Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
линдра в воронку. При этом возникает сила, действующая на пор шень снизу вверх
ДС = |
Р 1 Р К , |
(IV.21) |
где площадь, воспринимающая давление Р\, |
|
|
FK = F*-Fi |
+ *r2hl, |
(IV.22) |
здесь Fi и Fi — приведенные площади нижней и верхней частей поршня; г2 — радиус поршня (в верхней части); lij — ширина ра диального кольцевого зазора между верхней частью поршня и ка налом цилиндра.
Рис. 21. Схема грузопоршневого манометра с авто матизированным отсчетным устройством
Как следует из теории прибора, давление Р, зависит от динами ческой вязкости рабочей жидкости ц, расхода Q, создаваемого на сосом в циркуляционной системе, и от переменной длины / кольце вого зазора (в осевом направлении) .
При условии ламинарного потока жидкости, перетекающей по кольцевому зазору, зависимость давления Р{ от указанных величин согласно в ы р а ж е н и ю (1.5) определяется формулой
(IV.23)
56
Д а в л е н и е |
Pt |
связано |
|
с |
расходом |
Q, |
создаваемым |
насосом, |
|||||||||||
уравнением |
вида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Q = |
aP1-\-Q0, |
|
|
|
|
|
|
|
(IV.24) |
|||
где Qo — максимальный |
расход, |
создаваемый насосом |
при |
отсутст |
|||||||||||||||
вии сопротивления в циркуляционной системе |
( Л = 0); |
а — коэф |
|||||||||||||||||
фициент, зависящий от конструктивных параметров насоса |
( а < 0 ) . |
||||||||||||||||||
Из формул |
(IV.23) |
и |
(IV.24) |
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
(IV.25) |
||
Из выражения (IV.25) |
видно, |
что при |
вертикальном |
перемеще |
|||||||||||||||
нии поршня, т. е. при изменении длины I кольцевого зазора, изме |
|||||||||||||||||||
няется давление Рі и соответственно сила AG, действующая на пор |
|||||||||||||||||||
шень, которая |
определяется |
формулой |
(IV.21). |
Н а |
этом |
свойстве |
|||||||||||||
прибора, |
построенного |
по |
схеме рис. 21, основано |
действие грузо- |
|||||||||||||||
. поршневого |
манометра |
с |
автоматизированным |
отсчетным |
устрой |
||||||||||||||
ством. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если при измерении давления на грузоприемное устройство |
ма |
||||||||||||||||||
нометра наложено |
недостаточное |
количество |
грузов, то |
поршень |
|||||||||||||||
' поднимется, а длина / кольцевого |
з а з о р а |
соответственно |
умень |
||||||||||||||||
шится. Это вызовет уменьшение силы AG, действующей |
|
на |
поршень |
||||||||||||||||
снизу вверх. Подъем поршня прекратится |
в |
тот |
момент, когда |
||||||||||||||||
уменьшение силы AG скомпенсирует недостаток нагрузки на пор |
|||||||||||||||||||
шень, осуществляемой |
грузами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Поскольку согласно формуле (IV.21) сила AG |
пропорциональна |
||||||||||||||||||
давлению |
Р ь |
изменение |
показаний пружинного манометра, отсчи |
||||||||||||||||
танное от |
нулевой |
отметки |
|
(в середине |
ш к а л ы ) , |
пропорционально |
|||||||||||||
массе грузов, наложение |
(или снятие) которых |
заменено |
действием |
||||||||||||||||
силы AG |
на площадь |
F1;. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В качестве |
отсчетного |
устройства |
в |
манометрах |
МП-2,5 |
(п) |
|||||||||||||
применяются |
манометры, |
по конструкции |
совершенно |
аналогичные |
|||||||||||||||
образцовым |
пружинным |
манометрам типа |
М О . |
|
|
|
|
|
|
|
Манометры монтируются штуцером вверх. Такое расположение предохраняет от попадания воздуха в бурдоновскую трубку, кото
рая при работе заполняется |
рабочей |
жидкостью |
(под вакуумом |
на |
|||||
специальной установке) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ш к а л а манометра, |
расположенная |
в нижней |
части |
циферблата,, |
|||||
имеет 200 делений и |
нулевую |
отметку |
в середине. |
Н а |
левой |
||||
части ш к а л ы нанесен |
знак |
«минус», |
на |
правой — « п л ю с » . |
С м ы с л |
||||
этих знаков заключается в том, что при расположении |
стрелки |
в- |
|||||||
левой части ш к а л ы давление |
Д Р Ь |
соответствующее показаниям |
Ь ь |
отсчитанным по шкале, д о л ж н о вычитаться из значения давления,
соответствующего массе |
наложенных грузов, а |
в противном слу |
|
чае — прибавляться . |
|
|
|
При разработке грузопоршневых приборов с |
автоматизирован |
||
ным отсчетным устройством большое значение имеет |
выбор насо |
||
са, подающего рабочую |
жидкость в циркуляционную |
систему. |
57
Основные требования, предъявляемые к насосу, сводятся к сле дующему:
поток жидкости, подаваемый насосом, не должен иметь пуль саций;
при работе насоса д о л ж е н быть сведен до минимума нагрев жидкости .
Рнс. 22. Схема грузопоршневого показывающего ма нометра МП-2,5 (п) с автоматизированным отсчетным устройством
Этим условиям, как показал опыт разработки таких приборов, удовлетворяют малогабаритные шестеренчатые насосы небольшой производительности (расход Q составляет 5—15 см3 /с при враще нии вала насоса со скоростью 4 — 8 об/с и максимальном давлении
•Р'шах=1 К Г С / С М 2 ) . |
|
|
|
|
|
Схема, показанная на |
рис. 21, применена |
в группе образцовых |
|||
грузопоршневых приборов, разработанных |
во |
В Н И И Г К |
под |
руко |
|
водством автора. |
|
|
|
|
|
Н а рис. 22 показана |
схема манометра МП-2,5 (п). |
В |
основу |
||
конструкции этого прибора положена |
конструкция |
манометра |
5 8
МП-2,5 без отсчетного устройства. Манометр состоит из резер вуара, воронки сильфонного пресса, поршневой колонки и отсчет ного устройства (пружинного м а н о м е т р а ) . К прибору подключена циркуляционная система, которая включает в себя шестеренчатый насос, расположенный в бачке с рабочей жидкостью, электродви
гатель и соединительные |
трубки. |
|
|
|
П о р ш н е в а я колонка |
представляет |
собой |
дифференциальный |
|
двухступенчатый поршень |
с грузоприемным диском. Д и а м е т р |
верх |
||
ней части поршня больше, чем нижней |
(F2>Fl). |
При работе |
при |
бора его поршень приводится во вращение с помощью электродви гателя со скоростью около 30 об/мин.
Если поршень при включенной циркуляционной системе и отсут ствии избыточного давления в резервуаре (над жидкостью) был установлен (путем подгонки его веса или регулировки уровня уравновешивающей жидкости в резервуаре) в такое положение, при котором давление Р\ оказалось равным половине верхнего предела измерения P'max пружинного манометра, использованного в качест ве отсчетного устройства [Рг = — Р'тауі ) , то после подачи в резер
вуар измеряемого давления Р и наложения на тарелку некоторого груза массой m равновесие системы поршень — жидкость насту пит при условии
|
|
P = |
^ ( I _ J > J L \ ± A P ^ |
|
(ІѴ.26) |
||||
г д е Л Я Х = |
Рх-—— |
P'mBïi |
|
•— давление, отсчитанное по шкале отсчет |
|||||
ного устройства от средней |
(нулевой) отметки шкалы . |
|
|
||||||
Таким образом, если масса m грузов точно соответствует изме |
|||||||||
ряемому давлению, т. е. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
P = |
' M |
f 1 _ M ) |
|
(IV.27) |
|
|
|
|
|
|
Fi \ |
Рм/ |
|
|
|
то стрелка |
отсчетного |
устройства |
установится на нулевой |
отметке |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
PFi |
|
шкалы, если ж е эта |
масса |
будет больше или меньше |
Л _ _ _ Р в _ \ , то |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
8 |
\ |
?» і |
стрелка переместится в новое положение, соответствующее |
измене |
||||||||
нию давления на ±АР\. |
Н а практике, чтобы избежать |
вычислений, |
|||||||
к прибору |
прилагается |
таблица |
зависимости |
|
|
||||
|
|
|
|
|
àP[ |
= |
/ ( ô ) , |
|
(IV.28) |
,р
г д е à P t |
= ДЯ, — b |
— число |
делений отсчетного |
устройства, от- |
|
Fi |
|
|
|
считанное от нулевой |
отметки |
шкалы . |
|
|
При |
этом измеряемое давление определяется |
по формуле |
||
|
|
Р' = |
Р±ЬР'и |
(IV.29) |
59
где Р— давление, обозначенное на грузах и определяемое |
форму |
|||||||||||||
лой |
( I I . 2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимость (IV.28) определяется |
экспериментально. |
|
|
|
||||||||||
Д л я вычисления значений АР/ |
(соответствующих |
показаниям |
||||||||||||
о ] ) , |
полученных при различных |
значениях |
массы |
Am |
дополнитель |
|||||||||
ных |
гирь, н а к л а д ы в а е м ы х |
|
при градуировке |
шкалы, |
применяется |
|||||||||
формула |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д р ; |
= |
= _ ^ _ / 1 |
_РЛ |
|
|
|
|
|
( І Ѵ 3 0 ) |
|||
|
|
1 |
|
980,66F |
I |
fyj |
|
|
|
|
к |
|
|
|
где |
значения |
Am принимаются |
равными 0,005; 0,010; 0,015; . . . кг, |
|||||||||||
величина АР/ |
в ы р а ж а е т с я |
в килограмм - силах на квадратный |
сан |
|||||||||||
тиметр, Fi — в квадратных |
сантиметрах и g в |
сантиметрах |
на се |
|||||||||||
кунду в квадрате . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В результате градуировки получаем зависимость показаний при |
||||||||||||||
бора b от значений давления АР/, |
соответствующих |
массе |
допол |
|||||||||||
нительных гирь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Как сказано выше, для работы с прибором требуется |
обратная |
|||||||||||||
зависимость, |
определяемая |
формулой (IV.28), которая |
находится |
|||||||||||
путем соответствующего |
пересчета |
|
зависимости |
b от АР\, |
|
полу |
||||||||
ченной экспериментально. . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1 |
|||
|
Зависимость АР/ |
= ср (6) манометра |
МП-2,5 (п) |
|
|
|
|
|||||||
—9 —8 —7 _ 6 - 5 —4 —3 —2 — 1 b 0 |
I |
2 3 |
4 |
5 |
6 |
|
7 |
8 |
9 |
|||||
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
20
30
40
50
60
70
80
90
П р и м е ч а й и е. Значения ЛР/, помещенные в левой части таблицы, пред ставляются в формулу (IV.29) со знаком «минус», помещенные в правой части — со знаком «плюс».
60
З а в и с и м о с ть (IV.28) обычно представляют в форме таблицы, которая прилагается к свидетельству о государственной поверке.
При государственной поверке манометров МП-2,5 (п) проводят ся обычные поверочные операции, установленные дл я поверки ма
нометров МП-2,5, а кроме того, градуируются |
(или проверяются) |
||||
шкалы, в результате чего составляется (или проверяется) градуиро- |
|||||
вочная таблица |
( т а б л . 1 ) . |
|
|
|
|
З а к а н ч и в а я описание прибора, |
следует |
отметить, что впервые |
|||
циркуляционную |
систему в грузопоршневом |
манометре с целью ав |
|||
томатизации отсчетного устройства |
использовал |
Ю . А. Трескин [25]. |
|||
В предложенном |
им манометре |
измеряемое |
давление действует |
||
непосредственно |
на нижний |
торец |
поршня, |
грузодержатель присое |
|
динен к средней его части, а |
к верхней части присоединен дроссели |
рующий клапан, перекрывающий отверстие в камере, через кото
рую с помощью насоса прокачивается |
рабочая жидкость . При дви |
|||
жении вверх |
к л а п а н частично |
перекрывает проходное отверстие, |
||
в результате |
чего в верхней камере повышается |
давление, дейст |
||
вующее на клапан сверху. В |
качестве |
измерителя |
этого давления |
|
в манометре |
Ю. А. Трескина |
применен |
жидкостный манометр. |
Г л а в а V. О Б Р А З Ц О В Ы Е Г Р У З О П О Р Ш Н Е В Ы Е
ВАКУУММЕТРЫ И МАНОВАКУУММЕТРЫ
МАН о ВАКУУММЕТР С ПОВОРОТНЫМ
Н Е У Р А В Н О В Е Ш Е Н Н Ы М П О Р Ш Н Е М
Схема грузопоршневого прибора, предназначенного дл я измерения
разрежения, впервые была предложена П. В. Индриком |
( В Н И И М ) |
||||
[30]. Прибор |
представлял собой грузопоршневой |
мановакуумметр |
|||
с неуравновешенным поршнем, |
который |
мог поворачиваться на |
|||
180° так, что |
грузоприемное |
устройство |
оказывалось |
или над |
|
поршнем или под ним. В последнем случае к нему |
подвешивались |
грузы, вес которых (вместе с весом поршня и связанных с ним дета лей) уравновешивал разрежение, созданное в верхней камере при бора (над поршнем) .
Вмановакуумметре зазор между поршнем и цилиндром запол няется смазывающей жидкостью (трансформаторным маслом) с помощью масляного затвора .
Вмановакуумметре Индрика применен оригинальный механизм принудительного вращения поршня, основанный на использовании инерции маховика, расположенного концентрично с поршнем, и вра щающегося в шарикоподшипниках .
Пределы измерения избыточного давления 0,1—2,0 кгс/см2 , раз режения 0,1 —1,0 кгс/см2 . Предел допускаемой погрешности 0,1—0,2% от измеряемой величины. В настоящее время прибор не выпускается.
61