Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р и н ц и п и а л ь н ая

схема

манометра МП-2,5, разработанная в

1952 г., показана на рис. 6. Она состоит из поршневой

пары (ци­

линдр и поршень

с грузоприемным

устройством) и

резервуара,

установленного на

некоторой

высоте

и соединенного с

поршневой

парой трубкой. Схема поршневой пары манометра МП-2,5 анало ­ гична схеме, примененной в рабочем эта­ лоне избыточного давления с верхним пределом измерения б кгс/см2 (см. рис. 3) .

Пределы измерения манометра МП-2,5 О—2,5 кгс/см2 , номинальное значение при­

веденной

площади

поршня

составляет

1 см2 , о б щ а я масса

ттах

всего

комплекта

грузов 2,5

кг.

 

 

 

 

Манометр МП-2,5 построенный по схе­

ме, изображенной

на

рис. 6,

является

первым прибором,

в

котором

применен

неуплотненный уравновешенный

пор­

шень. Ввиду того, что сведения о работе приборов с уравновешенным поршнем, в частности приборов типа МП-2,5, приве­ денные в литературе, весьма ограничены, этот манометр рассмотрен здесь более подробно.

'S/SSS/////.

Рис. 6. Принципиальная схема манометра избы­ точного давления с пор­ шнем, уравновешенным столбом жидкости:

I — поршневая группа (пор­

шень, цилиндр и грузоприемное устройство); 2 — соеди ­ нительная трубка; 3 — ре­

зервуар

Основное уравнение измерения манометром МП-2,5 с поршнем, уравновешенным столбом жидкости

Выше было сказано,

что

при работе ма­

нометра

МП-2,5, к а к

и

любого

другого

прибора

с

уравновешенным

поршнем,

проводят

два

уравновешивания .

 

В момент

первого

уравновешивания

согласно формуле (1.9) условие равнове­ сия может быть представлено в виде

 

л ; + р о = 5 ' - і - ^ ( і - - ^ - ) ,

 

 

 

(іѵ.2)

где Ра' — абсолютное давление

в

резервуаре

(на

уровне

жидко ­

сти); Р00у

— давление

столба

жидкости высотой

Н0

с удельным

весом у; В'

— атмосферное

давление (вне прибора)

на

уровне

тор­

ца поршня; т' — масса поршня,

 

грузоприемного

диска

и

тари-

ровочных грузов, наложенных

при первом

уравновешивании

на

грузоприемный диск.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если абсолютное давление в резервуаре при втором уравнове­

шивании

(на уровне жидкости) обозначить через

Р"а

, а атмосфер­

ное давление на уровне торца поршня — через В",

то

условие рав ­

новесия

примет вид

 

 

28


 

 

 

 

"lg (t

Рв

(ІѴ.З)

 

 

P l + P 0 = B ' ' + ' ^ f l l - ^ \ ,

 

 

 

 

 

PM

 

где

in" — масса

поршня, грузоприемного

устройства

и грузов, на­

ложенных при втором уравновешивании .

 

 

 

Из формул

(ІѴ.2) — (ІѴ.З) получим

 

 

 

Р"л

- Р'л

-і- В' -

В" = »J^JOL

g ( i _ J ï |

( i v . 4 )

 

Уравнение (IV.4)

является общим дл я приборов,

построенных

по

данной схеме. Оно может

быть приведено к виду,

определяюще ­

му избыточное давление, разрежение,

атмосферное и абсолютное

давления .

 

 

 

Д л я приведения

уравнения (IV.4)

к

более удобному для приме­

нения виду найдем

предварительно

выражение, определяющее ве­

личину давления в замкнутом пространстве на любом горизонталь­ ном уровне. Если на каком - либо уровне в замкнутом пространстве, заполненном воздухом, абсолютное давление равно Ра, то на любом

другом уровне, расположенном ниже этого

уровня на расстоянии,

равном Н, абсолютное

давление.

 

 

 

 

 

Р а н ^ Р а

+ И,

(IV.5)

где

у'в — среднее значение удельного

веса воздуха на участке меж­

ду

указанными уровнями.

 

 

 

 

Обозначив удельный вес воздуха

при нормальном атмосферном

давлении В0 через ув,

можем написать

 

 

 

р

+ р*

 

 

 

T » : Тв =

:

: В о

,

откуда

Тв-

2ßo

Подставив последнее выражение в формулу (IV.5) и приняв во внимание, что

Я Т в « 2 ß 0 ,

получим

Л,„ = л ( І 4 - ^ - ) -

(ІѴ.6)

Атмосферное (барометрическое) давление — частный случай абсолютного давления, поэтому на основании выражения (ІѴ.6) можно написать

ВН = В(\ - Ь 7 - ^ - ) ,

(ІѴ.7)

29



где

ßtf

и В — соответственно

атмосферное

давление

на двух

уров­

нях,

отстоящих друг от друга

на расстоянии

Н.

 

 

 

П р и н и м а я далее во внимание,

что избыточное давление и

раз ­

режение

равны разности

Р а В , взятой

с соответствующим

з н а к о м ,

выражения,

аналогичные

формулам

 

(IV.6)

и (IV . 7), могут

быть

записаны и для этих величин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избыточное давление

на уровне,

расположенном

на

расстоя­

нии H ниже начального

уровня,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р н = =

p(\+*ÜL\.

 

 

 

 

 

(IV.8)

Р а з р е ж е н и е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р™„=РвЛК

+

^ У

 

 

 

(IV.9)

Здесь

через РВАКН

и Яв ак

обозначено

разрежение

или, как гово­

рят

иногда,

«вакуумметрическое»

давление

на указанных

уровнях .

В случае измерения избыточного давления прибором, построен­

ным

по схеме, приведенной на рис. 6, при первом уравновешивании

поршня

резервуар

сообщается

с атмосферой.

Следовательно, со­

гласно выражению

(IV.7) величины Р'я

и В',

входящие в

уравне ­

ние

(IV . 4), д о л ж н ы удовлетворять

условию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р-

=в'(\

!Щ.

 

 

 

 

 

При втором уравновешивании, когда в резервуаре создано неко­ торое избыточное давление Р,

Обозначив массу грузов, наложенных

на

грузоприемный

диск

при втором уравновешивании, через т, т. е. приняв

 

 

 

т" — m' = m,

 

 

 

 

из уравнения (IV.4)

получим

 

 

 

 

Р = 1М[\

— і » - ) + (В" — ß ' ) — •

(IV . 10)

F \

Р м /

Во

 

 

 

Атмосферное давление з а время двух уравновешиваний

поршня

может измениться не более чем на 0,1—0,2%, а высота столба

мас­

ла Н0 в приборе в разработанных конструкциях может

быть

не

более 100—120 см. Следовательно, второй член формулы

(IV.10)

составит менее 3 - 10 - 7 кгс/см2 , поэтому может быть отброшен.

 

Остановимся теперь

на чувствительности

манометра.

 

 

При разработке любого измерительного прибора бывает необ­ ходимо оценивать или з а д а в а т ь его чувствительность N, т. е. отно­ шение перемещения указател я к изменению измеряемой величины, вызвавшей это перемещение.

30


Чувствительность грузопоршневого

манометра,

построенного

по схеме,

приведенной на рис. 6,

определится

отношением

 

 

 

N = — ,

 

 

 

 

( I V . 1 1 )

 

 

 

АР'

 

 

 

 

 

где АН — вертикальное перемещение

поршня,

вызванное

измене­

нием давления на ДР .

 

 

 

 

 

 

Если

резервуар

манометра

сообщен

с пространством

очень

большого объема, например с атмосферой, то

чувствительность ма­

нометра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N =

!

,

 

 

 

( I V . 1 2 )

где уж удельный

вес жидкости; F

и Fv — площадь

поперечного

сечения соответственно поршня и резервуара .

 

 

 

П р и н и м а я во внимание, что F^^F,

выражение для

чувствитель­

ности манометра МП-2,5 можно записать

проще:

 

 

 

 

Л / ä .

 

 

 

 

( I V . 1 3 )

Если

манометр

использовать

д л я

непосредственного измерения

давления в некотором замкнутом пространстве, то чувствительность

прибора

будет тем меньше, чем меньше объем этого пространства.

В этом

случае на чувствительность манометра существенно влияет

сжатие воздуха в подключенном к прибору замкнутом объеме при перемещении поршня.

Пусть манометр подключен к замкнутому объему V, в котором создано избыточное давление Р. Если на поршень наложить допол­

нительную гирю,

соответствующую

изменению

давления

под ним

на АР,

поршень опустится на

АН,

а жидкость

в резервуаре

подни-

мется

Р

П р и этом

объем

воздуха

в замкнутом

простран­

па АН—.

 

ен

 

 

 

 

 

 

 

 

стве уменьшится

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д 1 / =

РШ.

 

 

 

 

Исходя из условия равновесия системы поршень — с ж а т ы й воз­

дух и принимая во внимание,

что

 

 

 

 

 

 

 

АѴ

АР

 

 

 

 

 

 

 

V

Р

+ 5'

 

 

 

 

получим для данного случая

 

 

 

 

 

 

 

У Ѵ = — =

 

!

.

 

 

( 1 V . 1 4 )

 

 

АР

 

 

(P-\-B)F

 

 

к

'

V

зг