Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с о зд а е т необходимые предпосылки д л я разр аб о тки и практической

проверки единых методов определения экономической эффективнос­ ти новой техники .

Экономическая оценка сельскохозяй ствен н ой техники произво­

ди тся

и в капиталистических с т р а н а х .

Но если в нашей стр ан е и в

других

социалистических стр ан ах при

выборе экономически эффек­

тивных вариантов капиталовложений исходят из народн охозяй ствен ­

ных целей, то

в капиталистических

стран ах

как

п р о и зв о д и те л я ,та к

и потребителя

сел ьскохозяй ствен н ой техники

и н тер есу ет

только

личная

вы года.

Эконоглическая оценка техники в капиталистических

стр ан ах

стави т

своей

целью обогащ ение

к ап и тал и ста . Тилько

сооб ­

ражения

увеличения

прибыли,

стрем ление

любыми

средствам и

выжить

в острейшей

конкурентной

борьбе заставляю т

к ап и тали ста

внедрять

новую технику .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы экономической оценки сельскохозяй ствен н ой техники в

капиталистических

стр ан ах

по

своим

целям и

задачам коренным

об­

разом отличаю тся

от

целей

и

зад ач

определения

экономической

эф­

ф ективности

в

нашей

с т р а н е .

Но вм есте

с тем некоторы е

м етодичес­

кие подходы

к

определению

отдельных элем ентов

за т р а т м о гу т

быть

использованы

и

в

практике

социалистических

с т р а н . При

этом

и с ­

пользованию опыта капиталистических стр ан

должна предш ествовать

р аб о та

по тщ ательному

анализу его

с классовы х

позицій ,

с

пози­

ций и нтересов

нашего

социалистического

способа

п р о и зво д ства .

Основной

кри тери й ,

которым руководствую тся фермеры при

 

выборе

новой

техники,

-

это

соп оставлен и е

доходов и р ас х о д о в .

П риобретение

машин

сч и тается

экономичным,

если

затраты

меньше

дохода

или оцененной

в

д ен ьгах производи тельн ости . Это

условие

выполнимо, если при неизменной производительности затраты сни­

жаются,

увеличение

производительности превышает увеличение з а ­

т р а т , у теч к а

дохода

меньше экономии р а с х о д а .

 

В

за т р а т а х н а

машины выделяют

д в а ви да

з а т р а т : не за в и с я ­

щие от

эксплуатации

и возникающие

только при

использовании т е х ­

ники.

 

 

 

 

 

 

Затр аты ,

не зависящ ие от эксп луатац и и ,

называют накладными,

постоянными,

твер д ал и ,

основными и

т . д .

 

Затраты ,

зависящ ие

от эксп луатац и и , называют переменными,

подвижными, эксплуатационными, меняющимися, производственны ми, текущими и т . д .


 

К основным

расходам

о тн о сят

процентные

отч и сл ен и я (п р о - ■

цент

н а к а п и т а л ),

затр аты

на

ар ен д у

зд ан и й ,

н ал о ги

и

с т р а х о ­

вые

платеж и,

амортизацию .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Амортизацию

связываю т

со

временем и сп о л ьзо ван и я

машины

 

в том

с л у ч а е ,

если

машина

в теч ен и е

го д а эк с п л у а т и р у е тс я

с р а в ­

нительно

м ало . При

интенсивном применении

амортизацию; п р ед л а­

г а е т с я связы вать

с

объемом

выполненных р а б о т .

В этом

с л у ч ае

мы

имеем

т а к

называем,ую

"переменную

ам ортизацию ". В

ІІшейцарии

в

к а ч е с т в е

п р ед ел а

эксплуатации

( т . е .

с р о к а службы)

д л я

т р а к т о ­

ров

принимается

10

л ет

при

у сл о ви и ,

что общий

объем

и сп о л ьзо ­

ван и я

в

теч ен и е

го д а

не

превышает или р а в е н

1000

ч ас

(1 0

ты с.

час

з а

срок служ бы ). При

и сп ользовании свыше

1000

ч а с

в

го д

 

р еком ен д уется

исчи слять

амортизацию

и сходя

и з

времени

и сп оль ­

зо в а н и я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Англии применяют к ак пропорциональный

сп особ

р ас п р е д е л е ­

ния

суммы

амортизационных о тч и сл е н и й , т а к

и

ускоренны е методы,

из которых

в к а ч е с т в е

основного

р еко м ен д у ется

регресси вн ы й

(т а к

называемый

сокращенный

балансовы й)

м ето д .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процент

н а

к ап и тал ,

или

процентные отч и сл ен и я

п редставляю т

собой компенсацию и сп ользован и я

к а п и та л а ,

и

п о ск о л ьк у

по

мере

ам ортизации облагаемый

процентом

к ап и тал ум еньш ается,

одн овре­

менно

ежегодно убы вает

и выплачиваемый кап и тал

данном

с л у ­

ч а е

имеет

м есто

регрессивны й

способ

и с ч и с л е н и я ).

 

 

 

 

 

 

В Швейцарии

считают»

что

процентные отч и сл ен и я

необходимо

о п ред елять

не

от

первоначальной

сто и м ости ,

а

о т 2 / 2

стоим ости

приобретенной

техники

(к а к

среднюю

в е д а чину

н а

каждый

го д ср о к а

службы

машины):

 

 

 

У і й р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 =

 

 

 

 

 

 

 

 

( I I . 8)

 

 

 

 

 

 

 

ІОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

2

-

процентные

отч и сл ен и я,

франки (ф р );

 

 

 

 

 

 

 

А

-

стоим ость

техн и ки ,

ф р;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р -

процентная

с т а в к а ,

$ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П лата

з а

помещение

( X )

(обычно арен дн ая

п л а т а )

и сч и сл я­

е т с я

исходя из специально

разработанны х норм

д л я

хран ен и я и

средней

платы

на

I

м3

построй ки :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

=

л -

б

,

 

 

 

 

 

 

 

Ш

. Э )

- І?.3 -


гд е

&

-

объем

занимаемой машиной при хранении, м3 ;

 

 

 

 

X-

- ар ен дн ая

п л а т а ,

ф р/м 3 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С траховы е

платеж и включают в с е б я

г л а в н ш

образом проти ­

вопож арное

с т р а х о в а н и е . Для

тр акто р о в и некоторы х

машин,

в з я ­

тых

н а п р о к а т ,

р ас сч и ты в ае тся

гар ан ти й н ая

п л ат а

(взносы

в

сч ет

гар ан ти и сохран н ости

арендуемых машин)

и

и н огда

каско

(с т р а х о ­

ван и е ср е д с т в

д о с т а в к и ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О плата прав

и отчи слени я

з а исп ользован и е

д о р о г рассчиты ­

ваю тся

н а

о сн о в е

норм, устанавливаем ы х

окружными

советам и и

Ми­

н и стер ство м почт Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще

один

вид з а т р а т

-

это н а л о ги ,

устанавливаем ы е

к ан то н а­

ми,

провинциями,

штатами

в

зави си м ости

от

 

видов

 

с е л ь с к о х о зя й с т ­

венной

техн и ки .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммируя

в с е

эти

виды

з а т р а т , рассчиты ваю т

 

основные

(н а ­

кладны е)

р асх о д а

в р а с ч е т е

н а

го д .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

=

У + Z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( I I . 10)

 

гд е

ЗГ -

 

основные расходы ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У -

ам о р ти зац и я;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

-

страховы е

платеж и;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н - н а л о ги ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П -

прочие

(о п л а т а

п р а в ,

отчи слени я

 

з а исп ользован и е

 

 

 

 

д о р о г и д р . ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И нтересно

о тм ети ть,

что

в

общих годовых

з а т р а т а х

на

долю

ам ортизации се л ьско х о зя й ств ен н о й

техники

приходится

5 0

$ ,

н а

д о ­

лю н ал о го в

-

1 3

$ ,

н а

 

долю

страховы х

платеж ей

-

1

$ .

 

 

 

 

 

 

Э ксплуатационны е

(текущ ие) расходы

включают

в

с е б я в с е

з а ­

тр а ты ,

возникающие н еп о сред ствен н о при

использовании

машины.Они

обычно

склады ваю тся

и з з а т р а т

на

р е ш и т ,

технический

у х о д , г о ­

рю чее,

смазочны е

ивспом огательны е

материалы ,

а

такж е

стоимости

рабочей

силы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслуж ивает

внимания

то т

ф а к т,

что

затр аты

н а

ремонт

с в я ­

зывают

с

объемами

выполняемой

работы

( т . е .

затр аты

в р а с ч е т е

н а

I ч ас работы машины считаю т

постоянны м и):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

^ 2 .

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( I I . I I )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-----

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г д е

R -

затр аты

н а

ремонт

н а

I ч а с

работы

машины,

ф р .ч а с ;

 

 

fi

-

ср о к

службы

машины,

ч а с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

.Затраты на технический уход в

кап и тал и сти ч ески х

 

с т р а н а х

отделяю т

от

з а т р а т на

рем онт.

С вда

о тн о сят

 

за тр ат ы

н а

см азку

и очистку машины перед началом и во

врем я

работы ,

п ереоборудо ­

ван и е машины и другие мелкие работы по постоянному уходу

з а м а­

шиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а

рубежом

величина

эти х з а т р а т

о п р ед ел я е тс я

в

основном

стоимостью тр у д а

м еханика и р ас сч и ты в ае тся

 

ч ер ез за тр ат ы

в р е ­

мени

в

оплачиваемом рабочем врем ени, приходящимся

н а

 

единицу

работы :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

( I I . К)

где

і у

- корма времени н а технический уход

 

в р а с ч е т е

 

н а

едини­

 

 

 

цу

за гр у зк и

или

выработки

машины

(например

І /І О

опла­

 

 

 

чиваем ого ч а с а

н а час работы

или

і / 4

оплачиваем ого

 

 

 

ч а с а

на

единицу

р аб о ты );

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J - ч а со в ая о п л а т а , ф р /ч а с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на горю чее и смазочные материалы

рассчиты ваю тся

исходя

из норм

 

р ас х о д а горю чего или

смазочных

м атери алов

и

их

стои м ости .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты

н а

основные

и вспом огательны е

 

м атериалы

 

рассчи ты ­

ваю тся

исходя

из

норм

р асх о д а

и цены :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ß = / 1 ■

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( І І . І З )

где

р

-

норма

 

р ас х о д а н а единицу

работы ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4g -

ц ен а

всп ом огательн ого м ате р и ал а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость

 

рабочей силы обычно

то л ько

частично

вклю чается

в эксплуатационны е за тр ат ы . Рекомендации

построены

таким

о б р а­

зом ,

ч то

личный

тр у д

фермера

не учитываю т,

 

а

учитывают

труд

только

дополнительно

привлекаемой

рабочей

силы,

о п л ату

ю то р о й

ве д у т

исходя

из

норм

з а

единицу работы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

этом

сущ ественные

разли ч и я

в р а с ч е т е

з а т р а т

н а

 

новую т е х ­

нику

в

соц иалистических

и кап и тали сти ч ески х

с т р а н а х .

 

 

 

 

 

 

В нашей

стр ан е основной

принцип -

р ав н ая

о п л ат а

з а

равный

тр у д .

В

кап и тали сти чески х ст р ан а х

даже

дополнительно

 

п ривлечен ­

н ая

р аб о чая

сила

оп л ач и вается

п о -р азн о м у .

Т ак ,

труд

женщин

о п л а­

ч и в ае тся

по

более

низким

расценкам ,

чем

труд

мужчин

и т . д .

 

 

Основной

эффект

от

техники о п р ед ел яется

прежде

в с е г о

с т е ­

пенью

экономии

 

з а т р а т

живого

тр у д а,

т . е .

снижением у дельн ого


в е с а зар аб о тн о й

платы

в

общих

з а т р а т а х

на п р ои звод ство продук­

ц и и . Неполный

у ч е т

эти х

за т р а т

не

п о зво л яет получить

р еальн ого

п р ед ставл е н и я

о

за т р а т а х

н а п р о и зво д ство ,

и сл е д о в ате л ь н о ,

пол­

но

р а с с ч и т а т ь

экономическую

эф ф ективность

новой

техн и ки .

 

 

 

Суммируя

затр аты

 

н а р ем он т,

тех н и ческій

у х о д ,

го р ю чее,см а­

зочные

и

вспом огательны е

материалы

и

стоим ость

рабочей

силы ,п о ­

лучают вели чи н у

эксплуатационны х

за т р а т

в

р а с ч е т е

н а

единицу

врем ени

работы

или

н а

 

единицу

объема

работы .

Умножив

э т у величи ­

ну

н а

годовую

н а г р у зк у ,

определяю т

эксплуатационны е

годовы е

з а ­

траты

(

У ) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

-

r t r

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( I I . 14)

г д е

V -

удельны е

эксплуатационны е

за т р а т ы , ф р /ч а с ;

 

 

 

 

 

 

t r ~

го д о в а я

з а г р у з к а

машины,

ч а с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С у ш а

основных и

 

эксплуатационны х

за т р а т

о б р а зу е т

величину

себ есто и м о сти

(

U.

) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U * ? + V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( И

. 15)

 

Она может

быть

р а с с ч и та н а

к а к

н а

единицу

работы

или

на

 

единицу

врем ени

и сп о л ь зо ван и я,

т а к

и

н а г о д .

 

 

 

 

 

 

 

 

Р асчетом

издерж ек

п р о и зв о д ств а (себесто и м о сти )

не

в с е г д а

за к а н ч и в а е т с я

п о д го то в и тел ьн ал

р аб о та

по

получению

данных д л я

экономической

оц ен ки .

 

К ап италист-ф ерм ер,

приобретая новую техн и ­

к у , в с е г д а

в к а к о й -т о

 

м ере

р и ск у ет ,

и

д л я

т о г о ,

чтобы

в к ак о й -то

степ ен и о б езо п аси ть

с е б я ,

он

рассч и ты вает

т а к

называемую

компен­

сационную н ад б а в к у ,

или

тариф . В

этом

сл у ч ае

себестои м ость

р а с ­

сч и ты в ается

при

предполагаем ой

еж егодной

з а г р у з к е

техн и ки ,

и к

определенной таким

образом

величине

себестои м ости

п р и б авл яется

н ад б авк а

з а

р и ск .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тариф

р ас сч и ты в ае тся

по

формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

= U. С *

*J»)

,

 

 

 

 

 

 

 

 

( I I

.1 6 )

г д е

J>

-

н ад б авк а з а

р и ск

(р ек о м ен ду ется

в р азм ер ах

около 0 , 1 ) .

 

Р и ск о вая

н ад б а в к а

наполовину

учиты вает технический риск

(при и сп ользован и и

машины,

превышающем

ее

тех н и ческ и е

возможнос­

т и ,

в о зр а с т а е т , и

опасность

ее

поломки)

и

экономический

р и ск

(д л я

сн я ти я сомнений

в отношении возмож ностей

применения малины

в пол­

ном

объеме

в последующие

го д ы ).