Файл: Жангериев Ю.А. Кредиты по обороту и в основные фонды.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Ю. А. ЖАНГЕРИЕВ
КРЕДИТЫ ПО ОБОРОТУ
И
В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
'/■
I
Н а л ь ч и к iö7ä
Ю. А. ЖАНГЕРИЕВ
КРЕДИТЫ ПО ОБОРОТУ
И
В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭЛЬБРУС»
Н А Л Ь Ч И К 1 973 |
, |
33 с Ж 27
'zfl/- -/£$j
4 ?
© Книжное издательство «Эльбрус»
w0184—112 М 125(03)—73
В В Е Д Е Н И Е
XXIV съезд КПСС наметил грандиозную программу разви тия народного хозяйства СССР в период 9-й пятилетки 1971—1975 гг. Успешное выполнение восьмого пятилетнего пла на дает возможность для решения новых, еще более крупных задач в деле создания материально-технической базы коммуни стического общества. Главной социально-экономической зада чей новой пятилетки является значительный подъем, материаль ного и культурного уровня жизни советского народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, по вышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
Для выполнения главной задачи съезд наметил широкую программу по дальнейшему развитию тяжелой промышленно сти, обеспечению претворения в жизнь разработанной долговре менной комплексной программы развития сельского хозяйства, превращению научно-технического прогресса в решающее сред-* ство достижения высоких темпов роста общественного производ ства, повышения его эффективности. В Директивах пятилетнего ,плана развития народного хозяйства на 1971—1975 гг. преду смотрено дальнейшее углубление и расширение хозяйственной реформы, перевод хозрасчетных предприятий и организаций всех отраслей материального производства и сферы обслуживания на новую систему планирования и экономического стимулирова ния.
Хозяйственная реформа — это не единовременный акт. Это процесс совершенствования управления хозяйством в целях мак симального использования всех преимуществ социалистического способа производства,— подчеркнул А. Н. Косыгин в докладе «Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви- 'тия народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг.». Необходимо дальше совершенствовать централизованное плановое управле ние экономикой, принципы демократического централизма, соче тание директивных заданий центральных органов с использова нием экономических рычагов воздействия на производство. С по мощью хозрасчетных рычагов, цены, прибыли, кредита, фондов материального поощрения имеется в виду создать экономические
3
условия для успешного выполнения оптимальных народнохозяй ственных планов. Совершенствовать товарно-денежные отноше ния, исходя из ведущей роли централизованного планирования в целях развития инициативы предприятий, организаций и объ единений на началах хозяйственного расчета.
Директивы предусматривают усиление воздействия финансо вых и банковских органов на более полную мобилизацию ре зервов производства и повышение его эффективности. Шире ис пользовать финансово-кредитный механизм в интересах ускоре ния технического прогресса и интенсификации производства. Это обязывает повысить действенность важнейших экономических рычагов финансово-банковской системы — денег и кредита. По следние должны способствовать выбору «наиболее эффективных объектов строительства и технического перевооружения произ водства». Преимущества при кредитовании в рамках общегосу дарственного плана предоставляются объектам, обеспечиваю щим быструю окупаемость затрачиваемых средств и удовлетво рение первоочередных нужд народного хозяйства.
В условиях хозяйственной реформы повышается роль креди та. Внедрение полного хозяйственного расчета должно опирать ся на кредитный рычаг. С помощью последнего необходимо обе спечить предприятию такие условия, чтобы экономическое поло жение коллектива зависело полностью от результатов собствен ной деятельности. Для укрепления принципов хозяйственного расчета необходимо свести к минимуму бесплатные, безвозврат ные финансовые отношения государства с предприятием. Пред приятие должно принимать участие в формировании общегосу дарственного фонда денежных средств. Некоторые предприятия необходимо все еще финансировать из бюджета. Однако необхо димо исключить всякое встречное движение денежных средств. Это относится н к финансовым отношениям министерств и ве домств с подведомственными предприятиями. И здесь финансо вые отношения должны быть платными и возвратными.
Материальным обеспечением хозрасчетной самостоятельно сти предприятий являются фонды. С помощью выделанных при организации предприятий основных и оборотных средств пред приятия должны иметь возможность бесперебойно осуществлять выполнение народнохозяйственных планов производства и обра щения. Средств у предприятия должно быть минимально возмож ное количество. Однако при этом производственный процесс должен обеспечиваться без излишнего напряжения. Дополни- ^ тельная потребность в средствах в ходе выполнения плана дол жна обеспечиваться за счет временных заемных,источников. Та кая организация основных и оборотных средств предприятий обеспечит наиболее эффективное их использование, даст боль шую экономию в народном хозяйстве. Достаточно указать, что стоимость всех основных фондов в народном хозяйстве СССР в 1975 г. превысит триллион рублей.
4
Это значит, что каждое мероприятие по более эффективному использованию вложений в эти фонды дает большую экономию, способствует повышению эффективности общественного произ водства.
Организация основных и оборотных средств хозрасчетных предприятий должна быть такова, чтобы 'исключить влияние из менений в обеспеченности денежными средствами на бесперебой ность процесса производства и обращения. Объективные по сво ей природе колебания должны беспрепятственно компенсиро ваться за счет заемных источников. Колебания, вызванные субъ ективными факторами (деятельностью самого предприятия), также должны сглаживаться с помощью заемных средств, одна ко на более экономически тяжелых условиях. Ныне действующие принципы организации оборотных средств хозрасчетных пред приятий разработаны еще в 1931 г. В то время они сыграли боль шую роль, способствовали успешному выполнению народнохо зяйственных планов первых пятилеток. Однако это был период так называемого формального хозрасчета. Полный хозяйствен ный расчет требует нового подхода к организации и планирова нию оборотных средств. Новые условия планирования и эконо мического стимулирования почти не затронули вопросы оборот ных средств. В основном принципы организации оборотных средств остались без изменений и, как следствие, большим изме нениям не подвергались кредитные отношения в оборотных сред ствах. Причиной такого положения является недостаточная раз работанность теоретических проблем оборотных средств и креди та. Характерно, что при обосновании проблем кредита недоста точно увязывается вопрос с закономерностями кругооборота оборотных средств. Хотя в литературе много имеется работ, по священных оборотным фондам, кругообороту средств, однако закономерности выявлены недостаточно. Тут сказалось во мно гом отступление от методологии К. Маркса при исследовании кругооборота и оборота. До сих пор в литературе господствует мнение о том, что кругооборот фондов при социализме истори чески и логически начинается с кругооборота производительных фондов, что кругооборот денежных фондов не имеет большого значения. К. Маркс считал, что кругооборот капитала истори чески и логически начинается с кругооборота денежного капи тала. Многие наши экономисты считают это спецификой капита листического способа производства. Результатом такой трактов ки методологии К. Маркса явилась недооценка проблем круго оборота денежных фондов. В этих условиях закономерности ■кругооборота денежных фондов предприятий остались мало ис следованными. Некотооые экономисты не учитывают, что коугооборот денежных средств является исторически и логически исходным нунктом кругооборота фондов при товарном производ стве вообще, а не только при капиталистическом товарном производстве.
5
Кругооборот производительных фондов характерен для нату рального хозяйства, когда стоимостные отношения не имеют су щественного значения. Мелкого товаропроизводителя уже инте ресует не потребительная стоимость товара, а его стоимость. Нет спора, при социализме товарное производство имеет свою специфику, ограничивается планомерным регулированием. Целью социалистического производства не является прибавочный продукт. Однако, если мы признаем необходимость существова ния товарного производства при социализме, мы не можем пре небрегать стоимостными отношениями.
Если социалистическое хозрасчетное предприятие является товаропроизводителем, то здесь действуют законы товарного производства. Это значит, что если мы хотим максимально ис пользовать товарно-денежные отношения, мы должны признать целью производственно-финансовой деятельности хозрасчетных предприятий стоимостные результаты. Цель общественного про изводства не вызывает сомнения — удовлетворение потребностей членов общества, т. е. потребительная стоимость продукта. На уровне же предприятия эта цель должна достигаться через сто имостные показатели. В теории эти вопросы не нашли достаточ ной разработки. Многие экономисты считают это даже неприем лемым. Интересно то, что при этом на практике основным пока зателем оценки деятельности хозрасчетного предприятия уже яв ляется прибыль. Он не единственный, в связи с чем предприятие не может игнорировать потребительную стоимость. Но производ ство нужной обществу потребительной стоимости стимулируется через стоимостные показатели. И задача сейчас состоит не в том, чтобы отказаться от стоимостных показателей, а совершен ствовать их для лучшего стимулирования эффективности произ водства, роста производительности труда.
Одним из моментов, тормозивших теоретическую разработку увязки кредита с закономерностями кругооборота средств, явля ется господствующее до последнего времени объяснение причин кредита при социализме необходимостью использования времен но свободных денежных средств. Такая трактовка необходимости кредита не ориентирует на более полное использование заемных средств.
Конечно, временно свободные денежные средства в социали стическом хозяйстве нужно использовать. Но это не является са моцелью. Только при капитализме, когда движение капитала преследует целью извлечение прибавочной стоимости, все подчи нено этому, кредит является формой движения ссудного капита ла. При социализме кредит нельзя определять как движение ссудного фонда. Во-первых, ссудный фонд — это категория не определенная. Во-вторых, если ссудным фондом считать только временно свободные денежные средства, то он не охватывает всего кредита. Кроме временно свободных денежных средств, источником кредита являются собственные средства Госбанка,
6
которые не являются свободными. Они с успехом могут быть вложены в производство, если кредит нужен только для исполь зования временно свободных средств. Кроме того, на цели кре дита все шире используются прямые ассигнования из централизо ванного фонда денежных средств (бюджета). Эти средства то же не являются свободными. В условиях реформы часть тех средств бюджета, которые раньше направлялись на финансиро вание централизованных капитальных вложений, теперь исполь зуется как источник долгосрочного кредита на капитальные вложения.
Если считать кредит движением ссудного фонда, то трудно объяснить, почему часть потребностей предприятия в капиталь ных вложениях необходимо покрывать за счет платных возврат ных источников, почему бюджетные ассигнования заменяются кредитными. Также необъяснимыми остаются причины долевого участия кредита в нормативе собственных оборотных средств при кредитовании по обороту. Можно привести и другие вопро сы, на 'которые не дает ответа указанная трактовка кредита при социализме.
В целом необходимо отметить, что такой подход к кредиту не дает возможности выявить потребности в дополнительных денеж ных средствах. Последние связаны с необходимостью такой орга низации основных и оборотных средств предприятий, которая давала бы наиболее эффективное использование денежных ре сурсов. Если предприятию выделить бюджетные средства в необ ходимых количествах, то кредитные отношения будут свернуты или вообще исключены.
Например, если предприятию выделить собственные оборот ные средства в размере максимальных потребностей, то креди том оно будет пользоваться редко. Или если все затраты на ка питальные вложения предприятию выделить за счет бюджета, то кредитом на эти цели также оно не будет пользоваться.
Необходимость кредита на указанные цели вызывается по требностями более целесообразной организации оборота средств, выделения предприятию собственных источников в размере ми нимальных потребностей. Кстати, при наделении предприятий в минимальных размерах объем временно свободных средств в народном хозяйстве будет меньше, т. е. ссудного фонда будет меньше. Возникает вопрос: плохо это для экономики или нет? Если исходить из указанной трактовки кредита как фор мы движения ссудного фонда, это плохо. Источник кредита уменьшается, значит суживаются кредитные отношения. Для на родного хозяйства же это положительное явление. Более полное использование кредита для покрытия временных потребностей в дополнительных денежных средствах дает возможность более эф фективно использовать общегосударственный фонд средств.
Внашей литературе вопрос о месте кредита, о потребностях
вдополнительных денежных средствах разработан неполно, в
7