Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п о р ш ня

1 см2 , ширина к а ж д о г о из двух кольцевых

выступов ци­

линдра 5 мм) .

 

 

Д л я

измерения атмосферного давления сначала резервуар ба­

рометра

подключается к откачной системе и в нем создается

абсо­

лютное

(остаточное) давление 0,02—0,05 мм рт. ст., которое контро­

лируется по термопарному манометру абсолютного

давления

типа

ВТ-2. Одновременно путем наложения градуировочных грузов пор­ шень барометра устанавливается в нулевое положение, фиксируе­

мое по ш к а л е микроскопа.

После этого резервуар

барометра сообщается с атмосферой,

а на грузоприемный диск

н а к л а д ы в а ю т с я грузы в количестве, необ­

ходимом дл я приведения поршня в нулевое положение. Измеряемое

атмосферное

давление, соответствующее

моменту первого урав­

новешивания,

определяется по формуле (V.5), в которой

величина

Р'а определяется по показаниям манометра

абсолютного

давления

ВТ-2.

 

 

 

Основной

параметр — приведенная площадь поршня — опреде­

ляется методом многократных сличений с эталонным ртутным ба­

рометром В Н И И М . Применяемый

метод обеспечивает

возможность

определения

величины F с предельной

погрешностью

не более

0,003—0,004%.

 

 

 

 

 

Барометры этого типа имеют следующую метрологическую ха­

рактеристику:

 

 

 

 

 

пределы

измерения

 

 

700—780 мм рт. ст.,

пределы допускаемой

погрешности

± 0 , 0 0 5 %

от измеряе­

номинальное значение

приведенной

мой величины

 

 

 

 

площади поршня

 

 

I см2 .

 

 

Несмотря

на высокие

метрологические

качества

грузопоршне­

вых барометров с поршнем, уравновешенным столбом

ртути, их

выпуск ограничился небольшой

партией,

изготовленной

опытным

производством В Н И И Г К .

 

 

 

 

Основные причины прекращения выпуска заключались в необ­ ходимости применения ртути, в наличии стеклянных деталей, за­ труднявших транспортировку приборов, а т а к ж е в большой инер­ ционности приборов.

БЕЗ РТУТНЫЕ ГРУЗОПОРШНЕВЫЕ БАРОМЕТРЫ

Работы по созданию безртутных грузопоршневых барометров вы­

сокой точности

проводились одновременно во В Н И И Г К

и во

В Н И И М .

 

 

Во В Н И И Г К

по предложению К. И. Хансуварова и под его ру­

ководством и во В Н И И М под руководством П. В. Индрика

были

разработаны конструкции прецизионных грузопоршневых баромет­

ров, метрологические качества которых

позволили применить

их

в качестве образцовых барометров 1-го

р а з р я д а или рабочих

эта­

лонов.

 

 

71


В основу была положена принципиальная схема грузопоршневого вакуумметра, предложенная ранее П. В. Индриком [30] и приме­ ненная в грузопоршневых маиовакуумметрах с поворотным порш­

нем, а т а к ж е в вакуумметрах

ВП

и В П П .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образцовый грузопоршневой барометр конструкции К. И. Хан-

суварова,

которому присвоено обозначение БП-1у,

разработан

во

В Н И И Г К

(1957—1958 гг.).

Барометр

предназначен

д л я

поверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образцовых

стационарных

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

переносных

 

 

 

барометров,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

имеющих

погрешность

 

не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менее 0,05

мм

 

рт. ст.,

а

так ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж е

 

д л я

непосредственного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

измерения

 

 

атмосферного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

давления . Основными узла­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми барометра БП - 1у явля­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ются поршневая пара, у р а в ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

новешивающий

 

механизм

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отсчетное устройство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поршневая пара

(рис.27)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

состоит из поршня, притер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

того

к

цилиндру

 

по

трем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

узким кольцевым

выступам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

верхней

части

цилиндра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

присоединен колпачок с нип­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пелем, при

помощи

которого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пространство

над

поршнем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подключается

 

к

вакуумному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

насосу. К нижней части ци­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линдра

присоединена

ворон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ка,

заполняемая

 

рабочей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жидкостью

 

 

 

(приборным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

маслом

марки

М В П ) ,

кото­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р а я

под

действием

атмос­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ферного

давления

поступает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

зазор

м е ж д у

поршнем

и

Рпс. 27.

Схема

грузопоршневого

(безртутно­

цилиндром,

 

создавая

 

гид­

равлический

 

затвор

и

сма­

го) барометра

типа

БП-1у с поршнем, урав­

з ы в а я поверхности цилиндра

 

новешенным

противовесом:

 

 

 

 

 

и

поршня. Поршень

приво­

/ — пружина

жесткости;

2 — противовес;

3 — коро­

дится

во

вращение

с

по­

мысло;

4 воронка;

5 — электродвигатель;

6 —

термопарная

лампа;

7—

колпачок;

8 — вентиль;

мощью

электродвигателя

и

9— цилиндр;

10 — поршень; / / — поводковый

меха­

низм; 12 — грузоприемный

диск; 13 — микроскоп

роликового

поводкового

ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ханизма .

Н и ж н и й

конец

поршня опирается

 

на подпятник,

подвешенный

с помощью цепочек

к коромыслу, цилиндрическая ось которого на двух ленточных под­ весках подвешена к стойке. К левому плечу коромысла, несущему противовес, присоединена пружина жесткости. Д л я слива просо­ чившейся через зазор между поршнем и цилиндром жидкости пре-

72


дусмотрен вентиль. В

верхней части колпачка смонтирована

л а м п а

термопарного манометра абсолютного давления ВТ-2.

 

Д л я фиксирования

положения поршня применен измерительный

микроскоп.

 

 

Барометр снабжен

комплектом из 6 грузов по 150 г, 2 кольце­

вых грузов

по 50 г и 4 грузов по 10 г, а т а к ж е набором грузов мас ­

сой до 10

г.

 

 

Работа барометра БП - 1у основана на принципе комбинирован­

ного уравновешивания

атмосферного давления: основная

часть

давления уравновешивается весом грузов, а небольшие изменения

давления — при помощи пружины

жесткости.

Собственный

вес

поршня уравновешен при помощи

противовеса.

 

 

 

 

Атмосферное давление определяется по формуле

 

 

 

 

- ^ ) + à 4 - + p ' a ,

 

 

 

(vi.i)

F

\

Р м /

F

 

 

 

 

где m — масса грузов; AG

изменение усилия

на

поршень, созда­

ваемого уравновешивающим

механизмом при

отклонении

поршня

от нулевого положения, определяемое по ш к а л е микроскопа; F —

приведенная площадь поршня;

Р'я

— абсолютное

давление

н а д

поршнем, определяемое по манометру ВТ-2.

 

 

 

 

Предел допускаемой

погрешности барометра

БП - 1у ± 0 , 0 0 5 %

от величины измеряемого атмосферного давления .

 

 

 

Поверка барометра состоит в основном в определении приведен­

ной площади поршня и массы грузов. Приведенная площадь

поршня

определяется путем многократных сличений с ртутным эталонным барометром ВІТИИМ. Номинальное значение приведенной площа ­ ди поршня 1 см 2 .

П о аналогичной схеме построен стационарный грузопоршневой

барометр

конструкции П. В. Иидрика [36].

Барометр

применяется

в качестве

рабочего эталона атмосферного

давления .

Конструктив­

ные отличия барометра Индрика от барометра БП - 1у следующие:

поршень

барометра

не уравновешен (вес поршня и

грузоприем-

кого устройства учитывается при определении величины

атмосфер ­

ного д а в л е н и я ) ;

 

 

 

 

 

приведенная площадь поршня в пять раз

больше

п л о щ а д и

поршня барометра БП-1у;

 

 

 

 

диаметр

грузов (около 0,5 м) значительно

больше

диаметра

грузоприемного устройства барометра БП-1у;

 

 

 

барометр

является

стационарным

прибором; транспортировка

его значительно сложнее транспортировки барометра

БП-1у;

барометр

не имеет

механизма

принудительного

 

в р а щ е н и я

поршня;

 

 

 

 

 

 

вместо пружины жесткости и микроскопа в

барометре

И н д р и к а

применены тангенсные весы, позволяющие измерять изменение на­ грузки на поршень в пределах 0,5—1,0 г с погрешностью ± 2 5 мг [36].

73


Г л а в а V I I . О Б Р А З Ц О В Ы Е Г Р У З О П О Р Ш Н Е В Ы Е

МАНОМЕТРЫ АБСОЛЮТНОГО Д А В Л Е Н И Я

О б р а з ц о в ы е грузопоршневые манометры абсолютного давления вы­ соких классов точности применяются для градуировки и позерки различных технических приборов, предназначенных для измерения абсолютного давления . Кроме того, их используют для поверки приборов, которые предназначены для измерения величин, связан­

ных функциональной зависимостью с абсолютным давлением

{на­

пример, барометрических

высотомеров, применяемых

для

опреде­

л е н и я

высоты полета самолетов,

н других летательных

а п п а р а т о в ) .

Они

применяются

т а к ж е

д л я непосредственных

измерений

абсо­

лютного давления, требующих высокой точности.

 

 

 

 

Грузопоршневые манометры

абсолютного

давления

рассчитаны

на диапазон от 1 до 2500—3000 мм рт. ст. Серия образцовых

гру­

зопоршневых манометров,

разработанных во

В Н И И Г К за послед­

нее

десятилетие, применяется

в

поверочных

и

научных

учрежде ­

ниях

 

Госстандарта

С С С Р ,

а т а к ж е в системе

метеослужбы

и в дру­

гих

ведомствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наибольшее распространение получили образцовые грузопорш­

невые

манометры

абсолютного

давления

М А Д ,

М С - 1 , МС-2,

МАД-2500, М П А .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАНОМЕТР АБСОЛЮТНОГО ДАВЛЕНИЯ МАД

Схема манометра [37] показана на рис. 28.

Измерительная часть прибора состоит из двух взаимно уравно­

вешенных дифференциальных

поршней, притертых к

цилиндрам.

П о р ш н и соединены м е ж д у собой трубкой, заполняемой

дибутилфта-

латом или приборным маслом

М В П . Д л я подачи в прибор

рабочей

жидкости служит сильфонный

пресс и воронка. Пространство,

рас­

положенное под одним поршнем, подключено к воздушному

прес­

су, а под другим — к вакуумному насосу.

 

 

 

Измеряемое давление создается и регулируется

при

помощи

воздушного пресса и буферного баллона . Д л я измерения

давления

из пространства под одним из поршней откачивают воздух, а на

другой н а к л а д ы в а ю т грузы

в количестве,

необходимом

д л я

вос-

•становления

равновесия поршней.

 

 

 

Д а в л е н и е

определяется по

формуле

 

 

 

 

р*=¥

( і —

( ѵ і і

. 1

)

где Ра. — измеряемое давление; m — масса грузов, наложенных на трузоприемный диск поршня, воспринимающего давление; Fi — при­ веденная площадь узкой части этого поршня; Р'а — остаточное дав ­ ление под вторым поршнем, измеряемое манометром ВТ-2.

74


П р е д е лы измерения манометра составляют от 0,015 до 3 кгс/см2 .

Предел допускаемой погрешности

± 0 ,

0 5 %

от измеряемой вели­

чины в интервале от 0,2 до

3 кгс/см 2

и ± 0

, 0 8

мм рт. ст. в

интервале

10—150 мм рт. ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальная

схема

манометра М А Д

позволяет

применять

его для измерения как абсолютного

давления, так и

атмосферного,

т. е. в качестве образцового

барометра, а т а к ж е для

измерения

из­

быточного давления и разрежения . Однако применение такого

при­

б о р а для измерения

указанных трех

величин

вряд ли

целесообраз-

Рис. 28. Схема манометра абсолютного давления типа МАД с взаимно уравновешенными поршнями:

/ — воронка;

2, 8—цилиндры;

3, 7 — дифференциальные

поршни; 4 — соединительная

трубка; 5—манометр

BT-2;

6 — буферный

баллон; 9 — воздушный пресс;

10—масля­

 

ный

пресс

 

но ввиду того, что конструкция манометра более сложна, чем при­

боров, непосредственно предназначенных д л я этих целей

(БП-1у,

МП-2,5, В П ) . Кроме

того, манометры М А Д , состоящие из

системы

двух

взаимно

уравновешенных дифференциальных поршней, обла­

д а ю т большей

инерционностью,

а

технология их изготовления

бо­

лее

сложна .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манометры

М А Д

поверяются

в метрологических институтах

по

методике, изложенной

в технических условиях завода-изготовителя,

методом сличения

с образцовыми

грузопоршневыми

приборами

1-го р а з р я д а — манометром МП-2,5 и барометром БП-1у.

 

 

Манометры

М А Д

сличают с образцовыми барометрами

БП-1у

путем одновременного

измерения

обоими приборами

атмосферного

д а в л е н и я окружающего

воздуха.

 

 

 

 

 

75