Файл: Вуколов В.М. Детали из пластмасс в пневмогидравлических системах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
шее количество циклов, чем клапаны, хранившиеся при относи тельной влажности 15—30%, так как после высушивания поли меры становятся более жесткими и теряют частично свои уплот няющие качества. Последнее обстоятельство создает условие для просачивания воздуха через образующиеся микронеровности между седлом и клапаном при тех удельных давлениях, которые обеспечивали герметичность на влажных уплотнителях. Это ве дет к необходимости создания дополнительных нагрузок на кла
пан, а при постоянных усилиях к созданию очагов вымывания материала уплотнителя.
2. Температурные условия окружающей среды (как понижен ные, так и повышенные) на стойкость клапанов практически влияния не оказывают. Клапаны, испытывавшиеся в условиях низких температур (230—200 К) выдерживали по 5—7 тыс. циклов без нарушений состояния подушки, так же как и клапаны, испытанные в условиях высоких температур (320—330 К). Объяс нить это следует тем, что при дренаже в условиях большого пере пада давления наблюдается сильное охлаждение клапана и вен тиля. Вследствие этого дренаж происходит практически в оди наковых условиях, определяемых не температурным режимом окружающей среды, а температурой, создаваемой в процессе дренажа в результате перепада давления.
3. Дополнительная обработка торцевой рабочей поверхности клапана сколько-нибудь существенного влияния на его работо способность не оказывает. Клапаны с удалением всех инородных включений с рабочей поверхности и с двадцатью инородными включениями на поверхности при испытании в сопоставимых ус ловиях показали одинаковые результаты.
4. Применение загрязненного воздуха существенного влияния на стойкость клапанов не оказывает. При испытаниях под одни клапаны подавался чистый воздух, под другие воздух, загрязнен-
НЫДѵ_п^СІ^ом (мелкий сухой песок в количестве примерно 0,25 X X 10 м3 засыпался в трубопровод перед испытаниями клапанов).
В остальном условия были одинаковыми. В результате испытаний клапаны показали их одинаковую эксплуатационную стойкость. Осмотрев клапаны после испытаний загрязненным воздухом, установили, что песчинки проникают в материал уплотнения и прочно в^нем удерживаются. Есть основание предположить, что в дальнейшем при эксплуатации такого клапана происходит по степенный отрыв отдельных песчинок, в местах отрыва образуются очаги вымывания материала уплотнителя, а в дальнейшем это ведет к выходу клапана из строя. Но процесс этот длительный, и клапаны, несмотря на большое количество песка, выходили из строя примерно через такое же количество циклов, что и клапан, под который подавался чистый воздух. С другой стороны, проник новение в вентиль песка и пыли будет отрицательно сказываться на состоянии седла вентиля, что, как показали исследования, не сколько снижает продолжительность работы клапана.
80
5. Исследование влияния состояния седла вентиля на работо способность клапана показало, что дефекты седла отрицательно влияют на стойкость клапанов. Клапаны, испытанные в вентиле с дефектным седлом, выдержали в четыре раза меньше циклов, чем клапаны, испытываемые в вентилях с нормальным седлом. Происходит это потому, что в местах рисок, а также таких дефектов, как сколы и вмятины на седле, ухудшаются условия уплотне ния, начинается неравномерная деформация уплотнителя и на правленное просачивание воз духа, особенно при высоких давлениях порядка (300-ь350) х
X ІО5 Н/м3, что приводит к вы мыванию канавки в уплотнении
ивыходу клапана из строя.
6.Большое влияние на ра ботоспособность уплотнений оказывает место расположения их в схеме. Длительная прак тика работы с компрессором СМ-14К показала, что наиболее слабым звеном в пневмосистеме
компрессора является дренаж ный вентиль, предназначенный для дренажа воздуха из замк нутой магистрали (Рраб = 350 х X Ю8 Н/м2). Несмотря на то что седло и клапан изготовлены
из специальной нержавеющей стали, вентиль не выдерживает
более 300—400 циклов. В этих же условиях значительно |
сни |
|
жается стойкость металлопластмассовых клапанов, |
так |
как |
при работе клапанов в режиме дренажа из замкнутой |
емкости |
происходит значительное увеличение скорости истечения рабочей среды. Для пояснения этого обратимся к схеме, приведенной на рис. 35. Предположим, происходит наполнение объема рабо чей магистрали L2. Вентиль 2 открыт, металлопластмассовый клапан установлен в вентиле 3, вентиль 4 закрыт. Уравнение Бер
нулли для-газа, проходящего |
в сечении баллона I и под кла |
|
паном вентиля 3 может быть записано в виде |
||
С21 |
|
|
2g |
|
k 2g |
где Сг — скорость воздуха при входе в вентиль 3; |
||
Сб — скорость воздуха в |
баллоне; |
|
у — переменный |
удельный вес; |
|
Рб -— давление в |
баллоне; |
|
£с — суммарный коэффициент всех потерь в воздухопроводе.
6 В. М. Вуколов, И. М. Кузьмичева |
81 |
Пусть баллон 1 настолько больших размеров, что можно пре небречь изменением давления и скоростью в нем за цикл дренажа. Коэффициентом, учитывающим потери от неравномерности рас пределения скоростей по сечению потока, также без особой по грешности можно пренебречь. Тогда, принимая на основании сказанного выше Сб = 0, после преобразования получим
Предположим, что дренаж воздуха производится из баллона 1
ватмосферу с помощью вентиля 4 при полностью открытых вен тилях 2 и 3. Испытываемый клапан установлен в вентиле 4. В этом случае дренаж воздуха из баллона можно рассматривать как сово купность процессов истечения воздуха в пространство (например,
ватмосферу) с постоянным давлением и одновременно его расши рение. Тогда, принимая процесс расширения воздуха в баллоне
изотермическим, что может быть допущено ввиду малой продол жительности цикла, скорость истечения воздуха на входе в вен тиль 4 можно выразить уравнением, аналогичным (4),
Обратимся снова к схеме, приведенной на рис. 35. Пусть про исходит дренаж воздуха высокого давления из магистрали L 2 с помощью вентиля 4. Вентиль 3 закрыт, испытуемый клапан уста новлен в вентиле 4.
Проведенные экспериментальные' исследования процессов
быстрого истечения воздуха высокого давления |
из малых объемов |
|||||
позволяют утверждать, что в этом случае нельзя |
пренебрегать из |
|||||
менением давления |
и скоростью в магистрали L2. Тогда |
после |
||||
преобразования уравнения |
Бернулли |
получим |
|
|
||
с > |
= |
ѵ т |
г } ^ Н |
, ^ + С І |
' |
<5) |
где С2 — скорость воздуха |
на входе в вентиль 4; |
|
||||
С3 — скорость |
воздуха |
в середине магистрали L2; |
|
Р2— давление у зазора между клапаном и седлом в вентиле 4\
Рз — давление в магистрали Ь г;
—коэффициент потерь в магистрали.
Сам факт резкого уменьшения долговечности клапанов в этом режиме свидетельствует о значительной величине скорости С3 в уравнении (5) и позволяет оценить правильность ранее принятых допущений.
В результате тщательного анализа причин разрушения поли мерного уплотнителя при Рряб = 300-ІО5 Н/м2 установлено, что для обеспечения надежной работы клапанов геометрические раз*
82
меры магистралей, а также соотношения давлений в них должны быть такими, чтобы за время цикла выполнялось следующее ус ловие:
Pi + |
P l ^ |
Р и’, |
|
где Р\ и Р"і — соответственно |
текущие значения |
избыточного |
|
давления за время цикла в магистрали (емкости) |
|||
высокого и низкого |
давлений; |
(емкости) вы |
|
Рн— начальное давление |
в магистрали |
||
сокого давления. |
|
|
Таким образом, скорость истечениярабочей среды в зазоре между клапаном и седлом оказывает большое влияние на уплот-
1
Рис. 36. Схема для испытаний эффективности дроссельных шайб
някяций элемент клапана. Следовательно, изменение скорости
истечения |
рабочей среды |
может изменить условия работы кла |
||
панов. С этой целью была изготовлена серия дроссельных |
шайб |
|||
с диаметром |
отверстия в |
1 • 10" 3; 1,5-10~3; 1,8-10“ 3; 2 |
-ІО- 3 ; |
|
2,5-10~ 3 |
м. |
Дроссельные |
шайбы устанавливались под гайку на |
|
выходном |
конце дренажной магистрали (рис. 36). Определение |
эффективности действия дроссельных шайб производилось сле дующим образом.
1. При закрытом дренажном вентиле 5 подали под его клапан воздух из баллонов 1 открыванием вентиля 3, зафиксировали дав ление по манометру 4 и закрыли вентиль 3. Открыванием дренаж ного вентиля 5 с различной скоростью произвели стравливание воздуха, одновременно визуально определяя максимальное дав ление по манометру 6. Давление в баллонах перед началом испыта ний контролировали по манометру 2.
В результате испытаний было установлено, что дросселиро вание воздуха при дренаже положительно сказывается на долго вечности клапанов. Это обстоятельство можно объяснить тем, что создаваемое дросселем противодавление (в магистрали за клапа
6* |
83 |
ном) уменьшает скорость истечения воздуха при дренаже через кольцевой зазор между торцевой поверхностью клапана и седла и этим снижает размывающее действие струи воздуха на подушку уплотнения. Исследования показали, что для магистрали с ус ловным проходным диаметром Dy = 8 - ІО“ 3 м лучшие резуль таты получаются при постановке дроссельной шайбы с диаметром
внутреннего отверстия в 1-10“ 3 м и меньше. |
Клапаны, |
испыты |
|||||||||
|
|
ваемые с этими шайбами, |
выдер |
||||||||
|
|
жали без какого-либо |
нарушения |
||||||||
|
|
состояния уплотнения до 5 тыс. |
|||||||||
|
|
циклов. При этом клапаны под |
|||||||||
|
|
вергались высушиванию |
в специ |
||||||||
|
|
альной |
|
камере |
по |
100 ч и более, |
|||||
|
|
что, как |
показали |
исследования, |
|||||||
|
|
сильно снижает стойкость мате |
|||||||||
|
|
риала уплотнения. С увеличением |
|||||||||
|
|
диаметра отверстия в шайбе эф |
|||||||||
|
|
фективность ее действия умень |
|||||||||
|
|
шается. Так, клапан, испытывае |
|||||||||
|
|
мый с шайбой, имеющей диаметр |
|||||||||
|
|
отверстия в |
1,5-10“ 3 |
м, |
|
выдер |
|||||
|
|
живал 3670 циклов, а с шайбой, |
|||||||||
|
|
имеющей отверстие |
в |
2,5-10“ 3 м, |
|||||||
|
|
всего лишь 1900 циклов. |
Таким |
||||||||
|
|
образом, следует считать, |
что при |
||||||||
|
|
установке |
дроссельной |
|
шайбы |
||||||
|
|
в дренажную магистраль эффек |
|||||||||
|
|
тивными являются шайбы с отвер |
|||||||||
|
|
стием |
в |
1-10“ 3 м |
и меньше, со |
||||||
|
|
здающие противодавления, кото |
|||||||||
|
|
рые составляют |
50% |
и |
более от |
||||||
Рис. 37. Схема установки для испы |
давления дренажируемого воздуха. |
||||||||||
тания клапана из поликапролак |
Шайбы с отверстием |
2-10“ 3 м и |
|||||||||
тама с помощью динамометра: |
выше, |
создающие |
противодавле |
||||||||
/ — вентиль; |
2 — труба подвода сжа |
||||||||||
ния порядка 25% |
и |
меньше по |
|||||||||
того воздуха; |
3 — шкала; 4 — рычаг; |
||||||||||
5 —динамометр |
отношению |
к |
дренажируемому, |
менее эффективны.
Наконец, при проектировании уплотнительных элементов в ар матуре пневмогидравлических систем высокого давления необ ходимо правильно выбрать материал уплотнителя с точки зрения эрозионной стойкости. Для этого были проведены работы по исследованию стойкости к эрозионному разрушению двух раз личных материалов. Испытания проводили на клапанах, изготов ленных с уплотнителем из полиформальдегида и поликапролактама. Условия эрозионного разрушения создавались путем непрерыв ного травления сжатого воздуха при минимальном зазоре между клапаном и седлом. На специальном приспособлении (рис. 37) по шкале, разбитой на 360°, определяли величину минимального
84