Файл: Голоднов Ю.М. Самозапуск электродвигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кривые изменения угловой скорости при выбеге для ме­ ханизма с постоянным моментом сопротивления при раз­ личной загрузке двигателя до отключения, построенные согласно формуле (2-6). Этими кривыми можно пользо-

отн.ед. а)

Рис. 2-2. Изменение угловой скорости при вы­ беге агрегатов с различным коэффициентом за­ грузки.

а — для механизма с постоянным моментом сопротив­ ления; б — для механизма с вентиляторным моментом

сопротивления (т0=0,15); / —

1,0; 2 — *о=0,9; 3

Аа=0,8; 4 — ft3=0.7.

 

ваться для определения остаточной угловой скорости агрегата графическим способом.

Аналогичные кривые для механизмов с вентилятор­ ными механическими характеристиками, построенные согласно формуле (2-8), при наиболее часто встречаю­

15

щемся значении начального момента т 0 = 0,15 приведены на рис. 2-2,6.

Таким образом, снижение угловой скорости агрегата при свободном выбеге происходит тем медленнее (в от­ носительных единицах), чем больше момент инерции, начальная угловая скорость и показатель степени у, чем меньше загрузка двигателя в рабочем режиме.

2-2. ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ СВО БО Д Н О М ВЫБЕГЕ

Как следует из формулы (1-1), величина э. д. с., развиваемой свободно выбегающим двигателем, оказы­ вает решающее влияние на ток включения при восста­ новлении электроснабжения.

А. Электродвижущая сила асинхронного двигателя

Схема замещения и векторная диаграмма асинхрон­ ного двигателя при установившемся режиме представле­

ны на рис.

2-3

и 2-4 [Л. 1, 25], откуда следует,

что э. д. с.

 

 

асинхронного

 

двигателя

 

 

меньше

напряжения

сети.

 

 

Следовательно, при внезап­

 

 

ном отключении от сети, ко­

 

 

гда

ток

в статоре исчезает

 

 

практически мгновенно, на­

 

 

пряжение на'выводах стато­

 

 

ра

двигателя

уменьшается

 

 

от

величины

Uc= Ui

 

до

Рис. 2-3. Схема

замещения £ д= £ '2.

 

Е'г

зависит

от

асинхронного

двигателя.'

Величина

 

 

скольжения

(рис.

2-3),

а

ее

действующее значение может быть определено по фор­ муле [Л. 1]

 

+ ( * '.)'

и.

(2-9)

+ (ХЧ -f- CjX'a)

 

где

 

16


Величина э. д. с; асинхронного

 

 

 

 

двигателя после отключения с до­

 

 

 

 

статочной

для

 

практики

точ­

 

 

 

 

ностью

может

быть

определена

 

 

 

 

по формуле (2-9)

лишь в том слу­

Г

м 1

 

чае, если отключение произошло

 

 

Л * г х г

при высокой скорости.

 

эта

 

 

 

 

При

малых

скоростях

 

 

h i l

 

формула может дать значитель­

 

 

аг

ные погрешности.

 

 

 

 

 

I

s

Обычно

асинхронные двигате­

сЛ

!

д

'

ли работают

при

скольжении

 

 

 

 

 

 

0,15—0,01 в зависимости от типа

 

 

 

 

и нагрузки,

т.

е.

при

достаточно

7 7 /

 

 

' большой скорости. В этом случае

 

 

 

Ф

использование формулы (2-9) до­

 

 

 

пустимо. Получается, что в мо­

 

 

 

 

мент отключения

от

сети напря­

Рис. 2-4. Векторная диа­

жение на выводах двигателя сни­

грамма

асинхронного

жается

от

1,0

(номинальное

на­

двигателя.

 

 

пряжение) до 0,86—0,95. Указан­ ное положение подтверждается многочисленными опы­

тами. В дальнейшем э. д. с., развиваемая свободно вы­

бегающим двигателем, затухает

с постоянной

времени

[Л. 34]:

 

 

 

 

 

 

 

 

___

х а х 'г

 

 

 

 

ас.ДИ —

2n f r ' 2

-

 

 

 

 

На рис. 2-5 приведена осциллограмма э. д. с. асин­

хронного двигателя

типа

ДАМСО-15-10-6

с номиналь­

 

 

 

ными

 

параметрами

 

 

 

650 кВт, 6 кВ, 77 А,

 

 

 

985 об/мин, cosq>=0,87,

 

 

 

В=0,93,

 

выбегающего

 

 

 

совместно

с

водяным

 

 

 

насосом

при

отключе­

 

 

 

нии от сети. Из осцил­

 

 

 

лограммы

видно,

что

о о,5 1,о

г,о

а

э. д. с. в ‘момент отклю­

чения

составляет

0,9

Рис. 2-5. Выбег асинхронного двига­

напряжения

сети

и

теля ДАМСО-15-10-6, (150

кВт, (1 кВ,

в дальп ш ш е^за^ухд^п а я

77 А, 985 об/мин, сов ф=0,87, 17=0,93

с водяным насосом.

 

 

значите I ы к а у ч и&щл^ттос;,. с ч а я

2—422

 

 

 

 

библ:-:-.тога ft:. С Р

 

 

 

 

 

ЧИ ТАП ЬК СТО ЗА ДА


чем происходит снижение скорости. Так, через 0,5 с пос­ ле отключения скорость составляет 0,9, а э. д. с. — 0,47 от номинальных величин.

В связи со сравнительно быстрым затуханием вели­ чины э. д. с. свободно выбегающего асинхронного двига­ теля изменение фазы этой э. д. с. относительно напря­ жения сети большого значения не имеет.

Б. Электродвижущая сила синхронного двигателя

Синхронные двигатели работают, как правило, с пе­ ревозбуждением. При этом э. д. с. превышает напряже­ ние сети, и в случае отключения двигателя в первый момент напряжение на выводах статора возрастает.

Рис. 2-6. Возникновение и изменение свободной составляю­ щей тока At/ в обмотке возбуждения ротора при отключе­ нии перевозбужденной синхронной машины,

а — векторная диаграмма с учетом насыщения; б — отключение ге­ нератора (a=const); в — отключение двигателя (a>=>var).

Если свободно выбегающий асинхронный двигатель не имеет источников намагничивающего тока, то в син­ хронном двигателе возбуждение сохраняется. Поэтому э. д. с. синхронного двигателя снижается значительно

медленнее.

рассмотрим

процессы, происходящие

при

Сначала

с в о б о д н о м

в ы б е г е

синхронного двигателя с

г л у-

18

х о п о д к л ю ч е н н ы м в о з б у д и т е л е м п р и от ­ с у т с т в и и ф о р с и р о в к и в о з б у ж д е н и я .

В рабочем режиме, предшествующем отключению, двигатель работает с током возбуждения г'/р (рис. 2-6). По характеристике холостого хода этому току возбужде­ ния соответствует э. д. с. £ 0. Однако за счет реакции якоря э. д. с., созданная суммарным потоком'в воздуш­

ном зазоре, Е3 отличается от Еа по величине и по фазе. При холостом ходе машины э. д. с. Е3 была бы получена при токе возбуждения t/3. Электродвижущая сила воз­ душного зазора отличается от напряжения сети U на величину падения напряжения в активном и индуктив­ ном сопротивлении рассеяния статора (рис. 2-6,а).

В момент отключения при свободном выбеге можно считать, что ток статора и реакций якоря исчезают мгно­ венно. Но потокосцепление контуров ротора не может измениться сразу. Поэтому в первый момент на вынуж­ денный ток возбуждения, определяемый возбудителем, накладывается свободная апериодическая составляющая [Л. 7]. При отсутствии пусковой обмотки на роторе эта составляющая равна Aif (рис. 2-6,а). Если до отключе­ ния двигателя вектор тока статора располагался в емко­ стном квадранте (рис. 2-6,я), то численно эта величина составит:

Aif = — М/р/ст sinЬ

 

(2-10)

где / ст — ток статора

до отключения; -ф =<р + бр— угол

между этим током и э. д. с. Е0; kK— коэффициент,

опре­

деляемый конструктивными параметрами машины:

h mV2~wJio6kBd

,

.

 

 

/СК ----

--------------------------7zptS)f

 

 

 

 

 

 

 

 

т — число фаз статора; ay,, ko6 — число витков

и

обмо­

точный коэффициент

статора; р — число пар

полюсов;

Wf — число витков обмотки возбуждения ротора

на

пару

полюсов; kad = ----1——------- коэффициент продольной ре-

4sin - 9-

акции; а — коэффициент полюсного перекрытия машины.

В случае отключения от сети синхронного генерато­ ра, когда угловая скорость неизменна (рис. 2-6,6), ток возбуждения будет изменяться в соответствии с урав-

2*

19



Рис. 2-7. Принципиальная схема син­ хронного двигателя с глухим подклю­ чением возбудителя.

пением, полученным А. А. Горевым [Л. 7]:

t

=kije d0,

где Tdo — постоянная времени затухания потока ротора при разомкнутом статоре, с.

Одновременно с затуханием свободной составляющей тока возбуждения будет изменяться величина э. д. с. двигателя от значения Е3 до значения Е0.

Пои наличии успокоительного контура свободная со­ ставляющая возникает как в обмотке возбуж­ дения, так и в этом контуре (в пусковой обмотке). Однако на процесс затухания сво­ бодной составляющей в обмотке возбуждения пусковая обмотка прак­ тически не влияет, так как их постоянные вре­ мени несоизмеримы (отличаются на одиндва порядка). Различие гока возбуждения дви­ гателей с пусковой об­ моткой и без нее имеет место лишь в самом на­

чале выбега до 0,1—0,2 с. На рис. 2-6,6 изменение тока возбуждения при отсутствии пусковой обмотки показано пунктирной линией, при наличии — сплошной.

Характер изменения э. д. с. статора в обоих случаях примерно одинаков, так как на изменение потокосцепления контуров ротора влияют токи обеих его обмоток.

В случае отключения синхронного двигателя угловая скорость как самого двигателя, так и возбудителя в об­ щем случае уменьшается, и ток возбуждения будет стре­ миться к значению ifS, определяемому возбудителем, т. е. к вынужденной составляющей (рис. 2-6,б):

__ t

 

i f — ifB+Mf e "d°.

(2-11)

20

Вынужденная составляющая тока возбуждения мо­ жет быть найдена из следующей системы уравнений:

зависимости э. д. с. возбудителя от тока возбуждения возбудителя и скорости;

уравнения э. д. с. в цепи якоря возбудителя; уравнения напряжений в. цепи обмотки возбуждения

возбудителя; уравнения напряжений в цепи обмотки возбуждения

синхронного двигателя;

уравнения токов в точке N (рис. 2-7).

Точное решение этой системы уравнений весьма слож­ но и возможно с применением вычислительной техники. Для получения практической методики расчета можно принять некоторые допущения.

Характеристика холостого хода при номинальной ча­ стоте вращения возбудителя синхронного двигателя на­ иболее точно описывается уравнением вида {Л. 5]

а +

&/в . в + с /в.в

(2-12)

 

1+ div.B +

Если пренебречь влиянием остаточного магнетизма и учесть, что возбудитель работает в основном с напря­ жением ниже номинального, то усредненная характери­ стика холостого хода возбудителя может быть выраже­ на в виде (см. приложение 3)

с_ 11

1+0,4»,.в ’

где (в.в — ток возбуждения возбудителя, отн. ед. (за единицу принимается такое его значение £в.вь при кото­ ром напряжение возбудителя на холостом ходу равно номинальному UB.н) .

Практически без ущерба для точности можно пре­ небречь сопротивлением якоря возбудителя (тогда э. д. с. возбудителя равна его напряжению), а также постоян­ ной времени обмотки возбуждения возбудителя.

С учетом изложенного исходная система уравнений для определения вынужденной составляющей тока ро­ тора будет состоять из трех уравнений.

I. Уравнение напряжений в цепи обмотки возбужде­ ния двигателя

L f - J r + rth* = Uf>

21