Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
П р и н ц и п и а л ь н ая |
схема |
манометра МП-2,5, разработанная в |
||
1952 г., показана на рис. 6. Она состоит из поршневой |
пары (ци |
|||
линдр и поршень |
с грузоприемным |
устройством) и |
резервуара, |
|
установленного на |
некоторой |
высоте |
и соединенного с |
поршневой |
парой трубкой. Схема поршневой пары манометра МП-2,5 анало гична схеме, примененной в рабочем эта лоне избыточного давления с верхним пределом измерения б кгс/см2 (см. рис. 3) .
Пределы измерения манометра МП-2,5 О—2,5 кгс/см2 , номинальное значение при
веденной |
площади |
поршня |
составляет |
||
1 см2 , о б щ а я масса |
ттах |
всего |
комплекта |
||
грузов 2,5 |
кг. |
|
|
|
|
Манометр МП-2,5 построенный по схе |
|||||
ме, изображенной |
на |
рис. 6, |
является |
||
первым прибором, |
в |
котором |
применен |
||
неуплотненный уравновешенный |
пор |
шень. Ввиду того, что сведения о работе приборов с уравновешенным поршнем, в частности приборов типа МП-2,5, приве денные в литературе, весьма ограничены, этот манометр рассмотрен здесь более подробно.
'S/SSS/////.
Рис. 6. Принципиальная схема манометра избы точного давления с пор шнем, уравновешенным столбом жидкости:
I — поршневая группа (пор
шень, цилиндр и грузоприемное устройство); 2 — соеди нительная трубка; 3 — ре
зервуар
Основное уравнение измерения манометром МП-2,5 с поршнем, уравновешенным столбом жидкости
Выше было сказано, |
что |
при работе ма |
|||
нометра |
МП-2,5, к а к |
и |
любого |
другого |
|
прибора |
с |
уравновешенным |
поршнем, |
||
проводят |
два |
уравновешивания . |
|
||
В момент |
первого |
уравновешивания |
согласно формуле (1.9) условие равнове сия может быть представлено в виде
|
л ; + р о = 5 ' - і - ^ ( і - - ^ - ) , |
|
|
|
(іѵ.2) |
||||
где Ра' — абсолютное давление |
в |
резервуаре |
(на |
уровне |
жидко |
||||
сти); Р0=Н0у |
— давление |
столба |
жидкости высотой |
Н0 |
с удельным |
||||
весом у; В' |
— атмосферное |
давление (вне прибора) |
на |
уровне |
тор |
||||
ца поршня; т' — масса поршня, |
|
грузоприемного |
диска |
и |
тари- |
||||
ровочных грузов, наложенных |
при первом |
уравновешивании |
на |
||||||
грузоприемный диск. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если абсолютное давление в резервуаре при втором уравнове
шивании |
(на уровне жидкости) обозначить через |
Р"а |
, а атмосфер |
ное давление на уровне торца поршня — через В", |
то |
условие рав |
|
новесия |
примет вид |
|
|
28
|
|
|
|
"lg (t |
Рв |
(ІѴ.З) |
|
|
P l + P 0 = B ' ' + ' ^ f l l - ^ \ , |
||||
|
|
|
|
|
PM |
|
где |
in" — масса |
поршня, грузоприемного |
устройства |
и грузов, на |
||
ложенных при втором уравновешивании . |
|
|
||||
|
Из формул |
(ІѴ.2) — (ІѴ.З) получим |
|
|
||
|
Р"л |
- Р'л |
-і- В' - |
В" = »J^JOL |
g ( i _ J ï | |
( i v . 4 ) |
|
Уравнение (IV.4) |
является общим дл я приборов, |
построенных |
|||
по |
данной схеме. Оно может |
быть приведено к виду, |
определяюще |
му избыточное давление, разрежение, |
атмосферное и абсолютное |
||
давления . |
|
|
|
Д л я приведения |
уравнения (IV.4) |
к |
более удобному для приме |
нения виду найдем |
предварительно |
выражение, определяющее ве |
личину давления в замкнутом пространстве на любом горизонталь ном уровне. Если на каком - либо уровне в замкнутом пространстве, заполненном воздухом, абсолютное давление равно Ра, то на любом
другом уровне, расположенном ниже этого |
уровня на расстоянии, |
||||
равном Н, абсолютное |
давление. |
|
|
|
|
|
|
Р а н ^ Р а |
+ И1о, |
(IV.5) |
|
где |
у'в — среднее значение удельного |
веса воздуха на участке меж |
|||
ду |
указанными уровнями. |
|
|
|
|
|
Обозначив удельный вес воздуха |
при нормальном атмосферном |
|||
давлении В0 через ув, |
можем написать |
|
|||
|
|
р*н |
+ р* |
|
|
|
|
T » : Тв = |
: |
: В о |
, |
откуда
Тв-
2ßo
Подставив последнее выражение в формулу (IV.5) и приняв во внимание, что
Я Т в « 2 ß 0 ,
получим
Л,„ = л ( І 4 - ^ - ) - |
(ІѴ.6) |
Атмосферное (барометрическое) давление — частный случай абсолютного давления, поэтому на основании выражения (ІѴ.6) можно написать
ВН = В(\ - Ь 7 - ^ - ) , |
(ІѴ.7) |
29
где |
ßtf |
и В — соответственно |
атмосферное |
давление |
на двух |
уров |
|||||||||
нях, |
отстоящих друг от друга |
на расстоянии |
Н. |
|
|
|
|||||||||
П р и н и м а я далее во внимание, |
что избыточное давление и |
раз |
|||||||||||||
режение |
равны разности |
Р а — В , взятой |
с соответствующим |
з н а к о м , |
|||||||||||
выражения, |
аналогичные |
формулам |
|
(IV.6) |
и (IV . 7), могут |
быть |
|||||||||
записаны и для этих величин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Избыточное давление |
на уровне, |
расположенном |
на |
расстоя |
|||||||||||
нии H ниже начального |
уровня, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
Р н = = |
p(\+*ÜL\. |
|
|
|
|
|
(IV.8) |
||||
Р а з р е ж е н и е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Р™„=РвЛК(і |
+ |
^ У |
|
|
|
(IV.9) |
|||||
Здесь |
через РВАКН |
и Яв ак |
обозначено |
разрежение |
или, как гово |
||||||||||
рят |
иногда, |
«вакуумметрическое» |
давление |
на указанных |
уровнях . |
||||||||||
В случае измерения избыточного давления прибором, построен |
|||||||||||||||
ным |
по схеме, приведенной на рис. 6, при первом уравновешивании |
||||||||||||||
поршня |
резервуар |
сообщается |
с атмосферой. |
Следовательно, со |
|||||||||||
гласно выражению |
(IV.7) величины Р'я |
и В', |
входящие в |
уравне |
|||||||||||
ние |
(IV . 4), д о л ж н ы удовлетворять |
условию |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
р- |
=в'(\ |
— |
!Щ. |
|
|
|
|
|
При втором уравновешивании, когда в резервуаре создано неко торое избыточное давление Р,
Обозначив массу грузов, наложенных |
на |
грузоприемный |
диск |
||
при втором уравновешивании, через т, т. е. приняв |
|
|
|||
|
т" — m' = m, |
|
|
|
|
из уравнения (IV.4) |
получим |
|
|
|
|
Р = 1М[\ |
— і » - ) + (В" — ß ' ) — • |
(IV . 10) |
|||
F \ |
Р м / |
Во |
|
|
|
Атмосферное давление з а время двух уравновешиваний |
поршня |
||||
может измениться не более чем на 0,1—0,2%, а высота столба |
мас |
||||
ла Н0 в приборе в разработанных конструкциях может |
быть |
не |
|||
более 100—120 см. Следовательно, второй член формулы |
(IV.10) |
||||
составит менее 3 - 10 - 7 кгс/см2 , поэтому может быть отброшен. |
|
||||
Остановимся теперь |
на чувствительности |
манометра. |
|
|
При разработке любого измерительного прибора бывает необ ходимо оценивать или з а д а в а т ь его чувствительность N, т. е. отно шение перемещения указател я к изменению измеряемой величины, вызвавшей это перемещение.
30
Чувствительность грузопоршневого |
манометра, |
построенного |
||||||
по схеме, |
приведенной на рис. 6, |
определится |
отношением |
|
||||
|
|
N = — , |
|
|
|
|
( I V . 1 1 ) |
|
|
|
|
АР' |
|
|
|
|
|
где АН — вертикальное перемещение |
поршня, |
вызванное |
измене |
|||||
нием давления на ДР . |
|
|
|
|
|
|
||
Если |
резервуар |
манометра |
сообщен |
с пространством |
очень |
|||
большого объема, например с атмосферой, то |
чувствительность ма |
|||||||
нометра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N = |
! |
, |
|
|
|
( I V . 1 2 ) |
где уж — удельный |
вес жидкости; F |
и Fv — площадь |
поперечного |
|||||
сечения соответственно поршня и резервуара . |
|
|
|
|||||
П р и н и м а я во внимание, что F^^F, |
выражение для |
чувствитель |
||||||
ности манометра МП-2,5 можно записать |
проще: |
|
|
|||||
|
|
Л / ä — . |
|
|
|
|
( I V . 1 3 ) |
|
Если |
манометр |
использовать |
д л я |
непосредственного измерения |
давления в некотором замкнутом пространстве, то чувствительность
прибора |
будет тем меньше, чем меньше объем этого пространства. |
В этом |
случае на чувствительность манометра существенно влияет |
сжатие воздуха в подключенном к прибору замкнутом объеме при перемещении поршня.
Пусть манометр подключен к замкнутому объему V, в котором создано избыточное давление Р. Если на поршень наложить допол
нительную гирю, |
соответствующую |
изменению |
давления |
под ним |
|||||
на АР, |
поршень опустится на |
АН, |
а жидкость |
в резервуаре |
подни- |
||||
мется |
Р |
П р и этом |
объем |
воздуха |
в замкнутом |
простран |
|||
па АН—. |
|||||||||
|
ен |
|
|
|
|
|
|
|
|
стве уменьшится |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д 1 / = |
РШ. |
|
|
|
|
|
Исходя из условия равновесия системы поршень — с ж а т ы й воз |
|||||||||
дух и принимая во внимание, |
что |
|
|
|
|
|
|||
|
|
• |
АѴ |
АР |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
Р |
+ 5' |
|
|
|
|
получим для данного случая |
|
|
|
|
|
||||
|
|
У Ѵ = — = |
|
! |
. |
|
|
( 1 V . 1 4 ) |
|
|
|
АР |
|
|
(P-\-B)F |
|
|
к |
' |
V
зг