Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

трудничества и товарищеской взаимопомощи, дисципли­ ны и организованности.

Заключение

Хозяйственный расчет, как метод планового ведения социалистического хозяйства, является основой всей про­ изводственно-хозяйственной деятельности полиграфиче­ ского предприятия.

Успешное решение задач, поставленных перед поли­ графической промышленностью в девятой пятилетке, тре­

бует дальнейшего укрепления и развития

хозяйственного

расчета на предприятиях отрасли. Этому

способствуют

и осуществляемые за последние годы партией и прави­

тельством мероприятия, направленные на укрепление экономики народного хозяйства в нашей стране.

Внутрипроизводственный хозрасчет — составная часть хозяйственного расчета предприятия. Его дальнейшее развитие и совершенствование в настоящее время являет­ ся одной из основных задач полиграфических предприя­ тий. Без этого нельзя достичь сколько-нибудь серьезных успехов в экономике полиграфического производства.

Все хозяйственные и производственные отношения между внутренними подразделениями предприятия, меж­ ду подразделениями и предприятием в целом должны строиться на известных принципах хозяйственного расче­ та: окупаемость затрат на производство и прибыльность; определенная хозяйственно-оперативная самостоятель­ ность и заинтересованность в достижении лучших пока­ зателей в работе; ответственность за рациональное веде­ ние хозяйства и контроль рублем.

Только последовательное применение этих принципов на каждом участке производства, вплоть до отдельного рабочего места, поможет найти наиболее рациональные и эффективные формы управления экономикой предпри­ ятия.

С переходом на новые условия планирования и эко­ номического стимулирования на полиграфических пред­ приятиях значительно оживилась экономическая деятель­ ность, повысился интерес к хозяйственному расчету, им серьезно занялись на многих предприятиях.

На таких предприятиях, как московская типография «Красный пролетарий», киевская книжная фабрика «Ок­ тябрь», Минский полиграфкомбинат, издательство и ком-

99


бинат печати «РадЯнСька Украіна», разработаны поло­ жения о внутрипроизводственном хозрасчете, определе­ ны внутренние хозрасчетные подразделения, выработа­ ны показатели работы этих подразделении, определены хозрасчетные взаимоотношения между ними, разработа­ ны условия поощрения за достигнутые результаты и ус­ тановлена ответственность за невыполнение заданий или допущенные нарушения.

Однако еще и в настоящее время в организации внут­ рипроизводственного хозрасчета на полиграфических предприятиях имеются существенные недостатки: отсут­ ствует его четкая организация, допускается формализм, недостаточно изучается и используется опыт других предприятий, не введен еще полный хозрасчет, имеются нерешенные методологические вопросы.

Внедрение подлинного и действенного хозрасчета тре­ бует прежде всего совершенствования показателей и методов внутрипроизводственного планирования, пере­ стройки учета и всей аналитической работы на предприя­ тии, наведения соответствующего порядка в организации производственного процесса.

Как известно, прогрессивным методом планирования и учета затрат на производство является нормативный. Его значение возрастает в условиях полиграфического производства, где применяется позаказный метод учета. Нормативный метод основывается на твердой, широко разветвленной нормативной базе, на строгом учете всех отклонений от норматива, на выявлении причин и винов­ ников этих отклонений. Все это и требуется при органи­ зации настоящего внутрипроизводственного хозрасчета.

Хозрасчетным подразделениям предприятия прежде всего необходимы понятные для них нормативно-обосно­ ванные показатели, затем точный и действенный учет их выполнения, оперативное выявление отклонений и уста­ новления их причин. При таких условиях хозрасчет ста­ новится активным и подлинным, а не формальным.

Вместе с тем необходимо внести ясность в систему показателей для каждого хозрасчетного подразделения полиграфического предприятия, выработать методику определения этих показателей в условиях цеха, произ­ водственного участка, рабочего места, отдела, службы предприятия. Так, при организации цехового хозрасчета существенное значение приобретает необходимость за­ крепления за ними основных и части оборотных фондов,

100


определения показателей прибыли и рентабельности, вы* деления в их распоряжение части фондов материального поощрения.

Важно также найти правильные пути доведения прин­ ципов хозяйственного расчета до каждого рабочего мес­ та, до каждого исполнителя, умело использовать при этом различные формы социалистического соревнования.

Хозрасчет, как метод хозяйствования, затрагивает все группы работающих на предприятии. Но умело вести хо­ зяйство можно только при наличии определенных зна­ ний в этой области. Для этого необходимо, чтобы все ра­ ботающие на предприятии овладели знаниями основ кон­ кретной экономики.

Как говорится в постановлении ЦК КПСС «Об улуч­ шении экономического образования трудящихся», эконо­ мическая подготовка выступает в качестве важного усло­ вия повышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы, активности трудящихся в управлении про­ изводством, в осуществлении намеченной XXIV съездом КПСС Программы развития народного хозяйства.

Приложения

Приложение 1

«Утверждаю»

 

 

 

 

 

 

Директор

 

 

 

 

 

 

 

 

.197

. г.

 

 

 

 

 

 

АКТ-ПРЕТЕНЗИЯ

 

 

 

 

 

на предъявление

хозрасчетных санкций

 

 

 

 

 

цеху

 

 

 

 

 

 

отделу

 

 

 

 

от

 

- цеха

 

 

 

 

за

 

-м-ц

197

г.

 

 

Ni заказов

Наименование

Сумма

затрат

Другие

зат­

Общая

сумма

 

претензий

по заработной

раты, руб.

затрат,

руб.

 

 

плате,

руб.

 

 

 

 

 

п

а

 

 

197 Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписи представителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

2

 

 

 

ХОЗРАСЧЕТНЫЕ

ПОКАЗАТЕЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

цеха

 

 

 

 

 

 

 

 

за

-197

г.

 

 

 

А. Цеховой

выпуск

продукции

 

 

1. По плану

в

отпускных

ценах

 

 

 

2.

Фактический

выпуск

продукции

 

 

 

3.

Процент

выполнения

плана

 

 

102


 

 

Б. Выполнение

плана

по

прибыли

 

 

и

уровню

рентабельности

4.

Затраты на один рубль цехового выпуска

5.

Плановая

себестоимость (строка

1 X строка 4)

6.

Плановая

прибыль

(строка

1 — строка

5)

7.

Фактические затраты за м-ц

 

 

8.

Фактическая прибыль (строка 2 — строка 7)

9.Среднегодовая стоимость активной части производственных фон­ дов на год

10. Плановая плата за фонды за м-ц (строка 9 X 0,5%)

11. Балансовая стоимость активной части производственных фондов

 

на 1 . . . .

 

197

г.

 

 

 

,

 

 

 

 

~ -

12.

Фактическая плата за фонды (строка

11X0,5%)! —-

13.

Плановая

расчетная

прибыль

(строка

6 — строка

10)-

 

14.

Фактическая

расчетная

прибыль

(строка

8 — строка

12)-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строка

13

 

 

 

15.

Плановый

уровень

рентабельности

С Т р 0 к а

9 100 /о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строка

14

 

 

16.

Фактический

уровень

рентабельности

ç T p 0

K a

ц ' 0 0 %

 

 

 

 

 

 

 

Ел. изм.

План

 

Отчет

Процент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполне­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

 

17.Выпуск продукции в на­ туральном выражении

18.Среднесписочная числен­ ность работающих

19. Выработка

на одного ра­

руб.

 

ботающего

 

 

руб.

20.

Фонд заработной

платы

 

работающего

 

руб.

21.

Экономия

(перерасход)

 

фонда заработной

платы

 

 

с начала

года

 

 

22.

Средняя

заработная пла­

руб.

 

та одного

работающего

 

103


В.

Выполнение плана

по себестоимости

Показатели

Затраты

по калькулируемым статьям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аз

ГО Е-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з g

 

Я.о5:с

 

2 й

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к H

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

О

3

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О* о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ѵо | £ 3

 

 

о сз.

 

 

 

11 Затраты на один рубль це

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хового

выпуска

по

плану

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ІПлановая

себестоимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фактического

цехового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выпуска за м-ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактические затраты

за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м-ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. К разделу «В» прилагаются данные по исполнению

сметы

затрат

по

отдельным статьям

расходов.

 

 

Приложение

3

 

 

 

 

 

 

цех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о выполнении плана за-

 

 

 

197

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

Ел.

За

месяц

 

 

 

С начала

квартала

 

 

 

 

 

 

 

 

изм .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план

отчет

 

%

 

план отчет

%

1. Выпуск

продукции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

в

отпускных

ценах

руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

в

натуральных

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

казателях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Расчетная

прибыль

руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(без

ширпотреба)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Рентабельность

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Фонд

заработной пла­

руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ты — всего (с учетом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнения

плана

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выпуску

продукции

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отпускных

ценах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Численность работаю­ чел. щих

6.Выработка на 1 рабо­ руб. тающего

7.Средняя заработная руб. плата

Начальник ПЭО

104