Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 17. Схема манометра Ж-Ю000 с измерительным мульти­ пликатором

п а ю щ ее в камеру высокого давления манометра и одновременно

кповеряемому прибору.

Вманометрах с измерительным мультипликатором использова­ но принудительное вращение нижнего и среднего поршней. Верх­ ний поршень вращается вручную.

Предел допускаемой погрешости (с учетом деформационных поправок) 0,1—0,2% от измеряемой величины.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАТЧИКИ ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ

Рассмотренные выше грузопоршневые манометры избыточного давления являются, по существу, задатчиками давления, так как измеряемое манометрами избыточное давление определяется весом грузов, накладываемых в заданном количестве на поршень с изве­

стной площадью . Д а в л е н и е

почти

всегда

з а д а ю т вручную путем

не­

посредственного

наложения

грузов

на

грузоприемное

устройство.

Некоторым исключением является

манометр

МП-2500

класса

0,05

(с механическим

нагрузчиком),

у

которого

нагружеиие поршня

механизировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

50

В последние годы значительно возросла потребность в автома ­

тизации

поверочных

операций

и, в частности,

в

автоматизации

процесса наложения грузов при работе с грузопоршневыми

мано­

метрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решению этой задачи посвящен ря д работ, выполненных за по­

следние годы в различных

организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оригинальные

схемы

устройств

для

автоматического н а л о ж е ­

ния

грузов были

предложены

ІО. А. Трескиным

[25], Р. Я. Горели­

ком

и С. Б. Элюкамом [26]. Обе схемы основаны

на

применении

ступенчатой втулки, закрепляемой на поршне

и

захватывающей

необходимое

количество

грузов

при

вертикальном

перемещении

грузодержателя

(в схеме Трескина)

или поршня

со втулкой

(в схе­

ме

Горелика

и Э л ю к а м а ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р я д

работ

в

этом

направлении

выполнен

А. М. Кипнисом

( В Н И И Г К ) . Одной из первых

работ А. М. Кипниса

(1957—1959 гг.)

была разработка стенда для регулирования манометров

[27]. Стенд

представляет

собой

автоматизированный

грузопоршневой

мано­

метр (задатчик

д а в л е н и я ) ,

предназначенный для

регулирования

малогабаритных

 

манометров

с

верхними

пределами

измерения

2,5—300

кгс/см2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манометр

состоит

из поршневой

 

пары

с

дифференциальным

поршнем,

сдвоенного

вентильного

крана,

предназначенного дл я

подключения

измеряемого

давления

 

к

узкой

или широкой

части

поршня, электродвигателя, сообщающего поршню вращение, под­ вески для нагружения поршня грузами и трех комплектов грузов.

Поршень нагружается автоматически, причем возможны четыре

положения подвески и грузов,

соответствующие четырем

различ­

ным нагрузкам на поршень.

 

 

 

 

Электрическая

схема стенда

обеспечивает

установку

подвески

в любое из четырех указанных

положений.

 

 

Стенд имеет два диапазона

измерений:

 

 

2,5—16 кгс/см2

(давление действует

на разность площадей д и ф ­

ференциального поршня, равную 5 см2 ) ;

 

 

25—300 кгс/см 2

(давление

действует на

площадь

нижнего

поршня,

равную 0,5 с м 2 ) .

 

 

 

 

Д л я

измерений

в двух диапазонах

стенд

снабжен одним ком­

плектом грузов общим весом 150 кгс. Предел допускаемой

погреш­

ности ± 0 , 2 % от измеряемой величины.

 

 

 

Стенд поверяется по методике, аналогичной методике поверки образцовых грузопоршневых манометров, изложенной в инструк­

ции [20].

 

 

 

 

 

 

 

Стенд

применяется

на производственных

предприятиях,

выпу­

скающих

технические

манометры.

 

 

 

Д а л ь н е й ш и е работы были направлены

на

создание автомати­

зированных

образцовых приборов для поверочных целей. Н а и б о л ь ­

ший интерес

представляют

разработанные

в

последние

годы во

В Н И И Г К

под руководством

А. М. Кипниса

и

т а к ж е нашедшие

4*

 

 

 

 

 

 

5і!


Рис. 18. Схема автоматического грузопоршневого задатчика избыточного давления АЗД-2,5:

/, 2 — электромагнитные

клапаны; 3 — электродвигатель;

4 —

вращающийся

корпус;

5 — грузы; 6 — прозрачный стакан

с

не­

прозрачными

кольцами;

7 — фотодиод; В — осветитель;

9 — ци­

линдр;

10 — поршень;

 

/ / — ограничитель;

12 — разделительный

сосуд;

13 — электромагнитный

клапан;

14 — поверяемый

мано­

метр;

/5 — з а ж и м н а я

головка;

16 — электромагнитный

клапан;

 

17 — смотровое

окно;

18 — пульт

управления

 

 

ДВТОМЛТОТ.ВЫДЕРМЛ

Д А В Л••Е Н И Е

ВЫШЕ ВЫСТРО НИЖЕ

13

зі ;—Щ

В атмосферу

практическое применение

автоматические задатчики

давления

АЗД - 2,5 и АЗД-0,4 [28].

 

 

Автоматический задатчик

давления АЗД - 2,5 (рис. 18)

предназ­

начен для поверки образцовых пружинных манометров. Он состоит из поршневой пары, грузоприемного устройства, представляющего собой ступенчатую втулку, насаженную на поршень, и корпуса, на котором располагаются грузы, не участвующие в создании нагруз­ ки. По д поршневой парой расположен разделительный сосуд. При­

бор подключается к пневмосети, от которой

через

электромагнит­

ные клапаны воздух подается в верхнюю

часть

сосуда. Работой

электромагнитных клапанов управляет фотодиод через полупровод- никово-релейную схему. Количество грузов, необходимое для на-

гружения поршня,

захватывается с помощью

осветителя, фото­

диода и прозрачной

трубки с непрозрачными кольцами, закреплен­

ной на ступенчатой

втулке.

 

 

З а д а т ч и к

АЗД - 2,5 имеет три верхних

предела

измерения: 1,0; 1,6

и 2,5 кгс/см2 .

Класс точности задатчика

0,05.

 

Автоматический задатчик АЗД - 0,4 построен по аналогичной схе­ ме. Он предназначен для поверки сфигмомаиометров. Пределы из­ мерения задатчика 50—300 мм рт. ст. (0,07—0,4 кгс/см 2 ), класс точности 0,1.

ПОКАЗЫВАЮЩИЕ ГРУЗОПОРШНЕВЫЕ МАНОМЕТРЫ ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ

Рассмотренные выше грузопоршневые манометры избыточного дав ­ ления в основном предназначены для задания и измерения дискрет­ ных величин давления . Эти приборы вполне соответствуют своему назначению, однако они практически не применимы в тех случаях, когда требуется измерять любые недискретные величины избыточ­

ного

давления .

 

В

результате комплекса работ, выполненных во

В Н И И Г К

в 1965—1970 гг. под руководством автора, разработана

группа по­

к а з ы в а ю щ и х грузопоршневых приборов, предназначенных для из­

мерения

давления, разности давлений и некоторых других

величин.

 

Эти приборы можно

разделить на две основные группы: с неав­

томатизированным

отсчетным

устройством

и с автоматизирован­

ным (следящим) отсчетным устройством.

 

 

 

 

Впервые схема манометра избыточного давления с неавтомати­

зированным отсчетным

устройством была

предложена

в 1956 г.

К- И. Хансуваровым

( В Н И И Г К ) . В дальнейшем

она была

несколь­

ко изменена и в настоящее время применяется

в виде, показанном

на

рис. 19. Прибор, построенный по этой схеме,

состоит из поршне­

вой

пары с дифференциальным

поршнем. К внутренней камере ци­

линдра

присоединены

масляный

(сильфонный)

пресс и

вспомога­

тельный

(пружинный)

манометр.

И з м е р я е м о е

давление

Р подво­

дится к нижней камере прибора. В построенном по этой схеме ма­ нометре измеряемое давление определяется формулой

53


 

 

 

 

P= Go + Q - f i f K ^

 

 

( 1 V 1 9 )

 

 

 

 

 

 

•Fi

 

 

 

 

где G0 — вес

(в воздухе)

поршня

и грузоприемного

устройства;

G — вес

(в воздухе)

грузов; Р\

— давление, измеряемое вспомога­

тельным

манометром;

FK

площадь

поршня,

воспринимаю­

щ а я давление

Р\.

 

 

FK

 

 

 

 

F2—F{

В данной

схеме

величина

определяется

разностью

приведенных площадей широкой и узкой частей поршня.

 

Схема, показанная на

рис. 19,

может

быть

представлена

в не­

сколько

ином

виде (рис.

20).

 

 

 

 

 

 

Рис. 19. Схема показывающего грузопоршневого манометра с неавтоматизи­ рованным отсчетным устройством (ва­ риант А)

В этом случае, очевидно, формула (IV . 19) заменится формулой

 

р = О о + 0 + Я Л

 

( І Ѵ 2 0 )

 

Fi

 

 

Выбор той или

иной схемы зависит

от назначения

прибора

и конструктивных

соображений.

 

 

Если манометр

построить по схеме, показанной на

рис. 19,

а верхний предел

измерения пружинного

манометра Р'тах

принять

54


р а в н ым —-, то необходимость применения какого-либо уравнове-

шивающего устройства полностью отпадет. Однако при относитель­ но большом значении G 0 погрешность, вносимая отсчетным устрой­ ством, может оказаться недопустимо большой.

Точность

манометра,

построенного по схеме,

показанной

на

рис. 19 или

20, зависит

не только от точности определения его па­

раметров (приведенной

площади поршня и массы

грузов), но и

от

точности пружинного манометра, примененного в качестве отсчетно-

го устройства.

 

 

 

 

П р и н и м а я

во внимание, что масса грузов и приведенная

пло­

щ а д ь поршня

при существующей методике

поверки

грузопоршне­

вых приборов

могут быть определены с достаточно

высокой точ­

ностью, можно

считать, что погрешность

показывающего

грузо-

поршневого манометра будет зависеть главным образом от погреш­ ности определения величины Л - При этом, очевидно, влияние по­ грешности отсчетного устройства на результат измерения тем мень­ ше, чем меньше диапазон давления, охватываемый отсчетным уст­ ройством.

Несмотря на существенные преимущества приборов, построен­

ных по схемам, показанным на рис. 19 и

20, по сравнению

с мано­

метрами без

отсчетного устройства, они все ж е обладают одним

су­

щественным

недостатком — давление Рх

регулируется

вручную.

Более совершенной, хотя и несколько

сложной, следует

считать

схему с автоматизированным (следящим)

отсчетным устройством,

которая обеспечивает непрерывное регулирование давления Рх

без

вмешательства оператора.

 

 

 

Принципиальная схема одного из возможных вариантов такого прибора, предложенная автором [29], показана на рис 21. Прибор состоит из цилиндра с двухступенчатым дифференциальным порш­ нем, притертым к цилиндру по двум кольцевым выступам с очень

малым радиальным зазором (2—3

м к м ) .

М е ж д у

верхней

частью

поршня и каналом цилиндра радиальный

зазор значительно боль­

ше

(он составляет 0,1—0,2 м м ) . К средней части цилиндра

подклю­

чена

циркуляционная система,

состоящая из

насоса,

воронки

и соединительных трубок. К цилиндру подключен т а к ж е пружинный

манометр. Соединительная

трубка

на

участке от насоса до ци­

линдра имеет ответвление

с перепускным

вентилем,

позволяющим

в случае надобности стравливать

часть

рабочей

жидкости в во­

ронку.

 

 

 

 

В разработанных конструкциях показывающих приборов с авто­ матизированным отсчетным устройством кольцевые выступы ци­ линдра расположены в верхней и нижней частях цилиндра на рас­

стоянии около 50 мм друг от друга,

что обеспечивает необходимую

«устойчивость» поршня,

а насос помещен в бачок, заполненный ра­

бочей жидкостью,

что

исключает

возможность

подсоса

воздуха

в циркуляционную

систему. В процессе

работы

насоса

рабочая

жидкость перетекает по

кольцевому

зазору

из

средней части ци-

55