Файл: Вуколов В.М. Детали из пластмасс в пневмогидравлических системах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зазора, при котором происходило травление рабочей среды, для чего перед началом испытаний фиксировался угол, при котором клапан плотно садился на седло вентиля. Затем поворотом махо­ вичка вентиль открывали до появления сплошного травления воздуха, и также фиксировали угол. Зная углы и конструкцию резьбы штока вентиля, определяли зазор. Травление воздуха производилось из четырех баллонов емкостью 50 л каждый. На­ чальное давление в баллонах равнялось 350-ІО5 Н/м2, конечное давление — 5 -ІО5 Н/м2, время истечения — 4 ч 49 мин.

При испытании клапана с уплотнителем из поликапролактама наблюдалось явление самоуплотнения зазора. Для возобновле­ ния травления необходимо было периодически увеличить зазор по сравнению с первоначальным. За время травления зазор при­ шлось увеличить с 11-ІО"6 до 106-ІО“6 м, Объяснить это можно тем, что при высоких давлениях и температурных режимах в зоне истечения поликапролактам сохраняет свои упругие свойства и после снятия нагрузки с уплотнителя стремится вернуть уплот­ няющую поверхность в исходное положение (в сторону умень­ шения зазора). Полиформальдегид сохранял зазор в процессе всего опыта. По окончании эксперимента обнаружено, что подушка клапана с уплотнителем из поликапролактама никаких дефектов не имела. На уплотнительной подушке из полиформальдегида образовалась дугообразная промоина: на дуге примерно 15° произошло эрозионное разрушение глубиной до 0,3-10“ 3 м. В результате Клапан был выведен из строя. При затяжке макси­ мальным усилием маховичка вентиля герметичности получить не удалось, так как имело место сплошное травление из-под клапана.

Анализируя приведенные данные, можно констатировать, что металлопластмассовые клапаны с уплотнителем из поликапро­ лактама более стойки к эрозионному разрушению воздухом, чем клапаны с уплотнителем из полиформальдегида.

Таким образом, из всего сказанного следует, что при проекти­ ровании арматуры в пневмогидравлических системах высокого давления с уплотнительными элементами необходимо учитывать ряд условий работы последних: температуру окружающей среды, место расположения и конструктивное исполнение арма­ туры и т. д. В зависимости от условий работы уплотнителей сле­ дует выбирать для них тот или иной материал.

§ 12. Пластмассы для герметизации соединений трубопроводов

Выбор материала уплотнителя

К соединениям трубопроводов гидравлических систем подъемно­ транспортных машин предъявляют весьма жесткие и специфиче­ ские требования. Эти требования включают в себя обеспечение полной герметичности при всех условиях эксплуатации системы, высокую вибропрочность, минимальный вес, способность выдер­

85


жать заданное число переборок при высокой герметичности, тех­ нологичность изготовления и обеспечение взаимозаменяемости.

Опыт использования пластмасс в качестве уплотняющих ма­ териалов показал, что полимеры могут быть с успехом применены не только в клапанных устройствах, но и для уплотнений соеди­ нения трубопроводов. Причем исследования, проведенные и опи­ санные ниже, показали, что полимерные прокладки определенной формы, конструкция которых отличается от обычных металличе­ ских и резиновых прокладок, обладают рядом преимуществ перед ними в условиях эксплуатации транспортных машин.

В этом плане ниппельное соединение трубопроводов с пласт­ массовой линзой, конструкция которых описана выше, представляет определенный интерес. Применение этих линз позволило значи­ тельно снизить усилия, которые требуются при затягивании нип­ пельного соединения. Максимальное усилие, требующееся для создания герметичности при давлении 500-ІО5 Н/м2 в ниппельном соединении с условным проходным диаметром Dy = 15-10' 3 м, не превышало 160 Н на плече обычного гаечного ключа. Для создания герметичности при этом же давлении с линзами Dy = = 10-10' 3 м достаточно еще меньшего усилия (затягивание можно производить рукой без ключа).

Однако современные литературные источники не дают ника­ ких данных о применении полимерных линз в качестве уплот­ няющих элементов в пневматических и гидравлических системах. Установлено, что принципиальное заключение о возможности использования новых пластмасс в качестве уплотняющего эле­ мента в системах высокого давления можно сделать только после тщательного анализа работоспособности выбранного материала в конкретных условиях.

Для предварительной оценки работоспособности выбранного материала можно испытать прокладку в приспособлении, пред­ ставляющем собой элемент открытого фланцевого соединения с линзовым уплотнителем (рис. ,38). Через вентиль 2 подается рабочая среда (вода, масло АМГ-10 и др.), давление контроли­ руется по образцовому манометру 3. Приспособление автономно, дает возможность легко заменять элементы фланцевого соедине­ ния 1 и испытывать линзы с различной величиной условного про­ хода. Для предварительной оценки выбранного материала линзы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 10493—63 для стальных линз. Эти линзы необходимо подвергнуть следующим видам испытаний: 1) статическим испытаниям — путем выдержки под непрерывным давлением в течение времени, равного времени цикла работы машины; 2) динамическим испыта­ ниям — путем производства циклов (цикл должен состоять из подачи рабочей среды noj], определенным давлением и сброса дав­ ления до 0); 3) испытаниям на вибрационную стойкость с пара­ метрами вибрации по ТУ на данную машину. Испытания по перо­ вым двум пунктам нужно производить при нормальной, повышенной

86



и пониженной температурах. Испытания по третьему пункту до­ статочно производить при нормальной температуре.

Рассмотрим эксплуатационные возможности применения кап­ рона, фторопласта, эбонита, полиэтилена в качестве уплотни­ теля соединений трубопроводов. Эти материалы выбраны по­ тому, что каждый из них является характерным для определен­ ной группы пластиков и результаты, полученные для них, пока­ зательны для всей группы. Кроме того, данные материалы нашли широкое применение в различного рода промышленной пневмо­ гидравлической арматуре.

Рис. 38. Фланцевое соединение для испытания линз

Анализируя результаты многочисленных экспериментов с этими материалами, мы пришли к следующим результатам.

1.Применение линз из полимерных материалов вполне до­ пустимо.

2.Лучшие результаты показали линзы, изготовленные из капролона.

Как в ниппельном, так и во фланцевом соединениях они выдер­ живают непрерывное статическое давление рабочей среды (400-4- -4-500) ІО5 Н/м2 в различных температурных условиях (220—323 К)

втечение длительного времени. Дали хорошие результаты и ди­ намические испытания (линзы выдержали несколько десятков тысяч циклов, 40% из которых при температуре 320 К). Испыта­ ния капролоновых линз на вибростойкость также прошли удачно. Работа устройства на вибростенде с перегрузкой более 5 g не отразилась на прочностных и герметизирующих свойствах линз.

3.Линзы из фторопласта надежно выдерживают в открытом фланцевом соединении значительно меньшее давление (порядка 100-10® Н/м2), они выходят из строя из-за значительного изме­

нения формы,

а не вследствие разрушения.

4. Линзы из эбонита, хотя и допускают давления порядка

450-10® Н/м2,

но выдерживают его кратковременно, не более

87

4—5 мин, после чего происходит разрыв линзы. Следовательно, в качестве материала для линз целесообразно применять полимер типа капрона ифторопласта. Однако полимеры типа фторопластов, имеющие предел прочности при растяжении в четыре-пять раз меньше, чем полимеры типа капрона, не могут использоваться в открытых соединениях. Эти материалы рекомендуется приме­ нять в ниппельном соединении, где накидная гайка армирует уп­ лотнитель (см. рис. 10, б). Эбонит в качестве материала для уплот­ нительных линз, .работающих при высоких давлениях, рекомен­ дован быть не может, так как из-за большой хрупкости не выдер­ живает высоких давлений сколько-нибудь длительное время.

5. Линзы из полипропилена плохо сопротивляются радиаль­ ному давлению рабочей среды. Даже при давлении порядка (50-^100) ІО5 Н/м2 и нормальной температуре в течение первого часа работы на линзах появляются трещины, вызывающие разру­ шение линзы и нарушающие герметичность.

6. Линзы из полиэтилена при нормальной температуре могут показать достаточную надежность в работе, хотя при этом и зна­ чительно изменяют свою внешнюю форму. Однако при повышен­ ных температурах (порядка 323 К) они под действием давления рабочей среды сильно деформируются и не обеспечивают герме­ тичность соединения.

7. Линзы из полиформальдегида, смолы П-68 и поликапро­ лактама показывают очень высокую прочностную стойкость и выдерживают давление рабочей среды до (400-4-500) ІО5 Н/м2 непрерывно в течение 100 ч и кратковременное (до 1 ч) давление порядка 800ІО5 Н/м2. При этом линзы никаких существенных де­ фектов не получили и могут повторно использоваться в соеди­ нениях. Повышенные и пониженные температуры на эти линзы

отрицательного влияния не оказывают.

_

Таким образом, в соединениях, в которых

можно ожидать

длительного механического воздействия, рекомендуется использо­ вать линзы из полиформальдегида, капролона, смолы П-68 и поликапролактама.

Для более полной оценки работоспособности выбранного ма­ териала необходимо определить предельное удельное давление на уплотнитель от осевого усилия затяжки. Величина удельного линейного давления определяется по формуле

ЯQy/Гуср) /^ср

где Qj — осевое усилие на линзу;

обжатия;

 

Lcp — средняя

длина

площади

обжатие.

dcр — средний

диаметр,

по которому

происходит

Определение осевой силы

сводится

к

расчету по

формуле

 

г\

 

ЛЯ

+ p)

 

1 '

 

V/ =

rcp tg ^

 

88


где М = F - l — момент,

прикладываемый

к гайке ниппельного

соединения

(F — усилие;

I — длина рычага);

а,- — угол подъема средней винтовой

линии;

гср — средний

радиус резьбы;

 

паре.

р — коэффициент

трения в резьбовой

Величина угла подъема a t средней винтовой линии весьма мала. (Для обычных диаметров в силовых резьбах меньше 0,06). На этом основании параметром а можно пренебречь, и формула (6) примет вид

Гсрtgp

 

На основании данных, приведенных в .[29],

можно принять

следующие значения коэффициента

трения в

резьбовой паре:

с применением смазки — 0,18; без

применения

смазки — 0,23.

Были подвергнуты испытаниям линзы из полиэтилена, полифор­ мальдегида, полипропилена, смолы П-68, поликапролактама.

Линзы из всех материалов показали высокую стойкость к осе­ вой внешней нагрузке. Все линзы в условиях отсутствия внутрен­ него давления рабочей среды выдерживали без существенного изменения формы удельные линейные давления до 500-ІО5 Н/м2, что соответствует усилию затягивания гайки при пользовании клю­ чом с нарушением принятых норм эксплуатации, т. е. соответ­ ствует осевому усилию, которое создается на гайке, если затяги­ вают ее ключом с увеличенным в 10 раз плечом приложения силы.

Частота вибрации элементов гидросистемы зависит от жесткости их крепления и соединения, причем она тем выше, чем больше жесткость всей системы. Можно ожидать, что частота колебаний трубопровода, закрепленного на агрегате с металлическими уплот­ нителями, будет больше частоты колебаний той же трубы с пласт­ массовыми уплотнителями. Это обстоятельство вызывает необхо­ димость проверить, как будут реагировать соединения трубопрово­ дов на вибрации, возникающие в гидросистеме при ее работе и транспортировке машин, а также как влияет выбранное соедине­ ние на вибрацию агрегата.

С этой целью необходимо проводить специальные испытания демпфирующих свойств линзовых соединений с количественной оценкой процесса демпфирования.

Линзы должны монтироваться в ниппельных закрытых соеди­ нениях 1 (рис. 39) центральной части трубопровода. Этот уча­ сток трубопровода должен иметь возможность устанавливаться под различными углами к вертикальной плоскости гидропанели, благодаря чему можно менять параметры вибрации. Испытания проводятся два раза: в турбопроводы панесли подается рабочая среда под давлением и без давления. Контроль давления произво­ дится по манометру 3, сброс давления осуществляется с помощью вентиля 2.

89