Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучая значение каждого рассмотренного принципа и влияние его на организацию хозяйственного расчета, необходимо иметь в виду, что все эти принципы действу­ ют взаимосвязанно, обусловливая и дополняя друг дру­ га, образуют определенную систему ведения хозяйства. Кроме того, хозяйственный расчет нельзя рассматривать как что-то неизменное, раз и навсегда установленное, не зависящее от конкретных исторических условий. Хозяй­ ственный расчет как живой организм все время разви­ вается- и совершенствуется с учетом тех требований, ко­ торые ставятся на том или ином этапе развития нашего общества.

В настоящее время, когда советский народ трудится над созданием материальной базы коммунизма, на по­ вестку дня выдвинуты требования всемерного повыше­ ния эффективности общественного производства, усиле­ ния экономических методов руководства, перехода к бо­ лее совершенным хозрасчетным отношениям —• полному хозяйственному расчету.

Организация внутрихозяйственного расчета на полиграфических предприятиях

Хозяйственный расчет на полиграфических предприя­ тиях имеет свои особенности, обусловленные характером производства и характером выпускаемой продукции.

Уже указывалось, что наиболее тесные хозрасчетные связи складываются между полиграфическими предприя­ тиями и издательствами. Однако полиграфические пред­ приятия имеют определенные связи и с другими органи­ зациями-заказчиками, с промышленными (в том числе и полиграфическими) предприятиями в порядке производ­ ственного кооперирования; с организациями (транспорт­ ными, связи и др.), оказывающими им различные услуги; с поставщиками материалов, энергии, топлива; с поку­ пателями (потребителями) продукции, принадлежащей предприятиям.

В связи с расширением и углублением внутриотрасле­ вой специализации расширяется и усиливается произ­ водственное кооперирование полиграфических предпри­ ятий. Эти связи становятся постоянными и устойчивыми и должны строиться на экономически взаимовыгодных ус­ ловиях. Так, централизация изготовления клише, печат-

Ю

ных форм, штампов, вклеек, накидок, обложек и т. п. эко­ номически целесообразна, если для этого имеются соот­ ветствующие условия и достаточно хорошие организаци­ онные производственные связи.

Хозрасчетные отношения предприятия не ограничива­ ются только его внешними экономическими связями, они распространяются и на его внутренние производствен­ ные и хозяйственные подразделения. В Положении о социалистическом государственном производственном предприятии говорится, что «...производственно-хозяйст­ венная деятельность цехов, отделений и других внутрен­ них звеньев предприятия осуществляется, как правило, на основе внутреннего хозяйственного расчета». Это зна­ чит, что подразделения предприятия организуют свою работу на основе принципов хозяйственного расчета. Однако подразделения действуют в рамках данного пред­ приятия, поэтому внутрихозяйственный расчет значи­ тельно отличается от хозрасчета предприятия. Так, хозяй­ ственный расчет подразделений предприятия предполага­ ет определенную их производственно-хозяйственную самостоятельность, но эта самостоятельность ограничи­ вается внутрипроизводственными отношениями и нахо­ дится в пределах задач и сферы деятельности, определен­ ных планом предприятия, в пределах установленного

руководством

предприятия

внутреннего

распорядка

форме положений

о цехах, участках, отделах и службах,

о премировании, внутрихозяйственном расчете и др.).

Единство

производственного процесса

изготовления

готовой продукции

внутри

предприятия

позволяет

соз­

дать условия для усиления экономических взаимоотноше­ ний между отдельными подразделениями, т. е. чтобы все, что зависит от данного подразделения, оценивалось в ус­ тановленном порядке и определялись результаты его хозрасчетной деятельности, его вклад в общие результа­ ты предприятия.

При внедрении хозяйственного расчета на предприя­ тии необходимо в первую очередь охватить все произ­ водственные подразделения основного и вспомогатель­ ного производства: цехи, участки, бригады и отдельные рабочие места.

Основное хозрасчетное звено внутри предприятия —<• цех, а при бесцеховой структуре — участок. Результаты работы предприятия прежде всего оцениваются резуль­ татами работы его цехов.

11


Важная задача внутрихозяйственного расчета — уста­ новление правильных взаимоотношений между цехами основного производства, а также между цехами основного и вспомогательного производства.

Цехи предприятия находятся в постоянной взаимосвя­ зи, результаты работы одного цеха во .многом зависят от результатов работы другого. Цех несет прямую ответст­ венность только за выполнение возложенных на него за­ дач и в то же время не отвечает за недоработки и упу­ щения в работе других подразделений предприятия. По­ этому прежде всего необходимо четко определить задачи и обязанности каждого цеха предприятия, а затем уста­ новить ответственность за их невыполнение.

Ведущим цехом полиграфического предприятия при­ нято считать печатный *. Цех подготовки печатных форм должен своевременно обеспечить печатный цех необходи­ мым количеством печатных форм требуемого качества. Отделочный цех занимается переработкой и отделкой от­ печатанной продукции. Все три производственных звена находятся в постоянной взаимосвязи, работают по еди­ ному графику, выполняют одну общую задачу по выпуску печатной продукции. Вместе с тем печатный цех не может отвечать за сроки и качество подготовки печатных форм, а отделочный — за сроки и качество печати. Каждый цех имеет конкретные задания, за выполнение которых он и несет ответственность. Однако нередки случаи, когда хозрасчетный цех несет дополнительные расходы или терпит убытки из-за недоработок и упущений в работе других подразделений предприятия. Например, печат­ ный цех, получив своевременно наборную форму, может в процессе печатания обнаружить в ней недостатки, что вызовет дополнительные расходы в этом цехе (простои оборудования, пониженное качество продукции и даже брак). В этом случае дополнительные затраты печатного цеха должны быть учтены и отнесены на себестоимость продукции цеха-виновника.

Несколько иначе складываются взаимоотношения между основными и вспомогательными цехами. Послед­ ние наряду с оказанием плановых услуг могут оказывать основным цехам различные услуги, не предусмотренные плановыми графиками .или выходящие за круг их обя-

* За исключением немногих специализированных предприятий, в которых ведущим может считаться и другой цех.

12

занностей по обслуживанию данных цехов. Например, ремонтный цех может произвести неплановый (аварий­ ный) ремонт печатной машины, текущий ремонт помеще­ ния цеха, вызванный недосмотром за водопроводной сетью со стороны работников цеха и т. п. Это может при­ вести к перерасходу сметы по содержанию вспомогатель­ ного цеха не по его вине. Поэтому на'предприятии необ­ ходим определенный порядок, регламентирующий взаи­ моотношения между основными и вспомогательными це­ хами, и строгий учет их деятельности.

Хозрасчетные отношения внутри предприятия не ог­ раничиваются только отношениями между цехами и между цехами и другими подразделениями предприятия. Они распространяются и на внутрицеховые подразделе­ ния: участки, бригады, рабочие места.

Хозрасчетные участки — это укрупненные производ­ ственные участки, охватывающие частичные процессы производства и возглавляемые мастером.

Вцехе могут быть созданы и хозрасчетные бригады, возглавляемые рабочими-бригадирами. Такие бригады организуются либо как комплексные — по выполнению производственного задания на разных операциях (рас­ пространенные в газетном производстве — на выпуске определенной газеты), либо как сквозные — коллектив­ ное обслуживание машин при работе в две-три смены.

Впроцессе работы между цехом и участками и брига­ дами, с одной стороны, и между отдельными участками и отдельными бригадами, с другой, действуют отношения, основанные на хозрасчете. Эти отношения ограничива­ ются сферой деятельности каждого внутрицехового зве­ на и определяются и регулируются руководством цеха с учетом специфики их работы.

Первичное звено организации производственного процесса — рабочее место, обслуживаемое конкретным исполнителем или бригадой. При переходе на полный хо­ зяйственный расчет его элементы (производственное за­ дание в количественных и качественных показателях, учет достигнутых результатов и контроль, материальная заинтересованность и ответственность) необходимо дове­ сти до рабочих мест, до конкретных исполнителей. Это вытекает из требований режима экономии в работе каж­ дого предприятия, так как экономия должна достигаться непосредственно на каждом рабочем месте, каждым ис­ полнителем (например, экономия бумаги, картона, кра-

13


сок, фотопленки, клея, марли, электроэнергии, экономия затрат труда на единицу продукции).

Полная система внутрихозяйственного расчета пред­ полагает перевод на хозрасчет отделов п служб предприя­ тия, в настоящее время значительно возрастает роль этих отделов и служб в улучшении результатов деятельности предприятия, в укреплении экономики производства. От­ ношения между производственными подразделениями и' подразделениями управления и обслуживания должны строиться не только на административно-правовой, но и на экономической основе. Кроме того, необходимо опре­ делять вклад каждого подразделения 'В общие результаты деятел ьности предп риятий.

Изучение опыта внедрения внутрихозяйственного рас­ чета на отдельных полиграфических предприятиях стра­ ны показало, что в этой области много еще предстоит сделать. Только на некоторых крупных предприятиях хоз­ расчет организационно оформлен, разработаны и введе­ ны в действие Положения о внутризаводском хозрасчете, проводятся мероприятия по его дальнейшему совершен­ ствованию. На других же — хозрасчет отождествляют с обычной плановой и учетной работой, и хотя фактически его элементы действуют, но он не оформлен соответству­ ющим образом. Кроме того, внутрихозяйственный расчет на полиграфических предприятиях в основном охватыва­ ет только цехи и участки. Перевод на хозрасчет бригад, рабочих мест, отделов и служб — явление еще в доста­ точной мере редкое.

Заслуживает внимания и изучения опыт внедрения внутрихозяйственного расчета на таких полиграфических предприятиях страны, как Калининский полиграфкомбинат, Минский полиграфкомбинат, московская типогра­ фия «Красный пролетарий», киевская книжная фабрика «Октябрь», издательство и комбинат печати «Радянська Украіна».

Как показывает практика, внедрению хозрасчета на предприятии предшествует большая организационно-под­ готовительная работа: упорядочение нормативного хозяй­ ства; разработка Положения о внутрихозяйственном рас­ чете, положений о премиях; уточнение методики плани­ рования, учета и анализа выполнения показателей рабо­ ты по хозрасчетным объектам; подготовка специального оснащения (контрольно-измерительных и других уст­ ройств); проведение массово-разъяснителы-юй работы в

14

коллективе; специальная подготовка работников, которые должны непосредственно заниматься вопросами хозрас­ чета. Кроме того, в подготовительный период необходи­ мо рассмотреть возможности углубления специализации цехов и производственных участков, улучшения органи­ зационной структуры предприятия (укрупнение цехов и участков, ликвидация излишних звеньев и т. п.). В этой работе должны принимать участие все основные отделы предприятия под руководством директора или его заме­ стителя по экономическим вопросам.

После уточнения производственной структуры и струк­ туры управления предприятием определяют его внутрен­ ние хозрасчетные подразделения и разрабатывают Поло­ жение о внутрихозяйственном расчете.

Хотя Положение каждого предприятия должно учиты­ вать специфику последнего, можно рекомендовать круг вопросов, которые необходимо включить в его состав: об­ щие положения; перечень и краткая характеристика хоз­ расчетных подразделений предприятия; планирование производственно-хозяйственной деятельности хозрасчет­ ных подразделений; учет их работы; хозрасчетные взаи­ моотношения подразделений (система хозрасчетных пре­ тензий); оценка результатов деятельности хозрасчетных подразделений; материальное поощрение и материальная ответственность.

Разработанный проект Положения широко обсуждают на цеховых и общем собраниях, на заседаниях цехкомов и фабкома и после доработки его утверждает руководи­ тель предприятия.

Для организации внутрипроизводственного хозрасчета очень важно иметь налаженное, широко разветвленное нормативное хозяйство. Хозрасчет основывается на кон­ кретных и точных расчетах, для чего необходимы прогрес­ сивные нормы и нормативы материальных, трудовых и других затрат, действующие на предприятии в определен­ ный период времени. Поэтому до внедрения хозрасчета следует пересмотреть действующие нормы и нормативы и при необходимости уточнить или выработать новые.

Плановый отдел вместе с отделами труда и заработ­ ной платы и производственным уточняют нормы расхода материалов, нормы времени и выработки на всех опера­ циях основного и вспомогательного производства, нормы запаса незавершенного производства, нормативы дли­ тельности производственного цикла и др.; плановый от-

15


дел и отдел материально-технического снабжения уточ­ няют нормы запаса материальных ценностей по подразде­ лениям, цены и тарифы; отдел технического контроля продукции — нормативы отходов на технические нужды; отделы главного механика и энергетика — нормы расхода топлива, энергии, воды, пара, нормативы ремонта, об­ служивания и различных услуг вспомогательного произ­ водства; бухгалтерия и плановый отдел — нормативы оборотных средств по подразделениям предприятия, нор­ мативы денежных расходов, размеры накладных расхо­ дов, оптовые цены на полуфабрикаты и услуги промыш­ ленного характера и др.

Хотя оптовые цены на полиграфическую продукцию построены в основном по технологическим комплексам отдельных работ (полуфабрикатам), в некоторых слу­ чаях требуется их уточнение. Так, стоимость изготовле­ ния машинных форм для офсетной печати включена в оптовые цены на офсетную печать, тогда как затраты на их изготовление относят к формному цеху (если на пред­ приятии имеются формный и печатный цехи). Расчлене­ ние оптовых цен на составные части необходимо и в тех случаях, когда несколько цехов предприятия принимают участие в изготовлении продукции, а оптовая цена прей­ скуранта комплексная (этикетки, бланки, листовая, кра­ сочно-изобразительная продукция).

Наличие в полиграфии отраслевых единых норм вре­ мени и выработки, а также норм расходования материа­ лов значительно облегчает нормирование трудовых и ма­ териальных затрат. Однако не все процессы и работы полиграфического производства охвачены едиными нор­

мами, поэтому предприятиям

приходится

разрабатывать

и применять местные нормы.

Внедрение

новой техники

и технологии обусловливает необходимость применения новых прогрессивных норм. Поэтому вопросы разработки новых норм и нормативов должны быть постоянно в цент­ ре внимания работников предприятий.

Планирование производственнохозяйственной деятельности хозрасчетных подразделений предприятия

Утверждаемые показатели работы хозрасчетных подразделений основного производства и методика их расчета

Четко сформулированные и своевременно доведенные до подразделений предприятия, вплоть до непосредствен­ ных исполнителей, плановые задания способствуют моби­ лизации внутренних резервов производства и успешному выполнению плана подразделениями и предприятием в целом.

Плановые, показатели, количественные и качествен­ ные, производственным подразделениям (цехам, участ­ кам) устанавливаются, как правило, при разработке техпромфинплана предприятия на год с разбивкой по квар­ талам. Затем квартальные планы детализируют по ме­ сяцам в оперативном порядке до начала каждого квар­ тала.

Плановые показатели хозрасчетного цеха (а при бес­ цеховой структуре — участка) делят на хозрасчетные и планово-расчетные. Хозрасчетные — это утверждаемые показатели, которые подлежат обязательному выполне­

нию

и являются оценочными показателями деятельно­

сти

подразделения. Планово-расчетные показатели —

это прочие показатели, применяемые при разработке пла­

на и используемые в аналитических целях.

В

полиграфии перечень хозрасчетных показателей

для

внутренних подразделений устанавливает обычно

предприятие, хотя не исключена возможность определе­ ния этих показателей, особенно для бригад, рабочих мест, самим цехом.

Число и содержание показателей на разных пред­ приятиях может быть различным, что зависит как от ус­ ловий работы и специфики производства, так и от подхо­ да к решению этих вопросов со стороны руководящих работников предприятия. Например, в киевском изда­ тельстве и комбинате печати «Радяньска Украіна» для

основных цехов

установлены

следующие

хозрасчетные

показатели *:

 

 

 

*

Положение по

хозяйственному

расчету издательства и комбина­

та

печати «Радянська Украіна», Киев, 1967.

. і л

 

 

 

- . с

Г' V ы"і Ч ? - Д. J4^ і і