Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
М А Н О М Е ТР АБСОЛЮТНОГО Д А В Л Е Н И Я МС-1 |
|
М а н о м е тр МС-1 [38] построен по той ж е схеме, что и |
манометр |
М А Д , и т а к ж е предназначен для поверки и градуировки |
некоторых |
авиационных приборов. Конструкция манометра МС-1 несколько отличается от конструкции манометра МАД . Основное отличие за
ключается в том, что |
манометр МС-1 расположен в кожухе, позво |
л я ю щ е м монтировать |
его в передвижной поверочной установке. |
В условиях стационарной лаборатории манометр применяется без кожуха .
Измеряемое |
манометром МС-1 давление |
определяется по |
фор |
||||||||
муле ( Ѵ І І . І ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Манометр МС-1 имеет следующую метрологическую |
характери |
||||||||||
стику: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пределы измерения абсолютного дав |
|
|
|
|
|
||||||
ления |
|
|
|
|
|
6—780 мм рт. ст. |
|
||||
погрешность |
измерения в диапазоне |
|
|
|
|
|
|||||
300—780 мм рт. ст. в условиях: |
± 0 , 0 3 % от измеряемой |
||||||||||
стационарной |
лаборатории |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
величины |
|
|
|||
передвижной |
лаборатории |
± 0 , 0 6 % ' от измеряемой |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
величины |
|
|
|||
погрешность |
измерения в диапазоне |
|
|
|
|
|
|||||
40—300 мм рт. ст. в условиях: |
± 0 , 1 |
мм рт. ст. |
|
||||||||
стационарной |
лаборатории |
|
|||||||||
передвижной |
лаборатории |
± 0 , 2 |
мм рт. ст. |
|
|||||||
погрешность |
измерения в диапазоне |
|
|
|
|
|
|||||
6—40 мм рт. ст. в условиях: |
|
|
|
|
|
|
|||||
стационарной |
лаборатории |
|
|
|
|
|
|
||||
передвижной |
лаборатории |
|
:0,1 |
мм рт. ст. |
|
||||||
Манометры |
МС-1 поверяются в метрологических институтах по |
||||||||||
методике, |
аналогичной методике, |
применяемой |
для поверки |
мано |
|||||||
метров МАД . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
МАНОМЕТР А Б С О Л Ю Т Н О Г О Д А В Л Е Н И Я МС-2 |
|
|
|
|
|
||||||
Манометр |
МС-2 построен по принципиальной |
схеме, отличной от |
|||||||||
схем всех |
других грузопоршневых |
приборов, |
рассмотренных |
выше. |
|||||||
Схема |
и конструкция |
манометра МС-2 разработана К- И. Хансува- |
|||||||||
ровым |
( В Н И И Г К ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Д л я |
обеспечения |
возможности |
измерения |
|
любых |
небольших |
абсолютных давлений и соответствующей высокой чувствительно
сти в манометре МС-2 |
поршни |
расположены |
горизонтально |
(рис. 29). Это освободило |
от необходимости применять устройства, |
уравновешивающие собственный вес поршня, и позволило измерять малые давления .
Манометр состоит из двух соосно расположенных поршневых пар, поршни которых соединены проволочной нитью. Поршни, про-
76
межуточные втулки и цилиндры притерты друг к другу с зазорам и
1—3 мкм. |
К поршню, воспринимающему |
измеряемое давление, при |
||||
соединена |
втулка, на которую |
передается усилие от углового |
коро |
|||
мысла и плоской |
пружины . Н а |
втулке расположен |
указатель |
нуле |
||
вого положения |
поршня. Необходимая |
жесткость |
обеспечивается |
|||
с помощью пружины . |
|
|
|
|
||
В манометре МС-2 в отличие от других рассмотренных |
грузо- |
|||||
поршневых |
манометров и вакуумметров |
приводятся во вращение |
не поршни, а промежуточные втулки. Втулки вращаютс я с помощью электродвигателя со скоростью 40—60 об/мин.
Рис. 29. Схема манометра абсолютного давления МС-2 с горизонтальными порш нями
Прибор заполняется дибутилфталатом |
или приборным |
маслом |
М В П , поступающим из воронок в зазоры |
между поршнями, |
проме |
жуточными втулками и цилиндрами . Н а угловое коромысло подве шена грузоприемная чашка .
Манометр МС - 2 так же , |
как и |
манометры |
M А Д и М С - 1 , при |
соединяется к вакуумному |
насосу. |
Остаточное |
давление Ра изме |
ряется с помощью манометра абсолютного давления типа ВТ-2. Горизонтальное расположение поршней требует более строгой
установки прибора по уровню. Если при определении нулевого по
ложени я |
поршня (до подачи в правую камеру измеряемого |
давле |
||||
ния) |
он |
был установлен |
по уровню не строго горизонтально, |
а |
под |
|
некоторым небольшим углом а к горизонтали, то возникающая |
при |
|||||
этом |
сила, действующая |
в направлении оси поршня |
и |
равна я |
||
G0 sin а, где G 0 — вес поршней, будет уравновешена силой |
пружины |
жесткости и это не внесет погрешность в результат измерения. Од
нако |
если после этого прибор |
несколько изменит свое положение |
||
и угол наклона прибора изменится |
на Да, то в результат |
измере |
||
ния |
будет внесена дополнительная |
погрешность |
|
|
|
ДР. = |
% |
sin Да. |
( V I I . 2 ) |
|
|
F |
|
|
77
Поэтому требования к постоянству расположения оси поршней у манометров МС-2 д о л ж н ы быть строже, чем у приборов с порш нями, расположенными вертикально.
Давление, измеряемое манометром МС-2, определяется по фор муле
( V I I . 3 )
где L l и Ь2 — длины соответственно горизонтального и вертикально го плеч коромысла .
Манометры поверяют в метрологических институтах.
Основной параметр — приведенная площадь поршня — опреде
ляется |
методом |
сличения |
с |
образцовыми |
микроманометрами |
|
ММ-250, |
ЧЛ - 1 или МКШ - 1 |
(на |
избыточном |
давлении), при |
этом |
|
левая камера цилиндра сообщается с атмосферой. |
|
|||||
Пределы измерения манометра 0—40 мм |
рт. ст., предел |
допу |
||||
скаемой |
погрешности ± 0 , 0 5 |
мм |
рт. ст. во всем диапазоне. |
|
МАНОМЕТРЫ АБСОЛЮТНОГО ДАВЛЕНИЯ ТИПОВ МАД-2500 И МПА
В настоящее время наиболее распространенным грузопоршневым манометром абсолютного давления является манометр МАД-2500
конструкции К. И. Хансуварова, разработанный |
во В Н И И Г К в |
||
1965 г. |
|
|
|
Манометр МАД-2500 состоит из трех соосных поршневых пар |
|||
(рис. 30). Верхняя поршневая пара предназначена для |
передачи |
||
веса грузов на средний поршень, воспринимающий |
измеряемое |
дав |
|
ление. Д и а м е т р нижнего поршня равен диаметру |
верхнего, |
в ре |
|
зультате чего действие атмосферного давления на верхний |
поршень |
полностью компенсируется силой, равной произведению этого дав
ления на площадь нижнего поршня. |
Б л а г о д а р я |
этому показания |
манометра МАД - 2500 практически |
не зависят |
от атмосферного |
давления . Н и ж н и й конец нижнего поршня упирается в коромысло,
подвешенное на двух пружинах, которые уравновешивают |
собст |
||||
венный вес |
поршня. |
|
|
|
|
Верхняя |
камера |
манометра сообщается |
с откачной |
системой. |
|
Остаточное давление |
Р'а в верхней камере |
определяется |
по |
термо |
|
парному манометру |
абсолютного давления |
ВТ-2. Н и ж н я я |
к а м е р а |
сообщается с пространством, в котором измеряется давление РаСвязь между поршнями осуществляется с помощью упругих шар ниров.
Основная часть измеряемого давления уравновешивается весрм грузов, некоторая (очень небольшая) часть — пружинным меха низмом, уравновешивающим собственный вес поршня.
78
Д а в л е н и е, измеряемое манометром МАД-2500, определяется п о формуле
Р.= |
— г |
Н |
- Ь р а > |
(ѴП.4) |
|
^ 2 |
— |
<Tl |
|
где Fx и F2 — приведенные площади соответственно нижнего и среднего поршней.
Рис. 30. Схема манометра абсолютного давления МАД-2500 с поршнем, уравновешенным пружинами
79
Манометр МАД-2500 имеет следующую метрологическую харак теристику:
пределы |
измерения |
|
пределы |
допускаемой погрешности |
|
в диапазоне 0—150 мм рт. ст. |
||
в диапазоне |
150—500 мм рт. ст. |
|
в диапазоне |
500-—2500 мм рт. ст. |
0—2500 мм рт. ст.
±0 , 0 5 мм рт. ст.
±0 , 1 мм рт. ст.
±0 , 0 2 % от измеряемой величины.
Манометры МАД-2500 поверяются в метрологических институ
тах по методике, изложенной в технических условиях |
завода-изго |
|
товителя. |
|
|
З а последние |
годы во В Н И И Г К разработан ряд |
конструкций |
грузопоршневых |
манометров абсолютного давления, |
построенных |
по схеме, показанной на рис. 30. Эти приборы, выпускавшиеся с за водским обозначением МПА , отличаются пределами измерения, точностью и величиной основного конструктивного параметра —
приведенной |
площади поршня. |
|
|
|
В зависимости от назначения манометры |
МА П имеют |
пределы |
||
измерения |
I —1000, 1—2500 и 1—3000 |
мм рт. ст., предел |
допускае |
|
мой погрешности (в основном диапазоне) |
± 0 |
, 0 0 5 , ±0,0 1 и ± 0 , 0 2 % , |
||
а приведенные площади поршня различных |
моделей равны 2,5 и |
20см2 .
Вразработанных конструкциях манометров МП А применены
три |
способа уравновешивания поршня: при помощи |
противовеса, |
|||
как |
в барометре БП-1у, при помощи двух спиральных |
пружин, как |
|||
в вакуумметре ВП, и при помощи квадратных |
весов типа ВЛТК - |
||||
Манометры |
М П А поверяются по методике, |
аналогичной |
мето |
||
дике |
поверки |
манометров МАД-2500. Манометры |
М П А |
класса |
0,005 аттестовываются методом непосредственного сличения с ртут ным эталонным барометром В Н И И М .
МАНОМЕТР АБСОЛЮТНОГО ДАВЛЕНИЯ С ДВУМЯ СООСНЫМИ ВЕРТИКАЛЬНО
РАСПОЛОЖЕННЫМИ ПОРШНЕВЫМИ ГРУППАМИ
В заключение остановимся на схеме манометра абсолютного дав ления, предложенной К. И. Хансуваровым в 1962 г. [39], не полу чившей пока широкого практического применения, однако не усту пающей по своим возможностям рассмотренным выше схемам.
Прибор |
(он назван в авторском |
свидетельстве |
«Грузопоршневой |
||
барометр») |
состоит из двух соосных поршневых |
групп, к а ж д а я из |
|||
которых содержит попарно притертые друг |
к другу |
поршни |
|||
(рис. 31), промежуточные |
втулки |
и цилиндры. |
Поршни |
связаны |
|
между собой при помощи |
гибкой |
проволочной растяжки . Д л я сня |
|||
тия сухого трения между поршнями и промежуточными |
втулками |
||||
последние |
приводятся во вращение во взаимно |
противоположных |
направлениях. Вес поршней и грузоприемной тарелки уравновешен
80