Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
трудничества и товарищеской взаимопомощи, дисципли ны и организованности.
Заключение
Хозяйственный расчет, как метод планового ведения социалистического хозяйства, является основой всей про изводственно-хозяйственной деятельности полиграфиче ского предприятия.
Успешное решение задач, поставленных перед поли графической промышленностью в девятой пятилетке, тре
бует дальнейшего укрепления и развития |
хозяйственного |
расчета на предприятиях отрасли. Этому |
способствуют |
и осуществляемые за последние годы партией и прави |
тельством мероприятия, направленные на укрепление экономики народного хозяйства в нашей стране.
Внутрипроизводственный хозрасчет — составная часть хозяйственного расчета предприятия. Его дальнейшее развитие и совершенствование в настоящее время являет ся одной из основных задач полиграфических предприя тий. Без этого нельзя достичь сколько-нибудь серьезных успехов в экономике полиграфического производства.
Все хозяйственные и производственные отношения между внутренними подразделениями предприятия, меж ду подразделениями и предприятием в целом должны строиться на известных принципах хозяйственного расче та: окупаемость затрат на производство и прибыльность; определенная хозяйственно-оперативная самостоятель ность и заинтересованность в достижении лучших пока зателей в работе; ответственность за рациональное веде ние хозяйства и контроль рублем.
Только последовательное применение этих принципов на каждом участке производства, вплоть до отдельного рабочего места, поможет найти наиболее рациональные и эффективные формы управления экономикой предпри ятия.
С переходом на новые условия планирования и эко номического стимулирования на полиграфических пред приятиях значительно оживилась экономическая деятель ность, повысился интерес к хозяйственному расчету, им серьезно занялись на многих предприятиях.
На таких предприятиях, как московская типография «Красный пролетарий», киевская книжная фабрика «Ок тябрь», Минский полиграфкомбинат, издательство и ком-
99
бинат печати «РадЯнСька Украіна», разработаны поло жения о внутрипроизводственном хозрасчете, определе ны внутренние хозрасчетные подразделения, выработа ны показатели работы этих подразделении, определены хозрасчетные взаимоотношения между ними, разработа ны условия поощрения за достигнутые результаты и ус тановлена ответственность за невыполнение заданий или допущенные нарушения.
Однако еще и в настоящее время в организации внут рипроизводственного хозрасчета на полиграфических предприятиях имеются существенные недостатки: отсут ствует его четкая организация, допускается формализм, недостаточно изучается и используется опыт других предприятий, не введен еще полный хозрасчет, имеются нерешенные методологические вопросы.
Внедрение подлинного и действенного хозрасчета тре бует прежде всего совершенствования показателей и методов внутрипроизводственного планирования, пере стройки учета и всей аналитической работы на предприя тии, наведения соответствующего порядка в организации производственного процесса.
Как известно, прогрессивным методом планирования и учета затрат на производство является нормативный. Его значение возрастает в условиях полиграфического производства, где применяется позаказный метод учета. Нормативный метод основывается на твердой, широко разветвленной нормативной базе, на строгом учете всех отклонений от норматива, на выявлении причин и винов ников этих отклонений. Все это и требуется при органи зации настоящего внутрипроизводственного хозрасчета.
Хозрасчетным подразделениям предприятия прежде всего необходимы понятные для них нормативно-обосно ванные показатели, затем точный и действенный учет их выполнения, оперативное выявление отклонений и уста новления их причин. При таких условиях хозрасчет ста новится активным и подлинным, а не формальным.
Вместе с тем необходимо внести ясность в систему показателей для каждого хозрасчетного подразделения полиграфического предприятия, выработать методику определения этих показателей в условиях цеха, произ водственного участка, рабочего места, отдела, службы предприятия. Так, при организации цехового хозрасчета существенное значение приобретает необходимость за крепления за ними основных и части оборотных фондов,
100
определения показателей прибыли и рентабельности, вы* деления в их распоряжение части фондов материального поощрения.
Важно также найти правильные пути доведения прин ципов хозяйственного расчета до каждого рабочего мес та, до каждого исполнителя, умело использовать при этом различные формы социалистического соревнования.
Хозрасчет, как метод хозяйствования, затрагивает все группы работающих на предприятии. Но умело вести хо зяйство можно только при наличии определенных зна ний в этой области. Для этого необходимо, чтобы все ра ботающие на предприятии овладели знаниями основ кон кретной экономики.
Как говорится в постановлении ЦК КПСС «Об улуч шении экономического образования трудящихся», эконо мическая подготовка выступает в качестве важного усло вия повышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы, активности трудящихся в управлении про изводством, в осуществлении намеченной XXIV съездом КПСС Программы развития народного хозяйства.
Приложения
Приложение 1
«Утверждаю» |
|
|
|
|
|
|
|
Директор |
|
|
|
|
|
|
|
|
.197 |
. г. |
|
|
|
|
|
|
АКТ-ПРЕТЕНЗИЯ |
|
|
|
|
||
|
на предъявление |
хозрасчетных санкций |
|
|
|||
|
|
|
цеху |
|
|
|
|
|
|
|
отделу |
|
|
|
|
|
от |
|
- цеха |
|
|
|
|
|
за |
|
-м-ц |
197 |
г. |
|
|
Ni заказов |
Наименование |
Сумма |
затрат |
Другие |
зат |
Общая |
сумма |
|
претензий |
по заработной |
раты, руб. |
затрат, |
руб. |
||
|
|
плате, |
руб. |
|
|
|
|
|
п |
а |
|
|
197 Г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Подписи представителей |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Приложение |
2 |
|
|
|
ХОЗРАСЧЕТНЫЕ |
ПОКАЗАТЕЛИ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
цеха |
|
|
|
|
|
|
|
|
за |
-197 |
г. |
|
|
|
А. Цеховой |
выпуск |
продукции |
|
|
|
1. По плану |
в |
отпускных |
ценах |
|
|
|
||
2. |
Фактический |
выпуск |
продукции |
|
|
|
||
3. |
Процент |
выполнения |
плана |
— |
|
|
102
|
|
Б. Выполнение |
плана |
по |
прибыли |
|
|
|
и |
уровню |
рентабельности |
||
4. |
Затраты на один рубль цехового выпуска |
|||||
5. |
Плановая |
себестоимость (строка |
1 X строка 4) |
|||
6. |
Плановая |
прибыль |
(строка |
1 — строка |
5) |
|
7. |
Фактические затраты за м-ц |
|
|
|||
8. |
Фактическая прибыль (строка 2 — строка 7) |
9.Среднегодовая стоимость активной части производственных фон дов на год
10. Плановая плата за фонды за м-ц (строка 9 X 0,5%)
11. Балансовая стоимость активной части производственных фондов
|
на 1 . . . . |
|
197 |
г. |
|
|
|
, |
|
|
|
|
~ - |
12. |
Фактическая плата за фонды (строка |
11X0,5%)! —- |
— |
||||||||||
13. |
Плановая |
расчетная |
прибыль |
(строка |
6 — строка |
10)- |
|
||||||
14. |
Фактическая |
расчетная |
прибыль |
(строка |
8 — строка |
12)- |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
строка |
13 |
|
|
|
|
15. |
Плановый |
уровень |
рентабельности |
С Т р 0 к а |
9 100 /о |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
строка |
14 |
|
|
|
16. |
Фактический |
уровень |
рентабельности |
ç T p 0 |
K a |
ц ' 0 0 % |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Ел. изм. |
План |
|
Отчет |
Процент |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выполне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ния |
|
17.Выпуск продукции в на туральном выражении
18.Среднесписочная числен ность работающих
19. Выработка |
на одного ра |
руб. |
|||
|
ботающего |
|
|
руб. |
|
20. |
Фонд заработной |
платы |
|||
|
работающего |
|
руб. |
||
21. |
Экономия |
(перерасход) |
|||
|
фонда заработной |
платы |
|
||
|
с начала |
года |
|
|
|
22. |
Средняя |
заработная пла |
руб. |
||
|
та одного |
работающего |
|
103
В. |
Выполнение плана |
по себестоимости |
Показатели |
Затраты |
по калькулируемым статьям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аз |
ГО Е- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з g |
|
Я.о5:с |
|
2 й |
я |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к H |
|
|
|
а |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч |
О |
3 |
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О* о |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К ѵо | £ 3 |
|
|
о сз. |
|
|
|||
|
11 Затраты на один рубль це |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
хового |
выпуска |
по |
плану |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
2 ІПлановая |
себестоимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
фактического |
цехового |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
выпуска за м-ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Фактические затраты |
за |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
м-ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. К разделу «В» прилагаются данные по исполнению |
||||||||||||||||
сметы |
затрат |
по |
отдельным статьям |
расходов. |
|
|
Приложение |
3 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
цех |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
СПРАВКА |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
о выполнении плана за- |
|
|
|
197 |
|
|
|
|
|
||||||
Показатели |
|
|
|
|
Ел. |
За |
месяц |
|
|
|
С начала |
квартала |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
изм . |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
план |
отчет |
|
% |
|
план отчет |
% |
|||
1. Выпуск |
продукции: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
а) |
в |
отпускных |
ценах |
руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
б) |
в |
натуральных |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
казателях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2. |
Расчетная |
прибыль |
руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
(без |
ширпотреба) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3. |
Рентабельность |
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4. |
Фонд |
заработной пла |
руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
ты — всего (с учетом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
выполнения |
плана |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
выпуску |
продукции |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
отпускных |
ценах) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Численность работаю чел. щих
6.Выработка на 1 рабо руб. тающего
7.Средняя заработная руб. плата
Начальник ПЭО
104