Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
при испытаниях показывал повышенную виброперегрузку (более 4 5°', где g — ускорение свободного падения). На заводе ротор балансировался на обычном оборудовании по двум крайним плос костям, затем его несколько раз перебалансировали по трем плоскостям, наконец, он трижды балансировался по всем ступе ням, но желаемых результатов достичь так и не удалось. После этого ротор был отправлен в MAPI для исследований.
Для снятия исходных характеристик было проведено 16 экс периментов. В результате было выяснено, что система имеет два устойчивых резонанса в диапазонах 8000 об/мин и 10 000 об/мин,
Рис. 25. Схема |
ротора |
Рис. 26. Схема крепления ротора деся- |
.десятиступенчатого |
ком- |
тнступенчатого компрессора в вакуумной |
прессора |
|
камере (вид сверху): |
|
|
/ — камера; 2 — ротор; 3 — корпус; 4 — цапфа |
Максимальная величина размаха амплитуды вибрации соот ветственно равнялась 0,26 и 0,25 мм. Прогнбные характеристики 'показали, что максимальный прогиб наблюдается на V I, V III, IX и X ступенях на резонансных оборотах 9500— 10 500 об/мин, а на II ступени — на 8200 об/мин. Характерно, что уже с первых экспериментов была обнаружена нестабильность в амплитудно-
•частотных характеристиках системы. Эти же эксперименты пока зали, что места максимальных прогибов не лежат в одной плос кости и упругая линия ротора является пространственной кривой. Положение мест максимальных прогибов по каждой сту пени меняется в зависимости от числа оборотов. Исходя из кар тины полученной упругой линии, было решено проверить воспри имчивость, ротора к изменению дисбалансов на IX и III ступенях. Но достичь существенных изменений амплитуды вибраций не удалось. Затем, в соответствии с характеристиками прогибов бы
ло6 |
решено воздействовать на II и V III |
ступени. После внесения |
|
уравновешивающих грузов с моментом |
<7=190 гс-см |
(0,019 Н-м) |
|
в |
лопатку V III ступени значительно |
снизился пик при ЮО'ОО |
|
|
|
9 |
10 0 |
об/мин, но пик при 8000 об/мин сохранился прежним. |
Качествен |
ная картина изменения упругой линии показана на рис. 27. После
.внесения уравновешивающего груза с моментом = гс-см
37
со
оэ
а, б, в, г, |
<5—ротор |
в исходном |
состоянии; |
е, ж, з, и, |
к—внесен |
груз с моментом |
?=190 гс-см в VIII |
ступень- |
а е |
—эпюоы |
по- |
||||
лучены при «=5000 |
об/мин; |
б, |
ж |
- эпюры получены |
при «=6000 об/мин; о, з - |
эпюры получены |
при «=8000 |
об/мш г |
|||||||
|
|
эпюры |
получены при «=9000 об/мин; |
0, |
к-эпюры получены при «=10000 об/мин |
|
|
|
и— |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
{0,01 Н-м) во II ступень (2-я лопатка) пик уменьшился и при 8000 об/мин. Эти результаты представлены на рис. 28.
Дальнейшие эксперименты по уравновешиванию ротора су щественных результатов не дали. Следует указать, что весь про цесс уравновешивания был сопряжен с большими трудностями в связи со значительной нестабильностью амплитуд вибраций и прогибов ротора.
После окончания экспериментов по уравновешиванию ротор сбыл снят со стенда. Спустя некоторое время для проверки ста-
5 |
Б |
7 |
8 |
9 10 7/ п-Ю-ЗоВ/мин |
Рис. 28. Сравнительные амплитудно-частотные характе ристики ротора десятиступенчатого компрессора № 1 до и после балансировки:.
/—ротор в исходном состоянии; 2—внесены грузы во |
II ступень |
<7=100 гс • см, в V III ступень <7=190 гс • см |
|
бильности результатов уравновешивания он вновь был установ лен в камеру. Первые пять экспериментов подтвердили получен ную ранее сбалансированность, затем прошел ряд эксперимен тов, где были получены высокие вибрации; в следующих экспериментах виброперегрузки самопроизвольно снизились при неизменном состоянии ротора и всего стенда.
Исследование ротора с максимальными посадочными натяга ми. Из полученных амплитудно-частотных характеристик вид но, что система с этим ротором имеет также два резонансных режима в диапазонах 8100—8300 и 10800— 11000 об/мин. Сравни вая показания вертикальных и горизонтальных вибродатчиков, было отмечено, что система проявила свойство анизотропности опор. Система в динамическом отношении оказалась более ста бильной. Максимальный прогиб ротора равнялся 0,1 мм. Формы упругих линий по оборотам в исходном состоянии ротора и с уравновешивающими грузами с моментом <7 = 1 8 6 гс-см (0,0186 Н -м ) показаны на рис. 29. Уравновешиванию этот ротор не подвергался.
Исследование ротора с минимальными посадочными натягами.
Исследования показали, что система с этим ротором имеет два резонансных режима в диапазонах 7900—8100 и 10300— 10600
39
об/мин. Система с данным ротором также проявляла нестабиль ность амплитуд вибраций и прогибов, что может быть отнесено
Рис. 29. Эпюры прогиба двух роторов десятисту пенчатого компрессора (ротора № 2 с максималь ными посадочными натягами и ротора № 3 с ми нимальными посадочными натягами) по оборотам:
а —ротор № |
2 |
в исходном |
состоянии |
при |
/2=10500— |
||||
11000 об/мнн; |
б—ротор № 2 с |
|
<7=186 гс • см на |
V III |
сту |
||||
пени при /2=7500—8000 об/мин; |
в |
—ротор |
Лг° 2 с тем |
же |
|||||
грузом при я=9500—10000 об/мнн; |
г—роторе № 2 с тем |
же |
|||||||
грузом при / = |
11 |
000—41500 об/мнн; б—ротор № 3 в исход |
|||||||
2 |
|
|
|
|
|
—ротор № 3 в |
|||
ном состоянии |
при /г=7900—8100 об/мнн; |
||||||||
исходном |
состоянии при |
|
/ =10300—■ '10600 об/мнн |
|
|||||
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
за счет минимальных посадочных натягов. Максимальный про гиб ротора равнялся 0,15 мм и наблюдался на втором резонанс ном режиме.
Формы упругих линий, которые наблюдались в диапазоне обо их резонансных режимов, показаны на рис. 29. Установка груза,
40
равного 1 г, на радиусе 19 см на II ступень снизила амплитуду вибраций компрессора примерно в 3 раза.
На рис. 30 представлены сравнительные амплитудно-частот ные характеристики трех роторов десятиступенчатого компрессо-
Рис. 30. Сравнительные амплитудно-частотные харак теристики трех роторов десятиступенчатого компрес сора:
/—ротор с максимальными |
посадочными |
2 |
натягами; —ротор |
||
с минимальными посадочными натягами; |
3 |
|
—ротор с неустра |
||
нимой |
вибрацией |
|
ра с «неустранимой» вибрацией, с максимальными и минималь ными натягами.
РЕЗУЛ ЬТА ТЫ И С С Л Е Д О В А Н И И РО ТО РА ГТД М А Л О Й М О Щ Н О СТ И
Для исследования таких роторов была создана специальная вакуумная камера. Габаритные размеры камеры позволили ве сти исследования полноразмерного двигателя.
Предварительно проведенная серия экспериментов для снятия исходных характеристик позволила установить хорошую сходи мость амплитудно-частотных характеристик, снятых с этого дви гателя на заводе и при испытаниях в вакуумной камере. Во вре мя предварительных экспериментов из-за больших прогибов вала и соответственно больших динамических нагрузок на подшипни ки один из подшипников компрессора вышел из строя. Двига тель пришлось перебрать. До и после переборки двигателя были произведены замеры первоначального прогиба на низких оборо тах. Замеренный прогиб до переборки был равен 0,05 мм, а пос ле нее — 0 ,0 2 мм.
Измерения прогиба вала ротора на рабочих оборотах (0 — ' 36000 об/мин) показали, что величина прогиба после переборки двигателя уменьшилась на 0,1—0,2 мм. Величина максимально
41
го прогиба вала до переборки составляла 0 ,6 —0 ,8 мм, после пе реборки'— 0,5—0,7 мм.
Изменение амплитуды прогиба вала ротора в средней части в зависимости от оборотов до и после балансировки показано на
рис. 31.
При этом упругая линия ротора в целом имела пространст венный характер с преобладанием первой формы (рис. 32). На режиме критических оборотов упругая линия практически нахо дилась в одной плоскости, что хорошо согласуется с теоремой,
Рис. 31. График изменения амплитуды прогиба средней части вала ротора ГТД малой мощности:
/—до балансировки; 2—после балаисировкц
доказанной А. Н. Огуречниковым для изгибных колебаний. Тео рема формулируется следующим образом: упругая линейная си стема при внешнем возбуждении на резонансном режиме движет ся так же, как и при свободных колебаниях. Другими словами, упругая линия ротора при резонансном режиме должна лежать в одной плоскости.
Многочисленные эксперименты показали, что фаза прогиба вала ротора перемещается с изменением оборотов таким обра зом, что при 36000—39000 об/мии он оказывается повернутым на 180° по отношению к положению при 0—8000 об/мин. Кроме того, фаза прогиба ротора неустойчива и перемещается в секторе600 при 12000—30 000 об/мин. Различные опыты показывают, что величина и положение этого сектора изменяются в зависимости от величины и места груза. По получении исходных характери стик приступили к балансировке ротора по методу М АИ . Балан сировка ротора производилась по плоскостям компрессора и турбины, указанным на рис. 33. Результаты уравновешивания ротора представлены на рис. 34. Балансировка на резонансном режиме позволила значительно снизить уровень вибрации во
4?