Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рнс. 31. Схема манометра абсолютного давления двумя соосиыми поршневыми группами:

/ — противовес; 2— рычаг; 3 — манометр ВТ-2; 4, 10 — порш­ ни; 5, 12 — промежуточные втулки; 6, 11 — цилиндры; 7 — рас­

тяжка; 8 — пружина жесткости;

9 — стержень; 13 — камера

измеряемого давления; 14 — грузы;

15 — грузопрнемная тарел­

ка

 

при помощи рычага и противовеса. Измеряемое абсолютное давле­ ние подается в камеру нижнего цилиндра.

РАБОЧИЙ ЭТАЛОН АБСОЛЮТНОГО ДАВЛЕНИЯ

Одной из последних разработок В Н И И М является грузопоршневой

манометр абсолютного

давления,

предназначенный для примене­

ния в качестве рабочего

эталона

абсолютного давления .

В основном принципиальная схема прибора аналогична схеме, показанной на рис. 31. В качестве уравновешивающего устройства использованы квадрантные весы типа ВЛТК-5000.

Приведенная площадь поршня, воспринимающего измеряемое давление, близка к 20 см2 . Пределы измерения 10—1000 мм рт. ст. Средняя квадратическая погрешность измерения, по данным, при­ веденным в работе [40], не превышает 0,015 мм рт. ст.

Q—80-1

81

Г л а в а V I I I . О Б Р А З Ц О В Ы Е Г Р У З О П О Р Ш Н Е В Ы Е

Д И Ф Ф Е Р Е Н Ц И А Л Ь Н Ы Е МАНОМЕТРЫ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МАНОМЕТР ДМП-2,5-4

Д и ф м а н о м е т р ДМП - 2,5-4 класса 0,1 предназначен д л я измерения разности давлений в диапазоне 0—2,5 кгс/см 2 при статических дав ­ лениях до 4 кгс/см2 . Применяется в основном в расходомерных установках д л я измерения перепада давления в дроссельных при­ борах, а т а к ж е д л я определения потери напора в счетчиках жидко ­ стей при их испытаниях и поверках. Д и ф м а н о м е т р разработан во В Н И И Г К .

 

Рис. 32.

Схема дифманометра ДМП-2,5-4 клас­

 

 

 

 

са 0,1:

 

 

 

 

/ — пресс

жидкостный;

2 — вентили;

3 — соединитель­

 

 

ные

трубки; 4 цилиндры; 5 — разделительные

со­

 

 

 

 

 

суды

 

 

 

В основу

прибора

положена

схема

грузопоршневого

прибора

с двумя взаимно

уравновешенными дифференциальными

поршня­

ми, я в л я ю щ а я с я

модификацией

схемы манометра

абсолютного дав­

ления М А Д

[37].

 

 

 

 

 

 

82


В отличие от схемы (см. рис. 28) манометра МАД , в дифмано -

метрах ДМП-2,5-4 (рис. 32) широкая

 

часть

дифференциальных

поршней расположена ниже узкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д и ф м а н о м е т р

ДМП-2,5-4

состоит

из

двух

поршневых

пар,

сое­

диненных

трубкой. К а ж д а я

поршневая

пара

состоит из

цилиндра

и дифференциального

поршня

с грузоприемным. диском.

Д а в л е ­

ния Рі и Р% разность которых измеряется, подводятся к раздели­

тельным

сосудам

и действуют

на кольцевые

поверхности

диффе ­

ренциальных поршней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если поршни были предварительно уравновешены при некото­

ром статическом давлении Р0 в обоих разделительных сосудах, то

после подачи в разделительные сосуды давлений Рх и Р2

равнове­

сие нарушится и на один из поршней потребуется наложить неко­

торый

груз. Если

Р\>Р2

 

подано

в левый

сосуд, то груз надо

нало­

жить на правый поршень. Уравновесим поршни. В первом

случае

сообщим

обе поршневые

пары

с пространством, в котором

создано

некоторое избыточное

давление

Р0.

 

Во

втором

случае

подадим

в левый цилиндр давление Р\,

а в правый Р2.

Запишем

для обоих

случаев уравнения равновесия и из них получим:

 

 

 

 

 

 

аР = Рг Р, =

 

^

 

mg • (і —

+

 

 

 

 

 

 

 

 

F'2 (Fi — F i )

 

 

 

V

 

Рм /

 

 

 

 

 

 

 

+

F j F J

F2F\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( V I I I . l )

 

 

 

 

 

 

-(P*-Po).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F2 ( F 2

— F j )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Fl

и

Fi' — приведенные

площади

узких

частей левого

и

пра­

вого поршней; F2

и F2

— приведенные площади широких частей ле­

вого и правого поршней; m — масса

грузов,

наложенных

на

пра­

вый поршень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

формулы

( V I I I . l )

видно,

что

 

если

первое

уравновешивание

поршней

проводить, подавая

в

цилиндры

обоих

поршневых

пар

давление Р0, равное Р2, то формула

примет вид

 

 

 

 

 

 

 

Д Р = - Т — ^

 

mg(l—

 

ІІ-Ѵ

 

 

 

(VIII . 2)

 

 

 

 

F 2 (F,

F

J

 

\

 

Рм /

 

 

 

 

А если удовлетворить

условие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рг

 

F'2'

 

 

 

 

 

 

 

( V I I I . 3 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л Р =

— ( Ѵ П

І .

4

.

)

 

 

 

 

 

 

F 2

-

F ï

V

 

Рм

 

 

 

 

 

 

В работе [41] нами показано, что вытекание рабочей жидкости через зазоры прибора изменяет уровень раздела жидкостей в р а з ­ делительных сосудах, а перетекание ее через нижние зазоры (в се-

6*

83


чениях, соответствующих широкой части п о р ш н е й ) — п о д н и м а е т поршни. Скорость поднятия поршней можно определить по фор­ муле

 

 

 

( 2 Л — g - A p j ,

 

( V I I I . 5 )

где

Ii2 — ширина

зазора в указанных сечениях; ц — динамическая

вязкость жидкости; 12 — ширина

кольцевого выступа

и г2

— радиус

поршня в этих сечениях.

 

 

 

 

И з уравнения

( V I I I . 5 ) видно,

что при увеличении

статического

давления в системе, а

следовательно, и при увеличении

давления

Р\,

может значительно

возрасти скорость поднятия поршней ѵ. По ­

этому прибор, построенный по схеме, приведенной на рис. 32, при­

меним лишь при небольшом статическом

давлении.

 

Д и ф м а н о м е т р ДМП-2,5-4 имеет следующую

метрологическую

характеристику:

 

 

 

 

 

 

 

пределы измерения разности давлений

0—2,5 кгс/см 2

 

пределы допускаемой

погрешности:

 

 

 

 

в диапазоне 0—0,25 кгс/см 2

 

± 2 , 5 мм вод. ст.

 

в диапазоне 0,25—2,5 кгс/см 2

 

± 0 , 1 % от измеряемой

номинальные значения

приведенных

величины

 

 

 

 

 

площадей Fi и F2 поршневой

 

0,5 и 2 см 2 .

 

Д и ф м а н о м е т р ы

ДМП-2,5-4 проверяются в

метрологических ин­

ститутах по методике, изложенной

в технических

условиях

завода -

изготовителя. Основной параметр

— разность

приведенных

площа ­

дей — определяется

сличением с

образцовым

манометром МП-(?

класса 0,02 при различных

нагрузках на поршни.

 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ МАНОМЕТРЫ ДМП-6,3-320

ИДМП-0,25-160

Дл я разработки дифманометров, рассчитанных на большие стати­

ческие давления

(до 160 и 320 к г с / с м 2 ) , была

применена

с х е м а * ,

показанная на рис. 33. Эта схема

отличается

от схемы дифмано -

метра ДМП-2,5 - 4

тем, что в ней два дифференциальных

поршня

заменены одним

двухступенчатым

дифференциальным

поршнем,

который можно рассматривать ка к поршень, составленный из двух

дифференциальных

(см. рис. 32). Д л я уравновешивания

собствен­

ного

веса поршня

и создания необходимой жесткости применены

две

спиральные пружины .

 

Разность давлений, и з м е р я е м а я дифференциальными

маномет­

рами

ДМП-6,3-320

и ДМП-0,25-160, определяется по формуле

 

A P = T ^ 7 - ( 1 - - ) + - ^ L ( ^ - ^ >

( V I I L 6

* Предложена Б. Г. Бирюковым, К. И. Перчихиным и К. И. Хансуваровым.

84


где Fx и F\ — приведенные

площади соответственно верхней и

нижней частей поршня.

 

Формула

( V I I I . 6 )

является частным случаем формулы ( V I I I . 1 )

при

F2 =

F2.

 

 

 

Обеспечив

пренебрежимо ма­

лое значение второго члена фор­

мулы ( V I I I . 6 )

путем соответствую­

щего

выбора

допустимых

значе­

ний

F{—F'i

и Р2—Pq,

выражение

( V I I I . 6)

м о ж н о применять

в бо­

лее простом виде:

F,-Fl

( V I I I . 7 )

Рм

 

У дифманометров, построен­ ных по схеме, изображенной на рис. 33, рабочая жидкость пере­ текает из нижней камеры в верх­ нюю только под действием разно­ сти давлений (независимо от ста­ тического давления в приборе), а скорость перемещения поршня, компенсирующего это перетека­ ние, определяется, ка к показано в работе [41], по формуле

h32F2

Д Р .

( V I I I . 8 )

 

 

V —

33. Схема

дифманометров

б.и/гГз {Fi — Fi)

 

Рис.

 

 

ДМП-6,3-320 и ДМП-0,25-160.

Д и ф м а н о м е т р ы

ДМП-0,25-160

 

 

и ДМП-6,3-320 имеют

следующие метрологические

характеристики:

 

 

ДМП-6,3-320

ДМП-0,25-160

предельное стати­ ческое давление

пределы измере­ ния разности давле ­ ний

предел допускае­ мой погрешности

номинальные зна­ чения приведенных площадей Fi и F\

320 кгс/см 2

 

160 кгс/см 2

 

0,04—6,3 кгс/см 2

 

0—0,25 кгс/см 2

 

± 0 , 1 % от измеряе­

± 2 мм вод. ст.

во

мой величины в диа ­

всем диапазоне

 

пазоне

 

 

 

0,4—6,3 кгс/см 2

и

 

 

+ 4 мм вод. ст. в диа­

 

 

пазоне

 

 

 

0,04—0,4 кгс/см 2

 

 

 

 

 

0,2 см 2

 

0,2 см 2

 

 

85


н о м и н а л ь н ые зна­

 

 

чения

приведенной

 

 

площади

F2

1,2 с м 2

2,2 см 2 .

Д и ф м а н о м е т р ы поверяются по методике, изложенной в техни ­ ческих условиях завода-изготовителя.

Если дифференциальные манометры ДМП-6,3-320 и ДМП-0,25-160 применяются д л я испытаний или поверки техниче­

ских дифманометров, то они включаются

в состав испытательной

установки У Д М П

(рис. 34),

состоящей из

следующих частей-

дифманометров

ДМП-6,3

-320 и ДМП-0,25-160;

.86

ручного скальчатого насоса

для

создания статического давле ­

ния Р2;

 

компенсатора, предназначенного

для

поддер­

грузопоршневого

ж а н и я созданного давления

Р2;

 

 

 

 

 

Р\.

жидкостного пресса с насосом для создания давления

Компенсатор состоит из корпуса, цилиндра, поршня с диском,

грузодержателя, устройства

для вращения поршня

и

комплекта

грузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинальное

значение

 

площади

поршня

компенсатора

FK = 0,5 см 2 . О б щ а я

масса грузов 160

кг.

 

 

 

 

Установки

У Д М П

применяются

на

заводах — изготовителях

технических

дифманометров,

предназначенных для

работы при

больших статических

давлениях, а т а к ж е

при проведении

государ­

ственных испытаний новых моделей технических дифманометров .

ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ

МАНОМЕТР

 

 

С ПЕРЕМЕННЫМ УГЛОМ НАКЛОНА ПОРШНЯ

 

 

 

 

Грузопоршневой

дифференциальный манометр с переменным уг­

лом

наклона

поршня

был

р а з р а б о т а н

во В Н И И Г К [42] д л я

спе­

циальной

цели — использования

его

в

переносной

установке

для

определения

средней

плотности нефтепродуктов в резервуарах.

Д и ф м а и о м е т р

состоит из двух

цилиндров

 

(рис. 35), жестко

сое­

диненных

между

собой

при

по­

 

 

 

 

 

 

 

мощи скобы.

В

цилиндрах

 

вра­

 

 

 

 

 

 

 

щается поршень, несущий на себе

 

 

 

 

 

 

 

груз

постоянного

веса.

Д а в л е н и я

 

 

 

 

 

 

 

Р\ и Р2,

разность

которых

изме­

 

 

 

 

 

 

 

ряется,

подводятся

через

 

раз ­

 

 

 

 

 

 

 

делительные

сосуды

(на

схеме

 

 

 

 

 

 

 

не показаны)

к

цилиндрам

по

 

 

 

 

 

 

 

гибким

соединительным

трубкам .

 

 

 

 

 

 

 

П о р ш н е в а я пара

соединяется

 

 

 

 

 

 

 

с поворотным механизмом, позво­

 

 

 

 

 

 

 

л я ю щ и м регулировать положение

 

 

 

 

 

 

 

поршневой пары

и устанавливать

 

 

 

 

 

 

 

ее в

наклонном

положении

под

 

 

 

 

 

 

 

л ю б ы м углом к вертикали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вес поршня и груза

рассчиты­

 

 

 

 

 

 

 

вался так, чтобы при вертикаль­

 

 

 

 

 

 

 

ном

положении поршня

разность

 

 

 

 

 

 

 

давлений,

измеряемая

прибором,

 

 

 

 

 

 

 

соответствовала

верхнему

преде­

 

 

 

 

 

 

 

лу

измерения

дифманометра и

 

 

 

 

 

 

 

была равна давлению столба во­

 

 

 

 

 

 

 

ды ВЫСОТОЙ 1 M при

температуре

 

Р и

с - 3 5 - С

х

е м а Дифманометра с пе-

4° С

(0

1 кгс/см2 )

 

 

 

 

 

 

ременным

углом

наклона поршня:

у-У

'

 

'

'

 

 

 

/,-/ — цилиндры; 2.3

— подводящие

труб-

П р И

 

ОТКЛОІіеНПИ

П О р Ш Н е В О И

 

 

К Н ;

5 - поршень; 6— груз

 

87