ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
кривые изменения угловой скорости при выбеге для ме ханизма с постоянным моментом сопротивления при раз личной загрузке двигателя до отключения, построенные согласно формуле (2-6). Этими кривыми можно пользо-
отн.ед. а)
Рис. 2-2. Изменение угловой скорости при вы беге агрегатов с различным коэффициентом за грузки.
а — для механизма с постоянным моментом сопротив ления; б — для механизма с вентиляторным моментом
сопротивления (т0=0,15); / — |
1,0; 2 — *о=0,9; 3 — |
Аа=0,8; 4 — ft3=0.7. |
|
ваться для определения остаточной угловой скорости агрегата графическим способом.
Аналогичные кривые для механизмов с вентилятор ными механическими характеристиками, построенные согласно формуле (2-8), при наиболее часто встречаю
15
щемся значении начального момента т 0 = 0,15 приведены на рис. 2-2,6.
Таким образом, снижение угловой скорости агрегата при свободном выбеге происходит тем медленнее (в от носительных единицах), чем больше момент инерции, начальная угловая скорость и показатель степени у, чем меньше загрузка двигателя в рабочем режиме.
2-2. ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ СВО БО Д Н О М ВЫБЕГЕ
Как следует из формулы (1-1), величина э. д. с., развиваемой свободно выбегающим двигателем, оказы вает решающее влияние на ток включения при восста новлении электроснабжения.
А. Электродвижущая сила асинхронного двигателя
Схема замещения и векторная диаграмма асинхрон ного двигателя при установившемся режиме представле
ны на рис. |
2-3 |
и 2-4 [Л. 1, 25], откуда следует, |
что э. д. с. |
||||||
|
|
асинхронного |
|
двигателя |
|||||
|
|
меньше |
напряжения |
сети. |
|||||
|
|
Следовательно, при внезап |
|||||||
|
|
ном отключении от сети, ко |
|||||||
|
|
гда |
ток |
в статоре исчезает |
|||||
|
|
практически мгновенно, на |
|||||||
|
|
пряжение на'выводах стато |
|||||||
|
|
ра |
двигателя |
уменьшается |
|||||
|
|
от |
величины |
Uc= Ui |
|
до |
|||
Рис. 2-3. Схема |
замещения £ д= £ '2. |
|
Е'г |
зависит |
от |
||||
асинхронного |
двигателя.' |
Величина |
|||||||
|
|
скольжения |
(рис. |
2-3), |
а |
ее |
действующее значение может быть определено по фор муле [Л. 1]
|
+ ( * '.)' |
|
и. |
(2-9) |
|
+ (ХЧ -f- CjX'a) |
||
|
||
где |
|
16
Величина э. д. с; асинхронного |
|
|
|
|
|||||||
двигателя после отключения с до |
|
|
|
|
|||||||
статочной |
для |
|
практики |
точ |
|
|
|
|
|||
ностью |
может |
быть |
определена |
|
|
|
|
||||
по формуле (2-9) |
лишь в том слу |
Г |
м 1 |
|
|||||||
чае, если отключение произошло |
|
|
Л * г х г |
||||||||
при высокой скорости. |
|
эта |
|
|
|
|
|||||
При |
малых |
скоростях |
|
|
h i l |
|
|||||
формула может дать значитель |
|
|
аг |
||||||||
ные погрешности. |
|
|
|
|
|
I |
s |
||||
Обычно |
асинхронные двигате |
сЛ |
! |
д |
' |
||||||
ли работают |
при |
скольжении |
|
|
|||||||
|
|
|
|
||||||||
0,15—0,01 в зависимости от типа |
|
|
|
|
|||||||
и нагрузки, |
т. |
е. |
при |
достаточно |
7 7 / |
|
|
||||
' большой скорости. В этом случае |
|
|
|
Ф |
|||||||
использование формулы (2-9) до |
|
|
|
||||||||
пустимо. Получается, что в мо |
|
|
|
|
|||||||
мент отключения |
от |
сети напря |
Рис. 2-4. Векторная диа |
||||||||
жение на выводах двигателя сни |
|||||||||||
грамма |
асинхронного |
||||||||||
жается |
от |
1,0 |
(номинальное |
на |
двигателя. |
|
|
пряжение) до 0,86—0,95. Указан ное положение подтверждается многочисленными опы
тами. В дальнейшем э. д. с., развиваемая свободно вы
бегающим двигателем, затухает |
с постоянной |
времени |
||||||
[Л. 34]: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___ |
х а ~Ь х 'г |
|
|
|
|
||
ас.ДИ — |
2n f r ' 2 |
- |
|
|
|
|
||
На рис. 2-5 приведена осциллограмма э. д. с. асин |
||||||||
хронного двигателя |
типа |
ДАМСО-15-10-6 |
с номиналь |
|||||
|
|
|
ными |
|
параметрами |
|||
|
|
|
650 кВт, 6 кВ, 77 А, |
|||||
|
|
|
985 об/мин, cosq>=0,87, |
|||||
|
|
|
В=0,93, |
|
выбегающего |
|||
|
|
|
совместно |
с |
водяным |
|||
|
|
|
насосом |
при |
отключе |
|||
|
|
|
нии от сети. Из осцил |
|||||
|
|
|
лограммы |
видно, |
что |
|||
о о,5 1,о |
г,о |
а |
э. д. с. в ‘момент отклю |
|||||
чения |
составляет |
0,9 |
||||||
Рис. 2-5. Выбег асинхронного двига |
||||||||
напряжения |
сети |
и |
||||||
теля ДАМСО-15-10-6, (150 |
кВт, (1 кВ, |
в дальп ш ш е^за^ухд^п а я |
||||||
77 А, 985 об/мин, сов ф=0,87, 17=0,93 |
||||||||
с водяным насосом. |
|
|
значите I ы к а у ч и&щл^ттос;,. с ч а я |
|||||
2—422 |
|
|
|
|
библ:-:-.тога ft:. С Р |
|||
|
|
|
|
|
ЧИ ТАП ЬК СТО ЗА ДА
чем происходит снижение скорости. Так, через 0,5 с пос ле отключения скорость составляет 0,9, а э. д. с. — 0,47 от номинальных величин.
В связи со сравнительно быстрым затуханием вели чины э. д. с. свободно выбегающего асинхронного двига теля изменение фазы этой э. д. с. относительно напря жения сети большого значения не имеет.
Б. Электродвижущая сила синхронного двигателя
Синхронные двигатели работают, как правило, с пе ревозбуждением. При этом э. д. с. превышает напряже ние сети, и в случае отключения двигателя в первый момент напряжение на выводах статора возрастает.
Рис. 2-6. Возникновение и изменение свободной составляю щей тока At/ в обмотке возбуждения ротора при отключе нии перевозбужденной синхронной машины,
а — векторная диаграмма с учетом насыщения; б — отключение ге нератора (a=const); в — отключение двигателя (a>=>var).
Если свободно выбегающий асинхронный двигатель не имеет источников намагничивающего тока, то в син хронном двигателе возбуждение сохраняется. Поэтому э. д. с. синхронного двигателя снижается значительно
медленнее. |
рассмотрим |
процессы, происходящие |
при |
Сначала |
|||
с в о б о д н о м |
в ы б е г е |
синхронного двигателя с |
г л у- |
18
х о п о д к л ю ч е н н ы м в о з б у д и т е л е м п р и от с у т с т в и и ф о р с и р о в к и в о з б у ж д е н и я .
В рабочем режиме, предшествующем отключению, двигатель работает с током возбуждения г'/р (рис. 2-6). По характеристике холостого хода этому току возбужде ния соответствует э. д. с. £ 0. Однако за счет реакции якоря э. д. с., созданная суммарным потоком'в воздуш
ном зазоре, Е3 отличается от Еа по величине и по фазе. При холостом ходе машины э. д. с. Е3 была бы получена при токе возбуждения t/3. Электродвижущая сила воз душного зазора отличается от напряжения сети U на величину падения напряжения в активном и индуктив ном сопротивлении рассеяния статора (рис. 2-6,а).
В момент отключения при свободном выбеге можно считать, что ток статора и реакций якоря исчезают мгно венно. Но потокосцепление контуров ротора не может измениться сразу. Поэтому в первый момент на вынуж денный ток возбуждения, определяемый возбудителем, накладывается свободная апериодическая составляющая [Л. 7]. При отсутствии пусковой обмотки на роторе эта составляющая равна Aif (рис. 2-6,а). Если до отключе ния двигателя вектор тока статора располагался в емко стном квадранте (рис. 2-6,я), то численно эта величина составит:
Aif = — М/р/ст sinЬ |
|
(2-10) |
|||
где / ст — ток статора |
до отключения; -ф =<р + бр— угол |
||||
между этим током и э. д. с. Е0; kK— коэффициент, |
опре |
||||
деляемый конструктивными параметрами машины: |
|||||
h — mV2~wJio6kBd |
, |
. |
|
|
|
/СК ---- |
--------------------------7zptS)f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т — число фаз статора; ay,, ko6 — число витков |
и |
обмо |
|||
точный коэффициент |
статора; р — число пар |
полюсов; |
|||
Wf — число витков обмотки возбуждения ротора |
на |
пару |
полюсов; kad = ----1——------- коэффициент продольной ре-
4sin - 9-
акции; а — коэффициент полюсного перекрытия машины.
В случае отключения от сети синхронного генерато ра, когда угловая скорость неизменна (рис. 2-6,6), ток возбуждения будет изменяться в соответствии с урав-
2* |
19 |
пением, полученным А. А. Горевым [Л. 7]:
t
=kije d0,
где Tdo — постоянная времени затухания потока ротора при разомкнутом статоре, с.
Одновременно с затуханием свободной составляющей тока возбуждения будет изменяться величина э. д. с. двигателя от значения Е3 до значения Е0.
Пои наличии успокоительного контура свободная со ставляющая возникает как в обмотке возбуж дения, так и в этом контуре (в пусковой обмотке). Однако на процесс затухания сво бодной составляющей в обмотке возбуждения пусковая обмотка прак тически не влияет, так как их постоянные вре мени несоизмеримы (отличаются на одиндва порядка). Различие гока возбуждения дви гателей с пусковой об моткой и без нее имеет место лишь в самом на
чале выбега до 0,1—0,2 с. На рис. 2-6,6 изменение тока возбуждения при отсутствии пусковой обмотки показано пунктирной линией, при наличии — сплошной.
Характер изменения э. д. с. статора в обоих случаях примерно одинаков, так как на изменение потокосцепления контуров ротора влияют токи обеих его обмоток.
В случае отключения синхронного двигателя угловая скорость как самого двигателя, так и возбудителя в об щем случае уменьшается, и ток возбуждения будет стре миться к значению ifS, определяемому возбудителем, т. е. к вынужденной составляющей (рис. 2-6,б):
__ t |
|
i f — ifB+Mf e "d°. |
(2-11) |
20
Вынужденная составляющая тока возбуждения мо жет быть найдена из следующей системы уравнений:
зависимости э. д. с. возбудителя от тока возбуждения возбудителя и скорости;
уравнения э. д. с. в цепи якоря возбудителя; уравнения напряжений в. цепи обмотки возбуждения
возбудителя; уравнения напряжений в цепи обмотки возбуждения
синхронного двигателя;
уравнения токов в точке N (рис. 2-7).
Точное решение этой системы уравнений весьма слож но и возможно с применением вычислительной техники. Для получения практической методики расчета можно принять некоторые допущения.
Характеристика холостого хода при номинальной ча стоте вращения возбудителя синхронного двигателя на иболее точно описывается уравнением вида {Л. 5]
а + |
&/в . в + с /в.в |
(2-12) |
|
1+ div.B +
Если пренебречь влиянием остаточного магнетизма и учесть, что возбудитель работает в основном с напря жением ниже номинального, то усредненная характери стика холостого хода возбудителя может быть выраже на в виде (см. приложение 3)
с_ 11 .в
1+0,4»,.в ’
где (в.в — ток возбуждения возбудителя, отн. ед. (за единицу принимается такое его значение £в.вь при кото ром напряжение возбудителя на холостом ходу равно номинальному UB.н) .
Практически без ущерба для точности можно пре небречь сопротивлением якоря возбудителя (тогда э. д. с. возбудителя равна его напряжению), а также постоян ной времени обмотки возбуждения возбудителя.
С учетом изложенного исходная система уравнений для определения вынужденной составляющей тока ро тора будет состоять из трех уравнений.
I. Уравнение напряжений в цепи обмотки возбужде ния двигателя
L f - J r + rth* = Uf>
21