Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф о р м у лы (IV.13) и (IV.14) справедливы для приборов, поршни которых имеют строго цилиндрическую форму. В действительности площадь поршня F может несколько изменяться по высоте. Это при­

ведет к изменению давления под поршнем,

нагруженным

опреде­

ленным грузом, при перемещении поршня

в

осевом

направлении.

В результате меняется и чувствительность

прибора.

 

 

 

Д л я оценки

влияния на

чувствительность непостоянства

(по

вы­

соте)

приведенной площади поршня остановимся на

наиболее

про­

стом

случае —• определении

чувствительности

манометра,

у кото­

рого

поршень

имеет некоторую конусность,

характеризуемую

уг­

лом ф[ между осью поршня и образующей его боковой поверхно­ сти.

Рассмотрев два положения равновесия и приняв во

внимание,

что

 

F i = F [ ± j ^ ä *

( I V . 1 5 )

г

 

где Fi — приведенная площадь поршня, имеющего конусность, в сечении, находящемся от сечения площадью F на расстоянии АН, получим следующее выражение для чувствительности NK маномет­ ра с поршнем, имеющем конусность:

к =

,

(IV.16)

здесь Рт — избыточное давление

на уровне торца

поршня.

Формула (IV . 16) показывает,

что в зависимости от направле ­

ния конусности чувствительность манометра может быть как боль­

ше (знак

минус в

знаменателе), так и меньше

чувствительности

прибора

со строго

цилиндрическим поршнем (в

знаменателе знак

плюс) .

 

 

 

Рассмотренное здесь влияние конусности поршня на чувстви­ тельность манометра с поршнем, уравновешенным столбом жидко ­ сти, очевидно, имеет место и в манометрах других типов, причем характер этого влияния во всех случаях остается неизменным.

Формула (IV . 16) д о л ж н а приниматься во внимание при опреде­ лении допусков на постоянство диаметра поршня по высоте. Из этой

формулы следует,

что особо жесткие требования надо

предъ­

являть к поршням

небольшого радиуса, а т а к ж е к поршням,

работа­

ющим в условиях

высоких давлений.

 

Манометры МП-2,5, построенные по схеме, приведенной на рис. 6, первоначально применялись в качестве образцовых мано­ метров 2-го разряда . Их выпускали комплектно с устройством для создания давления, на котором монтировались воздушный пресс и два штуцера, установленные на стойки-ловушки, предохраняющие соединительные трубки от попадания в них масла из поверяемых пружинных манометров.

* Знаки « + » и «—» учитывают направление конусности.

32


Схема установки с манометром МП-2,5 2-го разряда, выпускав­ шейся до 1972 г., показана на рис. 7.

Манометры МП-2,5 2-го разряда обладают по сравнению с об­ разцовыми ртутными манометрами более высокой точностью и ши­ рокими пределами измерения. Это позволило во многих случаях отказаться от применения образцовых ртутных манометров. Одна­

ко манометры МП-2,5 все ж е имеют существенный

недостаток,

со­

стоящий в том,

что при изменении температуры окружающего воз­

духа изменяется

удельный вес рабочей жидкости

в резервуаре

и

в соединительной трубке.

Рис. 7. Схема установки с

манометром

МП-2,5 2-го разряда (класса 0,05):

/ — воздушныіі пресс;

— ловушки;

3 — поверяе­

мые

монометры

 

Одновременно ввиду того, что площадь

горизонтального сече­

ния резервуара

намного превышает

площадь сечения

соедини­

тельной

трубки,

высота

уравновешивающего

столба

жидкости

Я 0

почти не меняется. В

результате

давление

столба

жидкости

Н0

—Ѵв)

при изменении

температуры

на 1°С

изменяется

примерно

на 1 мм

вод. ст.*, что

вызывает

смещение

нулевого

положения

поршня

и приводит

к соответствующей дополнительной

погрешио-

* 1 мм вод. ст. = 9,8

Па.

 

 

 

 

 

 

 

3-894

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33


сти измерения давления . Д л я устранения этого недостатка было предложено [14] выполнить уравновешивающее устройство в виде вертикального цилиндрического резервуара с одинаковым попереч­ ным сечением по всей высоте Я 0 .

Конструкция манометра (рис. 8) была р а з р а б о т а н а во В Н И И Г К [18] в 1960 г. После этого манометры, построенные по схеме, приве­

денной

на рис. 8,

стали выпускаться в качестве образцовых

мано­

 

 

 

 

 

метров

(класса

0,02)

 

 

 

 

 

1- го

р а з р я д а

 

под

 

 

 

 

 

прежним

 

 

завод ­

 

 

 

 

 

ским

 

обозначением

 

 

 

 

 

МП-2,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манометры

 

 

 

 

 

 

 

МП-2,5 класса 0,02

 

 

 

 

 

модели 1960 г. (вы­

 

 

 

 

 

пускавшиеся

 

 

до

 

 

 

 

 

1972

г.)

состоят

из

 

 

 

 

 

пустотелого

 

поршня,

 

 

 

 

 

притертого

 

к

 

двум

 

 

 

 

 

кольцевым

выступам

 

 

 

 

 

цилиндра

(шириной

 

 

 

 

 

до 5 мм к а ж д ы й ) с

 

 

 

 

 

радиальным

з а з о р о м

 

 

 

 

 

2— 3 мкм.

Цилиндр

 

 

 

 

 

соединен

с

 

резер­

 

 

 

 

 

вуаром,

диаметр ко­

 

 

 

 

 

торого

составляет

 

 

 

 

 

7—8 см, высота

око­

 

 

 

 

 

ло 80 см. К цилиндру

 

 

 

 

 

присоединен

жидко ­

 

 

 

 

 

стный

 

сильфоиный

 

 

 

 

 

пресс

для

регулиро­

Рис. 8.

Схема манометра МП-2,5 1-го

разряда

вания

уровня

рабо ­

чей жидкости

 

в

ре ­

 

класса 0,02.

 

 

зервуаре и

воронка.

 

 

 

 

 

Манометр снабжен

измерительным

микроскопом с ценой

деления

0,05 мм для наблюдения за положением

поршня

 

 

 

 

 

 

Механизм принудительного вращения поршня манометра МП-2,5

состоит

из электродвигателя, шкива,

в р а щ а ю щ е г о с я

на

втулке,

на­

саженной на цилиндр поршневой пары,

а т а к ж е ролика,

установ­

ленного на стойке, которая закреплена на шкиве, и

поводка,

 

за­

крепленного на грузоприемном диске.

Шкив

вращается

 

со

 

ско­

ростью 50—60 об/мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо особо отметить, что в процессе эксплуатации

мано­

метра следует постоянно наблюдать за

исправностью

механизма

принудительного вращения поршня: периодически проверять жест­ кость крепления поводка, параллельность поводка оси поршня и исправность ролика. Неисправность механизма принудительного

34


в р а щ е н ия может привести к появлению дополнительных погрешно­ стей измерения.

П р и поверке вновь изготовленных манометров в а ж н о обращать внимание на то, чтобы ось ролика проходила через его центр тя­ жести.

Эксцентричность расположения оси может вызвать непостоян­ ство нулевого положения поршня и соответствующую дополни­ тельную погрешность манометра .

Рис. 9. Схема манометра МП-2,5 с проекционным отсчетным

устройством (модель 1970 г.)

 

 

 

Если при измерении давления с помощью

манометра МП - 2,5

уровень жидкости в резервуаре манометра находится

выше (или

ниже) уровня, на котором

измеряется давление, то

для

получения

правильного значения давления на этом уровне

нужно величину Р,

вычисленную по формуле

(П . 2), умножить

согласно

формуле

 

 

Н'{

 

(IV.8) на поправочный множитель 1 - | — — или 1

— ( Я — рас-

 

•ßo

 

Во

 

стояние между указанными уровнями) .

3*

35.

В эксплуатации

находятся манометры МП-2,5, разработанные

в разное время и несколько отличающиеся один от другого

внеш­

ним видом.

 

 

 

Н а рис. 9 показана

схема манометра МП-2,5 унифицированной

конструкции (модель

1970 г.). В отличие от рассмотренных кон­

струкций в этом приборе вместо микроскопа установлено

проек­

ционное устройство для определения положения поршня,

состоя­

щее из конденсора,

микрообъектива, двух зеркал и экрана .

Н а эк­

ране для удобства наблюдения нанесены пять штрихов на расстоя­ нии 2 мм друг от друга. Цена деления ш к а л ы 0,00001 кгс/см2 .

Применение проекционного отсчетного устройства значительно упростило процесс наблюдения за положением поршня, что позво­ лило использовать этот прибор в качестве образцового манометра 1-го и 2-го разрядов .

Манометры этого типа изготавливаются двух классов 0,05 и 0,02, причем различие определяется не конструкцией прибора, а исклю­ чительно его метрологическими качествами.

Посадочные размеры грузоприемного диска и грузов

маномет­

ра МП-2,5 (модель

1970 г.) согласно ГОСТ 8291—69 унифициро­

ваны с посадочными

размерами

грузов манометров МП - 6 .

П р и применении

манометров

МП-2,5 классов 0,05 и

0,02 для

поверочных целей эти приборы присоединяются к воздушному

прес­

су,

как показано на рис. 7, с помощью которого в приборе создает­

ся и поддерживается заданное избыточное давление.

 

 

При работе с манометром МП-2,5, подключенным к воздушно­

му

прессу, можно присоединять к прессовой части компрессор,

бал­

лон или пневмолинию для создания заданного давления в прибо­ ре. В этом случае воздушный пресс используется только для регу­ лировки давления в приборе, что значительно облегчает процесс измерения.

При наличии других источников сжатого воздуха (пневмолиния, баллоны и др.) иногда удобнее устанавливать и регулировать давление в манометре с помощью двух регулировочных вентилей, (рис. 10).

Теперь рассмотрим случай, когда поверяемый прибор, подклю­ чаемый к манометру МП-2,5, заполнен не воздухом, а жидкостью. М е ж д у поверяемым прибором и манометром МП-2,5 д о л ж н а быть установлена разделительная камера со смотровым окном, что по­ зволит контролировать уровень раздела рабочей жидкости и воз­ духа. Этот уровень д о л ж е н располагаться на одной горизонтали со

штуцером поверяемого прибора. Схема

такой установки

показана

на

рис. 11.

 

 

 

 

 

 

Поверка манометров МП-2,5 класса 0,05 проводится по мето­

дике,

изложенной

в методических у к а з а н и я х № 158, с предъявле­

нием

требований

ГОСТ

8291—69,

а

манометром МП-2,5 клас­

са

0,02 — по методике,

изложенной

в

методических

указаниях

166 [21].

 

 

 

 

 

36


Манометр

Кпооеряемому

приоору

е

 

 

" I

*

 

I s

 

 

5!

 

 

Рис. 10.

Схема присоединения

манометра МП-2,5

 

к источнику сжатого

воздуха

М а н о м е т ры МП-2,5 имеют следующую

характеристику:

 

пределы

измерения

 

 

 

0—2,5 кгс/см 2

 

 

пределы

допускаемой

погрешно­

 

 

 

 

 

 

 

сти:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

манометров

класса

0,05

 

± 0 , 0 5 %

от измеряемой

в диапазоне 0,1—2,5 кгс/см 2

 

 

 

 

 

 

 

величины

 

 

 

в диапазоне 0—0,1 кгс/см2

 

±0,00005

кгс/см2

 

 

манометров

класса

0,02

 

± 0 , 0 2 %

от измеряемой

в диапазоне 0,1—2,5 кгс/см 2

 

 

 

 

 

 

 

величины

 

 

 

в диапазоне 0—0,1 кгс/см 2

 

±0,00002

кгс/см 2

 

 

номинальное

значение

приведен­

 

 

 

 

 

 

 

ной площади поршня

 

 

1 см 2

 

 

 

 

 

Р а б о ч а я

жидкость — керосин

или смесь

(50% керосина

и 50%

трансформаторного м а с л а ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Манометры

МП-2,5

1-го р а з р я д а

(класса

0,02),

изготовленные

после 1 января

1971 г.,

снабжены

двумя

 

комплектами

грузов.

В первый комплект входят 24 груза

массой по 0,1 кг и 2 груза по

0,05 кг. Во второй

комплект

входят 24

груза

на

давление

0,1 кгс/см2

и 2 груза на давление 0,05 кгс/см2 .

 

 

 

 

 

Манометры

МП-2,5

класса 0,02, изготовленные

до

1

января

1972 г., снабжены только первым комплектом грузов.

 

 

В комплект

грузов

манометров

МП-2,5 2-го разряда класса 0,05

включены 24 груза на давление 0,1 кгс/см2 и 2 груза иа давление 0,05 кгс/см2 .

МАНОМЕТР МП-0,4 (ПГМ)

Переносный образцовый манометр, предназначенный для измере­ ния небольших избыточных давлений и, в частности, дл я поверки

сфигмоманометров

(тонометров)

на месте их применения (в лечеб­

ных

учреждениях),

был создан во В Н И И Г К . П о предложению и

под

руководством К- К. Соколова

были р а з р а б о т а н ы принципиаль­

ная схема и конструкция грузопоршневого переносного образцового

манометра

МП-0,4

с пределами измерения

50—300 мм рт. ст.

(~0,07—0,4

кгс/см2 )

и с предельной допускаемой погрешностью

± 0 , 2 % от измеряемой величины в указанном

диапазоне [19].

Основное назначение манометра МП-0,4 класса 0,2 — поверка сфигмоманометров, входящих в комплект приборов для измерения артериального давления . Н и ж н и й предел измерения манометра ограничен давлением, создаваемым весом поршня с грузоприемным диском, и составляет 50 мм рт. ст. (~0,0 7 кгс/см 2 ), что соот­ ветствует первой отметке на ш к а л а х сфигмоманометров, на кото­ рой осуществляется их поверка.

Конструкция поршней пары манометра МП-0,4 аналогична кон­ струкции поршневой пары манометра МП-2,5. Схема манометра показана на рис. 12.

38