650

8,25

 

ления

 

 

 

 

 

 

 

ТРДД

Компрессор

низкого

74,8

7,48

8 115

5,6

„Спей“

давления

 

 

54,0

 

 

 

 

 

Турбина низкого давле­

5,4

8 115

3,1

 

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

Компрессор

высокого

84,3

8,43

12 530

14,9

 

давления

 

 

 

 

 

 

 

 

■ Турбина высокого дав­

59,4

5,94

12 530

10,5

 

ления

 

 

 

 

 

 

 

ТРД „Эвон“

Компрессор

 

 

333

33,3

8150

25

RA. 29/6

Турбина

 

 

184

18,4

8150

13,8

ТРДД

Компрессор

низкого

325

32,5

6 960

17,8

„Конуэй“

давления

 

 

 

 

 

 

 

RCo.42

Турбина низкого

дав­

169

16,9

6 960

9,2

 

ления

 

 

 

 

 

 

 

 

Компрессор

высокого

209

20,9

10 172

24,5

 

давления

 

 

 

 

 

 

 

 

Турбина высокого

дав­

118,2

11,82

10 172

13, S

 

ления

 

 

 

 

 

 

 

оо


Необходимо отметить, что во время балансировки на станке некоторых узлов наблюдается нестабильность в показаниях зна­ чений величины и угла дисбаланса при различных испытаниях. Например, достаточно небольших осевых перемещений турбин­ ных лопаток в их пазах, чтобы нарушилась первоначальная сба-

з

Рис. 44. Лопатки тур­

Рис. 45. Лопатки тур­

Рис. 46. Виды качания ло­

бины

 

 

(влияние на­

бины (влияние осево­

 

патки

компрессора:

 

правления

вращения):

го сдвига лопаток):

1—направление вращения;

2—

7—литія

 

размещения

с—расстояние между пло­

3—

 

верхнее

положение

лопатки;

 

центра

тяжести

лопатки

скостями коррекции; fl-

отклонение лопатки вперед пос­

при вращении

ее

на

ба­

осевой сдвиг лопатки, до­

ле перехода

верхнего

положе­

лансировочном

станке

по

пускаемый

фиксирующим

ния;

3

 

 

 

смещение

 

—мгновенное

 

3—

 

вращения

замком (0,3% для обес­

центра

тяжести; 5 — нижнее

по­

направлению

ложение лопатки;

—отклонение

двигателя:

2—ось

кача­

печения

приемлемых

лопатки

назад

 

6

перехода

после

ния;

 

 

пределы

переме­

пределов

дисбаланса)

 

нижнего

положения

 

щения

 

центра

тяжести

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лопатки:

 

осевая

ли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния;

 

5 — эффективные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щеш,яЛЬѴенХ\ТжГстн

лансированность ротора (рис. 44). Балан-

.лопаткп при ее колеба-

сіф О В К а

КОМ ПреСССфОВ

ПРОИСХОДИТ ИѲСКОЛЬ-

шш около

оси качания;

г

*

1

 

1

 

 

6

 

размещения

ко сложнее. Шарнирное крепление лопаток

—линия

щешт

^ о КпеаСтюіПРпротип

компрессораJ

допускает

 

различного

рода

направлениядвигателявращения

к а ч к у

б о Л Ь Ш П Х ЛОПЭТОК,

КОТОрЭЯ1

НѲИре-

 

 

 

рывно меняется при низких числах

оборо-

 

 

 

тов. С

ростом

оборотов увеличивается цен­

тробежная сила и лопатки устанавливаются в радиальном на­ правлении. Однако силы трения в корневой части лопаток пре­ пятствуют сохранению каждой лопаткой постоянного положе­ ния в течение всего периода работы, и вызываемое этим переме­

щение центра тяжести сооранного

колеса каждом ступени

(рис. 45) приводит к нестабильности

вектора дисбаланса. Раз­

брос точек при этом значителен. В некоторых случаях примене-

56


ние смазки замков лопаток снижает разброс величин до прием­ лемых значений, в других же случаях, когда не удается получить стабильные результаты, единственным решением является урав­ новешивание по средним величинам нескольких запусков.

Другим фактором, который был замечен после введения более современных балансировочных станков с переменным направле­ нием вращения, является нестабильность показаний при измене­ нии направления вращения. Это объясняется совместным дейст­ вием инерционных и аэродинамических нагрузок, вызывающих небольшое покачивание лопаток около осей скошенных елочных замков (рис. 46), вследствие чего центры тяжести лопаток пере­ мещаются вперед или назад по отношению к плоскости, проходя­ щей через центры тяжести. Поэтому для имитирования качки ло­ паток под действием газовых сил при работе их в двигателе ре­ комендуется проводить балансировку турбины, вращая ее в. направлении, противоположном вращению двигателя.

Д И Н А М И Ч Е С К И Е Х А Р А К Т Е Р И С Т И К И РОТО РОВ ГТД КАК Р Е А Л И ЗА Ц И Я СЛ У Ч А Й Н Ы Х Ф У Н К Ц И Й

Многочисленные экспериментальные данные (полученные на ряде отечественных заводов при исследовании причин повышен­ ных вибраций двигателей), исследования некоторых зарубежных фирм, а также данные, полученные при уравновешивании рото­ ров ГТД по их реальным формам прогибов в вакуумной камере МАИ, показывают, что анализ амплитудно-частотных и прогпбных характеристик турбомашин должен производиться методами математической статистики, так как динамические характеристи­ ки реальных двигателей являются реализациями случайных функций, зависящих от многих переменных.

Опыт показывает, что полученные экспериментально упругие линии ротора даже одного и того же семейства, равно как и их амплитудно-частотные характеристики, надо рассматривать как реализации случайных функций. Они имеют большой разброс вследствие случайного характера распределения дисбалансов в роторе, что, в свою очередь, является следствием случайных сум­ марных погрешностей изготовления и .сборки машины, а также состоянием поверхностей трения, величиной зазоров и натягов в узлах, которые существенно влияют на амплитуду и частоту ре­ зонансных колебаний двигателя. Как было показано выше, боль­ шое влияние на уравновешенность ротора, а следовательно, и на динамические характеристики турбомашин оказывают эксплуа­ тационные условия, которые весьма сложны и характеризуются нестационарными процессами, что еще больше затрудняет ана­ лиз получаемых на турбомашнне динамических характеристик.

Случайную функцию, в первую очередь, характеризуют матема­ тическим ожиданием ІИ[ф(х)] и дисперсией Л[ср(х)]. Если случай­ ная функция зависит от целого ряда аргументов, то, кроме ука­

57


занных характеристик, вводят еще коэффициенты корреляции, оценивающие вероятностные связи между отдельными случайны­ ми величинами. Обычно для практических целей бывает доста­ точно этих характеристик.

Математическое ожидание случайной функции представляет собой неслучайную функцию, характеризующую среднее значе­ ние, около которого колеблются реализации случайной функции, а дисперсия показывает степень разбросанности отдельных реа­ лизаций от математического ожидания.

Для того, чтобы найти математическое ожидание или сред­ нюю функцию и дисперсию случайной функции ф(х), рассматри­

вают ряд значений этой функции, полагая .ѵ = .ѵь

х2,

.

. .,

хт.

Для

каждого

х = Хі

получают

п

значений ср(х).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

При конкретных значениях

x = xh

имеет обыкновенную

 

слу­

чайную величину ф (-ѵ/і), для которой из опыта получено

 

зна­

чений. Среднее значение такой

случайной величины будет

 

 

 

 

 

 

 

 

П

П(А'Д

 

 

 

 

 

 

(28)

 

 

 

 

 

 

2 1

 

 

 

 

 

 

а дисперсия

 

м [?(*)] = —------- ,

(**)]}*

 

 

 

 

 

D

[с?(л)1=

 

 

П

 

 

 

 

 

(29)

 

 

 

— --------------------------- .

 

 

 

 

 

Зная п значений М[ср(х)] и П[ср(.ѵ)], можно приблизительно представить графики этих функции.

Целесообразно функцию ср(.ѵ), характеризующую прогиб ро­ тора ГТД или амплитудно-частотную характеристику его корпу­ сов, представлять в виде суммы, состоящей из детерминирован­ ной и случайной составляющих-.

где

f(x)

ф (Х )=/(Л )+ І(АД

 

(30)

 

— детерминированная составляющая, которая опреде­

 

 

ляется собственными формами колебаний ротора. Она

 

\{х)

зависит только от его конструкции, т. е. от

масс и

 

 

жесткостей ротора;

 

 

 

 

— случайная составляющая функции прогиба (или ам­

 

 

плитудно-частотной характеристики ротора),

кото­

 

 

рая в свою очередь, состоит из стационарной и не­

 

 

стационарной частей:

 

(31)

гдеЩ х)

1 { х ) = 1 ' { х ) + 1 " { х ) ,

составляющей,

кото­

— стационарная часть случайной

 

 

рая при стабильной жесткости

конструкции

ротора

 

 

определяется точностью изготовления и сборки рото­

58