Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
литическая экономия социализма. Конкретные вопросы экономки отдельных отраслей и прежде всего сельспого хозяйства изуча ются в таких дисциплинах, как "Экономика сельского хозяйства" и "Организация социалистических сельскохозяйственных, предпри ятий". Эти науки являются более общими по отношению к такой, сравнительно новой дисциплине, какой является "Экономическая оценка сельскохозяйственной техники".
Практически данная отрасль научных знаний делает свои первые шаги, выделяясь в самостоятельный курс из "Организации социалистического сельскохозяйственного производства".
Учет требований закона стоимости проявляется и при уста новлении цен на сельскохозяйственную технику. Себестоимость техники и методика установления оптовых цен являются вопроса ми, изучаемыми в курсе "Экономика промышленности", Но без ре шения этих вопросов невозможна экономическая оценка техники. Поэтому новая дисциплина имеет связь и с экономикой промыш ленности и прежде всего с тракторным и сельскохозяйственным ыашкностроением.
Курс "Экономическая оценка сельскохозяйственной техники" имеет связь а с техническими дисциплинами, например, с эксплу атацией машинно-тракторного парка, "Тракторы и автомойили", "сельскохозяйственные машины", "Основы испытаний" и другими. Без знания целого ряда технических параметров машин, правил их цкеплуатации, испытаний и ремонта невозможно правильно подойти к расчету экономических параметров техники.
Методологической основой курса экономической оценки сельскохозяйственной техники является марксистско-ленинский диалектический материализм, его диалектический метод. А этот метод требует рассмотрения явлений в постоянном развитии, з борьбе нового со старым. Метод материалистической диалектики приводит к единству теории и практики. Поэтому все способы решения тех или иных задач, применяемых в экономической оцен ке, и все выводы по эффективности новой техники, обязательно проверяются в практике использования техники в совхозах и колхозах страны.
При изучении вопросов эффективности капиталовложений и новой техники используют следующие способы и приемы:
1)расчетно-конструкг USMUÙ способ, смысл которого за ключается в предварительном расчете вариантов и их сопоставлении между собой с целью отбора наиболее эффективного;
2)эксперимент - как способ проверки расчетных данных на практике, и на этой основе уточнение выводов и рекомендация;
3)статистическая обработка данных - как основной прием для разработки нормативной базы и проверки выводов и
рекомендаций на массовых данных использования техни ки в сельском хозяйстве.
Все в большей мере при экономической оценке универсаль ных машин, комплексов и систем машин используются современные математические методы и электронно-вычислительная техника.
Основным методическим приемом при экономической оценке является сравнение. Ійироко используются анализ /разложение элементов на составные части/, синтез /последующее соединение
иобобщение, выявление тенденций и разработав перспектив/; индукция /восхождение от частного к общему/ и дедукция /о т общего к частному/.
Помимо указанных применяют и другие способы и приемы. Методика изучения явления ни есть нечто внешнее и раз навсег да данная. Сущность изучаемого явления и категории определяет
иметод для его изучения.
Основная задача, которую ставит перед собой изучение дан ного курса - дать в руки инженера /прежде всего инкенера-исш- тателя/ методы и навыки в проведении экономических расчетов по определению экономической эффективности новой сельскохозяйст венной техники; научить инженера видеть в технике не самоцель, а средство для дальнейшего повышения производительности обще ственного труда; побудить инженера мыслить прежде всего эконо мически, любое техническое решение и предложение рассматривать
спозиций экономических.
асодержание курса "экономическая оценка сельскохозяйст венной техники" входят следующие основные группы вопросов:
1.Методологические и методические основы экономической
оценки капитальных вложений и новой техники. 2. Система показателей и критерии эффективности.
3. Методика экономической оценки машин, узлов и детален.
4. Методика экономического анализа задактивности техни ки /границы эффективности/.
5. Методы экономической оценки сельскохозяйственной тех ники за рубежом.
Основной формой изучения курса являются лекции и лабора торно-практические занятия.
Лекционный курс включает все основное содержание програм мы. В процессе изучения методики экономической оценки машин основное внимание сосредотачивается на изучении оценки специ ализированных машин в растениеводстве, а затем изучаются осо бенности оценки тракторов, универсальных машин, машин для ме ханизации процессов в животноводстве, узлов и деталей с.х.м а шин. В этом же разделе излагается и методика определения цен на новую сельскохозяйственную технику, а также методы экономи ческого анализа эффективности.
Лабораторно-практические занятия закрепляют теоретические знания, вооружают методикой расчетов и дают практические навы ки по расчету цен на новую технику, определению экономической эффективности машин, комплексов, узлов и деталей.
Курсовая работа выполняется по теме "Экономическая эффек тивность внедрения в сельскохозяйственное производство нового трактора или комплекса машин". Она представляет собой фюрму самостоятельной работы студента с материалами, собранными им в период прохождения практики. Выполнение курсовой работы го товит студента к выполнению экономической части дипломного проекта.
Данный же курс лекций должен вооружить студента теорети ческими знаниями, научить его методическим приемам расчета эффективности и экономического анализа.
2.Методологические и методические основы экономической оценки сельскохозяйственной
техники
2 .1 . Методологические основы
Темпы развития человечества в определенных социально-эко номических формациях зависят в конечном итоге от единственного источника - роста производительности общественного труда, от экономии общественно необходимого рабочего времени.
На современном этапе развития нашего общества эти темпы развития предопределяются ускорением темпов научно-техническо го прогресса. Потребности общества постоянно растут и основная задача заключается в максимальном удовлетворении этих, постоян но растущих потребностей. Именно как орудие разрешения этих противоречии между ростом потребностей общества и возможностями их удовлетворения и выступает научно-технический прогресс. Про изводственный опыт, степень познания законов природы и общест ва, т .е . научные знания общество материализует в технике. К.Маркс очень образно называл технику овеществленной силой зна ний, неоднократно подчеркивая идентичность понятий роста произ водительности общественного труда и роста технического развития общества. Производительность техники К.Маркс измерял той сте пенью, в какой она замещает рабочую силу человека. Развивая по ложение К.Маркса о росте производительности общественного тру да, В.И.Ленин подчеркивал, что "производительность труда - это в конечном счете самое важное, самое главное для победы нового оощественяого ст р оя "^ .
В Директивах ХХІУ съезда КПСС было подчеркнуто, что глав ная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значитель ный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
Повышение уровня производительности труда - вот та основ ная дель, ради которой человечество создает технику и широко
В.И.Ленин, Ço6p.co4., т.ЗУ, ст р .21.
ее использует. Будучи вооружен техническими средствами произ
водства, |
человек спосооен |
производить больше продукции в еди |
ницу времени, производить |
ее с меньшими затратами труда и |
|
средств. |
|
* |
Техника воплощает в сеое прошлый труд и как элемент об щественного производства она не может создавать новую стои мость. Только живой труд способен вновь создать потребитель ную стоимость и стоимость.
Но замещая живой труд, техника переносит на созданный с ее помощью продукт больше прошлого труда. Важно, чтооы не только затраты живого труда сокращались, но чтооы сокращались и затраты прошлого труда.
Общий рост производительности общественного труда проис ходит таким образом, что при абсолютном снижении затрат на еди ницу продукции доля живого труда постоянно сокращается, а доля прошлого труда постоянно возрастает.
Методологической основой экономической оценки сельскохо зяйственной техники.таким образом.становится отыскание таких вариантов машин, которые в максимальной степени способствовали бы росту общественной производительности труда, или /ч то то же самое/ снижению общественно необходимых затрат на производство единицы продукции.
Затраты общественно необходимого труда - это стоимость про дукции, включающая в себя перенесенную стоимость средств произ водства / т . е . затраты прошлого труда/ и вновь созданную стои мость /затраты живого труда для себя и для общества/.
В условиях действия закона стоимости и сохранения товарноденежных отношений по эквивалентным затратам общественно необ ходимого труда, носителем стоимости выступает потребительная стоимость.
Поскольку методов прямого подсчета стоимости еще нет, по стольку мы используем другие категории, выступающие как денеж ное выражение стоимости или отдельных ее составляющих: рознич ные цены, оптовые цены, закупочные /сдаточные/ цены, себестои мость, валовой доход, чистый доход и т .д .
Обычно новые сельскохозяйственные машины не затрагивают сферу обращения и сферу реализации /потребления/ и в качестве
измерителя уровня общественно необходимых затрат мы может при нимать не все элементы стоимости, а только часть из них.
При экономической оценке сельхозмашин требуется ответить на вопрос, какая машина из ряда возможных обеспечит большее снижение общественно необходимых затрат, и задача сводится посуществу к выбору лучшего варианта из ряда возможных. Следова тельно, в этом случае нас будут интересовать те составляющие стоимости, изменение которых зависит именно от технических средств, оценкой которых мы занимаемся: себестоимость, прямые затраты, так называемые эксплуатационные затраты, прибыль /рен
табельность/, |
или другие категории. |
|
Если V? - |
это себестоимость, С - |
затраты прошлого труда и |
I/ - затраты живого труда для себя, |
то: |
|
|
|
S = |
С*Ѵ |
|
(2 .1 .) |
|
|
Внедрение новых сельхозмашин способствует снижению стои |
||||||
мости |
и себестоимости продукции, т .е . |
|
|||||
|
|
|
St < |
J 1, |
|
|
|
но это снижение стоимости происходит таким образом, |
что |
||||||
а |
I/; < |
. Следовательно, |
эффективным будет считаться тот ва |
||||
риант технического решения, |
у которого |
|
|||||
|
|
|
|
* |
С , |
♦ *1 |
|
|
Говоря об экономической оценке техники, мы должны будем |
||||||
четко |
определить, что |
мы имеем в виду под термином |
"техника". |
||||
В |
этом |
|
курсе в понятие |
техника мы будем включать только ору |
дия труда,с помощью которых человек в процессе труда воздейст вует на предмет труда с целью создания потребительной стоимости. Сюда мы включаем орудия, машины, комплексы и системы машин.
Орудие - техническое средство производства, имеющее в сво ем составе рабочий орган, или рабочий орган и передаточный ме ханизм. Очевидно, что почти все так называемые сельхозмашины относятся к орудиям, а не к машинам. Но поскольку исторически уже сложилось понятие "сельскохозяйственная машина", мы будем употреблять термин "сельскохозяйственная машина", отдавая себе
отчет в |
том, что в |
экономическом смысле слова - в |
большинстве |
|
случаев |
это |
орудия. Машина - единство трех составных частей - |
||
собственно |
рабочей |
машины /оруди я/, передаточного |
механизма |
|
и двигателя |
|
|
|
Исторически двигатель в сельском хозяйстве был отделен от "машины", и в экономическом смысле слова лод машиной всег да надо иметь в виду агрегат из двигателя и "сельскохозяйст венной машины",, Машина позволяет механизированно выполнять какую-либо рабочую операцию.
Комплекс машин - это набор нескольких машин для выполне ния нескольких рабочих операций, но не обеспечивающих получе ние конечного вида продукции. Это по-существу частичная систе ма машин.
Система машин - это набор взаимоувязанных между собой ма шин, с помощью которых обеспечивается производство одного или нескольких видов продукции. Система машин может быть для про изводства зерна, продукции растениеводства, для хозяйства, для зоны, для страны. Чем меньше в процессе производства продукт подвергается воздействию ручного труда, тем более совершенной считается система машин. В настоящее время в СССР разработана и реализуется третья система машин для комплексной механизации производства сельхозпродукции /н а 1970-75 г г . / .
Экономической оценке подвергаются и орудия, и машины, и к о м п л е к с и системы машин. Помимо этого экономически оценива
ются и отдельные элементы машин - детали и узлы; способы агрега тирования; способы организации использования техники и т .д . В зависимости от объекта оценки изменяется объем информации, еди ница измерения результата, порядок и методика расчета. Но во всех случаях неизменной остается методологическая основа - срав нительное измерение уровня изменения общественно необходимых за трат /или отдельных их элементов/ на производство, как выразите лей уровня роста производительности общественного труда.
2 .2 . Методические основы
Поскольку сельскохозяйственная техника является составной частью основных производственных фондов, а средства на ее соз дание и внедрение - капитальными затратами, постольку и ее эко номическая оценка должна проводиться на базе общих принципов и критериев,’ характерных для определения экономической эффектив ности капиталовложений.
Методической основой экономической оценки сельхозмашин яв ляются принципы и критерии методов определения экономической эффективности капиталовложений.
Впервые вопросы эффективности капиталовложений получили широкое обсуждение в литературе еще в 20-х годах.
Именно -в этот период складываются два лагеря экономистов, по-разному подходящих к выбору наиболее эффективного варианта.
Первая группа экономистов считана невозможным применение единого показателя экономической эффективности и предлагала систему показателей (таких как увеличение объема продукции, улучшение качества, снижение себестоимости, рост производитель ности труда и т . д . ).
Вторая группа экономистов утверждала возможность нахожде ния единого показателя, который сможет дать ответ при выборе предпочтительного варианта капиталовложений. В качестве основ ного (хотя не единственного) показателя предлагалось также от ношение получаемой экономии и капитальных затрат. Показатель коэффициента эффективности или срока окупаемости, предложенный в этот период С.Кукель-Краевским, по существу сохранился во всех последующих методиках.
Впослевоенный период проблема эффективности капитальных вложений продолжала обсуждаться на страницах нашей периодичес кой печати, причем среди авторов преобладала точка зрепия о необходимости иметь систему показателей. И хотя единой методи ки по результатам развернувшейся дискуссии разработано не было, она оказала значительное влияние на ход всей последующей рабо ты по проблемам экономической эффективности капитальных вложе ний.
Вэто время на первый план выдвигаются практические вопро сы экономической оценки новой техники, в ряде отраслей создают ся методики экономической оценки новой техники. Экономисты-от раслевики, включая в методики общие для народного хозяйства по казатели, дополняли их целым рядом показателей, характерных только для данных отраслей. В 1955 г. появилась первая "Методи ка расчета и экономического анализа при проектировании сельско хозяйственных машин". В большинстве своем методические разработ-
Го-', п б |
к - ч ’ |
||
на1' ■ |
. :WH.IS V |
.я |
|
£. .Он'..о |
• г.a |
с ; ч |
р |
. ‘î •“ |
;,fi= |
|
ч и •. .ь: :С .'О 3 '.ЛА
ки по оценке эффективности новой техники раньше не являлись обя зательными. Экономическая оценка техники, как правило, не выхо дила за пределы научно-исследовательских институтов, а результа ты расчетов для обоснования выбора конструкторских разработок применялись эпизодически. Утверждались только отдельные отрасле вые методики.
В1956 г. Гостехника СССР, совместно с Госпланом СССР, Госэкономкомиссией СССР, Госстроем СССР, Государственным комитетом Совета (Линистров СССР по вопросам труда и заработной платы и ЦСУ
СССР разработали и утвердили "Временную типовую методику опреде ления' эффективности внедрения техники".
Вэтой методике четко зафиксировано, что под эффективностью
внедрения новой техники следует понимать степень повышения про изводительности труда. Для определения эффективности были уста новлены следующие основные показатели: капитальные затраты, по требные для внедрения мероприятия; себестоимость; ожидаемая вы работка трудящегося, занятого на данном производстве или обору довании.
Наряду с основными в методике содержался ряд дополнительных показателей (время производственного цикла, капиталоотдача, ка чество продукции и д р .).
За основу соизмерения методика рекомендовала принять срок окупаемости капитальных вложении и установила предельные его значения (здания и сооружения - 5 лет, производственное обору дование - 3 года, энергетическое оборудование - 4 года). Б ус ловиях, когда срок окупаемости превышает пределы, методика до пускала пользоваться любыми показателями, если они будут приз наны более важными и решающими. Выбор таких показателей разре шался министру и его заместителям.
Удовлетворительного решения общей проблемы измерения за трат при внедрении новой техники и специальных вопросов этого измерения эта методика не дала. Тем не менее, нельзя забывать о главном. Ею впервые было достигнуто определенное единообра зие в подходе к экономической оценке техники в различных от раслях народного хозяйства.
В результате использования временной методики в различ ных отраслях народного хозяйства был выявлен ряд ее недостат
ков и противоречий. Возникла необходимость подготовки новой ти повой методики. С этой целью Институт экономики АН ССОР в 1958 г провел первую Всесоюзную научно-техническую конференцию по про блемам определения экономической эффективности капитальных вло жении и новой техники в народном хозяйстве. Материалы конферен ции были изданы, что как бы расширило число ее участников и во влекло в разработку новой типовой методики огромную армию эко номистов.
В I960 г. АН СССг, Государственным научно-техническим ко митетом Совета Министров СССР, Госпланом СССР, Госстроем СССР,
ЦС.У СССР и Стройбанком СССР была разработана "Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве СССР".
Взамен пункта з9 типовой методики была разработана и ут верждена 18 февраля 1961 г . "Методика определения годового эко номического эффекта, получаемого в результате внедрения новой техники". В ней впервые введен как обязательный критериальный показатель - минимальные приведенные затраты на единицу про дукции:
С t e / =• |
(2 .2 .) |
где С - себестоимость или затраты на производство единицы продукции, руб.;
К- удельные капитальные затраты, т .е . сумма производ ственных основных и о боротных фондов в рублях на
единицу годового выпуска данной продукции или го дового объема произведенной работы;
Ен - нормативный коэффициент экономической эффективнос ти дополнительных капитальных затрат.
При этом нормативный коэффициент устанавливался дифферен цированно по отраслям народного хозяйства. Так, по машинострое нию рекомендовался нормативный коэффициент эффективности капи таловложений в пределах от 0 ,3 -0 ,в, а по сельскохозяйственному машиностроению на основании предложений пИСХиМа он оыл принят равным 0,25 (как величина, средняя, для всего диапазона измене ний в машиностроении). При отсутствии отраслевого нормативяприменялся коэффициент, равный 0,15.
В качестве основного показателя экономической эффективнос