Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Рис. 2. Устройство гусеничного трактора:
о — схема трансмиссии: б — схема размещения механизмов, е — ходовая часть! а — схема трансмиссии при дизельэлектрическом приводе
Тракторный транспорт осуществляется поездами, состоящими из тягача-трактора и из тракторных прицепов — бортовых и саморазгружающихся, с открывающимися внизу створками днищ и с опро кидывающимся кузовом.
Так как тракторы применяются не только для передвижения при цепов, но и с различным навесным оборудованием (бульдозер, ку сторез и др.) и со скреперами, в силовой передаче имеется вал отбора мощности 9. Этот вал подключается к коробке передач с по мощью муфты 7 и служит для присоединения шестеренчатого насо са или лебедки.
Увеличение скорости движения трактора и улучшение его тяго вых качеств достигается в дизель-электрическом тракторе (рис. 2, г). Передача мощности от двигателя к ведущим колесам
происходит следующим образом: от дизеля 21 через |
редуктор |
20 — силовому генератору 19; от силового генератора на |
коллек |
тор тягового двигателя 18; далее через коническую передачу 10, фрикционы и бортовые редукторы на ведущие колеса 4.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ. БАЗОВЫЕ КОЛЕСНЫЕ ТЯГАЧИ
К современным грузовым автомобилям предъявляется ряд тре бований:
перевозка грузов с максимальной технической скоростью (ди намичность автомобиля);
обеспечение относительно небольшого удельного расхода горю чего (топливная экономичность) ;
легкость и точность управления машиной (управляемость); сопротивляемость опрокидыванию, скольжению и заносу (устой
чивость) ; движение в тяжелых дорожных условиях (проходимость);
безотказная работа продолжительное время в нормальных условиях эксплуатации (долговечность и надежность);
отсутствие сложных ремонтов и технических обслуживаний (ремонтопригодность).
Кроме выполнения этих обычных требований автомобили, при меняемые на строительстве, должны быть: просты по конструкции и особо удобны в управлении, учитывая, что им приходится рабо тать в тяжелых производственных условиях; высоко маневренны, когда необходимо работать в стесненных условиях строительных площадок; прочны, особенно рамы, подвески и кузовы при погруз ке экскаваторами; наконец, как правило, специализированы, т. е. приспособлены для перевозки определенных видов строительных конструкций и материалов.
К специализированным автомобилям для строительства отно сятся автомобили-самосвалы, землевозы, электросамосвалы (трол лейвозы и дизель-троллейвозы), автоцементовозы, прицепы-тяже ловозы, панелевозы и другие машины, конструктивные схемы которых решены с учетом транспортирования строительных грузов.
9
6
Рис. 3. Гидравлический привод автосамосвала:
а — схема привода; б — схема управления |
приводом |
|
А в т о м о б и л и - с а м о с в а л ы |
применяются |
для перевозки |
песка, гравия, щебня и других насыпных грузов. |
У автосамосва |
лов кузов делается опрокидным. Опрокидывание кузова 6 (рис. 3, а), соединенного с надрамником 4 и рамой 7, осуществляется с помощью гидравлического подъемника 8. Масло в подъемник по дается шестеренчатым насосом 5, приводимым во вращение с по мощью карданных передач 9, соединенных с коробкой отбора мощ ности /л В этой коробке имеются шестерни, присоединяющиеся к шестерням коробки передач 3, приводимым в движение двигате лем 2 автомобиля.
Работа гидравлического подъемника (рис. 3, б) состоит в сле дующем.
Ш
Для подъема кузова кран управления 10 устанавливается так, что масло из шестеренчатого насоса поднимает клапан 13, сжимая пружину И, входит под поршень 12 и своим давлением передви гает его вперед.
При зафиксированном положении кузова клапан 13 прижат пружиной И, а кран управления 10 установлен так, что насос 5 работает вхолостую.
Для опускания кузова кран управления 10 устанавливают так, чтобы масло, находящееся ранее под поршнем 12, поступало на поршень сверху.
Конструкции автосамосвалов бывают не только с разгрузкой назад, но и с опрокидыванием на обе стороны и вперед.
В районах с сухим и устойчивым климатом, когда требования к тяговым качествам машин снижаются, на земляных работах вме сто автосамосвалов успешно применяются з е м л е в о з ы с донной и задней разгрузкой грузоподъемностью до 20—30 г* Эти земле возы состоят из неподрессоренной тележки без ведущих колес и одноили двухосного тягача на пневмоколесном ходу.
Недостаток таких машин заключается в том, что только 40—60% общего веса приходится на ведущие колеса тягача, т. е. являются его сцепным весом. Частично этот недостаток компенсируется при менением пневмошин со специальным глубоким рисунком протек
тора (беговой части покрышки), |
увеличивающим сцепление |
шин |
с грунтом. |
задней разгрузкой показан |
на |
Один из типов землевозов с |
рис. 4. Он представляет собой одноосный тягач 1 с присоединен ной к нему тележкой с ковшом 4, опирающимся на задние непод рессоренные колеса 3. При включении водителем лебедки 2 вилка 5 подается назад и ковш опрокидывается.
А в т о ц е м е н т о в о з ы (рис. 5) самозагружающиеся и саморазгружающиеся применяют для перевозки цемента на строитель стве.
И
Рис. 5. Общий вид автоцементовоза
Устройство для самозагрузки цементовоза (рис. 6) состоит из компрессора 8, фильтров 5, 6, 7, загрузочной трубы 3, шланга 2 и сопла 1. Когда цистерна загружена, мембранное устройство 4 (резиновая диафрагма) подключает звуковой сигнал.
Для перевозки машин и оборудования весом до 60 т применя ются автомобильные п р и ц е п ы-т я ж е л о в о з ы .
Эти тяжеловозы применяются как обычные двухосные прице пы с передней поворотной тележкой или как полуприцепы, пере мещаемые тягачей седельного типа.
Прицеп (рис. 7) состоит из двух основных частей: выкатной тележки 1 и платформы 3. Выкатная тележка служит опорой для поворотного шкворня платформы, жестко укрепленного в перед ней ее части (хоботе). Тележка снабжена тяговым дышлом.
Платформа имеет две несущие хребтовые балки, связанные между собой поперечинами.
Прицеп снабжен съемными въездными трапами. Большие тра пы 5 шарнирно соединены с платформой и по окончании погрузоч ных работ откидываются на хвостовую часть. Малые трапы 2, ко
торые |
служат |
продолжением больших, |
по окончании |
погрузки |
|||
|
|
5 |
укладываются на |
при |
|||
|
|
цеп, на незанятое |
гру |
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
зом место. |
|
|
на |
|
|
|
|
Груз по трапам |
||||
2 |
|
|
таскивают |
лебедкой, |
|||
|
|
которая устанавливает |
|||||
|
|
|
ся |
вне прицепа. |
|
При |
|
|
|
|
натаскивании |
|
канат |
||
|
|
|
укладывается на |
роли |
|||
|
|
|
ки, |
укрепленные |
в |
пе |
|
|
|
|
редней части |
платфор |
|||
|
|
|
мы. |
Хвостовая |
часть |
||
|
|
|
платформы* w V ІІІЫ» |
опирается |
|||
Рис. |
6. Схема |
самозагрузки автоцементовоза |
на |
16 колес> |
V 1 1 K U ы ѵ * ѵ / д |
||
сблокиро |
ванных в две балансирные тележки 4, которые опираются на крон штейны, приваренные к хребтовым балкам платформы.
При наличии соответствующей оснастки прицепы-тяжеловозы также используются для перевозки стеновых панелей и перего родок.
12
Перспективными машинами являются э л е к т р о с а м о с в а - л ы-троллейвозы, которые были сконструированы на базе автоса мосвалов грузоподъемностью 5, 10 и 25 г (рис. 8).
Троллейвозы снабжены электродвигателями и питаются через штанговые токоприемники от контактной сети *. Для троллейвозного транспорта необходимы тяговые подстанции постоянного тока и контактная сеть, часть которой устраивается на легких опорах и является передвижной,- Поэтому троллейвозы можно применять только при наличии постоянной и длительно существующей трассы движения, например, в карьерах строительных материалов и на заводах строительной индустрии.
По сравнению с автосамосвалами троллейвозы имеют ряд су- - щественных преимуществ: электродвигатели требуют меньших ре монтов, чем двигатели внутреннего сгорания, и тяговые качества их лучше; троллейвозы хорошо работают и зимой, не нуждаясь в гаражах; условия работы водителей значительно лучше ввиду от сутствия отработанных газов и благодаря более простому обслу живанию двигателей; применяется электродинамическое торможе ние с рекуперацией (возвратом) энергии в сеть.
Для строительной индустрии особенно перспективными явля ются дизель-троллейвозы (рис. 9 и 10). На этих машинах кроме электродвигателей установлен вспомогательный дизель, позво ляющий отходить в сторону от контактной сети в те места, где затруднено ее устройство. Дальнейшего совершенствования кон струкций дизель-троллейвозов, также как и грузовых автомобилей
* За рубежом (в США) троллейвозы начали применяться на три года позже, чем в СССР.
13
Рис. 8. Троллейвоз грузоподъемностью 5 т, сконструированный на базе автосамосвала:
|
|
|
дв,игатель; |
2 -р ы ч а г |
переключения |
||||
4 — nLua* пеРедач, 3 — рычаг |
для |
опускания кузова; |
|||||||
тивленна |
„пЛЯ включения |
грузоподъемника: |
5 — сопро- |
||||||
6 - |
і т л и » ^ \ ° беспечения |
плавности |
пуска |
двигателя: |
|||||
п |
« ™ |
Р |
гидроподъемника; |
7 — шток |
поршня |
гид- |
|||
пРоа“ |
^г |
КОГО |
п № -емника; |
« -р ы ч аж н ая |
система |
для |
|||
сетк |
кузова; 5 «токоприемники; |
10 — контактная |
”~ ^ 30®' 12 Г ведУЩ"е колеса; 13 — дифферен-
шест’епен^ГтКайРДаННЬ,Й ? /л к ведУЩим колесам; 15 — шестеренчатый насос; 16 — карданный вал к шестерен-
регѵлиотГяни7 ’ >? ~ контРоллеР для пуска, торможения, га^лч? /I скорости и реверсирования электродви гателя, 18 — рукоятка контрол
лера для реверсирования; 1д _ педаль контроллера для пуска двигателя; 20 « педаль включе ния сцепления; 21 — педаль кон троллера для электропневматиче-
ского торможения; 22 — коробка передач; 23 — сцепление.