Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

литическая экономия социализма. Конкретные вопросы экономки отдельных отраслей и прежде всего сельспого хозяйства изуча­ ются в таких дисциплинах, как "Экономика сельского хозяйства" и "Организация социалистических сельскохозяйственных, предпри­ ятий". Эти науки являются более общими по отношению к такой, сравнительно новой дисциплине, какой является "Экономическая оценка сельскохозяйственной техники".

Практически данная отрасль научных знаний делает свои первые шаги, выделяясь в самостоятельный курс из "Организации социалистического сельскохозяйственного производства".

Учет требований закона стоимости проявляется и при уста­ новлении цен на сельскохозяйственную технику. Себестоимость техники и методика установления оптовых цен являются вопроса­ ми, изучаемыми в курсе "Экономика промышленности", Но без ре­ шения этих вопросов невозможна экономическая оценка техники. Поэтому новая дисциплина имеет связь и с экономикой промыш­ ленности и прежде всего с тракторным и сельскохозяйственным ыашкностроением.

Курс "Экономическая оценка сельскохозяйственной техники" имеет связь а с техническими дисциплинами, например, с эксплу­ атацией машинно-тракторного парка, "Тракторы и автомойили", "сельскохозяйственные машины", "Основы испытаний" и другими. Без знания целого ряда технических параметров машин, правил их цкеплуатации, испытаний и ремонта невозможно правильно подойти к расчету экономических параметров техники.

Методологической основой курса экономической оценки сельскохозяйственной техники является марксистско-ленинский диалектический материализм, его диалектический метод. А этот метод требует рассмотрения явлений в постоянном развитии, з борьбе нового со старым. Метод материалистической диалектики приводит к единству теории и практики. Поэтому все способы решения тех или иных задач, применяемых в экономической оцен­ ке, и все выводы по эффективности новой техники, обязательно проверяются в практике использования техники в совхозах и колхозах страны.

При изучении вопросов эффективности капиталовложений и новой техники используют следующие способы и приемы:

1)расчетно-конструкг USMUÙ способ, смысл которого за­ ключается в предварительном расчете вариантов и их сопоставлении между собой с целью отбора наиболее эффективного;

2)эксперимент - как способ проверки расчетных данных на практике, и на этой основе уточнение выводов и рекомендация;

3)статистическая обработка данных - как основной прием для разработки нормативной базы и проверки выводов и

рекомендаций на массовых данных использования техни­ ки в сельском хозяйстве.

Все в большей мере при экономической оценке универсаль­ ных машин, комплексов и систем машин используются современные математические методы и электронно-вычислительная техника.

Основным методическим приемом при экономической оценке является сравнение. Ійироко используются анализ /разложение элементов на составные части/, синтез /последующее соединение

иобобщение, выявление тенденций и разработав перспектив/; индукция /восхождение от частного к общему/ и дедукция /о т общего к частному/.

Помимо указанных применяют и другие способы и приемы. Методика изучения явления ни есть нечто внешнее и раз навсег­ да данная. Сущность изучаемого явления и категории определяет

иметод для его изучения.

Основная задача, которую ставит перед собой изучение дан­ ного курса - дать в руки инженера /прежде всего инкенера-исш- тателя/ методы и навыки в проведении экономических расчетов по определению экономической эффективности новой сельскохозяйст­ венной техники; научить инженера видеть в технике не самоцель, а средство для дальнейшего повышения производительности обще­ ственного труда; побудить инженера мыслить прежде всего эконо­ мически, любое техническое решение и предложение рассматривать

спозиций экономических.

асодержание курса "экономическая оценка сельскохозяйст­ венной техники" входят следующие основные группы вопросов:

1.Методологические и методические основы экономической

оценки капитальных вложений и новой техники. 2. Система показателей и критерии эффективности.


3. Методика экономической оценки машин, узлов и детален.

4. Методика экономического анализа задактивности техни­ ки /границы эффективности/.

5. Методы экономической оценки сельскохозяйственной тех­ ники за рубежом.

Основной формой изучения курса являются лекции и лабора­ торно-практические занятия.

Лекционный курс включает все основное содержание програм­ мы. В процессе изучения методики экономической оценки машин основное внимание сосредотачивается на изучении оценки специ­ ализированных машин в растениеводстве, а затем изучаются осо­ бенности оценки тракторов, универсальных машин, машин для ме­ ханизации процессов в животноводстве, узлов и деталей с.х.м а­ шин. В этом же разделе излагается и методика определения цен на новую сельскохозяйственную технику, а также методы экономи­ ческого анализа эффективности.

Лабораторно-практические занятия закрепляют теоретические знания, вооружают методикой расчетов и дают практические навы­ ки по расчету цен на новую технику, определению экономической эффективности машин, комплексов, узлов и деталей.

Курсовая работа выполняется по теме "Экономическая эффек­ тивность внедрения в сельскохозяйственное производство нового трактора или комплекса машин". Она представляет собой фюрму самостоятельной работы студента с материалами, собранными им в период прохождения практики. Выполнение курсовой работы го­ товит студента к выполнению экономической части дипломного проекта.

Данный же курс лекций должен вооружить студента теорети­ ческими знаниями, научить его методическим приемам расчета эффективности и экономического анализа.

2.Методологические и методические основы экономической оценки сельскохозяйственной

техники

2 .1 . Методологические основы

Темпы развития человечества в определенных социально-эко­ номических формациях зависят в конечном итоге от единственного источника - роста производительности общественного труда, от экономии общественно необходимого рабочего времени.

На современном этапе развития нашего общества эти темпы развития предопределяются ускорением темпов научно-техническо­ го прогресса. Потребности общества постоянно растут и основная задача заключается в максимальном удовлетворении этих, постоян­ но растущих потребностей. Именно как орудие разрешения этих противоречии между ростом потребностей общества и возможностями их удовлетворения и выступает научно-технический прогресс. Про­ изводственный опыт, степень познания законов природы и общест­ ва, т .е . научные знания общество материализует в технике. К.Маркс очень образно называл технику овеществленной силой зна­ ний, неоднократно подчеркивая идентичность понятий роста произ­ водительности общественного труда и роста технического развития общества. Производительность техники К.Маркс измерял той сте­ пенью, в какой она замещает рабочую силу человека. Развивая по­ ложение К.Маркса о росте производительности общественного тру­ да, В.И.Ленин подчеркивал, что "производительность труда - это в конечном счете самое важное, самое главное для победы нового оощественяого ст р оя "^ .

В Директивах ХХІУ съезда КПСС было подчеркнуто, что глав­ ная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значитель­ ный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.

Повышение уровня производительности труда - вот та основ­ ная дель, ради которой человечество создает технику и широко

В.И.Ленин, Ço6p.co4., т.ЗУ, ст р .21.


ее использует. Будучи вооружен техническими средствами произ­

водства,

человек спосооен

производить больше продукции в еди­

ницу времени, производить

ее с меньшими затратами труда и

средств.

 

*

Техника воплощает в сеое прошлый труд и как элемент об­ щественного производства она не может создавать новую стои­ мость. Только живой труд способен вновь создать потребитель­ ную стоимость и стоимость.

Но замещая живой труд, техника переносит на созданный с ее помощью продукт больше прошлого труда. Важно, чтооы не только затраты живого труда сокращались, но чтооы сокращались и затраты прошлого труда.

Общий рост производительности общественного труда проис­ ходит таким образом, что при абсолютном снижении затрат на еди­ ницу продукции доля живого труда постоянно сокращается, а доля прошлого труда постоянно возрастает.

Методологической основой экономической оценки сельскохо­ зяйственной техники.таким образом.становится отыскание таких вариантов машин, которые в максимальной степени способствовали бы росту общественной производительности труда, или /ч то то же самое/ снижению общественно необходимых затрат на производство единицы продукции.

Затраты общественно необходимого труда - это стоимость про­ дукции, включающая в себя перенесенную стоимость средств произ­ водства / т . е . затраты прошлого труда/ и вновь созданную стои­ мость /затраты живого труда для себя и для общества/.

В условиях действия закона стоимости и сохранения товарноденежных отношений по эквивалентным затратам общественно необ­ ходимого труда, носителем стоимости выступает потребительная стоимость.

Поскольку методов прямого подсчета стоимости еще нет, по­ стольку мы используем другие категории, выступающие как денеж­ ное выражение стоимости или отдельных ее составляющих: рознич­ ные цены, оптовые цены, закупочные /сдаточные/ цены, себестои­ мость, валовой доход, чистый доход и т .д .

Обычно новые сельскохозяйственные машины не затрагивают сферу обращения и сферу реализации /потребления/ и в качестве

измерителя уровня общественно необходимых затрат мы может при­ нимать не все элементы стоимости, а только часть из них.

При экономической оценке сельхозмашин требуется ответить на вопрос, какая машина из ряда возможных обеспечит большее снижение общественно необходимых затрат, и задача сводится посуществу к выбору лучшего варианта из ряда возможных. Следова­ тельно, в этом случае нас будут интересовать те составляющие стоимости, изменение которых зависит именно от технических средств, оценкой которых мы занимаемся: себестоимость, прямые затраты, так называемые эксплуатационные затраты, прибыль /рен ­

табельность/,

или другие категории.

 

Если V? -

это себестоимость, С -

затраты прошлого труда и

I/ - затраты живого труда для себя,

то:

 

 

 

S =

С*Ѵ

 

(2 .1 .)

 

Внедрение новых сельхозмашин способствует снижению стои­

мости

и себестоимости продукции, т .е .

 

 

 

 

St <

J 1,

 

 

но это снижение стоимости происходит таким образом,

что

а

I/; <

. Следовательно,

эффективным будет считаться тот ва­

риант технического решения,

у которого

 

 

 

 

 

*

С ,

*1

 

 

Говоря об экономической оценке техники, мы должны будем

четко

определить, что

мы имеем в виду под термином

"техника".

В

этом

 

курсе в понятие

техника мы будем включать только ору­

дия труда,с помощью которых человек в процессе труда воздейст­ вует на предмет труда с целью создания потребительной стоимости. Сюда мы включаем орудия, машины, комплексы и системы машин.

Орудие - техническое средство производства, имеющее в сво­ ем составе рабочий орган, или рабочий орган и передаточный ме­ ханизм. Очевидно, что почти все так называемые сельхозмашины относятся к орудиям, а не к машинам. Но поскольку исторически уже сложилось понятие "сельскохозяйственная машина", мы будем употреблять термин "сельскохозяйственная машина", отдавая себе

отчет в

том, что в

экономическом смысле слова - в

большинстве

случаев

это

орудия. Машина - единство трех составных частей -

собственно

рабочей

машины /оруди я/, передаточного

механизма

и двигателя

 

 

 


Исторически двигатель в сельском хозяйстве был отделен от "машины", и в экономическом смысле слова лод машиной всег­ да надо иметь в виду агрегат из двигателя и "сельскохозяйст­ венной машины",, Машина позволяет механизированно выполнять какую-либо рабочую операцию.

Комплекс машин - это набор нескольких машин для выполне­ ния нескольких рабочих операций, но не обеспечивающих получе­ ние конечного вида продукции. Это по-существу частичная систе­ ма машин.

Система машин - это набор взаимоувязанных между собой ма­ шин, с помощью которых обеспечивается производство одного или нескольких видов продукции. Система машин может быть для про­ изводства зерна, продукции растениеводства, для хозяйства, для зоны, для страны. Чем меньше в процессе производства продукт подвергается воздействию ручного труда, тем более совершенной считается система машин. В настоящее время в СССР разработана и реализуется третья система машин для комплексной механизации производства сельхозпродукции /н а 1970-75 г г . / .

Экономической оценке подвергаются и орудия, и машины, и к о м п л е к с и системы машин. Помимо этого экономически оценива­

ются и отдельные элементы машин - детали и узлы; способы агрега­ тирования; способы организации использования техники и т .д . В зависимости от объекта оценки изменяется объем информации, еди­ ница измерения результата, порядок и методика расчета. Но во всех случаях неизменной остается методологическая основа - срав­ нительное измерение уровня изменения общественно необходимых за­ трат /или отдельных их элементов/ на производство, как выразите­ лей уровня роста производительности общественного труда.

2 .2 . Методические основы

Поскольку сельскохозяйственная техника является составной частью основных производственных фондов, а средства на ее соз­ дание и внедрение - капитальными затратами, постольку и ее эко­ номическая оценка должна проводиться на базе общих принципов и критериев,’ характерных для определения экономической эффектив­ ности капиталовложений.

Методической основой экономической оценки сельхозмашин яв­ ляются принципы и критерии методов определения экономической эффективности капиталовложений.

Впервые вопросы эффективности капиталовложений получили широкое обсуждение в литературе еще в 20-х годах.

Именно -в этот период складываются два лагеря экономистов, по-разному подходящих к выбору наиболее эффективного варианта.

Первая группа экономистов считана невозможным применение единого показателя экономической эффективности и предлагала систему показателей (таких как увеличение объема продукции, улучшение качества, снижение себестоимости, рост производитель­ ности труда и т . д . ).

Вторая группа экономистов утверждала возможность нахожде­ ния единого показателя, который сможет дать ответ при выборе предпочтительного варианта капиталовложений. В качестве основ­ ного (хотя не единственного) показателя предлагалось также от­ ношение получаемой экономии и капитальных затрат. Показатель коэффициента эффективности или срока окупаемости, предложенный в этот период С.Кукель-Краевским, по существу сохранился во всех последующих методиках.

Впослевоенный период проблема эффективности капитальных вложений продолжала обсуждаться на страницах нашей периодичес­ кой печати, причем среди авторов преобладала точка зрепия о необходимости иметь систему показателей. И хотя единой методи­ ки по результатам развернувшейся дискуссии разработано не было, она оказала значительное влияние на ход всей последующей рабо­ ты по проблемам экономической эффективности капитальных вложе­ ний.

Вэто время на первый план выдвигаются практические вопро­ сы экономической оценки новой техники, в ряде отраслей создают­ ся методики экономической оценки новой техники. Экономисты-от­ раслевики, включая в методики общие для народного хозяйства по­ казатели, дополняли их целым рядом показателей, характерных только для данных отраслей. В 1955 г. появилась первая "Методи­ ка расчета и экономического анализа при проектировании сельско­ хозяйственных машин". В большинстве своем методические разработ-

Го-', п б

к - ч ’

на1' ■

. :WH.IS V

£. .Он'..о

• г.a

с ; ч

р

. ‘î •“

;,fi=

 

ч и •. .ь: :С .'О 3 '.ЛА


ки по оценке эффективности новой техники раньше не являлись обя­ зательными. Экономическая оценка техники, как правило, не выхо­ дила за пределы научно-исследовательских институтов, а результа­ ты расчетов для обоснования выбора конструкторских разработок применялись эпизодически. Утверждались только отдельные отрасле­ вые методики.

В1956 г. Гостехника СССР, совместно с Госпланом СССР, Госэкономкомиссией СССР, Госстроем СССР, Государственным комитетом Совета (Линистров СССР по вопросам труда и заработной платы и ЦСУ

СССР разработали и утвердили "Временную типовую методику опреде­ ления' эффективности внедрения техники".

Вэтой методике четко зафиксировано, что под эффективностью

внедрения новой техники следует понимать степень повышения про­ изводительности труда. Для определения эффективности были уста­ новлены следующие основные показатели: капитальные затраты, по­ требные для внедрения мероприятия; себестоимость; ожидаемая вы­ работка трудящегося, занятого на данном производстве или обору­ довании.

Наряду с основными в методике содержался ряд дополнительных показателей (время производственного цикла, капиталоотдача, ка­ чество продукции и д р .).

За основу соизмерения методика рекомендовала принять срок окупаемости капитальных вложении и установила предельные его значения (здания и сооружения - 5 лет, производственное обору­ дование - 3 года, энергетическое оборудование - 4 года). Б ус­ ловиях, когда срок окупаемости превышает пределы, методика до­ пускала пользоваться любыми показателями, если они будут приз­ наны более важными и решающими. Выбор таких показателей разре­ шался министру и его заместителям.

Удовлетворительного решения общей проблемы измерения за­ трат при внедрении новой техники и специальных вопросов этого измерения эта методика не дала. Тем не менее, нельзя забывать о главном. Ею впервые было достигнуто определенное единообра­ зие в подходе к экономической оценке техники в различных от­ раслях народного хозяйства.

В результате использования временной методики в различ­ ных отраслях народного хозяйства был выявлен ряд ее недостат­

ков и противоречий. Возникла необходимость подготовки новой ти­ повой методики. С этой целью Институт экономики АН ССОР в 1958 г провел первую Всесоюзную научно-техническую конференцию по про­ блемам определения экономической эффективности капитальных вло­ жении и новой техники в народном хозяйстве. Материалы конферен­ ции были изданы, что как бы расширило число ее участников и во­ влекло в разработку новой типовой методики огромную армию эко­ номистов.

В I960 г. АН СССг, Государственным научно-техническим ко­ митетом Совета Министров СССР, Госпланом СССР, Госстроем СССР,

ЦС.У СССР и Стройбанком СССР была разработана "Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве СССР".

Взамен пункта з9 типовой методики была разработана и ут­ верждена 18 февраля 1961 г . "Методика определения годового эко­ номического эффекта, получаемого в результате внедрения новой техники". В ней впервые введен как обязательный критериальный показатель - минимальные приведенные затраты на единицу про­ дукции:

С t e / =•

(2 .2 .)

где С - себестоимость или затраты на производство единицы продукции, руб.;

К- удельные капитальные затраты, т .е . сумма производ­ ственных основных и о боротных фондов в рублях на

единицу годового выпуска данной продукции или го­ дового объема произведенной работы;

Ен - нормативный коэффициент экономической эффективнос­ ти дополнительных капитальных затрат.

При этом нормативный коэффициент устанавливался дифферен­ цированно по отраслям народного хозяйства. Так, по машинострое­ нию рекомендовался нормативный коэффициент эффективности капи­ таловложений в пределах от 0 ,3 -0 ,в, а по сельскохозяйственному машиностроению на основании предложений пИСХиМа он оыл принят равным 0,25 (как величина, средняя, для всего диапазона измене­ ний в машиностроении). При отсутствии отраслевого нормативяприменялся коэффициент, равный 0,15.

В качестве основного показателя экономической эффективнос­