Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
с о зд а е т необходимые предпосылки д л я разр аб о тки и практической
проверки единых методов определения экономической эффективнос ти новой техники .
Экономическая оценка сельскохозяй ствен н ой техники произво
ди тся |
и в капиталистических с т р а н а х . |
Но если в нашей стр ан е и в |
других |
социалистических стр ан ах при |
выборе экономически эффек |
тивных вариантов капиталовложений исходят из народн охозяй ствен
ных целей, то |
в капиталистических |
стран ах |
как |
п р о и зв о д и те л я ,та к |
||||||||||||
и потребителя |
сел ьскохозяй ствен н ой техники |
и н тер есу ет |
только |
|||||||||||||
личная |
вы года. |
Эконоглическая оценка техники в капиталистических |
||||||||||||||
стр ан ах |
стави т |
своей |
целью обогащ ение |
к ап и тал и ста . Тилько |
сооб |
|||||||||||
ражения |
увеличения |
прибыли, |
стрем ление |
любыми |
средствам и |
выжить |
||||||||||
в острейшей |
конкурентной |
борьбе заставляю т |
к ап и тали ста |
внедрять |
||||||||||||
новую технику . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Методы экономической оценки сельскохозяй ствен н ой техники в |
||||||||||||||||
капиталистических |
стр ан ах |
по |
своим |
целям и |
задачам коренным |
об |
||||||||||
разом отличаю тся |
от |
целей |
и |
зад ач |
определения |
экономической |
эф |
|||||||||
ф ективности |
в |
нашей |
с т р а н е . |
Но вм есте |
с тем некоторы е |
м етодичес |
||||||||||
кие подходы |
к |
определению |
отдельных элем ентов |
за т р а т м о гу т |
быть |
|||||||||||
использованы |
и |
в |
практике |
социалистических |
с т р а н . При |
этом |
и с |
|||||||||
пользованию опыта капиталистических стр ан |
должна предш ествовать |
|||||||||||||||
р аб о та |
по тщ ательному |
анализу его |
с классовы х |
позицій , |
с |
пози |
||||||||||
ций и нтересов |
нашего |
социалистического |
способа |
п р о и зво д ства . |
||||||||||||
Основной |
кри тери й , |
которым руководствую тся фермеры при |
|
|||||||||||||
выборе |
новой |
техники, |
- |
это |
соп оставлен и е |
доходов и р ас х о д о в . |
||||||||||
П риобретение |
машин |
сч и тается |
экономичным, |
если |
затраты |
меньше |
||||||||||
дохода |
или оцененной |
в |
д ен ьгах производи тельн ости . Это |
условие |
выполнимо, если при неизменной производительности затраты сни
жаются, |
увеличение |
производительности превышает увеличение з а |
||||
т р а т , у теч к а |
дохода |
меньше экономии р а с х о д а . |
|
|||
В |
за т р а т а х н а |
машины выделяют |
д в а ви да |
з а т р а т : не за в и с я |
||
щие от |
эксплуатации |
и возникающие |
только при |
использовании т е х |
||
ники. |
|
|
|
|
|
|
Затр аты , |
не зависящ ие от эксп луатац и и , |
называют накладными, |
||||
постоянными, |
твер д ал и , |
основными и |
т . д . |
|
||
Затраты , |
зависящ ие |
от эксп луатац и и , называют переменными, |
подвижными, эксплуатационными, меняющимися, производственны ми, текущими и т . д .
|
К основным |
расходам |
о тн о сят |
процентные |
отч и сл ен и я (п р о - ■ |
|||||||||||||||||
цент |
н а к а п и т а л ), |
затр аты |
на |
ар ен д у |
зд ан и й , |
н ал о ги |
и |
с т р а х о |
||||||||||||||
вые |
платеж и, |
амортизацию . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Амортизацию |
связываю т |
со |
временем и сп о л ьзо ван и я |
машины |
|
||||||||||||||||
в том |
с л у ч а е , |
если |
машина |
в теч ен и е |
го д а эк с п л у а т и р у е тс я |
с р а в |
||||||||||||||||
нительно |
м ало . При |
интенсивном применении |
амортизацию; п р ед л а |
|||||||||||||||||||
г а е т с я связы вать |
с |
объемом |
выполненных р а б о т . |
В этом |
с л у ч ае |
мы |
||||||||||||||||
имеем |
т а к |
называем,ую |
"переменную |
ам ортизацию ". В |
ІІшейцарии |
в |
||||||||||||||||
к а ч е с т в е |
п р ед ел а |
эксплуатации |
( т . е . |
с р о к а службы) |
д л я |
т р а к т о |
||||||||||||||||
ров |
принимается |
10 |
л ет |
при |
у сл о ви и , |
что общий |
объем |
и сп о л ьзо |
||||||||||||||
ван и я |
в |
теч ен и е |
го д а |
не |
превышает или р а в е н |
1000 |
ч ас |
(1 0 |
ты с. |
|||||||||||||
час |
з а |
срок служ бы ). При |
и сп ользовании свыше |
1000 |
ч а с |
в |
го д |
|
||||||||||||||
р еком ен д уется |
исчи слять |
амортизацию |
и сходя |
и з |
времени |
и сп оль |
||||||||||||||||
зо в а н и я . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В Англии применяют к ак пропорциональный |
сп особ |
р ас п р е д е л е |
|||||||||||||||||||
ния |
суммы |
амортизационных о тч и сл е н и й , т а к |
и |
ускоренны е методы, |
||||||||||||||||||
из которых |
в к а ч е с т в е |
основного |
р еко м ен д у ется |
регресси вн ы й |
(т а к |
|||||||||||||||||
называемый |
сокращенный |
балансовы й) |
м ето д . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Процент |
н а |
к ап и тал , |
или |
процентные отч и сл ен и я |
п редставляю т |
||||||||||||||||
собой компенсацию и сп ользован и я |
к а п и та л а , |
и |
п о ск о л ьк у |
по |
мере |
|||||||||||||||||
ам ортизации облагаемый |
процентом |
к ап и тал ум еньш ается, |
одн овре |
|||||||||||||||||||
менно |
ежегодно убы вает |
и выплачиваемый кап и тал |
(в |
данном |
с л у |
|||||||||||||||||
ч а е |
имеет |
м есто |
регрессивны й |
способ |
и с ч и с л е н и я ). |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
В Швейцарии |
считают» |
что |
процентные отч и сл ен и я |
необходимо |
|||||||||||||||||
о п ред елять |
не |
от |
первоначальной |
сто и м ости , |
а |
о т 2 / 2 |
стоим ости |
|||||||||||||||
приобретенной |
техники |
(к а к |
среднюю |
в е д а чину |
н а |
каждый |
го д ср о к а |
|||||||||||||||
службы |
машины): |
|
|
|
У і й р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
2 = |
|
|
|
|
|
|
|
|
( I I . 8) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ІОО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
гд е |
2 |
- |
процентные |
отч и сл ен и я, |
франки (ф р ); |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
А |
- |
стоим ость |
техн и ки , |
ф р; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Р - |
процентная |
с т а в к а , |
$ . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
П лата |
з а |
помещение |
( X ) |
(обычно арен дн ая |
п л а т а ) |
и сч и сл я |
|||||||||||||||
е т с я |
исходя из специально |
разработанны х норм |
д л я |
хран ен и я и |
||||||||||||||||||
средней |
платы |
на |
I |
м3 |
построй ки : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
X |
= |
л - |
б |
, |
|
|
|
|
|
|
|
Ш |
. Э ) |
- І?.3 -
гд е |
& |
- |
объем |
занимаемой машиной при хранении, м3 ; |
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
X- |
- ар ен дн ая |
п л а т а , |
ф р/м 3 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
С траховы е |
платеж и включают в с е б я |
г л а в н ш |
образом проти |
||||||||||||||||||||||
вопож арное |
с т р а х о в а н и е . Для |
тр акто р о в и некоторы х |
машин, |
в з я |
||||||||||||||||||||||
тых |
н а п р о к а т , |
р ас сч и ты в ае тся |
гар ан ти й н ая |
п л ат а |
(взносы |
в |
сч ет |
|||||||||||||||||||
гар ан ти и сохран н ости |
арендуемых машин) |
и |
и н огда |
каско |
(с т р а х о |
|||||||||||||||||||||
ван и е ср е д с т в |
д о с т а в к и ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
О плата прав |
и отчи слени я |
з а исп ользован и е |
д о р о г рассчиты |
||||||||||||||||||||||
ваю тся |
н а |
о сн о в е |
норм, устанавливаем ы х |
окружными |
советам и и |
Ми |
||||||||||||||||||||
н и стер ство м почт Англии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Еще |
один |
вид з а т р а т |
- |
это н а л о ги , |
устанавливаем ы е |
к ан то н а |
|||||||||||||||||||
ми, |
провинциями, |
штатами |
в |
зави си м ости |
от |
|
видов |
|
с е л ь с к о х о зя й с т |
|||||||||||||||||
венной |
техн и ки . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Суммируя |
в с е |
эти |
виды |
з а т р а т , рассчиты ваю т |
|
основные |
(н а |
||||||||||||||||||
кладны е) |
р асх о д а |
в р а с ч е т е |
н а |
го д . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
£ |
= |
У + Z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( I I . 10) |
|
||||
гд е |
ЗГ - |
|
основные расходы , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
У - |
ам о р ти зац и я; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
С |
- |
страховы е |
платеж и; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Н - н а л о ги ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
П - |
прочие |
(о п л а т а |
п р а в , |
отчи слени я |
|
з а исп ользован и е |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
д о р о г и д р . ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
И нтересно |
о тм ети ть, |
что |
в |
общих годовых |
з а т р а т а х |
на |
долю |
||||||||||||||||||
ам ортизации се л ьско х о зя й ств ен н о й |
техники |
приходится |
5 0 |
$ , |
н а |
д о |
||||||||||||||||||||
лю н ал о го в |
- |
1 3 |
$ , |
н а |
|
долю |
страховы х |
платеж ей |
- |
1 |
$ . |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Э ксплуатационны е |
(текущ ие) расходы |
включают |
в |
с е б я в с е |
з а |
||||||||||||||||||||
тр а ты , |
возникающие н еп о сред ствен н о при |
использовании |
машины.Они |
|||||||||||||||||||||||
обычно |
склады ваю тся |
и з з а т р а т |
на |
р е ш и т , |
технический |
у х о д , г о |
||||||||||||||||||||
рю чее, |
смазочны е |
ивспом огательны е |
материалы , |
а |
такж е |
стоимости |
||||||||||||||||||||
рабочей |
силы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Заслуж ивает |
внимания |
то т |
ф а к т, |
что |
затр аты |
н а |
ремонт |
с в я |
|||||||||||||||||
зывают |
с |
объемами |
выполняемой |
работы |
( т . е . |
затр аты |
в р а с ч е т е |
н а |
||||||||||||||||||
I ч ас работы машины считаю т |
постоянны м и): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
« |
|
^ 2 . |
|
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( I I . I I ) |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— ----- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
г д е |
R - |
затр аты |
н а |
ремонт |
н а |
I ч а с |
работы |
машины, |
ф р .ч а с ; |
|
||||||||||||||||
|
fi |
- |
ср о к |
службы |
машины, |
ч а с . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.Затраты на технический уход в |
кап и тал и сти ч ески х |
|
с т р а н а х |
||||||||||||||||||||
отделяю т |
от |
з а т р а т на |
рем онт. |
С вда |
о тн о сят |
|
за тр ат ы |
н а |
см азку |
|||||||||||||||
и очистку машины перед началом и во |
врем я |
работы , |
п ереоборудо |
|||||||||||||||||||||
ван и е машины и другие мелкие работы по постоянному уходу |
з а м а |
|||||||||||||||||||||||
шиной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З а |
рубежом |
величина |
эти х з а т р а т |
о п р ед ел я е тс я |
в |
основном |
|||||||||||||||||
стоимостью тр у д а |
м еханика и р ас сч и ты в ае тся |
|
ч ер ез за тр ат ы |
в р е |
||||||||||||||||||||
мени |
в |
оплачиваемом рабочем врем ени, приходящимся |
н а |
|
единицу |
|||||||||||||||||||
работы : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
( I I . К) |
|||
где |
і у |
- корма времени н а технический уход |
|
в р а с ч е т е |
|
н а |
едини |
|||||||||||||||||
|
|
|
цу |
за гр у зк и |
или |
выработки |
машины |
(например |
І /І О |
опла |
||||||||||||||
|
|
|
чиваем ого ч а с а |
н а час работы |
или |
і / 4 |
оплачиваем ого |
|||||||||||||||||
|
|
|
ч а с а |
на |
единицу |
р аб о ты ); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
J - ч а со в ая о п л а т а , ф р /ч а с . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Затраты на горю чее и смазочные материалы |
рассчиты ваю тся |
||||||||||||||||||||||
исходя |
из норм |
|
р ас х о д а горю чего или |
смазочных |
м атери алов |
и |
их |
|||||||||||||||||
стои м ости . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Затраты |
н а |
основные |
и вспом огательны е |
|
м атериалы |
|
рассчи ты |
||||||||||||||||
ваю тся |
исходя |
из |
норм |
р асх о д а |
и цены : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ß = / 1 ■ |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( І І . І З ) |
||||
где |
р |
- |
норма |
|
р ас х о д а н а единицу |
работы ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
4g - |
ц ен а |
всп ом огательн ого м ате р и ал а . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Стоимость |
|
рабочей силы обычно |
то л ько |
частично |
вклю чается |
||||||||||||||||||
в эксплуатационны е за тр ат ы . Рекомендации |
построены |
таким |
о б р а |
|||||||||||||||||||||
зом , |
ч то |
личный |
тр у д |
фермера |
не учитываю т, |
|
а |
учитывают |
труд |
|||||||||||||||
только |
дополнительно |
привлекаемой |
рабочей |
силы, |
о п л ату |
ю то р о й |
||||||||||||||||||
ве д у т |
исходя |
из |
норм |
з а |
единицу работы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
В |
этом |
сущ ественные |
разли ч и я |
в р а с ч е т е |
з а т р а т |
н а |
|
новую т е х |
|||||||||||||||
нику |
в |
соц иалистических |
и кап и тали сти ч ески х |
с т р а н а х . |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
В нашей |
стр ан е основной |
принцип - |
р ав н ая |
о п л ат а |
з а |
равный |
|||||||||||||||||
тр у д . |
В |
кап и тали сти чески х ст р ан а х |
даже |
дополнительно |
|
п ривлечен |
||||||||||||||||||
н ая |
р аб о чая |
сила |
оп л ач и вается |
п о -р азн о м у . |
Т ак , |
труд |
женщин |
о п л а |
||||||||||||||||
ч и в ае тся |
по |
более |
низким |
расценкам , |
чем |
труд |
мужчин |
и т . д . |
|
|||||||||||||||
|
Основной |
эффект |
от |
техники о п р ед ел яется |
прежде |
в с е г о |
с т е |
|||||||||||||||||
пенью |
экономии |
|
з а т р а т |
живого |
тр у д а, |
т . е . |
снижением у дельн ого |
в е с а зар аб о тн о й |
платы |
в |
общих |
з а т р а т а х |
на п р ои звод ство продук |
||||||||||||||||||||
ц и и . Неполный |
у ч е т |
эти х |
за т р а т |
не |
п о зво л яет получить |
р еальн ого |
|||||||||||||||||||
п р ед ставл е н и я |
о |
за т р а т а х |
н а п р о и зво д ство , |
и сл е д о в ате л ь н о , |
пол |
||||||||||||||||||||
но |
р а с с ч и т а т ь |
экономическую |
эф ф ективность |
новой |
техн и ки . |
|
|
||||||||||||||||||
|
Суммируя |
затр аты |
|
н а р ем он т, |
тех н и ческій |
у х о д , |
го р ю чее,см а |
||||||||||||||||||
зочные |
и |
вспом огательны е |
материалы |
и |
стоим ость |
рабочей |
силы ,п о |
||||||||||||||||||
лучают вели чи н у |
эксплуатационны х |
за т р а т |
в |
р а с ч е т е |
н а |
единицу |
|||||||||||||||||||
врем ени |
работы |
или |
н а |
|
единицу |
объема |
работы . |
Умножив |
э т у величи |
||||||||||||||||
ну |
н а |
годовую |
н а г р у зк у , |
определяю т |
эксплуатационны е |
годовы е |
з а |
||||||||||||||||||
траты |
( |
У ) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
- |
r t r |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( I I . 14) |
|||
г д е |
V - |
удельны е |
эксплуатационны е |
за т р а т ы , ф р /ч а с ; |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
t r ~ |
го д о в а я |
з а г р у з к а |
машины, |
ч а с . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
С у ш а |
основных и |
|
эксплуатационны х |
за т р а т |
о б р а зу е т |
величину |
||||||||||||||||||
себ есто и м о сти |
( |
U. |
) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
U * ? + V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( И |
. 15) |
||||||
|
Она может |
быть |
р а с с ч и та н а |
к а к |
н а |
единицу |
работы |
или |
на |
|
|||||||||||||||
единицу |
врем ени |
и сп о л ь зо ван и я, |
т а к |
и |
н а г о д . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Р асчетом |
издерж ек |
п р о и зв о д ств а (себесто и м о сти ) |
не |
в с е г д а |
||||||||||||||||||||
за к а н ч и в а е т с я |
п о д го то в и тел ьн ал |
р аб о та |
по |
получению |
данных д л я |
||||||||||||||||||||
экономической |
оц ен ки . |
|
К ап италист-ф ерм ер, |
приобретая новую техн и |
|||||||||||||||||||||
к у , в с е г д а |
в к а к о й -т о |
|
м ере |
р и ск у ет , |
и |
д л я |
т о г о , |
чтобы |
в к ак о й -то |
||||||||||||||||
степ ен и о б езо п аси ть |
с е б я , |
он |
рассч и ты вает |
т а к |
называемую |
компен |
|||||||||||||||||||
сационную н ад б а в к у , |
или |
тариф . В |
этом |
сл у ч ае |
себестои м ость |
р а с |
|||||||||||||||||||
сч и ты в ается |
при |
предполагаем ой |
еж егодной |
з а г р у з к е |
техн и ки , |
и к |
|||||||||||||||||||
определенной таким |
образом |
величине |
себестои м ости |
п р и б авл яется |
|||||||||||||||||||||
н ад б авк а |
з а |
р и ск . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Тариф |
р ас сч и ты в ае тся |
по |
формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
T |
= U. С * |
*J») |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
( I I |
.1 6 ) |
|||||
г д е |
J> |
- |
н ад б авк а з а |
р и ск |
(р ек о м ен ду ется |
в р азм ер ах |
около 0 , 1 ) . |
||||||||||||||||||
|
Р и ск о вая |
н ад б а в к а |
наполовину |
учиты вает технический риск |
|||||||||||||||||||||
(при и сп ользован и и |
машины, |
превышающем |
ее |
тех н и ческ и е |
возможнос |
||||||||||||||||||||
т и , |
в о зр а с т а е т , и |
опасность |
ее |
поломки) |
и |
экономический |
р и ск |
(д л я |
|||||||||||||||||
сн я ти я сомнений |
в отношении возмож ностей |
применения малины |
в пол |
||||||||||||||||||||||
ном |
объеме |
в последующие |
го д ы ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|