Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— выпуск продукции в действующих оптовых ценах; —• выпуск продукции в натуральном выражении;

фонд заработной платы;

общая сумма прибыли;

рентабельность.

Такие показатели, как численность работающих, сред­ няя заработная плата, себестоимость продукции и дру­ гие, планируют и используют как расчетные данные для анализа.

Эти же показатели предусмотрены для цехов и в По­ ложении о внутритнпографском хозяйственном расчете московской типографии «Красный пролетарий» *.

В «Положении о внутризаводском хозрасчете» на Минском полиграфкомбинате им. Якуба Коласа к основ­ ным показателям отнесены:

— план производства (в ценностном и натуральном выражении) ;

фонд заработной платы;

цеховая себестоимость продукции;

прибыль;

планы организационно-технических мероприятий и по новой технике.

Хозрасчетными показателями служат следующие:

производительность труда;

средняя заработная плата;

рентабельность;

•— затраты на 1 руб. товарной продукции;

численность работающих по категориям;

выпуск товарной продукции на 1 руб. производст­ венных фондов;

— плановая

смета фонда

материального

поощре­

ния.

 

 

 

По-иному решен вопрос'на киевской книжной фабри­

ке «Октябрь». В

«Положении

о хозяйственном

расчете

производственных цехов» сказано, что, исходя из необ­ ходимости повышения ответственности и заинтересован­ ности работников цехов в выполнении главнейших техни­ ко-экономических показателей, по которым оценивается работа фабрики в целом, и в целях обеспечения единства интересов коллектива предприятия и коллектива каждого цеха планирование и оценка результатов хозрасчетной

*Положение о внутритнпографском хозяйственном расчете типо­ графии «Красный пролетарий».

18


деятельности цехов осуществляются по тем же показа­ телям, по которым оцениваются итоги работы фабрики *:

объем реализованной продукции в действующих оптовых ценах;

номенклатура важнейших изделий в натуральном выражении;

общая сумма прибыли;

—• уровень рентабельности.

Кроме этих четырех оценочных показателей до каждо­ го цеха доводят также обязательные показатели:

— общий фонд заработной платы; •— задания по производительности труда;

— себестоимость продукции.

Все остальные плановые показатели — численность работающих, средняя заработная плата и др. — исполь­ зуются на этом предприятии как расчетные при планиро­ вании и для оперативной отчетности.

Из чего же следует исходить при выборе хозрасчет­ ных показателей для внутренних подразделений пред­ приятия? Прежде всего из необходимости обеспечить единство и сочетание интересов предприятия в целом и его подразделений. Это возможно только в том случае, если хозрасчетные показатели нижестоящего подразделе­ ния будут определяться на основании хозрасчетных по­ казателей вышестоящего звена. Так, при выборе хозрас­ четных показателей цеха следует исходить из основных показателей предприятия, для внутрицеховых хозрасчет­ ных участков определяющими служат показатели цеха и т. д. Однако речь идет не о тождестве хозрасчетных по­ казателей этих подразделений, а об их тесной взаимо­ увязке с учетом специфики каждого подразделения и воз­ можности не только планирования, но и учета выполне­ ния установленных заданий.

Второе условие выбора хозрасчетных показателей — их минимальное количество, но такое, которое должно давать полную, всестороннюю и объективную оценку дея­ тельности подразделения. Хозрасчетные показатели дол­ жны давать количественную и качественную оценку рабо­ те подразделения и охватывать все основные направле­ ния его деятельности.

*Материалы по премированию рабочих, руководящих, инженернотехнических работников и служащих в новых условиях планиро­ вания и экономического стимулирования производства. Киевская книжная фабрика «Октябрь». Киев, 1969, с. 78.


Если основываться на рассмотренных принципах, очевидно, правы те работники предприятий, которые при выборе хозрасчетных показателей для цехов неходят из основных показателей предприятия. В этом случае хоз­ расчетными показателями цеха основного производства следует считать:

. — объем реализуемой продукции в оптовых ценах (с учетом специфики производства) ;

производство продукции в натуральном выраже­ нии с учетом качественных показателей;

общий фонд заработной платы;

прибыль;

рентабельность;

мероприятия плана повышения эффективности производства.

В отдельных случаях при необходимости могут уста­ навливаться и дополнительные показатели — произво­ дительность труда, фондоотдача и другие. На тех пред­ приятиях, где по 'тем или иным причинам нельзя обес­ печить планирование и учет хозрасчетных показателей по прибыли и рентабельности, вместо них следует предус­ мотреть показатель себестоимости продукции.

При разработке плановых показателей для хозрасчет­ ных внутрицеховых участков необходимо исходить из хозрасчетных показателей цеха с учетом специфики рабо­ ты участка и возможности организации внутрицехового планирования и учета его деятельности.

В свете рассмотренных принципов показателями хоз­ расчетного участка могут быть:

объем реализуемой продукции в оптовых ценах (при возможности его учета) ;

производство продукции в натуральном выраже­ нии с учетом качественных показателей;

общий фонд заработной платы;

себестоимость продукции (вместо прибыли и рен­ табельности) или в отдельных случаях основные ее эле­ менты;

мероприятия плана повышения эффективности производства.

Показатели хозрасчетной бригады:

производство продукции (производственное зада­ ние) в натуральном выражении с учетом показателей качества;

общий фонд заработной платы;

20


— лимит производственных материалов (в денежном или натуральном выражении).

Втех случаях, когда бригада изготовляет продукцию, которую можно определить в денежном выражении, це­ лесообразно ввести и этот показатель в число хозрасчет­ ных.

Вполиграфической промышленности еще мало приме­ ров внедрения индивидуального хозрасчета, тем не менее можно назвать необходимые хозрасчетные показатели и для этого звена:

производственное задание в натуральном выраже­ нии с учетом показателей качества;

условия оплаты труда 'исполнителя и условия пре­ мирования;

лимиты на материальные затраты — материалы, энергию, топливо и др. (если рабочий по роду своей дея­ тельности расходует их и имеется возможность не только

лимитирования, но

и учета этих материальных затрат

на рабочем месте).

 

Если до исполнителя или исполнителей доведено про­ изводственное задание в количественном (или суммар­ ном) и качественном выражении, исходя из принципа самоокупаемости определены условия оплаты труда, до­ ведены до исполнителя нормы расходования материалов, обеспечены учет и контроль его деятельности, обеспечено материальное стимулирование за результаты труда, есть основания утверждать, что принцип хозяйственного рас­ чета действует и в низовом звене производственного про­ цесса — на рабочем месте.

Проиллюстрируем это положение. Допустим, поставлена задача

перевести на хозрасчет ретушера цеха подготовки форм для

офсет­

ной печати. Форма оплаты труда

ретушеров — повременная.

Вместо

норм выработки им установлены

месячные производственные

нормо-

задания в стоимостном выражении (в оптовых ценах действующего прейскуранта). Месячное нормозадание ретушера составляет 250 руб.,

а с

плановой

переработкой 10% — 275 руб. Месячный

заработок

ретушера 5-го разряда 101

руб., с учетом премии из фонда

заработ­

ной платы в

размере 20% — 121 руб.

 

 

Самоокупаемость рабочего места можно определить следующим

образом:

 

 

 

 

 

 

П=ОС — С;

 

 

 

С = М + З П + П р + К Р .

 

где

I I — условная сумма

прибыли, которая может быть

получена

 

после реализации

продукции, произведенной на

рабочем

 

месте;

 

 

21


ÜC — стоимость продукции (работ),

произведенной на рабочем

месте, в оптовых (или планово

-расчетных) ценах;

С—полная себестоимость продукции, произведенной на рабочем

месте;

 

 

 

 

 

 

 

 

M — стоимость

производственных

материалов,

затраченных на

рабочем месте на производство продукции;

 

ЗП — сумма прямой

заработной платы,

выплачиваемой

рабочему

за

выполнение

работы;

 

 

 

 

 

Пр — сумма премии, выплачиваемой

рабочему из фонда

заработ­

ной

платы

согласно

Положению

о

премиях;

 

KP — сумма всех косвенных

расходов по плану на произведенную

продукцию

(размер KP можно найти

по плановому отно­

шению этих расходов к прямой заработной

плате).

В нашем

примере С = 101+20+101=222

руб. В расчетах

учтено,

что па операцию ретуши расходуется незначительная сумма вспомо­ гательных материалов, которые при калькулировании себестоимости продукции относят на косвенные расходы, а плановый размер косвен­

ных расходов по

отношению

к прямой заработной плате равен

100%: П=275—222=53 руб.

 

Рентабельность

рабочего

места составит:

 

П

53

 

Р = — 1 0 0 = — 1 0 0 = 2 3 , 9 % ,

 

С

222

Для окончательного определения самоокупаемости рабочего ме­ ста необходимо полученную рентабельность сравнить с плановой, и если она будет не ниже ее, значит один из основных хозрасчетных принципов соблюден.

При переводе внутренних подразделений предприятия на хозрасчет необходимо не только правильно выбрать хозрасчетные показатели для них, но и определить мето­ дику расчета этих показателей.

Рассмотрим показатель объема реализуемой продук­ ции в оптовых ценах. Этот показатель для внутренних подразделений предприятия (цехов, участков) носит ус­ ловный характер, так как цехи и участки не занимаются реализацией своей продукции сторонним организациям, а изготовляют, как правило, полуфабрикаты в основном

для

дальнейшей переработки на своем предприятии, т. е.

для

передачи их другим производственным подразделе­

ниям. И только завершающий цех выпускает готовую, за­ конченную продукцию, но и эта продукция не реализует­ ся самим цехом. Таким образом, показатель объема ре­ ализации с точки зрения экономики производства точнее заменить показателем цехового выпуска продукции в оп­ товых ценах. Однако с точки зрения хозрасчета, учитывая необходимость взаимоувязки показателей подразделений с показателями предприятия и заинтересованности всех работников предприятия в конечных результатах его про-

22