Файл: Егоров С.В. Основы автоматики и телемеханики. Конспект лекций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
системе |
пр и |
л ю б ы х п о с т о я н н ы х |
расходах |
0<! Р - < £ М а к с |
||||||||||||||||||||
м о ж е т |
быть |
достигнуто |
только |
в |
том |
случае, |
|
если |
д в и ж о к |
|||||||||||||||
п о т е н ц и о м е т р а |
|
находится |
|
на |
средней |
точке, |
т. |
|
е. |
пр и |
||||||||||||||
у=у0 |
|
(см. х а р а к т е р и с т и к у |
2 |
на рис . 1-4,6). Т а к и м |
образом, |
|||||||||||||||||||
в д а н н о й |
системе отсутствует статическая ошибка, и |
СА Р |
||||||||||||||||||||||
является |
а/статической. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
' Заметим, |
что п о в ы ш е н и е |
точности |
в |
астатической |
СА Р |
|||||||||||||||||||
по с р а в н е н и ю |
со статической |
дается |
за счет |
|
о п р е д е л е н н о г о |
|||||||||||||||||||
у с л о ж н е н и я |
системы, |
и м е н н о — за счет |
введения |
вспомога |
||||||||||||||||||||
тельного |
двигателя — серводвигателя. В чем проявляется |
его |
||||||||||||||||||||||
действие, |
с точки |
з р е н и я |
з а к о н а |
управления? |
|
П р и м е м , |
что |
|||||||||||||||||
у п р а в л е н и е |
и |
|
( п о л о ж е н и е |
|
заслонки) |
|
р а в н о |
н у л ю |
|
пр и |
||||||||||||||
у—уа- |
|
Тогда |
для статической |
|
системы |
|
(рис. |
1-4,а) |
м о ж н о |
|||||||||||||||
записать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
|
k=[2/h, |
|
|
|
|
u='k(y0—y) |
|
—ket |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
а для астатической |
системы |
(рис. 1-4, в) |
|
|
|
v |
, |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
РД |
|
|
|
|
|
|
|
|
где 0, й — угол |
и скорость |
п о в о р о т а |
вала |
|
(угловое |
пере |
||||||||||||||||||
м е щ е н и е |
п р е о б р а з у е т с я |
в |
л и н е й н о е |
и |
посредством |
червяч |
||||||||||||||||||
ного |
м е х а н и з м а |
с |
зубчатой |
|
р е й к о й ) . |
Если |
|
для |
п р о с т о т ы |
|||||||||||||||
принять, что Q=k2{yQ—y) |
|
(на самом |
деле связь |
м е ж д у |
ско |
|||||||||||||||||||
ростью |
и |
н а п р я ж е н и е м |
н а у д в и г а т е л е |
н е |
является |
|
мгновен |
|||||||||||||||||
н о й |
и |
дается |
д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы м |
у р а в н е н и е м — см. § 3-2), |
||||||||||||||||||||
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а к и м |
образом, |
в |
статической |
СА Р |
(рис. 1-4,а) |
|
исполь |
|||||||||||||||||
зуется |
п р о п о р ц и о н а л ь н ы й |
з а к о н |
управления, |
а |
в |
астатиче |
||||||||||||||||||
ской |
(рие. 1-4,<?) — интегральный . |
Эт а |
з а к о н о м е р н о с т ь |
мо |
||||||||||||||||||||
ж е т |
быть |
с ф о р м у л и р о в а н а |
с л е д у ю щ и м |
образом: для |
полу |
|||||||||||||||||||
чения астатизма |
н е о б х о д и м о |
вводить |
в закон |
|
регулирования' |
|||||||||||||||||||
интегральную |
|
с о с т а в л я ю щ у ю . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
§ |
1-3. |
О с н о в н ы е |
сведения |
|
о |
системах |
т е л е м е х а н и к и |
|||||||||||||||||
Т е л е м е х а н и к а |
( Т М ) — область |
н а у к и |
и |
техники, |
охва |
|||||||||||||||||||
т ы в а ю щ а я |
т е о р и ю |
и т е х н и ч е с к и е |
средства |
автоматической |
||||||||||||||||||||
передачи |
на р а с с т о я н и е |
сигналов |
|
управления |
|
(телеуправле |
||||||||||||||||||
ние) |
и |
сигналов |
|
о |
состоянии |
|
объекта |
|
( т е л е и з м е р е н и е |
и |
т е л е с и г н а л и з а ц и я ) .
13
О б ъ е к т ы у п р а в л е н и я в п р о м ы ш л е н н о с т и и на т р а н с п о р т е
часто |
р а з н е с е н ы |
в |
пространстве н а |
значительные |
расстоя |
||||||||||||||||||
ния. |
П р и |
этом |
возникает |
необходимость |
н а д е ж н о й |
и |
эко-. |
||||||||||||||||
н о м и ч н о й |
передачи |
сигналов, |
независимо |
от |
|
р а с с т о я н и й |
|||||||||||||||||
м е ж д у пунктами передачи и п р и е м а |
и н ф о р м а ц и и . |
|
Такая |
||||||||||||||||||||
необходимость |
возникает |
из |
с о о б р а ж е н и й : |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
— к о о р д и н а ц и и работы отдельных |
р а з н е с е н н ы х |
в |
про |
||||||||||||||||||||
странстве объектов |
у п р а в л е н и я |
(в |
энергосистемах, |
на |
транс |
||||||||||||||||||
порте, в |
о б ш и р н ы х |
п р о м ы ш л е н н ы х |
комплексах |
и |
т. п . ); |
||||||||||||||||||
— т е х н и к и |
|
безопасности |
|
(во |
вредных |
производствах, |
|||||||||||||||||
на ядерных |
установках, |
на л и н и я х |
и |
п о д с т а н ц и я х |
высокого |
||||||||||||||||||
н а п р я ж е н и я и т. п . ); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
— |
сокращения |
|
расходов |
на |
о б с л у ж и в а н и е |
и |
эксплуата |
||||||||||||||||
ц и ю систем |
и |
т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В |
связи |
с |
переходом |
к к о м п л е к с н о й |
автоматизации |
про |
|||||||||||||||||
изводства |
с п о м о щ ь ю |
вычислительных |
м а ш и н |
|
роль |
|
теле |
||||||||||||||||
м е х а н и к и |
е щ е |
более |
увеличивается . |
И н т е р е с н о , |
что |
|
начи |
||||||||||||||||
ная с |
30-х |
годов, |
объем |
средств Т М |
возрастает |
в |
10 |
раз за |
|||||||||||||||
к а ж д ы е |
10 |
лет |
(9J. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дистационной |
|||||||
Системы |
Т М |
следует |
отличать |
от систем |
|
|
|||||||||||||||||
передачи |
сигналов, |
когда |
расстояния |
м е ж д у п у н к т а м и |
пере |
||||||||||||||||||
дачи |
и п р и е м а |
н е в е л и к и |
и п о э т о м у |
м о ж н о |
н е |
принимать |
|||||||||||||||||
специальных |
|
мер |
|
п о о б е с п е ч е н и ю |
качества |
|
передаваемых |
||||||||||||||||
сигналов |
|
и |
|
быстродействия |
|
передачи . |
В |
системах |
Т М |
||||||||||||||
-сигналы |
перед |
подачей |
в |
канал связи |
(КС) |
(рис. |
1-5) |
про - |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ДП |
|
|
|
Ломехи |
|
|
кп |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Упр. 0 |
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\
а)
б)
|
Рис. 1-5. Структурные схемы систем телемеханики |
|
||
ходят |
специальные п р е о б р а з о в а н и я в |
ш и ф р а т о р е |
(Ш) |
|
( к о д и р у ю щ е м у с т р о й с т в е ) , |
в результате |
которых о н и стано |
||
вятся |
помехоустойчивыми |
и у д о б н ы м и |
для передачи |
н а |
14
б о л ь ш ие расстояния . |
Ф у н к ц и и |
|
ш и ф р а т о р а |
и |
передатчика |
||||||||||
(Прд) |
часто |
совмещены |
в |
одном |
устройстве . |
Рассмот |
|||||||||
рим |
с т р у к т у р н у ю схему |
системы |
телеуправления |
|
(ТУ) |
||||||||||
(рис. 1-5,а). На. диспетчерском |
п у н к т е |
(ДП) |
с п о м о щ ь ю |
||||||||||||
у п р а в л я ю щ и х |
органов |
(Упр. |
О) |
ф о р м и р у ю т с я |
сигналы |
||||||||||
управления, |
к о т о р ы е |
п о с л е |
ш и ф р о в к и 1 |
п о с т у п а ю т |
в |
канал |
|||||||||
связи. |
Н а к о н т р о л и р у е м о м |
пункте (КП) |
эти |
сигналы |
вос |
||||||||||
п р и н и м а ю т с я |
п р и е м н и к о м |
(Прм) |
и |
после |
д е ш и ф р о в к и |
||||||||||
поступают, нд и с п о л н и т е л ь н ы е |
органы (Исп. |
О). В |
системе |
||||||||||||
телеизмерения |
(ТИ) (рис. 1-5,6) |
и з м е р е н н о е |
с п о м о щ ь ю |
||||||||||||
датчика |
(Д) |
значение |
|
величины |
х |
после |
ш и ф р о в к и |
пере |
|||||||
дается |
в |
канал ,связи. |
Н а |
диспетчерском |
п у н к т е |
сигнал |
р а с ш и ф р о в ы в а е т с я и п о с т у п а е т л и б о в р е г и с т р и р у ю щ и й
п р и б о р |
(РП), |
л и б о на п о к а з ы в а ю щ и й |
п р и б о р |
(ПП), |
л и б о |
||||||
поступает |
для дальнейшей о б р а б о т к и |
на ц и ф р о в у ю |
вычис |
||||||||
л и т е л ь н у ю |
м а ш и н у |
(ЦВМ). |
|
|
|
|
|
|
|||
П е р е д а в а е м а я и н ф о р м а ц и я |
м о ж е т |
иметь |
н е п р е р ы в н ы й |
||||||||
(в системах |
т е л е и з м е р е н и я |
и |
телерегулирования) |
ил и |
|||||||
дискретный' |
х а р а к т е р |
(«вкл . »' — «откл.» |
в системах |
теле |
|||||||
у п р а в л е н и я — телесигнализации, «больше» — «меньше» |
в си |
||||||||||
стемах |
т е л е и з м е р е н и я ) . |
П о |
структуре |
и к о н ф и г у р а ц и и |
|||||||
л и н и и |
связи |
делятся |
на |
радиальные, |
|
когда к а ж д ы й КП |
|||||
соединяется с ДП отдельным каналом |
связи |
(рис. 1-б,а), |
|||||||||
цепочные |
|
(рис. 1-6,6), |
у к о т о р ы х |
КП |
|
п р и с о е д и н я ю т с я к |
|
Рис. 1-6. Структура каналов связи систем телемеханики |
|||||
общему |
к а н а л у |
связи, и |
древовидные |
(рис.. 1-б,в). Б о л е е |
||
п о д р о б н ы е сведения |
о системах Т М даны |
в гл. 8. |
||||
§ |
1-4. П р и м е р ы |
систем автоматики и |
т е л е м е х а н и к и |
|||
Рассмотрим |
вначале |
п р и м е р ы систем |
автоматического |
|||
регулирования |
( С А Р ) . |
' |
|
|
15
П р |
и м е р |
1-3. |
С А Р скорости электрического |
двигателя. |
Схема |
статической С А Р п о к а з а н а на рис. 1-7,а, |
астатиче |
||
ской — на |
.рис. |
1-7,6. |
|
а)
Рис. 1-7. Два типа |
САР |
скорости электродвигателя |
|
||||||
О б ъ е к т о м |
управления |
является |
электрический |
двигатель, |
|||||
регулируемой |
величиной |
|
которого |
является |
скорость |
О,: |
|||
В различных |
практических |
системах |
ж е л а е м ы й |
характер |
ее |
||||
изменения м о ж е т быть |
л и б о |
Q = |
const, л и б о |
|
Q,o=Q.0n(t) |
||||
(на рис . 1-7 рассмотрен первый |
с л у ч а й ) . |
|
|
|
|||||
Рассмотрим схему рис . |
l-7,ia. |
И з м е р е н н о е |
с |
п о м о щ ь ю |
тахогенератора ТГ действительное з н а ч е н и е скорости дви
гателя Дв |
сравнивается |
в |
виде |
н а п р я ж е н и я |
|
С т г ' — & т г |
£2 |
|||||||
с |
в е л и ч и н о й уставки |
Uo, а разность |
&U=Uo—U |
|
подается |
на |
||||||||
о б м о т к у в о з б у ж д е н и я |
э л е к т р о м а ш и н н о г о |
усилителя |
ЭМУ, |
|||||||||||
к о т о р ы й п о д к л ю ч е н |
к |
я к о р н о й |
ц е п и двигателя. П р и |
изме |
||||||||||
н е н и и момента сопротивления |
Мс |
нагрузки |
(последняя |
|||||||||||
характеризуется |
т а к ж е |
моментом |
и н е р ц и и |
/ ) |
происходит |
|||||||||
и з м е н е н и е |
скорости |
двигателя, |
что |
приводит |
к и з м е н е н и ю |
|||||||||
величины |
AU, |
а |
следовательно, |
и к |
и з м е н е н и ю |
н а п р я ж е н и я |
||||||||
на |
двигателе. |
Т а к и м |
образом |
п р о и с х о д и т |
• регулирование |
|||||||||
скорости . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М о ж н о |
видеть, что |
С А Р |
(рис. 1-7,а) является |
статической: |
|||||||||
пусть момент сопротивления Мс |
нагрузки |
возрос, |
тогда |
|||||||||||
установившееся |
|
значение |
скорости |
будет |
меньше, чем |
до |
16
в о з р а с т а н ия момента сопротивления нагрузки . В самом деле,
если |
п р е д п о л о ж и т ь |
о б р а т н о е |
(т. |
е. |
скорость |
останется |
||||||||||||||||
п р е ж н е й ) , |
то и величина |
AU будет |
п р е ж н е й , |
а |
следователь |
|||||||||||||||||
но, |
двигатель |
Дв имеет |
ту ж е |
скорость |
при п р е ж н е м |
зна |
||||||||||||||||
чении |
н а п р я ж е н и я |
на якоре, |
н о |
большем |
|
моменте |
сопро |
|||||||||||||||
тивления, |
чего не |
м о ж е т |
быть. |
|
З а в и с и м о с т ь |
Q(MC) |
|
имеет |
||||||||||||||
вид, |
аналогичный х а р а к т е р и с т и к е |
1 на рис. 1-4,6. |
|
|
|
|||||||||||||||||
В |
астатической |
СА Р |
(рис. 1-7,6) |
у с и л е н н о е |
значение |
|||||||||||||||||
AU |
управляет |
серводвигателем |
СДв, |
к о т о р ы й |
перемещает |
|||||||||||||||||
д в и ж о к потенциометра, включенного |
в я к о р н о й |
ц е п и |
управ |
|||||||||||||||||||
ляемого |
двигателя. |
О ч е в и д н о , |
при |
л ю б о й |
п о с т о я н н о й |
|||||||||||||||||
нагрузке |
серводвигатель |
|
будет |
|
производить |
|
п е р е м е щ е н и е |
|||||||||||||||
д в и ж к а |
п о т е н ц и о м е т р а П\- и изменять |
н а п р я ж е н и е |
на |
я к о р е |
||||||||||||||||||
двигателя |
Дв до тех пор, пока |
величина |
AU не станет |
рав |
||||||||||||||||||
ной |
нулю, |
т. е. пока |
скорость |
не |
станет |
равной |
.установ |
|||||||||||||||
л е н н о й £ 2 о — ^о - ^~'тг |
. Ка к и |
в |
|
рассмотренном |
выше |
при |
||||||||||||||||
мере |
астатической |
СА Р |
(рис. 1-4,в), |
у с т р а н е н и е |
статизма |
|||||||||||||||||
производится |
введением |
в |
закон |
регулирования интеграль |
||||||||||||||||||
ной |
составляющей |
от отклонения |
(это делается |
с |
п о м о щ ь ю |
|||||||||||||||||
серводвигателя) . Заметим, |
что если |
м о ж н о |
измерить |
момент |
||||||||||||||||||
сопротивления |
М с |
нагрузки, |
являющейся |
в |
данном |
случае |
||||||||||||||||
основным в о з м у щ а ю щ и м |
|
воздействием, |
то |
м о ж н о |
создать |
|||||||||||||||||
систему |
с |
к о м п е н с а ц и е й |
момента |
|
с о п р о т и в л е н и я |
(САР, |
||||||||||||||||
и н в а р и а н т н у ю |
к М с ) . Т а к а я |
возможность |
|
предоставляется |
||||||||||||||||||
весьма редко, например, когда нагрузкой двигателя |
|
является |
||||||||||||||||||||
генератор . И з в е с т н о , что момент сопротивления |
|
на оси |
||||||||||||||||||||
генератора |
пр и п о с т о я н н о й скорости |
п р о п о р ц и о н а л е н |
току |
|||||||||||||||||||
якоря |
генератора, |
и з м е р е н и е |
ж е последнего |
н е |
представ |
|||||||||||||||||
ляет |
|
труда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Н а |
рис. 1-8 и з о б р а ж е н а |
статическая |
СА Р скорости |
дви |
||||||||||||||||||
гателя |
с |
к о м п е н с а ц и е й у к а з а н н о г о |
возмущения . |
И з м е р е н и е |
|
Рис. 1-8. САР с компенсацией по нагрузке |
|
|
величины |
в о з м у щ е н и я M.c=kl |
производится с |
п о м о щ ь ю |
небольшого |
сопротивления, |
у с т а н о в л е н н о г о Г д Ц |
^ ц г ^ щ щ и ' " " ' |
2-291 |
|
|
|
н а у ч н о - т с к я и л в - к м
Ч И Т А Л Ь Н О Г О З А Л А ^