ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2024
Просмотров: 412
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Первичные преобразователи
Глава 3. Усилители и стабилизаторы
Глава 4. Переключающие устройства и распределители
Глава 5. Задающие и исполнительные устройства
Глава 6. Общие сведения об измерении и контроле
Глава 8. Контроль давления и разрежения
Глава 9. Контроль расхода, количества и уровня
Глава 12. Автоматическая блокировка и защита в системах управления
Глава 13. Системы автоматического контроля и сигнализации
Глава 14. Системы автоматического
Глава 15. Объекты регулирования и их свойства
Глава 17. Конструкции и характеристики регуляторов
Глава 18. Общая характеристика
Глава 19. Математическое и программное обеспечение микроЭвм
Глава 20. Внешние устройства микроЭвм
Глава 21. Применение микропроцессорных систем
Глава 23. Конструкции промышленных роботов
Глава 25. Роботизация промышленного производства
Статические характеристики выражают связь между входными и выходными параметрами в установившемся режиме, а динамические — в переходном, когда входные и выходные параметры изменяются во времени.
Инерционность определяется временем срабатывания, т. е. интервалом времени между моментами подачи на вход сигнала и выработки управляющего сигнала.
Точность срабатывания — разность между истинным значением и заданным значением контролируемого параметра, приводящая к срабатыванию устройства защиты.
Стабильность работы во времени определяется временными, температурными и другими интервалами, в пределах которых устройства могут нормально выполнять свои функции.
Способность к перегрузкам определяется максимальным значением контролируемого параметра и временем его действия, при которых устройства защиты не выходят из строя.
Надежность работы устройства защиты определяется рядом показателей, к числу которых относятся: вероятность безотказной работы в течение заданного интервала времени, средняя наработка на отказ и т. п.
Основными элементами индикаторов аварийных ситуаций являются первичные преобразователи, которые по конструкции и своим характеристикам практически не отличаются от первичных преобразователей, рассмотренных выше (см. гл. 2).
В устройствах защиты применяют стандартные схемы сравнения, усилители, преобразователи и исполнительные органы. Довольно часто в системах защиты используется исполнительный орган общей системы управления. Конструкции всех перечисленных элементов были рассмотрены выше.
В этом параграфе рассмотрены только те или иные индикаторы и сигнализаторы аварийны^ ситуаций.
На практике наибольшее распространение (в схемах управления оборудованием литейных и термических цехов) получили индикаторы аварийных ситуаций предельных положений, аварийных перемещений, предельных уровней жидкостей и сыпучих сред, аварийных деформаций и механических напряжений, аварийных сил И давлений, нарушений температурных режимов, погасания измени топок, аварийной влажности, концентрации пыли и дыма, аварийных значений силы токов и напряжений, замыкания токоведущих шин на землю, систем защиты от травматизма и др.
Индикаторы предельных положений используют конечные (путевые) выключатели. Они устанавливаются таким образом, что срабатывают под действием подвижного элемента защищаемой системы при достижении им соответствующих точек контролируемого пути.
Индикаторы предельных уровней отличаются многообразием конструкций и принципов действия. Выбор типа индикатора зависит от физических свойств среды, уровень которой контролируется. Наибольшее распространение получили поплавковые и кондуктометрическ ие и ндикаторы.
Индикаторы предельных деформаций и механических напряжений наиболее часто содержат тензометрические чувствительные элементы.
Индикаторы контроля статических и медленно изменяющихся сил обычно основаны на использовании динамометрических преобразователей с упругими элементами в виде пружин и колец. Для преобразования деформации в электрический сигнал применяют электроконтактные, потенциометрические или индуктивные первичные преобразователи.
Индикаторы аварийных давлений обычно имеют чувствительные элементы, подобные чувствительным элементам манометров (мембраны, сильфоны, трубчатые пружины и др.).
Индикаторы нарушений температурных режимов обычно базируются на чувствительных элементах, преобразующих тепловую энергию в электрический сигнал, т. е. различного типа термометры.
Индикаторы погасания пламени в топках контролируют наличие факела в камере сгорания нагревательной и плавильной печей, работающих на жидком или газообразном топливе. Подавая сигнал на отключение подачи топлива, индикаторы позволяют защищать печи от взрывов и других опасных последствий, которые могут возникнуть при погасании пламени. В таких индикаторах используются различные способы контроля наличия пламени: контроль за тепловыделением с помощью термочувствительного элемента; контроль за световым излучением,, где используют фотоэлектрические преобразователи (фоторезисторы и фотоэлементы).
Весьма перспективными являются индикаторы в виде электронных датчиков, использующих ионную проводимость пламени. Так, через электроды датчика, введенные в зону факела, может протекать электрический ток с силой 2 ... 1200 тА.
Индикаторы дыма и пыли используются в системах противопожарной защиты, при контроле горения топлива, степени загрязнения окружающей среды и обнаружения недопустимых концентраций пыли в атмосфере цехов и помещений. Наиболее часто контроль осуществляется оптическими или радиоактивными методами по интенсивности излучения, поглощения или рассеивания частицами пыли и дыма.
Наиболее простыми защитными устройствами от перегрузок по току и коротких замыканий являются плавкие, предохранители.
Система защиты от производственного травматизма, который возможен при эксплуатации прессов, циркуляционных пил, механических фуганков и другого оборудования, останавливает машину при обнаружении приближения человека в опасной зоне. В этих случаях обычно применяют индикаторы на базе фотореле, которые срабатывают при прерывании светового барьера, ограждающего опасную зону. Кроме того, используют индикаторы генераторного типа, в качестве чувствительного элемента которого служит антенна. При приближении человека к антенне, подвешенной в опасной зоне, изменяется частота генератора. На выходе генератора появляется сигнал, который можно использовать для остановки оборудования. Генераторный индикатор может срабатывать на расстоянии 1 ... 100 см. Длина антенны может достигать 10 м.
Рис. 109. Схемы защиты электродвигателя от коротких замыканий:
а — с помощью плавких предохранителей; б — с помощью автоматического выключателя; в — с помощью реле максимального тока
Для оповещения обслуживающего персонала о возникновении опасных ситуаций, а также о причинах и характере аномальных режимов работы применяется специальная сигнализация, которая осуществляется акустическими и визуальными средствами, конструкция которых будет рассмотрена в последующих параграфах (см. гл. 13).
Из большого числа различных систем аварийного отключения оборудования наибольшее распространение в литейных и термических цехах получили системы защиты электродвигателей от перегрузок и короткого замыкания, нулевая защита, защита при обрыве троллейных проводов и другие, принцип которых будет рассмотрен ниже.
Защита в схемах управления электроприводами предназначена для предотвращения повреждения электрооборудования. Устройство защиты устанавливают как в силовых цепях, так и в цепях управления. К основным видам защиты в электроприводе относятся: защита от короткого замыкания; максимальная защита, срабатывающая даже при кратковременном превышении установленного значения силы тока; защита двигателей от перегрузок, если сила тока длительно превышает ее номинальное значение; защита от перенапряжения, возникающего в электрических цепях.
Защита от короткого замыкания обеспечивает немедленное отключение цепи, в которой произошло короткое замыкание или чрезмерное увеличение силы тока. Защита осуществляется с помощью плавких предохранителей (рис. 109, а), автоматических выключателей с электромагнитными расцепителями (рис. 109, б) и тепловых реле (рис. 109, в).
Защита плавкими предохранителями трехфазной силовой цепи двигателя обладает большим недостатком. При перегорании одной из вставок двигатель будет работать на двух фазах, что приведет к его перегреву. Этого недостатка лишена защита автоматическими выключателями. При их срабатывании отключаются все три фазы питающего напряжения..
Защита двигателя от перегрузки током предназначается для предотвращения перегрева двигателя при продолжительном режиме работы.
Рис. 110. Схемы защиты электродвигателя от длительных нагрузок с помощью тепловых реле
Для этого в цепи трехфазного двигателя включаются два однополюсных или одно двухфазное тепловое реле. Тепловые элементы (нагреватели) этих реле включаются в цепи двигателя, как правило, после главных контактов магнитного пускателя или контактора (рие. 110).
Защита от длительных перегрузок может также осуществляться и автоматами и тепловыми расцепителями.
Схема защиты от перенапряжения выполняется на реле максимального напряжения, катушка которого включается в измерительную электрическую цепь. Необходимость такой защиты возникает при питании электроприводов от отдельных генераторов или преобразователей.
Нулевая защита — это такой вид защиты, который исключает возможность самопроизвольного включения электродвига' теля после исчезновения напряжения или чрезмерного его снижения. При управлении двигателем с помощью кнопок по схемам, приведенным на рис. 108, такую защиту осуществляют магнитные пускатели КМ1 и КМ2. В этих схемах после отключения магнитных пускателей, замыкающих контакты КМ 1.1 и КМ2.1, включение параллельно пусковых кнопок 5В/ и БВЗ при появлении напряжения на схеме не позволяет включаться магнитным пускателям, так как цепи включения катушек разомкнуты.
Если управление электроприводом “Осуществляется переключателем с фиксированным положением, то нулевая защита обеспечивается включением реле напряжения КУ (рис. 111). Реле включается в исходном положении переключателем, становится на самопитание и через замыкающий контакт создает цепь питания магнитных пускателей КМ1 и К М2. При срабатывании
Рис. 111. Схема нулевой защиты с реле Рис. 112. Схема защиты при обрыве
защиты для включения КУ надо переключатель поставить в исходное положение «О». В цепи катушки реле КV находятся таюре контакты теплового реле КК.
Система защиты при обрыве троллейных проводов служит для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током. Троллейные провода предназначаются в цехах для подвода электроэнергии к мостовым кранам, кран-балкам и другим транспортным средствам.
При обрыве одного из троллейных проводов (рис. 112) между точками А и В возникает разность потенциалов и возбуждается промежуточное реле КА. Размыкающий контакт реле размыкает цепь (с управляющими контактами УК) управления контактора КМ, и троллейные провода обесточиваются прежде, чем оборванный провод долетит до пола цеха. Для повышения чувствительности схемы промежуточное реле включено в диагональ диодного моста.
Контрольные вопросы и задания
-
Расскажите о назначении исключающей блокировки.
-
Расскажите о назначении разрешающей блокировки.
-
Расскажите о назначении блокировки памяти.
-
Какие требования предъявляются к системам автоматической защиты?
-
Расскажите о структуре системы автоматической защиты.
-
Перечислите и дайте определения основных характеристик систем защиты.
-
Расскажите о классификациях систем автоматической защиты.
-
Расскажите об индикаторах аварийных ситуаций.
-
Какие виды сигнализации аварийного состояния применяются в настоящее время? I
-
Расскажите о видах защиты в схемах управления электроприводами.
-
Расскажите о целях и видах нулевой защиты.
-
Дайте описание защиты при обрыве троллейных проводов.