Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
M. Я. Шпитальный
Организация
хозяйственного
расчета
на
полиграфических
предприятиях
Издательство |
Москва |
«Книга» |
1973 |
6П9.5 |
5 |
Г О С . п у с . Ч И Ч Н а » |
||
l |
в я - - . -Ч-- |
. . - - i i ' i |
г.кяя |
|
I I ! 83 |
11 |
Cr,' |
- |
' 'С |
|
•! |
";:;Т/ " Ы О Г о |
•- АЛЛ |
, „ 3201-095 |
л |
Издательство «Книга», 1973 г. |
002(01) 73 Б 3 ' 2 7 " 2 0 " 7 3 |
© |
Предисловие
Всесторонняя интенсификация общественного произ водства и повышение его эффективности, как указывает ся в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему пла ну развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг., является основным направлением экономического разви тия страны как в текущей пятилетке, так и на более дли тельную перспективу.
Выполнение поставленных Директивами XXIV съезда партии задач требует решения многих сложных вопросов, относящихся к повышению эффективности производства, в том числе дальнейшего развития и укрепления хозяйст венного расчета.
Перед полиграфической промышленностью тоже стоят важные и ответственные задачи в новой пятилетке: до биться увеличения выпуска печатной продукции в основном за счет дальнейшего роста производительности тру да, улучшить качество изделий при условии более полного и эффективного использования производственных фондов, сырьевых и трудовых ресурсов и на этой основе снизить затраты на производство и 'повысить его рентабель ность и прибыльность. Решению этих задач будет способ ствовать совершенствование производственно-хозяйствен ных отношений, складывающихся на каждом полиграфи ческом предприятии.
В настоящее время первостепенной задачей отрасли в целом и каждого полиграфического предприятия в от дельности является внедрение полного хозрасчета.
Обобщение опыта внедрения хозрасчета на полигра фических предприятиях страны показало, что проблема
3
внутрипроизводственного хозяйственного расчета много гранна, сложна и не все ее стороны достаточно изучены. Особенно требуется изучать и обобщать опыт внедрения хозрасчета на отдельных полиграфических предприятиях. Такая попытка сделана в настоящей работе, в которой рассматриваются достижения и недостатки в организа ции хозрасчета, а также излагаются задачи, стоящие пе ред предприятиями отрасли по дальнейшему совершен ствованию внутрипроизводственных хозрасчетных отно шений.
Хотя данная брошюра и не претендует на полный ох ват всей проблемы, однако в ней нашли отражение основ ные вопросы организации внутрипроизводственного хоз расчета, такие, как принципы хозрасчета; выбор и опре деление хозрасчетных показателей для подразделений предприятия; учет, анализ и оценка результатов работы; хозрасчетные взаимоотношения; роль социалистического соревнования в хозрасчетной деятельности. Некоторые вопросы рассматриваются с различных точек зрения, что, по нашему мнению, будет способствовать творческому подходу в поиске лучших путей при организации и углуб лении хозяйственного расчета на отдельных полиграфи ческих предприятиях.
Основы хозяйственного расчета предприятия
В Положении о социалистическом государственном производственном предприятии сказано, что производст венное предприятие, являясь основным звеном народно го хозяйства СССР, осуществляет производственно-хо зяйственную деятельность в соответствии с народнохозяй ственным планом на основе хозяйственного расчета.
Последнее обусловлено тем, что предприятие, выпол няя возложенные на него задачи, постоянно вступает в экономические отношения как с обществом в целом (с го сударством), так и с предприятиями и организациями. Эти отношения должны быть хозрасчетными, экономиче ски целесообразными и оправданными. Они основыва ются на следующих принципах.
1. Плановое ведение хозяйства. Народное хозяйством
составной частью которого являются промышленные предприятия, развивается планомерно, и социалистиче ское государство, опираясь на объективные экономиче ские законы, руководит и направляет это развитие, исхо дя из общенародных интересов.
Такие ключевые вопросы, как строительство новых полиграфических предприятий, выпуск основной печат ной продукции в натуральном измерении, техническая политика отрасли, важнейшие показатели работы пред приятий (объем реализации продукции, фонд заработной платы, сумма прибыли и рентабельность), решаются централизованно.
2. Определенная, в рамках государственного плана и прав, предоставленных предприятиям, оперативно-хозяй ственная самостоятельность. Хозяйственный расчет не:
fi.
возможен без проявления инициативы работников на ме стах, направленной на изыскание путей и возможностей более эффективного ведения хозяйства и выполнения за даний государственного плана. Поэтому предприятия на делены определенными правами в области управления, организации производства, планирования, труда и зара ботной платы, материально-технического снабжения и сбыта, финансов. Например, полиграфические предприя тия решают самостоятельно следующие вопросы: в соот ветствии с государственным планом заключают договоры с заказчиками, поставщиками и потребителями про дукции; устанавливают ту или иную технологию и опре деляют техническое оснащение производства; разраба тывают годовые, квартальные и месячные планы произ водственно-хозяйственной деятельности; комплектуют кадры; нормируют труд и определяют формы и системы оплаты труда; устанавливают потребность в оборотных средствах; используют кредиты государственного банка; создают и распоряжаются фондами экономического сти мулирования и т. д.
3. Самоокупаемость всех расходов и рентабельность
производства. Основное условие и главная задача хозрас четной деятельности предприятия — соизмерение затрат с полученными результатами, которые должны обеспе чить не только полную самоокупаемость, но и получение прибыли и достижение рентабельности производства. Это обусловлено требованиями закона расширенного со циалистического воспроизводства. Поступательное дви
жение социалистической |
экономики возможно |
только |
при условии, если каждое |
предприятие будет |
работать |
рентабельно и прибыльно. «Достижение в интересах об щества наибольших результатов при наименьших затра тах — таков непреложный закон хозяйственного строи тельства», — говорится в Программе КПСС.
Прибыль — важный экономический показатель дея тельности предприятия, однако одного этого показателя недостаточно для определения эффективности производ ства. Его дополняет показатель рентабельности, который характеризует эффективность использования имеющих ся в распоряжении предприятия производственных фон дов.
Соблюдая режим экономии, систематически улучшать свою работу, увеличивать прибыль и повышать рента бельность, производства при условии выполнения заданий
8
по выпуску продукции — таковы задачи хозрасчетной деятельности полиграфических предприятий.
4. Материальная заинтересованность в достижении высокой эффективности производства, в правильном и рациональном ведении хозяйства. Материальное стиму лирование конкретно может быть выражено в различной форме, но оно должно быть направлено на сочетание ин тересов общества, предприятия и каждого трудящегося.
Для усиления материальной заинтересованности пред приятий в результатах своей деятельности важное зна чение имеют фонды экономического стимулирования. Создание этих фондов позволяет решить многие вопросы, связанные с финансированием капиталовложений по внедрению новой техники и других мероприятий по раз витию и совершенствованию производства, направленных на освоение новых видов изделий и улучшение качества продукции, а также с осуществлением социально-куль турных мероприятий, финансированием жилищного стро ительства и организацией премирования работников предприятия.
Основным источником образования фондов экономи ческого стимулирования является прибыль. Таким обра зом, в современных условиях хозяйствования экономиче ское стимулирование и материальное поощрение нахо дится в прямой зависимости от результатов работы предприятия, в чем и выражается сущность хозяйствен ного расчета.
5. Материальная ответственность за выполнение
обязательств и упущения в работе, а также за нанесение прямого материального ущерба государству или пред
приятию. Полиграфические предприятия имеют постоян ные тесные производственные связи с заказчиками — издательствами (редакциями). Взаимоотношения поли графических предприятий с издательствами значитель но отличаются от взаимоотношений производителей (по ставщиков) с заказчиками (покупателями) в других от раслях промышленности. Главную роль в выпуске печат ной продукции играют издательства (редакции), а поли графические предприятия лишь выполняют их заказы. Изготовленная продукция принадлежит не полиграфи ческим предприятиям, а издательствам, полиграфисты сдают ее своим заказчикам и поэтому, по сути, не зани маются реализацией выпускаемой продукции через тор говую сеть. Тем не менее от полиграфических предприя-
7
тмй во многом зависит, в какой мере планы издательств по выпуску продукции будут выполнены.
Взаимоотношения двух хозрасчетных организаций — издательства и полиграфического предприятия — регу лируются Типовым договором и Основными условиями выполнения полиграфическими предприятиями заказов издательств. Основные условия предусматривают поря док заключения договоров, нормы загрузки, сроки и по рядок прохождения изданий в производстве, сдачи гото вой продукции, порядок расчетов и имущественную от ветственность сторон. Основные условия обязательны и при заключении и исполнении договоров и составляют их неотъемлемую часть.
В заключаемых ежегодно договорах кроме реквизит ных данных сторон указывается объем выполняемых ра бот в натуральном и денежном измерении, а также усло вия выполнения договора и порядок разрешения споров и разногласий.
Одна из важных сторон взаимоотношений хозрасчет ных организаций — их заинтересованность и ответствен ность за выполнение взятых на себя обязательств, что предусмотрено в Основных условиях. Так, за нарушение сроков сдачи и приема рукописей в набор, подачи кор ректур типографией и возврата корректур издательством виновная сторона платит правой по 2% от фактической стоимости набора за каждый день задержки; за частич ную несдачу тиража полиграфическое предприятие пла тит штраф в размере 2% от суммы номинала недосдан ной продукции; при обнаружении брака при сдаче про дукции предприятие выплачивает издательству штраф в размере 20% стоимости забракованной продукции по номиналу и т. д.
В целях экономического стимулирования повышения качества продукции в Прейскуранте № 57-01-53 оптовых цен на продукцию полиграфических предприятий преду смотрены надбавка за повышенное и скидка за понижен ное качество книжно-журнальной и изобразительной продукции.
Полиграфические предприятия имеют производствен ные и хозяйственные связи с другими предприятиями и организациями. И в этих взаимоотношениях должен дей ствовать принцип материальной ответственности за вы полнение взятых на себя обязательств.
Кроме того, отдельные работники предприятия не-
сут материальную ответственность за сохранность мате риальных ценностей, за выпуск недоброкачественной продукции, за нанесение прямого ущерба предприятию или государству.
6. Всесторонний контроль рублем производственнохозяйственной деятельности предприятия. Контроль руб
лем, конкретно проявляясь в различной форме и направ лениях, основывается на действии закона стоимости и использовании стоимостных категорий, денег, механиз ма цен, кредита и т. д. В настоящее время при усилении экономических методов руководства этот принцип при обретает особое значение во всей системе хозрасчетных отношений.
Государство через финансовые органы, государствен ные банки, вышестоящие хозяйственные организации посредством ценностных и других показателей осуществ ляет постоянный контроль за производственно-хозяйст венной деятельностью предприятия как по администра тивной линии, так и по экономическим каналам.
Финансовые органы контролируют взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом; отделения госбанка постоянно следят за финансовой деятельностью предприятия — за его финансовым состоянием, за пра вильностью и своевременностью взаиморасчетов, за рас ходованием фондов заработной платы и использованием оборотных средств, ' за правильностью расходования и возвратом выданных кредитов и т. д.; вышестоящая хо зяйственная организация контролирует всю производст венно-хозяйственную и финансовую деятельность пред приятия, в необходимых случаях вносит коррективы в показатели его работы, оказывает финансовую помощь или изымает часть средств при их перераспределении (в пределах предоставленных ей прав).
Совершенствуются основывающиеся на хозяйствен ном расчете экономические связи между полиграфиче скими предприятиями и вышестоящими хозяйственными организациями, а также между предприятиями и госу дарственными органами, включая и государственные банки.
Введение платы за производственные фонды, расши рение кредитов и другие мероприятия, проведенные пра вительством за последние годы, направлены на укрепле ние хозяйственного расчета на промышленных пред приятиях.
9